Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MODELLING OF PROCESS OF SOCIALIZATION OF CHILDREN AND TEENAGERS IN THE CONDITIONS OF THE ETHNOCULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Karpushina L.P. 1 Sokolova P. 1
1 The State Educational Institution of Higher Professional Education “Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev”, Saransk
The article touches upon the model of socialization of pupils of general educational establishments who examine various ethnic cultures which make a basis of ethno-cultural educational environment. The ethno-cultural educational environment represents a specially organized social-subject environment of educational establishment where there is a formation of children and teenagers as citizens of Russia, representatives of certain ethnos and members of the world community. An ethno-socio-cultural competence is formed during the socialization of students in conditions of ethno-cultural educational environment. It allows carrying out ethnic and ethno-cultural intercourse and communication based on cooperation and collaboration.
socialization
ethno-cultural education
ethno-socio-cultural competence
ethno-cultural educational environment
Социализация детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды предполагает моделирование данного процесса. То есть определение целей, задач, принципов, содержания, педагогических средств, сформулированных с учетом идей современного этнокультурного и поликультурного образования, с учетом потребностей государства, социума, этносов, современного состояния этнокультурного образования [1]. В педагогической модели можно выделить целевой, содержательный, организационно-процессуальный, критериально-диагностический компоненты.

Целевой компонент педагогической модели социализации детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды связан с воспитанием личности, обладающей гражданственностью, патриотизмом, этносоциокультурной компетентностью, способностью к проявлению гуманного, толерантного отношения к представителям различных этносов и их культур, межэтническому и межкультурному общению, взаимодействию и сотрудничеству, к социально ответственному поведению в российском и мировом социокультурном пространстве [2].

Цель реализуется посредством следующих задач:

  • формировать у детей и подростков гражданственность, патриотизм, способствовать становлению этносоциокультурной позиции, социально ответственного поведения, предполагающего гуманное отношение к разным этносам и их культурам, направленность на дружественное межэтническое и межкультурное общение в поликультурном и полиэтническом пространстве;
  • приобщить детей и подростков к своей культуре и к культурам других народов, помочь в реализации этнокультурных потребностей и потребностей в межэтнической и межкультурной коммуникации, формировать уважительное отношение к этносам и их культурам, желание общаться, взаимодействовать и сотрудничать с представителями различных этносов;
  • способствовать усвоению учащимися этносоциокультурных норм, таких как: любить свою малую и большую Родину, уважать представителей различных этносов и их культуры, стремиться к межэтническому и межкультурному общению, взаимодействию и сотрудничеству; стремиться познавать культуру народов региона, стран, мира, постигать общечеловеческие и этнические ценности, заложенные в этнических культурах, чтить историю своего народа, других народов, страны, любить природу;
  • дать учащимся этнокультурные и этносоциокультурные знания, формировать необходимые умения и навыки общения, взаимодействия и сотрудничества с представителями разных этносов и их культурами;
  • формировать этносоциокультурную компетентность, способствовать приобретению этносоциального опыта общения с людьми на основе народных традиций;
  • вовлекать учащихся в этносоциокультурную, этнокультурно-познавательную и этнокультурно-творческую деятельность.

Педагогическая модель основывается на следующих принципах:

  • гуманистическая опосредованность всех межэтнических взаимоотношений, взаимодействий и общения;
  • направленность на диалог и полилог этносов и этнических культур в учебном и воспитательных процессах;
  • демократизм, плюрализм, открытость образовательной среды для межэтнического и межкультурного общения.

Содержательный компонент педагогической модели отражает мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный аспекты социализации детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды. В общем виде он представляет собой эмоционально-ценностный опыт отношения к действительности, этносоциокультурные знания, умения и навыки, опыт этносоциокультурной творческой деятельности, обеспечивающие учащимся качественное межэтническое и межкультурное общение, сотрудничество и взаимодействие.

Содержание социализации детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды должно разрабатываться на основе накопленного обществом этносоциокультурного опыта, представляющего собой опыт социальных отношений, общения и взаимодействия представителей этносов, зафиксированный в общественном сознании посредством этносоциокультурных знаний, представлений, моделей и норм поведения, способов этносоциокультурной деятельности.

В процессе реализации содержания социализации детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды у учащихся будет накапливаться личностный этносоциокультурный опыт - результат познавательной и практической деятельности человека, выражающийся в синтезе этнокультурных и этносоциокультурных знаний, представлений, понятий, опыта овладения способами этносоциокультурной деятельности, опыта эмоциональных отношений и этносоциокультурного творчества в определенной этнической и этнокультурной среде.

