Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ROLE OF BEST PEOPLE IN THE DEVELOPMENT OF THE SOCIETY IN THE IDEOLOGICAL STRIVING OF RUSSIAN THINKERS OF PETER THE GREAT’S ERA.

Lonin A.V. 1
1 State Educational Institution of Higher Professional Education M.F. Reshetnyov Siberian State Aerospace university, Krasnoyarsk, Russia
The article deals with the social and philosophical conception of the leading role of best people in the society which is reflected in the theoretical construct of Russian thinkers at the end of the 17th century and in the first quarter of the 18th century. The conclusion about the keeping and development of the ideology of best people in the period under review that dates back to the ancient times is based on the basis of the analysis of social views of F.Prokopovich, V.N. Tatichev, I.T. Pososhkov. It is mentioned that in spite of West European models and standards that were assumed as a basis of the state reforms in the period under review, the question about the best part of the society and its role in the development of the state by the philosophers of Peter the Great’s time was raised and solved by tradition of soviet system of theoritization.
best people
society
ideology
social and political thought.
Российская общественно-политическая мысль конца XVII - первой четверти XVIII в. в условиях масштабных государственных преобразований вступила в новую стадию своего развития. Реформирование Петром I российского общества по западному образцу оказало большое влияние на отечественную философию, перед которой встала задача теоретического обоснования происходивших в стране грандиозных перемен. Но при этом новые идейные веяния не отвергали, а во многом развивали философские традиции, сформировавшиеся на Руси еще в  глубокой древности.

Одной из идейных традиций, не только сохранившихся в социально-философских теориях того времени, но и ставших неотъемлемым элементом политического курса, стала  древнерусская концепция ведущей роли «лучших людей» в обществе.  Эта аристотелевская идея получила развитие в трудах видных представителей общественно-политической мысли рассматриваемой эпохи: Ф. Прокоповича, В. Н. Татищева, И. Т. Посошкова.  Их труды, написанные в русле русской философии, отличает большое внимание к проблеме аристократии как лучшей части общества.  Как отмечает Н. В. Фомина,  «для русских исследователей изучение «власти лучших» осуществлялось в контексте православного вероисповедания, согласно которому в добродетельной жизни нет разницы между князем и смердом, богатым и бедным и, следовательно, лучшие люди могут происходить из различных слоев общества» [4, С. 11].

Одним из ведущих идеологов петровских преобразований был сподвижник  царя-реформатора Феофан Прокопович. Его общественно-политические взгляды нашли отражение в речах и проповедях, посвященных важнейшим политическим и военным событиям той эпохи. Почти во всех  речах Прокоповича в центре внимания находится личность самого монарха. Автор подчеркивает величие исторической фигуры Петра I, масштабность его государственных преобразований, способность монарха осознать задачи, стоящие перед страной и воплотить их в конкретных мероприятиях, направленных на благо государства. По мнению Прокоповича, правление Петра Великого есть высшее воплощение идеи власти лучших. В различного рода «Словах похвальных» Прокопович прославлял монарха, отмечая, вместе с тем, и его верность русской  традиции окружать себя лучшими людьми, привлекать к управлению государством не по знатности рода и богатству, а по способностям и заслугам.

В «Слове похвальном о преславной над войсками свейскими победе» (1709), посвященном победе русского оружия над войсками шведского короля Карла XII в Полтавской битве, Прокопович традиционным для него патетическим стилем возносит похвалу Петру I, восхищаясь его полководческими талантами и государственной мудростью. При этом он не обошел вниманием и сподвижников царя, а также русских воинов, бесстрашно сражавшихся с врагом и принесших, тем самым, славу своему отечеству. «Великими мужами» назвал Прокопович лучших представителей русского воинства. «О силы, о славы твоея, Россио! Что же речем о собственной твоей храбрости, великий великих мужей вожде и великих супостатов победителю, всероссийский монархо!» [2, С. 31]

Верность царя традиции привлекать к решению государственных задач лучших представителей общества, наделенных добродетельными качествами, отмечается Прокоповичем в «Похвальном слове», посвященном рождению царевича Петра Петровича. Автор подчеркивает способность монарха отбирать для назначения на высшие государственные должности в стране самых честных, трудолюбивых и способных людей, непримиримых к пороку и непрведным делам. «Воззрим на седалища правительские! Новый сенаторов и губернаторов сан, в советах высокий, в правосудии неумолимый, желательный добродетелем, страшный злодеяниям» [2, С. 44]

