Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Карпушина Л.П. 1 Соколова П.Ю. 1
1 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», Саранск
В статье рассматривается модель социализации учащихся общеобразовательных учреждений в ходе освоения различных этнических культур, которые составляют основу этнокультурной образовательной среды. Этнокультурная образовательная среда представляет собой специально организованное социально-предметное окружение образовательного учреждения, в котором происходит становление детей и подростков как граждан России, представителей определенного этноса и членов мирового сообщества. В ходе социализации в условиях этнокультурной образовательной среды у учащихся формируется этносоциокультурная компетентность, которая позволяет осуществлять этническое и этнокультурное общение и коммуникацию на основе взаимодействия и сотрудничества.
социализация
этнокультурное образование
этносоциокультурная компетентность
этнокультурная образовательная среда
1. Карпушина Л.П. Этнокультурный подход к образованию // Инновационные технологии в образовании: теория и практика : монография / отв. ред. Я.А. Максимов. – Красноярск : Научно-инновационный центр, 2011. – Кн. 3. – С. 224–238.
2. Карпушина Л.П. Формирование готовности личности к межэтническому и межкультурному общению в ходе освоения народного музыкального искусства // Актуальные проблемы культурологии и педагогики. Материалы междунар. науч.-практ. конф. науч. сессии «XIII Невские чтения» (20–22 апреля 2011 г.) / под. общ. ред. Н.И. Озеровой. – СПб. : Изд-во Невского ин-та языка и культуры, 2011. – С.44–48.
3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий : пособие для преподавателей. – СПб. : КАРО, 2005. – 234 с.
4. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист. – 2004. – № 1. – С. 42–48.
Социализация детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды предполагает моделирование данного процесса. То есть определение целей, задач, принципов, содержания, педагогических средств, сформулированных с учетом идей современного этнокультурного и поликультурного образования, с учетом потребностей государства, социума, этносов, современного состояния этнокультурного образования [1]. В педагогической модели можно выделить целевой, содержательный, организационно-процессуальный, критериально-диагностический компоненты.

Целевой компонент педагогической модели социализации детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды связан с воспитанием личности, обладающей гражданственностью, патриотизмом, этносоциокультурной компетентностью, способностью к проявлению гуманного, толерантного отношения к представителям различных этносов и их культур, межэтническому и межкультурному общению, взаимодействию и сотрудничеству, к социально ответственному поведению в российском и мировом социокультурном пространстве [2].

Цель реализуется посредством следующих задач:

  • формировать у детей и подростков гражданственность, патриотизм, способствовать становлению этносоциокультурной позиции, социально ответственного поведения, предполагающего гуманное отношение к разным этносам и их культурам, направленность на дружественное межэтническое и межкультурное общение в поликультурном и полиэтническом пространстве;
  • приобщить детей и подростков к своей культуре и к культурам других народов, помочь в реализации этнокультурных потребностей и потребностей в межэтнической и межкультурной коммуникации, формировать уважительное отношение к этносам и их культурам, желание общаться, взаимодействовать и сотрудничать с представителями различных этносов;
  • способствовать усвоению учащимися этносоциокультурных норм, таких как: любить свою малую и большую Родину, уважать представителей различных этносов и их культуры, стремиться к межэтническому и межкультурному общению, взаимодействию и сотрудничеству; стремиться познавать культуру народов региона, стран, мира, постигать общечеловеческие и этнические ценности, заложенные в этнических культурах, чтить историю своего народа, других народов, страны, любить природу;
  • дать учащимся этнокультурные и этносоциокультурные знания, формировать необходимые умения и навыки общения, взаимодействия и сотрудничества с представителями разных этносов и их культурами;
  • формировать этносоциокультурную компетентность, способствовать приобретению этносоциального опыта общения с людьми на основе народных традиций;
  • вовлекать учащихся в этносоциокультурную, этнокультурно-познавательную и этнокультурно-творческую деятельность.

Педагогическая модель основывается на следующих принципах:

  • гуманистическая опосредованность всех межэтнических взаимоотношений, взаимодействий и общения;
  • направленность на диалог и полилог этносов и этнических культур в учебном и воспитательных процессах;
  • демократизм, плюрализм, открытость образовательной среды для межэтнического и межкультурного общения.

Содержательный компонент педагогической модели отражает мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный аспекты социализации детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды. В общем виде он представляет собой эмоционально-ценностный опыт отношения к действительности, этносоциокультурные знания, умения и навыки, опыт этносоциокультурной творческой деятельности, обеспечивающие учащимся качественное межэтническое и межкультурное общение, сотрудничество и взаимодействие.

Содержание социализации детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды должно разрабатываться на основе накопленного обществом этносоциокультурного опыта, представляющего собой опыт социальных отношений, общения и взаимодействия представителей этносов, зафиксированный в общественном сознании посредством этносоциокультурных знаний, представлений, моделей и норм поведения, способов этносоциокультурной деятельности.

В процессе реализации содержания социализации детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды у учащихся будет накапливаться личностный этносоциокультурный опыт - результат познавательной и практической деятельности человека, выражающийся в синтезе этнокультурных и этносоциокультурных знаний, представлений, понятий, опыта овладения способами этносоциокультурной деятельности, опыта эмоциональных отношений и этносоциокультурного творчества в определенной этнической и этнокультурной среде.

Таким образом, можно выделить следующие компоненты, которые будут составлять основу содержания социализации детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды:

  • опыт эмоциональных отношений (закрепившиеся эмоциональные оценки этносоциокультурной действительности и эмоциональные отношения к ее различным этническим и этнокультурным объектам);
  • этнокультурные и этносоциокультурные знания, представления, понятия (знания об этнической среде, культуре народов, их истории, традициях и обычаях, социальных статусах и ролях, нормах и правилах социального поведения, отношениях в полиэтническом пространстве и др.);
  • опыт овладения способами этносоциокультурной деятельности (совокупность умений и навыков, с помощью которых достигается весомый практический результат в процессе жизнедеятельности в полиэтнической и поликультурной среде, вырабатываются адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы межэтнического согласия и взаимного доверия);
  • опыт этносоциокультурной творческой деятельности (особое содержание этносоциокультурного опыта, не совпадающего ни со знаниями, ни с навыками и умениями, усвоенными по образцу).

Особое место в социализации детей и подростков в этнокультурной образовательной среде должен сыграть курс «Народы России: опыт межэтнического, межкультурного взаимодействия и сотрудничества».

Данный курс включает в себя информацию этнокультурного, социокультурного, этического, художественного характера, способствует приобретению этносоциокультурного опыта, освоению личностных, этнокультурных, социально-групповых, государственно-общественных, общечеловеческих ценностей и знаний, способен помочь в социализации младших школьников в условиях этнокультурной образовательной среды.

Факультатив «Народы России: опыт межэтнического, межкультурного взаимодействия и сотрудничества» может реализовываться как самостоятельный предмет, а также частично в содержании таких уроков, как чтение, письмо, природоведение, музыка, изо, труд, физкультура.

Специфика курса в том, что с одной стороны, раскрывается своеобразие культур разных народов России, а с другой - осуществляется подготовка школьника к межэтническому и межкультурному общению, к социализации в условиях этнокультурной образовательной среды.

Тематический план экспериментального курса включает в себя 4 больших раздела:

  1. Моя семья - моя малая Родина.
  2. Народы России - в зеркале её истории.
  3. Жизнь, быт и традиции народов России.
  4. В единстве народов - сила и величие России.

Первый раздел «Моя семья - моя малая Родина» является важным разделом, в котором формируется любовь к Родине, гражданственность. В этом разделе происходит изучение России как родины разных народов, а затем изучение конкретной семьи и малой родины как частицы одной большой Родины.

Второй раздел «Народы России - в зеркале её истории» знакомит с культурно-педагогическим наследием каждого народа как семьи в контексте истории. Это знакомство происходит на основе сравнения отношений разных народов к культурным ценностям, позволяющего выявить много общего в культурах народов России, что позволяет сделать вывод, что народы России представляют собой одну большую семью.

Третий раздел «Жизнь, быт и традиции народов России» знакомит с культурой, бытом народов России, раскрывает общее в жизни разных народов, их стремление к взаимодействию и сотрудничеству.

Четвертый раздел «В единстве народов - сила и величие России» строится на развитии и сохранении темы дружбы, мира и сотрудничества разных народов, что является фактором сохранения единства в современных социокультурных условиях.

Этносоциокультурный опыт, приобретенный в ходе проведения факультатива в условиях этнокультурной образовательной среды, содействует успешной социализации младших школьников в современном поликультурном и полиэтническом пространстве, активному межэтническому и межкультурному общению, взаимодействию и сотрудничеству.

Организационно-процессуальный компонент включает соответствующие формы, методы, технологии и средства, а также условия реализации этнокультурного подхода к музыкальному образованию учащихся общеобразовательных учреждений.

Образовательную среду школы должны насыщать различные формы, направленные на организацию межэтнического и межкультурного взаимодействия и сотрудничества:

  1. Организация этнокультурной и этносоциокультурной деятельности школьников (проведение уроков, внеклассных мероприятий с этнокультурным компонентом, оформление стендов, проведение выставок, факультативных курсов, тематических вечеров, посещение музея и т.д.).
  2. Просвещение родителей (проведение лекций по этнопедагогике, этноэтике, индивидуальных и групповых консультаций, организация совместно со школьниками тренингов, вечеров, внеклассных мероприятий этнокультурной направленности, посещение музеев и т.д.).
  3. Сотрудничество педагогов (проведение открытых занятий, внеклассных мероприятий с этнокультурным компонентом, выступления на заседаниях методических объединений, участие в научно-практических конференциях и т.д.).

При организации процесса этнокультурного образования и социализации школьников используют следующие методы, которые способствуют формированию взглядов, мнений школьников и обмену информации между ними: диалог, дискуссия, рассказ, лекции, проект, моделирование, интерактивные игры и т.д.

В качестве технологий, способствующих социализации детей и подростков в этнокультурной образовательной среде, стоит выделить:

  • технологии сотрудничества;
  • проектные технологии;
  • интерактивные технологии (тренинги, ролевые игры и т.п.);
  • медиатехнологии, медиаинновации, которые являются новыми видами коммуникации;
  • информационно-коммуникационные технологии.