Таким образом, можно выделить следующие компоненты, которые будут составлять основу содержания социализации детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды:

  • опыт эмоциональных отношений (закрепившиеся эмоциональные оценки этносоциокультурной действительности и эмоциональные отношения к ее различным этническим и этнокультурным объектам);
  • этнокультурные и этносоциокультурные знания, представления, понятия (знания об этнической среде, культуре народов, их истории, традициях и обычаях, социальных статусах и ролях, нормах и правилах социального поведения, отношениях в полиэтническом пространстве и др.);
  • опыт овладения способами этносоциокультурной деятельности (совокупность умений и навыков, с помощью которых достигается весомый практический результат в процессе жизнедеятельности в полиэтнической и поликультурной среде, вырабатываются адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы межэтнического согласия и взаимного доверия);
  • опыт этносоциокультурной творческой деятельности (особое содержание этносоциокультурного опыта, не совпадающего ни со знаниями, ни с навыками и умениями, усвоенными по образцу).

Особое место в социализации детей и подростков в этнокультурной образовательной среде должен сыграть курс «Народы России: опыт межэтнического, межкультурного взаимодействия и сотрудничества».

Данный курс включает в себя информацию этнокультурного, социокультурного, этического, художественного характера, способствует приобретению этносоциокультурного опыта, освоению личностных, этнокультурных, социально-групповых, государственно-общественных, общечеловеческих ценностей и знаний, способен помочь в социализации младших школьников в условиях этнокультурной образовательной среды.

Факультатив «Народы России: опыт межэтнического, межкультурного взаимодействия и сотрудничества» может реализовываться как самостоятельный предмет, а также частично в содержании таких уроков, как чтение, письмо, природоведение, музыка, изо, труд, физкультура.

Специфика курса в том, что с одной стороны, раскрывается своеобразие культур разных народов России, а с другой - осуществляется подготовка школьника к межэтническому и межкультурному общению, к социализации в условиях этнокультурной образовательной среды.

Тематический план экспериментального курса включает в себя 4 больших раздела:

  1. Моя семья - моя малая Родина.
  2. Народы России - в зеркале её истории.
  3. Жизнь, быт и традиции народов России.
  4. В единстве народов - сила и величие России.

Первый раздел «Моя семья - моя малая Родина» является важным разделом, в котором формируется любовь к Родине, гражданственность. В этом разделе происходит изучение России как родины разных народов, а затем изучение конкретной семьи и малой родины как частицы одной большой Родины.

Второй раздел «Народы России - в зеркале её истории» знакомит с культурно-педагогическим наследием каждого народа как семьи в контексте истории. Это знакомство происходит на основе сравнения отношений разных народов к культурным ценностям, позволяющего выявить много общего в культурах народов России, что позволяет сделать вывод, что народы России представляют собой одну большую семью.

Третий раздел «Жизнь, быт и традиции народов России» знакомит с культурой, бытом народов России, раскрывает общее в жизни разных народов, их стремление к взаимодействию и сотрудничеству.

Четвертый раздел «В единстве народов - сила и величие России» строится на развитии и сохранении темы дружбы, мира и сотрудничества разных народов, что является фактором сохранения единства в современных социокультурных условиях.

Этносоциокультурный опыт, приобретенный в ходе проведения факультатива в условиях этнокультурной образовательной среды, содействует успешной социализации младших школьников в современном поликультурном и полиэтническом пространстве, активному межэтническому и межкультурному общению, взаимодействию и сотрудничеству.

Организационно-процессуальный компонент включает соответствующие формы, методы, технологии и средства, а также условия реализации этнокультурного подхода к музыкальному образованию учащихся общеобразовательных учреждений.

Образовательную среду школы должны насыщать различные формы, направленные на организацию межэтнического и межкультурного взаимодействия и сотрудничества:

  1. Организация этнокультурной и этносоциокультурной деятельности школьников (проведение уроков, внеклассных мероприятий с этнокультурным компонентом, оформление стендов, проведение выставок, факультативных курсов, тематических вечеров, посещение музея и т.д.).
  2. Просвещение родителей (проведение лекций по этнопедагогике, этноэтике, индивидуальных и групповых консультаций, организация совместно со школьниками тренингов, вечеров, внеклассных мероприятий этнокультурной направленности, посещение музеев и т.д.).
  3. Сотрудничество педагогов (проведение открытых занятий, внеклассных мероприятий с этнокультурным компонентом, выступления на заседаниях методических объединений, участие в научно-практических конференциях и т.д.).

При организации процесса этнокультурного образования и социализации школьников используют следующие методы, которые способствуют формированию взглядов, мнений школьников и обмену информации между ними: диалог, дискуссия, рассказ, лекции, проект, моделирование, интерактивные игры и т.д.

В качестве технологий, способствующих социализации детей и подростков в этнокультурной образовательной среде, стоит выделить:

  • технологии сотрудничества;
  • проектные технологии;
  • интерактивные технологии (тренинги, ролевые игры и т.п.);
  • медиатехнологии, медиаинновации, которые являются новыми видами коммуникации;
  • информационно-коммуникационные технологии.