Таким образом, в речах и проповедях Феофана Прокоповича получила развитие отечественная идейная традиция, согласно которой благо общества и государства рассматривались как результат деятельности лучших людей. Несмотря на определенную идеализацию личности Петра I, Прокопович установил идейную преемственность древнерусской теории «власти лучших» с идеологией петровских реформ. Будучи одним из наиболее активных сторонников реформирования общества, Прокопович использовал идеологию «лучших людей» в качестве теоретического обоснования проводимых в стране грандиозных преобразований. Он перекинул некий «идейный мостик» между идеологией Древней и Московской Руси и формирующейся в ходе петровских реформ новой императорской России. При этом, Прокопович мыслил категориями русской философии и, как отмечает Н. М. Чуринов, общественным идеалом считал «совершенство, гармонию и красоту, традиционную русскую модель мира» [5, С. 584].

Идея ведущей роли в обществе лучшей его части разрабатывалась также другим представителем общественно-политической мысли петровского времени, историком и философом Василием Никитичем Татищевым. Его взгляды на общество, роль и место государства и отдельной личности в процессе исторического развития изложены в труде «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах». Этот социально-философский трактат композиционно построен в виде вопросов и ответов, касающихся ключевых общественно-политических и морально-этических проблем современной автору эпохи. Причем позиция автора раскрывается именно в ответах на поставленные им самим вопросы.

Следуя древнерусской традиции, Татищев рассматривает лучших людей как людей подобных богу. Следовательно, во взглядах мыслителя нашла отражение идея гармонии властей, традиция соединения в лучших людях как светских, так и духовных начал в некоем гармоническом единстве. Лучшие люди, согласно взглядам Татищева, это те, кто в своих мыслях и делах следует божьим заповедям, воплощая на земле святые идеалы православной веры. Не случайно, для характеристики «лучших людей» автор использует понятия праведность, святость, совершенство. Через них Татищевым определяются сущностные характеристики особого типа общественных отношений, присущих российскому обществу с ранних этапов его исторического развития. Именно «праведные и святые мужи», наделенные от природы особыми качествами, отличающими их от других людей, рассматриваются Татищевым в качестве источника истинной веры, подлинных, а не мнимых ценностей и общественных ориентиров.

Православие как духовная основа жизни российского общества, по мнению Татищева, имеет первостепенное значение в идеологии лучших людей, их ведущей роли в жизни российского общества и государства. Автор опирается на опыт предшествующих поколений, многократно подчеркивая давность аристократической традиции в русской истории, ее тесную связь с ценностями православного христианства. «В те давние времена, - пишет В. Н. Татищев, - толико святых отцев и праведных мужей было, что ныне и в тысячу лет ей столько видеть не можем, а свят и праведен без истинного познания бога быть не может» [3, С. 71].

По мнению Татищева наиболее важной и значимой для общества сферой является  образование и воспитание подрастающего поколения. Именно в рамках этой сферы идет процесс формирования лучшей части  общества, его авангарда. Поэтому в составе «лучших людей» особое место принадлежит учителям.  Мыслитель особо подчеркивает, что к подготовке учителей государство должно подходить предельно ответственно, допуская к учительскому труду только многократно проверенных на деле честных и добродетельных людей. Показательно, что одним из главных требований, которое, по мнению Татищева, должно предъявляться к учителям, это отличное знание православия и жизнь в соответствии с нормами христианской морали. «Какое обстоятельство в учителях требуется? .... Чтоб были самой истиной богословия, яко же и благонравия правил довольно были научены, не ханжи, лицемеры и суеверцы, но доброго рассуждения» [3, 130].

Как видим, взгляды В. Н. Татищева лежат в русле традиционной для отечественной  общественной мысли концепции «лучших людей» как самой передовой и прогрессивной части российского общества. В его теоретических построениях отчетливо прослеживаются все основные идеи, характеризующие идеологию «лучших людей». Это представление о лучших людях как о передовой части российского общества, независимость принадлежности к лучшим людям от сословно-социального или имущественного признака, присущие им высокие морально-нравственные качества (добродетель), а также гармоническое единство духовных и светских начал. Эти идеи соответствуют аристотелевскому пониманию аристократии и составили основу отечественной идеологии «лучших людей», воспринятой Русью еще на начальных этапах ее исторического развития в качестве идейного наследия византийской цивилизации. Идеология «лучших людей», пройдя ряд этапов в своем развитии, проявила значительную устойчивость, воплотившись в идеологических памятниках различных эпох, отражаясь в общественном сознании народа.

В полном соответствии с заложенной Аристотелем традицией теоретизирования рассматривает роль лучших людей в развитии общества философ и экономист петровского времени Иван Тихонович Посошков. Основным трудом  Посошкова  является «Книга о скудости и богатстве», хотя и посвященная преимущественно экономическим вопросам, тем не менее, содержащая мысли автора по актуальным в тот период проблемам общественного развития. Круг анализируемых автором  вопросов выходит за рамки сугубо экономической работы, поэтому труд Посошкова может рассматриваться и как социально-философское исследование.

Будучи верен идеям русской философии, автор выделяет лучших людей из основной массы общества, руководствуясь при этом морально-нравственными критериями. Общество, по Посошкову, достигает гармонии в своем развитии тогда, когда народ живет в достатке, благополучии и согласии. Такое общественное состояние возможно только в сильном и авторитетном государстве, в котором у руля власти находятся лучшие представители общества.

В составе лучшей части общества Посошков особо выделял представителей духовной власти - священнослужителей. Именно православное духовенство, по мнению автора, призвано давать народу нравственные ценности и ориентиры, освещать людям дорогу праведной жизни без греха и порока и, тем самым, создавать прочный фундамент для устойчивого развития общества. «Священство, - отмечал И. Т. Посошков, - столп и утверждение всему благочестию и всему человеческому спасению, ибо без него некаковыми мерами до царства небесного никакову человеку дойти невозможно. Они - наши пастыри, они и отцы, они и вожди» [1, С. 15]. В этом утверждении И. Т. Посошкова явно видна его приверженность идее гармонии светской и духовной властей. Мысля категориями русской философии, Иван Тихонович не разделял светские и духовные начала в человеке, видя в гармоническом единстве этих начал необходимое условие совершенства человека, его духовного и нравственного роста, а значит - и стабильного развития государства.

Посошков считал, что социальный статус человека, его место в социальной иерархии общественных групп зачастую не соответствуют его личностным качествам, способности, активной деятельности на пользу общему благу. Поэтому он выдвинул весьма смелые даже для своего времени идеи привлечения к законотворческой деятельности лучших людей из числа крестьян.

Примечательно, что Иван Тихонович предлагал использовать для избрания лучших представителей крестьянства  все те традиционные институты, которые лежали в основе крестьянского общинного самоуправления и формировались на протяжении длительного эволюционного развития крестьянской общины. «А мнится мне, - писал И. Т. Посошков, - не худо бы было выбирать и из крестьян, кии в старостах и в сотских бывали и во всяких нуждах пребывались и в разуме смысленых» [1, С. 82].

Такой подход к анализу социальных отношений лежит в русле концептуальных положений русской философии, традиции которой автор творчески развивает применительно к специфическим особенностям современной ему эпохи. Заслугой И. Т. Посошкова является широкая постановка вопроса о лучших людях как передовом отряде российского общества, их институциональном оформлении в разных сферах общественной жизни, практические рекомендации, касающиеся  развития традиции «власти лучших» в условиях коренного реформирования страны.

В целом следует отметить, что в рассматриваемый период идеология «лучших людей» отличалась двумя специфическими особенностями. С одной стороны,  в трудах наиболее крупных мыслителей и философов того времени  мы видим безусловную поддержку проводимых в стране государственных преобразований по западному образцу. Вместе с тем, в трудах отечественных мыслителей первой четверти XVIII века  вопрос о «лучших людях» и их роли в развитии общества ставился и решался в тех идейных традициях, которые сформировались  в общественной  мысли Руси на самых ранних этапах ее исторического развития. Рассматриваемый авторами  петровского времени круг проблем, касающихся формирования лучших людей как передовой части российского народа, их статуса, состава, институционального оформления свидетельствует о тесной связи идеологии формирующейся российской империи с отечественными  идейными традициями предшествующих эпох.

Рецензенты:

  • Бармашова Т.И., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой философии, ФГОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет» Министерство образования и науки РФ, г. Красноярск.
  • Пфаненштиль И. A., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой глобалистики и геополитики Сибирского федерального университета, Министерство образования и науки РФ, г. Красноярск.

Работа получена 20.10.2011.