Цель исследования. Изучение влияния психомоторных асимметрий и личностных особенностей молодого человека на динамику его успеваемости в многопрофильном вузе.
Материалы и методы. Исследование проводилось на базе Оренбургского государственного университета. Объектом исследования были 502 студента. Психологическая диагностика выполнялась на аппаратно-программном комплексе «НС-ПсихоТест» (ООО «Нейрософт», Россия, Иваново). Сила нервной системы определялась с помощью теппинг-теста (Ильин Е.П., 2001), в основу которого положена динамика изменения максимального темпа движений руки. Для диагностики полушарных асимметрий использовался тест на «полушарное доминирование» Н.М. Тимченко. Было выделено три профиля функциональной асимметрии мозга (Ф.А.М.): правый, амбидекстральный и левый [1; 4].
Результаты и обсуждение. В настоящее время нет однозначного понимания силы-слабости нервной системы. Мы разделяем точку зрения Т.Ф. Базылевича (1974), что у «слабых» индивидов мезэнцефальная ретикулярная формация активнее, что в свою очередь приводит к активации структур префронтального неокортекса, перегородки гиппокампа и, возможно, амигдалярного комплекса и островковой коры. У «сильных» индивидов, по-видимому, преобладают не мезэнефально-ретикулярные, а таламо-кортикальные влияния с участием дофаминэргических структур базальных ганглиев [1]. Исследование психомоторных функций студентов было построено по определённой схеме. Первоначально с помощью теппинг-теста исследовался моторный компонент двигательной реакции (предполагалось, что отсутствие зрительного стимула в данном тестовом испытании позволит рассмотреть этот компонент в «чистом» виде). Затем определялось время простой и двух сложных зрительно-моторных реакций, что позволяло оценить специфику реагирования в системе «глаз - рука» в зависимости от сложности зрительного воздействия. Такое построение исследования давало возможность оценить вклад каждого компонента психомоторной реакции в скорость реагирования студента с разными типами ФМА.
В ходе исследования, теппинг-тест разделил всех студентов на четыре группы: 1) с сильной нервной системой (23 человека); 2) со средней по силе нервной системой (29 человек); 3) со средне-слабой нервной системой (36 человек) и 4) со слабой нервной системой (32 человека). Выявлены различия в выполнении теппинг-теста правшами, левшами и амбидекстрами. При удобном темпе амбидекстры и левши превосходят в скорости правшей, а если темп максимальный, то различий в скорости между ними нет. Удержание максимального темпа дольше у левшей, а хуже всего у правшей, но в отношении оптимального темпа этого сказать нельзя, здесь картина сложнее. Следует отметить, что более высокий удобный темп левшей и амбидекстров нельзя считать преимуществом. Как отмечает Е.М. Бердичевская (2004), в основе выбора рациональной структуры движения лежат критерии надежности и энергетической экономизации. Однако более быстрый темп требует больших энергетических затрат, поэтому преимущество левшей здесь будет достаточно сомнительным.
Сравнительный анализ работы отдельных рук показывает, что в удобном темпе правая рука амбидекстров и левшей работает быстрее, чем левая, а у правшей обе руки работают одинаково. При работе в максимальном темпе правая рука работает быстрее, чем левая, у правшей и амбидекстров, а у левшей одинаково. Удержание оптимального темпа у правшей и левшей хуже на правой руке, а у амбидекстров - левой. Максимальный темп все студенты удерживали лучше на правой руке. Анализ времени простой зрительно-моторной реакции показывает, что время реакции и правой, и левой рукой у левшей меньше, чем у амбидекстров и у правшей, вне зависимости от полуполя предъявления стимула. Одновременно с этим у амбидекстров время реакции больше, чем у левшей, но достоверно меньше, чем у правшей. Иными словами, амбидекстры занимают промежуточное место между правшами и левшами по скорости реагирования на зрительный стимул. Анализ времени двух сложных зрительно-моторных реакций (с выбором из двух и трех альтернатив) показывает, что в целом правши при реализации сложной зрительно-моторной реакции быстрее, чем левши и амбидекстры. Причем чем выше сложность задания, тем больше преимущество правшей. Сравнение с показателями простой реакции свидетельствует, что быстрее были левши, но в сложной реакции они уступили правшам.
