Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

DIFFERENTIATION OF FORMING INFANT PRISONERS′ LEGAL OUTLOOKS

Panova O.B. 1
1 Vologda Institute of law and economy of FPS of Russia, Vologda, Russia
В статье с педагогических позиций проанализирована структура правовых представлений несовершеннолетних осужденных. Представлена точка зрения, в соответствии с которой формирование данного феномена должно базироваться на идее дифференцированного подхода к социализации детей, отбывающих наказание в исправительном учреждении.
The author proposes pedagogical analysis of the structure of infant prisoners′ legal outlooks. Presented approach, according to which forming the phenomenon is based on the idea of differentiation of socialization of juveniles in colony.
differentiation
forming
legal outlooks
infant prisoners
socialization
В условиях, когда в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в России рассматривается предупреждение детской криминализации, актуализируется вопрос о механизмах педагогического влияния на содержание правовых представлений несовершеннолетних, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Юридически значимые поступки человека во многом обусловливаются содержанием его представлений о праве, в концентрированном виде отражающих его знания, оценки и установки в данной сфере. С позиций гуманистической педагогики при формировании правовых представлений воспитанников исправительных учреждений следует обеспечивать овладение ими набором определенных социально-правовых компетенций, необходимых для адаптации к условиям общественно-правовой жизни [4]. Российская уголовно-исполнительная политика предусматривает обеспечение дифференцированного подхода к решению данной проблемы, что во многом обусловлено ориентацией на раздельное содержание осужденных в зависимости от криминального опыта и поведения во время отбывания наказания [2].

Для подтверждения наличия связи между недостаточностью правовых знаний и преступностью мы провели исследование в исправительных учреждениях, опросив тех взрослых осужденных, которые ранее отбывали наказание в воспитательных колониях. Так, из 352 осужденных, принявших участие в анкетировании, 217 респондентов (62%) отметили, что к числу причин рецидивной преступности, можно отнести невежество в правовой сфере. 88% отмечают, что в процессе отбывания наказания в воспитательной колонии они не приобрели ни социально-правовых знаний, ни соответствующего опыта. Подавляющее большинство (82%) затруднились ответить на вопрос о том, какие именно правовые знания они получили за период нахождения в пенитенциарном заведении, 18% отметили, что такие знания ограничивались правилами внутреннего распорядка в исправительном учреждении. Вызвало серьезное беспокойство то обстоятельство, что 81% опрошенных затрудняются сказать, к кому и куда они могут обратиться в случаях возникновения жизненных трудностей, в том числе при трудоустройстве, определении места жительства и др. [3].

Базируясь на научных взглядах Ратинова А.Р. и Ефремовой Г.Х., рассмотрим и охарактеризуем структурные компоненты правовых представлений воспитанников исправительных учреждений [6].

Знаниевый компонент правовых представлений. Знания необходимы человеку в первую очередь для того, чтобы освоить науку выживания [5]. В основе социально-приспособительной деятельности людей лежит минимальная сумма знаний об объектах и объективных условиях такой деятельности. Это относится и к правовой сфере. Выясняя степень овладения правовой информацией, следует иметь в виду, что к числу основных категорий, которые обязательно должны присутствовать у воспитанника исправительного учреждения, относятся: должное, необходимое, справедливое, в первую очередь соответственно становится наиболее важной категория юридических прав и обязанностей.

Среди аспектов когнитивного опыта подростков в социально-правовой сфере следует выделить: сеть житейских и научных понятий и их значений, знание которых необходимо для решения жизненных проблем; виды связей между правовыми категориями, доступными воспитанникам, с помощью которых они объединяют понятия в семантические сети; интеллектуальные операции, которые применяются в ходе познавательной деятельности; способы деятельности, которыми владеет ребенок для усвоения новой социально-правовой информации. У воспитанников исправительных учреждений такой опыт нередко отсутствует: с ними, как правило, соответствующая правовоспитательная работа проводится бессистемно и формально.