Название «технология сотрудничества» было предложено педагогами-новаторами, в опыте которых соединились достижения русской и зарубежной психолого-педагогической науки и практики [3]. Авторами технологии сотрудничества являются такие педагоги-новаторы, как Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов и др. Суть технологии сотрудничества заключается в создании условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных ситуациях, основанных на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.

Основываясь на методе проектов (Дж. Дьюи), а также учитывая влияние современных тенденций на технологизацию педагогической науки, сформировались проектные технологии. Анализ педагогической и методической литературы показал, что в науке используются такие термины, как метод проектов, проектный метод, проектная технология [4]. В нашей работе мы будем использовать термин «проектная технология». Основанием проектной технологии является стимулирование интереса учащихся к определенным проблемам, которые предполагают овладение соответствующими знаниями, и их решение при помощи проектной деятельности. Работая в области проектных технологий, исследователи сходятся во мнении, что проектная технология способствует более полному усвоению изучаемого материала, формированию умений и навыков планирования, а затем и практического применения материала, развитию проектных умений и навыков, формированию творческих способностей.

Проектные технологии характеризуются развитием у учащихся самостоятельности, творчества, социальной активности, стремлением к межэтническому и межкультурному общению, умением взаимодействовать и сотрудничать с другими учащимися, с педагогом, т.е. развитием качеств личности, необходимых в современных условиях полиэтнического и поликультурного социума.

Информатизация образования, основанная на применении новых информационно-коммуникативных технологий, направлена на усиление мотивации учения, на активизацию мыслительной деятельности, на эффективность усвоения материала, на использование различных и улучшенных форм и методов организации учебного процесса, которые обеспечивают переход от механического усвоения знаний к умению приобретать их самостоятельно. Использование информационно-коммуникативных технологий помогает повысить эффективность образовательного процесса, сделать уроки более насыщенными, интересными, облегчить усвоение изучаемого материала. А привлечение этнокультурного материала при использовании информационно-коммуникативных технологий с опорой на жизненный опыт способствует всестороннему развитию личности школьника, приобщению к своей культуре и к культурам других народов, формированию толерантности.

Одним из современных направлений «активного обучения» являются интерактивные технологии. В переводе с английского «интерактивный» означает «взаимодействующий или находящийся в режиме беседы». Интерактивная технология подразумевает организацию плодотворного общения и взаимодействия учащихся между собой и с педагогом, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний. В процессе интерактивного обучения учащиеся учатся высказывать собственное мнение, правильно формулировать свое мнение, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать мнение других. Интерактивные технологии являются современным и важным средством развития коммуникативных умений.

Успешность апробации модели социализация детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды зависит от следующих условий.

  1. Социализация детей и подростков должна осуществляться в процессе активного межэтнического и межкультурного общения, организуемого в ходе учебной и внеучебной работы, в которой задействованы все субъекты воспитательно-образовательного процесса (педагоги, учащиеся, семья и др.).
  2. Успешная социализация детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды требует осуществления мониторинга сформированности этносоциокультурной компетентности, включающей в себя мониторинг когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностного компонентов, и мониторинга эффективности этнокультурной образовательной среды общеобразовательного учреждения как фактора социализации учащихся.
  3. Необходимо активно задействовать в процессе этнокультурной социализации родителей старшее поколение для демонстрации практической реализации образцов толерантного этносоциального поведения и этнокультурной деятельности - бабушку, дедушку, которые любят свою культуру, занимаются каким-либо видом народного искусства.
  4. Очень важно использовать возможности ИКТ, медиатехнологий, при помощи которых учащиеся могут познакомиться с различными этническими культурами, народным искусством, завести знакомство с учащимися общеобразовательных учреждений разных регионов, национальных республик.
  5. Большое значение имеет отношение педагогов, администрации учебного учреждения к организации активной этносоциокультурной деятельности, при этом учитель должен сам являться образцом толерантности и этносоциокультурной компетентности.

Эффективность модели социализации детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды определяется по личностным критериям и по образовательно-социальному критерию «эффективность апробируемой модели социализации детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды в ОУ».

Уровень сформированности этносоциокультурной компетентности учащихся будет диагностироваться по степени сформированности следующих компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного.

Таким образом, педагогическую модель социализации детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды определяют целевой, содержательный, организационно-процессуальный, критериально-диагностический компоненты, обеспечивающие воспитание личности, обладающей гражданственностью, патриотизмом, этносоциокультурной компетентностью, способностью к проявлению гуманного, толерантного отношения к представителям различных этносов и их культур, межэтническому и межкультурному общению, взаимодействию и сотрудничеству, к социально ответственному поведению в российском и мировом социокультурном пространстве.

Рецензенты:

  • Якунчев М.А., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск.
  • Винтин И.А., д.п.н., профессор кафедры педагогической психологии и педагогики, зам. директора историко-социологического института Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск.