Как отмечает Э.В. Сайко [4], социум как открытая динамическая система в процессе самоорганизации и саморазвития вбирает в себя энергетические основания человека как системной целостной определенности. Факторами возникновения такой определенности является следующее: субъектность развивающейся личности; позиция и действенность человека как задающего цели, проектирующего и мотивирующего свою деятельность; способность к самодвижению в силу надситуативной активности, неадаптивности, нададаптивности [3].
Зарождение и усиление названных качеств и способностей опосредовано развитием социально-познавательной деятельностью. Под развитием прежде всего следует понимать процесс прогрессивно направленного структурирования-усложнения, движения-изменения устойчиво связанных в своем единстве и целостности феноменов [5], принадлежащих области социального познания и полагающих некую определенность.
Социальное познание уже по определению имеет социальное происхождение - т.е. оно возникает и поддерживается социальным взаимодействием. Социальное познание имеет дело с социальными объектами, и его результаты являются общими для членов группы (иначе взаимодействия между людьми стали бы невозможными) [1].
Несомненно, важную роль в построении картины социального мира играют социальные институты: семья, школа, религиозные и общественные организации. Они являются организаторами форм и способов постижения человеком социальной реальности [1].
Важен и тот факт, что социальное познание может протекать на разных уровнях: 1) индивидном (постижение социальной реальности посредством эмпатии); 2) личностном (познание социального в процессе «примеривания» социальных ролей); 3) индивидуальном (познание осуществляется на уровне социально-психологической рефлексии). Подобное уровневое структурирование социального познания обусловлено структурой проявлений личности, включающей три глобальные составляющие: индивид, персона, индивидуальность.
Можно утверждать, что личность - системное качество, приобретаемое индивидом во взаимодействии с социальным окружением в форме общения, познания, совместной деятельности (т.е. в процессе социализации). Образовательная система - одна из главных сил социализации, и поэтому мы полагаем правомерным говорить о педагогическом сопровождении социального познания школьников. Подростковый возраст является наиболее благоприятным периодом для реализации этих идей, что обусловлено становлением на данном этапе онтогенеза идентичности (в том числе и социальной). Социализация подростков проявляется в усвоении и корректировке базовых ценностных ориентаций и направлена, главным образом, на мотивацию их поведения.
Организованный педагогический процесс следует рассматривать системно. Опираясь на идеи Н.А. Бернштейна и П.К. Анохина [2], мы обозначили ряд условий, которые необходимо учесть при проектировании модели педагогической поддержки развития социального познания подростков:
- наличие координации различных компонентов педагогической системы;
- функциональные связи по принципу взаимосодействия и партнерства;
- педагогические задачи и средства, которые опираются на критерии смысла и цели (приводящие к «полезному» эффекту в каждой ситуации);
- идея иерархии уровней развития социального познания через развитие сфер личности (эмоциональной, социальной, когнитивной);
- идея развития социального познания через повышение его управляемости;
- наличие обратной связи о достигнутых результатах.
В процессе развития социального познания имеет место процесс его модификации, определяющим фактором которого выступает активность субъекта, совершающего ментальную реконструкцию этого мира [1].
Таким образом, педагогическое сопровождение призвано решить следующие основные задачи:
- организовать специальную культуросообразную образовательно-воспитательную среду, способствующую раскрытию механизмов социального познания (направленных на взаимовыгодное социальное взаимодействие);
- обеспечить обогащение социального опыта подростка за счет участия в специально организованных социально значимых ситуациях;
- обеспечить ситуативные условия для репродуктивного воспроизведения комплекса освоенных духовно-нравственных ценностей, эталонов взаимодействия с людьми;
- обеспечить возможность рефлексии и самоопределения подростков в возникающей (организованной) ситуации;
- стимулировать подростка к самостоятельной выработке стратегии поведения в определенной ситуации (в том числе в ситуации «неопределенности») с целью освоения ценностных норм разрешения ситуации.
Решение поставленных задач способствует обогащению социального опыта подростка и продвигает его по уровням социального познания от эмпатийного принятия действительности к построению картины социального мира на уровне социально-психологической рефлексии.
В структуре социального опыта выделяются две сферы: освоение материального мира и освоение духовного мира. Именно поэтому выбираемые педагогические средства должны быть направлены на «проигрывание» и «проживание» этих двух сфер.
Таким образом, мы выделяем два социально-тематических блока, внутри которых решаются педагогические задачи по развитию социального познания: «Предметный мир» и «Мир людей». Приобрести опыт социального познания в каждой сфере представляется возможным посредством организации коллективной проектной деятельности подростков. При этом первый блок охватывает экономическую, экологическую, научную и художественную сферу. В каждой из них подросток вместе со сверстниками, решая определенную учебную задачу, поставленную педагогом, одновременно учится познавать себя, свое окружение, способы взаимодействия и результаты определенного взаимодействия. Отметим, что определенно важным является опыт наукотворчества, совместного открытия, которое также может быть организовано в форме коллективного проекта на предметах естественно-научного цикла.
Проявить себя в «Мире людей» помогут подросткам проекты социальной направленности, которые, прежде всего, могут быть организованы во внеурочной деятельности (дни самоуправления, классные часы, занятия с психологом, тренинги и т.п.). Особо следует выделить проекты, направленные на изучения себя, своего «Я», самоотношения и отношений с социальным окружением у подростков. В качестве таких проектов могут выступать упражнения с арттерапевтическими элементами (проект «Визитка», альбом «Мои достижения» и т.д.). Нельзя оставить без внимания и область физкультуры и здоровья.
Все сказанное выше позволяет охарактеризовать модель педагогического сопровождения социального познания подростков и выделить необходимые педагогические условия ее реализации.
В центре педагогического процесса стоит подросток (в совокупности индивидуально-психологических и поведенческих характеристик, а также с определенным «багажом» социального опыта). Педагог организует учебную деятельность - проектную, по форме организации: коллективный проект делает возможной совместную, продуктивно-распределенную деятельность. При этом педагог организует учебно-воспитательный процесс с позиций партисипативного подхода, учитывает моменты социального влияния (родителей, сверстников, референтной группы, социального окружения в целом и самого педагога). А также принципы социального партнерства (как условия успешного продуктивного взаимодействия). Участие подростка в специально организованной учебно-воспитательной деятельности способствует приращению социального опыта и развитию социального познания, начало которого определяется становлением эмпатийного, эмоционального понимания окружающего.
Таким образом, педагогическими условиями развития социального познания подростков являются:
- учет возрастных особенностей подросткового периода;
- учет влияния социальных установок и механизмов психологической защиты;
- признание социального познания как личностной ценности;
- реализация развития социального познания в единстве с общекультурной направленностью воспитательно-образовательного процесса;
- построение взаимодействия «педагог - подросток - сверстники» на принципах социального партнерства;
- организующая роль педагога, его культуры общения (взаимодействия) на обогащение эмоционально-нравственного опыта подростков (формирование эмпатийного уровня социального познания);
- организация совместной проектной деятельности подростков (формирование личностного и индивидуального уровней социального познания);
- наличие обратной связи (рефлексии и саморефлексии) в системе «действие - взаимодействие - результат».
Рецензенты:
- Повшедная Ф.В., д.п.н., профессор кафедры общей педагогики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет», г. Нижний Новгород.
- Шестакова Л.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой профессиональной психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева», г. Нижний Новгород.
Работа получена 11.11.2011