Название «технология сотрудничества» было предложено педагогами-новаторами, в опыте которых соединились достижения русской и зарубежной психолого-педагогической науки и практики [3]. Авторами технологии сотрудничества являются такие педагоги-новаторы, как Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов и др. Суть технологии сотрудничества заключается в создании условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных ситуациях, основанных на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.

Основываясь на методе проектов (Дж. Дьюи), а также учитывая влияние современных тенденций на технологизацию педагогической науки, сформировались проектные технологии. Анализ педагогической и методической литературы показал, что в науке используются такие термины, как метод проектов, проектный метод, проектная технология [4]. В нашей работе мы будем использовать термин «проектная технология». Основанием проектной технологии является стимулирование интереса учащихся к определенным проблемам, которые предполагают овладение соответствующими знаниями, и их решение при помощи проектной деятельности. Работая в области проектных технологий, исследователи сходятся во мнении, что проектная технология способствует более полному усвоению изучаемого материала, формированию умений и навыков планирования, а затем и практического применения материала, развитию проектных умений и навыков, формированию творческих способностей.

Проектные технологии характеризуются развитием у учащихся самостоятельности, творчества, социальной активности, стремлением к межэтническому и межкультурному общению, умением взаимодействовать и сотрудничать с другими учащимися, с педагогом, т.е. развитием качеств личности, необходимых в современных условиях полиэтнического и поликультурного социума.

Информатизация образования, основанная на применении новых информационно-коммуникативных технологий, направлена на усиление мотивации учения, на активизацию мыслительной деятельности, на эффективность усвоения материала, на использование различных и улучшенных форм и методов организации учебного процесса, которые обеспечивают переход от механического усвоения знаний к умению приобретать их самостоятельно. Использование информационно-коммуникативных технологий помогает повысить эффективность образовательного процесса, сделать уроки более насыщенными, интересными, облегчить усвоение изучаемого материала. А привлечение этнокультурного материала при использовании информационно-коммуникативных технологий с опорой на жизненный опыт способствует всестороннему развитию личности школьника, приобщению к своей культуре и к культурам других народов, формированию толерантности.

Одним из современных направлений «активного обучения» являются интерактивные технологии. В переводе с английского «интерактивный» означает «взаимодействующий или находящийся в режиме беседы». Интерактивная технология подразумевает организацию плодотворного общения и взаимодействия учащихся между собой и с педагогом, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний. В процессе интерактивного обучения учащиеся учатся высказывать собственное мнение, правильно формулировать свое мнение, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать мнение других. Интерактивные технологии являются современным и важным средством развития коммуникативных умений.

Успешность апробации модели социализация детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды зависит от следующих условий.

  1. Социализация детей и подростков должна осуществляться в процессе активного межэтнического и межкультурного общения, организуемого в ходе учебной и внеучебной работы, в которой задействованы все субъекты воспитательно-образовательного процесса (педагоги, учащиеся, семья и др.).
  2. Успешная социализация детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды требует осуществления мониторинга сформированности этносоциокультурной компетентности, включающей в себя мониторинг когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностного компонентов, и мониторинга эффективности этнокультурной образовательной среды общеобразовательного учреждения как фактора социализации учащихся.
  3. Необходимо активно задействовать в процессе этнокультурной социализации родителей старшее поколение для демонстрации практической реализации образцов толерантного этносоциального поведения и этнокультурной деятельности - бабушку, дедушку, которые любят свою культуру, занимаются каким-либо видом народного искусства.
  4. Очень важно использовать возможности ИКТ, медиатехнологий, при помощи которых учащиеся могут познакомиться с различными этническими культурами, народным искусством, завести знакомство с учащимися общеобразовательных учреждений разных регионов, национальных республик.
  5. Большое значение имеет отношение педагогов, администрации учебного учреждения к организации активной этносоциокультурной деятельности, при этом учитель должен сам являться образцом толерантности и этносоциокультурной компетентности.

Эффективность модели социализации детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды определяется по личностным критериям и по образовательно-социальному критерию «эффективность апробируемой модели социализации детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды в ОУ».

Уровень сформированности этносоциокультурной компетентности учащихся будет диагностироваться по степени сформированности следующих компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного.

Таким образом, педагогическую модель социализации детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды определяют целевой, содержательный, организационно-процессуальный, критериально-диагностический компоненты, обеспечивающие воспитание личности, обладающей гражданственностью, патриотизмом, этносоциокультурной компетентностью, способностью к проявлению гуманного, толерантного отношения к представителям различных этносов и их культур, межэтническому и межкультурному общению, взаимодействию и сотрудничеству, к социально ответственному поведению в российском и мировом социокультурном пространстве.

Рецензенты:

  • Якунчев М.А., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск.
  • Винтин И.А., д.п.н., профессор кафедры педагогической психологии и педагогики, зам. директора историко-социологического института Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск.

Библиографическая ссылка

Карпушина Л.П., Соколова П.Ю. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5097 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674