Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» подразумевает процесс работы с учащимися, т.е. в основном учениками общеобразовательных школ с 1-го по 11-й класс, а также учащимися средне-специальных учебных заведений и студентов высших учебных заведений. Известно, что педагогическая наука рекомендует начинать обучение и воспитание ребенка (будущего гражданина и патриота) с самого рождения. Первые навыки и умения социального общения ребенок, как правило, получает в дошкольных учреждениях, которые на данный момент ориентированы на подготовку детей к обучению в начальной школе. На сегодняшний день все выпускники детского сада умеют читать, считать и писать, не зависимо от того, что в первом классе общеобразовательной школы учебная программа первого класса начальной школы рассчитана именно на это. Практически происходит процесс закрепления знаний и умений, полученных первоклассником в подготовительной группе детского сада.
Вопрос патриотического воспитания, наряду с чтением и письмом в детском саду, может заключаться во введении элементарных знаний государственной символики, географии родного края и страны, подвигов героев войн. Особенно это становится актуальным при опоре на педагогическое положение о том, что личность формируется в первые пять-шесть лет жизни человека. Для того чтобы утверждать о необходимости начала патриотического воспитания еще в детском саду, следует обосновать понятие «патриотическое воспитание».
Итак, патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, соответствующих социальных и государственных институтов (прежде всего семьи и образовательной сферы), общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. А также, это сложная система социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и преумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства [2].
Патриотическое воспитание представляет собой сложную управляемую систему, включающую многообразие взаимосвязанных между собой элементов, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характеров, а также подсистемы содержательного, организационного и методического плана. Внутри системы патриотического воспитания проявляются и функционируют закономерности различного уровня и порядка, учет которых позволяет эффективно и качественно управлять данной системой [3, 7].
Главная цель патриотического воспитания - возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими активными социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его стабильности и безопасности [3].
Анализ федеральных нормативных документов, определяющих содержание государственных компонентов результативности общего образования в РФ в аспекте их воспитательной значимости позволяет сделать вывод о том, современная государственная система оценки и контроля результатов общего образования устанавливает в качестве обязательных требования в виде компонентов госстандартов и в виде показателей и критериев аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений различных типов и видов [4]. Исключение составляют лишь общие показатели и методические подходы к госконтролю за воспитательной деятельностью, рекомендованные Минобразованием России [4], содержание аттестации и государственной аккредитации нескольких десятков учреждений федерального подчинения, реализующих общеобразовательные программы, содержание аттестации и государственной аккредитации учреждений общего образования, реализуемое в нескольких субъектах РФ на основе их инициативы (Владимирская, Калужская, Пензенская, Астраханская области, Республика Калмыкия, Ханты-Мансийский автономный округ и др.) с помощью технологии «КАС ДОУ - Аттестация (Новая Версия)», признанной соответствующей федеральным требованиям [5].
Таким образом, учитывая анализ документов по патриотическому воспитанию, несмотря на возможность и необходимость организации воспитания будущих патриотов на первом этапе обучения и социальной адаптации юных граждан в дошкольных учреждениях, данная возможность не используется в полном объеме.
Опыт проведения конкретных исследований работы по патриотическому воспитанию показывает, что основное содержание и последовательность этой методики не требует больших временных и финансовых затрат и включает в себя составление краткого плана патриотического воспитания и его результатов, разработку методических материалов и документов для его проведения. Здесь определяются: цель и задачи анализа, перечень важнейших направлений деятельности наиболее значительных мероприятий и проблем, которые необходимо исследовать особенно тщательно, методы анализа и инструментарий его осуществления, рабочие гипотезы и ожидаемые результаты; порядок проведения анализа и представления его итогов и т.д.
Следующей задачей может стать сбор данных (информации) о состоянии патриотического воспитания и его результатах, об эффективности проводимых мероприятий, об участии в них как организаторов, так и различных категорий граждан и т.д. Источниками данных могут быть личные наблюдения, результаты бесед, опросов, анкетирования, результаты и выводы по результатам различных проверок, итоговых мероприятий, отчеты муниципальных органов.
В подведении итогов данного процесса будут проанализированы результаты деятельности с выделением признаков положительного и отрицательного характера, анализ проделанной текущей работы или значительных мероприятий, требующих длительной подготовки, анализ эффективности работы непосредственных организаторов патриотического воспитания, выполнения ими отдельных задач, конкретных функциональных обязанностей, а также анализ и оценка действенности воспитательной работы с различными возрастными группами детей. Количественные (число мероприятий, степень охвата обучаемых, классификация мероприятий по видам) и качественные показатели (эффективность мероприятий, изменение ситуации после их проведения, мероприятия, оказывающие наибольшее формирующее, информационное и другое воздействие) и определение выводов станут основанием для обоснования действий по становлению патриотического воспитания, формирования конкретных задач и мер по их дальнейшему улучшению.
Процесс формирования базы по патриотическому воспитанию на современном этапе развития общества будет базироваться на оценке состояния патриотического воспитания и достигнутых результатов, их сравнение с предыдущим периодом, степени соответствия проводимой работы предъявляемым требованиям, решаемым задачам, имеющимся возможностям, неиспользованные возможности, средства, упущения, недостатки, на которых необходимо сосредоточить основные усилия.
Информация о ходе исследования и его результатах должна стать публичным достоянием, опубликованным на разных этапах процесса его развития, должна быть доступной к обсуждению всем социальным, научным, гражданским организациям, непосредственным участникам процесса патриотического воспитания.
Что же касается непосредственно детей младшего возраста, то информация и методика организации работы по формированию патриотизма должна быть адаптирована соответственно их возрастным и умственным способностям. Для этого бесспорно требуются специалисты педагоги-психологи в полной мере и квалифицировано владеющие педагогическим мастерством, и имеющие специальную подготовку.
При организации данной работы необходимо учитывать то, что, в отличие от западноевропейских моноэтнических государств, Россия является исконно мультикультурным и соответственно многонациональным государством. В соответствии с этим система образования в национальных субъектах Российской Федерации должна быть направлена на разработку собственной программы патриотического воспитания детей, посещающих дошкольные учреждения, основываясь на фундаменте многовековой истории мирного сосуществования разных этносов и конфессий на одной административной территории.
Таким образом, предложенные мероприятия по совершенствованию патриотического воспитания детей в дошкольных учреждениях положительно скажутся на общем уровне патриотизма граждан и будут одной из базисных составляющих всего учебно-воспитательного процесса патриотической работы с молодежью. В связи с чем в Российской Федерации можно организовать патриотическое воспитание детей старших возрастов (5-6 лет) в муниципальных дошкольных учреждениях и, следовательно, требуется специальная подготовка педагогов, способных квалифицированно участвовать в данном процессе, и данное предположение позволит успешно решать проблему патриотического воспитания на основе единой государственной политики.
Рецензенты:
- Лавина Т.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой информационных технологий, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.
- Мазкова И.Г., д.п.н., профессор кафедры английского языка, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.
Работа получена 01.11.2011.