Анализ «времени опознания изображений» разной степени сложности показывает, что между левшами и правшами при опознании одного и двух изображений разницы практически нет, но при опознании трех правши значительно быстрее. Это может быть связано с особенностями переработки информации и характером восприятия правшей и левшей, которые достаточно полно представлены в литературе. В частности, Ротенберг (1999) пришел к заключению, что различия между полушариями кроются не в природе информации, а в способах её анализа. В левом полушарии анализ информации выполняется через анализ и синтез, а правое полушарие воспринимает информацию целиком - через «гештальт». Бианки предложил гипотезу об индуктивно-дедуктивной латеральной специализации мозга (1989), согласно которой правое полушарие работает по принципу дедукции, то есть сначала осуществляет синтез информации, а затем её анализ [2]. Левое же полушарие функционирует по принципу индукции: сначала анализируя раздражители, а затем синтезируя их.
Ментальная стратегия правшей (левополушарное мышление) является более эффективной, чем ментальная стратегия левшей (правополушарное мышление) для успешности опознания сложного изображения в ограниченное время. Поэтому при усложнении зрительного стимула правши справляются с тестовым заданием быстрее, чем левши. Что же касается амбидекстров, то в целом во всех трех случаях они опознают изображения медленнее других исследуемых групп. Следовательно, предположение, высказанное нами при анализе времени зрительно-моторных реакций, получило своё подтверждение: зрительное сосредоточение при лимитированном времени для амбидекстров является затруднительным. Это может быть связано именно с их «равносторонностью». Односторонний тип латерализации (правый или левый) связан с определённым способом переработки информации, который и актуализируется при необходимости срочного решения задачи. В случае же неопределённой латерализации возникает необходимость выбора из двух возможных стратегий, что требует некоторого времени и удлиняет период решения задачи [2; 3].
Анализ моторных асимметрий показывает, что есть связь между мануальной латерализацией и скоростью выполнения тестовых заданий: леворукие выполняют их с большей скоростью. Однако это заметно при выполнении заданий с простым зрительным стимулом или при его отсутствии (теппинг-тест, простая зрительная реакция), то есть тех заданий, где основная нагрузка приходится именно на моторный компонент реакции. По мере усложнения работы зрительного анализатора преимущество леворуких теряется. Эффективность работоспособности у студентов со слабой нервной системой составила 34,4 сек., со средне-слабой - 35,05 сек., средней - 33,9 сек., а сильной - 31 сек. Таким образом, самая высокая работоспособность отмечена у тех, кто имеет сильную нервную систему, а самая низкая у студентов со средне-слабой (неуравновешенной) нервной системой. При анализе успеваемости был высчитан средний балл. Самый высокий показатель успеваемости был у тех, кто имел слабую нервную систему, а самый низкий - со средне-слабой нервной системой. Распределение показателей концентрации внимания показало, что тип студентов со средней нервной системой имел самую низкую степень концентрации внимания, а сильной - самую высокую.
Выводы.
- Проведённый анализ позволяет считать полученные профили функциональной асимметрии мозга типичными для студентов многопрофильного университета.
- Особая роль в обеспечении скорости психомоторных реакций принадлежит зрительно-когнитивному компоненту реакции. При этом реакции, не требующие серьёзного зрительного гнозиса (теппинг-тест, простая зрительная реакция, опознание простого изображения), быстрее выполняются левшами, в то время как при увеличении требований к зрительно-когнитивному компоненту (зрительно-моторные реакции разной степени сложности, опознание сложных изображений) более быстрыми являются правши.
- Определение индивидуального профиля асимметрии студента, а также введение дополнительных упражнений, ориентированных на развитие сенсорно-когнитивного компонента двигательной реакции, позволит повысить эффективность двигательной активности студента.
- Системообразующим фактором в индивидуальной характеристике обследуемых студентов является тип высшей нервной деятельности.
- Студенты с сильной нервной системой имеют лучшую работоспособность и концентрацию внимания, но невысокий балл успеваемости. Студенты со средней нервной системой имеют самую низкую степень концентрации внимания, относительно высокий балл успеваемости и относительно высокую работоспособность. Студенты со средне-слабой (неуравновешенный тип) нервной системой имеют самую низкую работоспособность и успеваемость, но среднюю концентрацию внимания. Студенты со слабой нервной системой имеют среднюю работоспособность, самую высокую успеваемость и концентрацию внимания.
Данное исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ и Оренбургской администрации области. Региональный конкурс (РК) 2010 Урал: проект №10-06-81601а/у «Разработка методики предупреждения проявления агрессивного поведения среди молодежи различных этнических групп на основе изучения психофизиологических и биохимических параметров»; проект № 10-06-81604а/у «Разработка интегрированной модели профилактики девиантных форм поведения со склонностью к агрессии молодежи средствами физической культуры».
Рецензенты:
- Дерябин Д.Г., д.м.н., профессор, зав. кафедрой микробиологии ОГУ ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург.
- Завалеева С.М., д.б.н., профессор кафедры общей биологии ОГУ ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург.
Работа получена 08.11.2011