Одним из направлений модернизации системы современного образования является интеграция учреждений разных уровней образования в рамках крупных федеральных и региональных вузов. Интеграционные процессы в системе образования приводят к созданию университетских комплексов. Становятся актуальными вопросы управления интеграционными процессами, протекающими в университетских комплексах, так как от их эффективности зависит качество образовательного процесса.
Поскольку в условиях интеграции в сфере образования в значительной степени возрастает профессиональная нагрузка на руководителей университетских комплексов, то появляется необходимость решения задачи создания в структуре вуза нового подразделения, способного эффективно управлять интеграционными процессами в университетском комплексе.
Постановка задачи проектирования нового подразделения в университетском комплексе для управления интеграционными процессами.
Прежде чем решить поставленную задачу, рассмотрим, каким образом происходит интеграция образовательных учреждений в единый университетский комплекс.
В процессах оптимизации сети учреждений разных уровней образования применяются три подхода к интеграции образовательных учреждений по основанию сохранения статуса юридического лица:
- объединение с сохранением полной самостоятельности учреждений (статуса юридического лица);
- объединение с частичной потерей самостоятельности;
- присоединение учреждений путем поглощения; в результате образуется единое крупное образовательное учреждение с новыми качественными характеристиками.
Специфическими принципами интеграции образовательных учреждений являются:
- принцип выделения головного, базового учебного заведения как ядра группы образовательных учреждений;
- принцип территориальной удаленности от головного учреждения присоединенных учебных заведений - филиалов вузов, колледжей, профессиональных училищ и т.д.;
- принцип диверсификации профилей обучения интегрируемых учебных заведений под перспективный спрос;
- принцип реструктуризации учебного процесса и процесса управления.
В процессе создания университетского комплекса могут использоваться следующие типы интеграции: вертикальный, горизонтальный и смешанный.
Под вертикальной интеграцией понимается объединение учреждений разных уровней образования одного профиля подготовки. Горизонтальная интеграция - объединение группы однотипных учебных заведений. Смешанная интеграция - объединение учреждений разных типов, уровней образования, а также разных профилей профессиональной подготовки.
При горизонтальной интеграции базовое учебное заведение выбирается результатам сравнения учебной и финансово-хозяйственной деятельности интегрируемых однотипных учебных заведений.
При вертикальной и смешанной интеграции образовательных учреждений к учреждению высшего профессионального образования базовым учреждением является вуз - завершающее звено вертикальной иерархии в системе образования, отличающееся интеллектуальным кадровым потенциалом [1, стр. 48].
Основные проблемы управления, возникающие как в процессе интеграции образовательных учреждений, так и после окончательного формирования университетского комплекса, разделяются на три группы:
- проблемы управления неоднородным хозяйственным комплексом, рассредоточенным территориально;
- проблемы управления основной деятельностью предприятия (учреждения), вызванные неоднородностью и многопрофильностью реализуемых программ разных уровней образования;
- проблемы управления развитием персонала в условиях интеграции.
В формируемом университетском комплексе при горизонтальной интеграции данные проблемы проявляются в незначительной степени и не оказывают значительного влияния на качество образовательного процесса.
В университетском комплексе, создаваемом при вертикальной или смешанной интеграции, вышеуказанные проблемы становятся ключевыми, поскольку происходит объединение в значительной степени различающихся между собой учреждений. И, следовательно, возникает необходимость создания специального подразделения в организационной структуре университетского комплекса, способного эффективно решать данные проблемы.
Наиболее прогрессивной формой такого подразделения, способного не только решать вышеуказанные проблемы, но и эффективно управлять интеграционными процессами в сфере образования, является ситуационный центр (СЦ).
Ситуационный центр - это пространство, предназначенное для динамического коллективного формирования образа ситуации (объекта, процесса), обеспеченное ключевыми (критическими относительно решаемой задачи) ресурсами. Основные компоненты СЦ:
- уникальность анализируемой ситуации и решаемой задачи;
- формирование коллективного образа ситуации;
- наличие центра как точки сборки (места в пространстве), которое является определяющим для действий организации;
- распределение ресурсов на критические и прочие (зависящие от решаемой задачи) [3, стр. 23].
Современные исследователи (Е. Наумов, А.Филиппович, В.Филиппов, П. Хопкинс, А. Шорин) рассматривают СЦ как высокотехнологичный программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий условия для подготовки и принятия управленческих решений. Существующие классификации СЦ по признакам: функциональности задач; целевой направленности; масштаба решений; способа отображения и выработки решений; универсальности - отражают многовариантность использования СЦ в управленческой практике, делая акцент на внедрение современных управленческих информационных технологий.
Авторы данной статьи предлагают использовать СЦ как организационный механизм проектно-ориентированного управления интеграционными процессами в крупной организации со сложной организационной структурой.
В основе функционирования СЦ лежит деятельность стационарных и терминальных проектных команд, а также сервисной команды, основной функцией которой является сопровождение работы проектных команд. К стационарным относятся проектные команды, работающие над открытыми или развивающимися проектами. К терминальным относятся команды, работающие над проектами, имеющими терминальные цели с четкими сроками их достижения. Сотрудники сервисной команды работают в СЦ на постоянной основе [4].
Основными функциями СЦ являются:
- решение слабоструктурированных трудноформализуемых проблем;
- разработка управленческих решений в режиме «здесь и сейчас» в условиях высокой неопределенности;
- мониторинг и визуализация всех протекающих процессов в объекте исследования.
При использовании СЦ в матричной организационной структуре управления нивелируются следующие ее недостатки: несвоевременность принятия управленческих решений; анархия и конфликтность из-за нечеткого распределения прав и ответственности между ее элементами; сложность и громоздкость во внедрении и эксплуатации.
Правильно спроектированный ситуационный центр станет мощнейшим инструментом управления при вертикальном и смешанном типе интеграции образовательных учреждений.
При проектировании организационной структуры ситуационного центра для управления интеграционными процессами в университетском комплексе рекомендуем руководствоваться следующими правилами:
- в состав проектных команд должны входить специалисты, не только разбирающиеся в своей предметной области, но и владеющие навыками работы в команде;
- все входящие в состав проектных команд специалисты должны иметь навыки работы со слабоструктурируемыми многодисциплинарными проблемами в условиях высокой неопределенности;
- члены сервисной команды должны иметь навыки работы с прикладными программными продуктами, позволяющими строить имитационные модели и визуализировать поступающую информацию.
Проектирование ситуационного центра для университетского комплекса, созданного на базе ФГБОУ ВПО Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.
Проектирование ситуационного центра для Владивостокского государственного университета экономики и сервиса проведено авторами статьи в рамках проекта Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (мероприятие 1.4 - III очередь)", контракт №14.740.11.0994 от 06.05.2011.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) ведет активную деятельность по созданию единого образовательного пространства уровневой системы непрерывного обучения, интегрирующего в рамках образовательного комплекса учреждения разных уровней образования. В создании данного университетского комплекса используется вертикальный тип интеграционных процессов [6, с.125].
Университетский комплекс ВГУЭС формировался путем присоединения к вузу образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. В структуру ВГУЭС входят четыре филиала, пять институтов, два колледжа, профессиональный лицей и три общеобразовательные школы.
В настоящее время в интеграционных процессах головного вуза участвуют следующие образовательные подразделения:
- институты Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (уровень высшего профессионального образования);
- колледж сервиса и дизайна (уровни среднего и начального профессионального образования);
- академический колледж (уровни среднего общего образования и среднего профессионального образования);
- профессиональный лицей (уровень начального профессионального образования);
- школа - интернат для одаренных детей (уровень среднего общего образования);
- восточная школа (уровень начального общего образования);
- европейская прогимназия (уровни дошкольного и начального общего образования).
Наиболее сложно протекают интеграционные процессы в многоуровневой подсистеме довузовского образования университетского комплекса. Это связано с высоким уровнем различия образовательных программ, технологий обучения и методических подходов преподавателей. Поэтому в этой подсистеме наиболее актуальным становится вопрос создания СЦ как одного из инструментов управления интеграционными процессами. На рисунке 1 показана организационная структура подсистемы довузовского образования университетского комплекса, полученная в ходе интеграционных процессов.
Для повышения эффективности управления подсистемой довузовского образования в университетском комплексе предлагается ввести новое структурное подразделение - СЦ.
Основные функции создаваемого СЦ:
- стратегическое планирование деятельности подсистемы довузовского образования в университетском комплексе;
- управление процессом разработки интегрированных образовательных программ;
- управление процессом внутренней коммуникации методистов, преподавателей в рамках интеграционного процесса;
- общее управление проектами, реализующимися в рамках интеграционных процессов;
- информационное сопровождение образовательных проектов;
- информационное сопровождение процесса принятия управленческих решений;
- формирование и обучение проектных команд.
В состав штатных сотрудников СЦ (сервисную команду) входят:
- руководитель СЦ;
- заместитель руководителя СЦ;
- менеджер ресурсного центра;
- методолог-организатор;
- планшетист.
Матрица распределения ответственностей штатных сотрудников СЦ приведена в таблице 1.
Поскольку в основе функционирования СЦ лежит проектная деятельность, то реструктуризируем структуру подсистемы довузовского образования, приведя ее к сильной матричной организационной структуре. На базе создаваемого СЦ будут работать следующие стационарные проектные группы (рисунок 2):
- проектная группа по решению проблем управления, возглавляемая заместителем руководителя СЦ. Основная цель деятельности данной группы - разработка рекомендаций по решению управленческих проблем, возникающих в ходе совместной деятельности различных подразделений подсистемы.
- проектная группа ресурсного центра под руководством менеджера ресурсного центра. В данную проектную группу трансформируется отдел по развитию довузовских программ. Основные функции данной группы - помощь преподавателям в разработке интегрированных учебных программ и формирование базы данных интегрированных программ университета.
- проектная группа подготовки проектных команд, руководимая методологом- организатором. Деятельность этой группы направлена на формирование и обучение проектных команд с использованием технологии СЦ.
В рамках проектируемого СЦ могут создаваться и терминальные (существующие на временной основе) проектные группы, работающие в рамках реализуемых проектов. Менеджеры терминальных проектных групп в число штатных сотрудников СЦ не входят, а привлекаются на время работы над проектом. Стационарные и терминальные проектные группы формируются из персонала разных функциональных подразделений университетского комплекса.
В штат СЦ входит планшетист, в его функции не входит руководство проектными группами, его основная задача - информационное сопровождение деятельности проектных групп и сервисное обслуживание оборудования.
Рис. 1. Органиграмма подсистемы довузовского образования университетского комплекса, полученная в ходе интеграционных процессов
Рис. 2. Проектируемая структура подсистемы довузовского образования после создания СЦ и реструктуризации
Таблица 1. Матрица распределения ответственности
|
Руководитель СЦ |
Заместитель руководителя СЦ |
Менеджер ресурсного центра |
Методолог- организатор |
Планшетист |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Общее руководство СЦ |
Р |
У |
|
|
|
Организация стратегического планирования деятельности подсистемы довузовского образования |
Р |
И |
У |
|
|
Стратегическое и оперативное управление деятельностью СЦ |
Р |
И |
|
|
|
Создание и организация работы проектных групп |
|
Р |
И |
И |
|
Обучение персонала проектных и сервисных групп |
|
|
|
Р |
И |
Общее управление проектами, реализуемых в рамках интеграционных процессов |
Р |
И |
И |
И |
И |
Организация и управление процессом разработки образовательных программ и технологий, интегрированных учебных планов |
|
|
Р |
У |
У |
Продолжение таблицы 1 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Организация и управление процессом профессиональной коммуникации методистов, преподавателей в рамках интеграционного процесса |
Р |
У |
И |
И |
|
Информационное сопровождение процесса принятия управленческих решений |
|
Р |
У |
|
И |
Информационное сопровождение образовательных проектов |
|
|
У |
У |
Р |
Подготовка отчетной документации |
И |
И |
И |
И |
И |
Создание и ведение БД и архива |
|
Р |
И |
У |
И |
Используемые обозначения Р - руководство; С - согласование; И - исполнение; У - участие. |
Выводы. Интеграционные процессы, протекающие при создании университетского комплекса, относятся к разряду сложных процессов, плохо поддающихся традиционным методам управления. От эффективности таких процессов в сфере образования в значительной степени зависит качество образовательных услуг, оказываемых университетским комплексом. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что ситуационные центры являются одним из эффективных инструментов управления интеграционными процессами в системе образования, поскольку позволяют быстро решать слабоструктурированные многодисциплинарные проблемы, возникающие в процессе интеграции различных учреждений образования в единый университетский комплекс.
Рецензенты:
- Сазонов В.Г., д.э.н., профессор, ФГАО ВПО «Дальневосточный федеральный университет».
- Разумовская М.И., д.э.н., профессор, проректор по научной работе Хабаровской государственной академии экономики и права, г. Хабаровск.
Работа получена 10.11.2011.