Важнейшими показателями сформированности правовых представлений являются полнота и системность. Показатель «полнота» данном случае может быть представлен тремя уровнями: высоким, средним, низким. Высокий уровень предполагает полное и четкое перечисление признаков правовых понятий и их проявлений; средний характеризуется перечислением некоторых признаков правовых понятий и их проявлений; низкий предполагает наличие лишь элементарных представлений воспитанников об основных правовых понятиях без знаний их признаков и проявлений.

Системность правовых представлений характеризуется наличием в сознании структурно-функциональных связей между разнородными элементами и предполагает понимание соотношения между фактами, понятиями, событиями, следствиями [1]. Системность правовых представлений воспитанников была представлена высоким, средним и низким уровнями.

Высокий уровень системности правовых представлений характеризуется умением воспитанников выявлять и обосновывать существенные связи между понятиями, фактами, событиями. Средний уровень системности правовых представлений характеризуется видением воспитанниками связей между отдельными понятиями, фактами, событиями и наличием непоследовательного, но на существенной основе их обоснования. Низкий уровень характеризуется видением взаимосвязей между правовыми понятиями, фактами, явлениями, но отсутствием их обоснованности.

Степень одобрения или, наоборот, неприятия нормы права находит отражение в оценочном компоненте. Познавая правовую действительность, воспитанники не остаются равнодушными к полученным знаниям. Они соотносят их с прошлым опытом, потребностями, интересами, целями деятельности. Возникает новое, на этот раз уже эмоционально-психическое образование - психическое отношение к объектам познания и практической деятельности. Оценочный компонент включает определение субъективной значимости права. Таким образом, отношение выражается в оценке. Оценка состоит в признании значимости чего-либо. Это - всегда сравнение, в результате которого воспитанник выбирает то, что соответствует потребностям и интересам, ценностям его сознания. Для несовершеннолетних осужденных в качестве объектов оценочных отношений к праву могут выступать: институты права, его принципы и нормы; совершенное преступление; справедливость наказания за совершенное преступление; необходимость исправления; собственное поведение в процессе отбывания наказания; поведение других людей, в том числе воспитанников, сотрудников воспитательной колонии, и др. Объектами оценки, опосредованно отражающими отношение к праву, могут выступать воспитательные мероприятия, самодеятельные организации осужденных, трудовая и учебная деятельность, окружающие люди, родственники и др.

Формирование оценочного компонента в структуре правовых представлений осуществляется в ходе ценностно-ориентационной деятельности, направленной на рациональное осмысление социальных ценностей, на осознание личностной причастности к миру, поднимающей воспитанника на уровень субъекта формируемых отношений. Представляется, что при определении уровней сформированности данного компонента актуальными являются направленность (позитивная, негативная, нейтральная) и устойчивость (фиксированная, неопределенная) отношения к праву [7].

Установочно-поведенческий компонент в структуре правовых представлений несовершеннолетних осужденных включает их готовность соотносить свои действия в соответствии с принятыми в обществе нормами права. Правовая установка, являясь самой динамичной составляющей правовых представлений, более всего подвержена изменениям под влиянием ситуативных факторов. На этом основании нельзя говорить о правовой установке как о раз и навсегда данном качестве. Правовая установка - это скрытая, потенциальная величина, выявляемая через реальные, общественно значимые действия личности. Являясь наиболее сложным для диагностирования объектом, правовая установка осужденного представляет в то же время особый профессиональный интерес сотрудников как воспитательного отдела, так и других служб. Выявление ее направленности у конкретного воспитанника или группы подростков призвано обеспечить более точное прогнозирование оперативной обстановки в учреждении, определить общие тенденции исправительного процесса. При определении уровней сформированности установочно-поведенческого компонента исследуем: направленность (позитивную, негативную, нейтральную) и устойчивость (фиксированную, неопределенную) отношения к праву.

Обозначенные компоненты в структуре правовых представлений образуют систему, все элементы которой взаимосвязаны между собой. В соответствии со структурой правовые представления обусловливают реализацию когнитивной, оценочной, регулятивной функций. В ходе педагогического изучения правовых представлений воспитанников исправительных учреждений предстоит выяснить, в какой степени подростки способны ориентироваться в юридически значимых обстоятельствах и на какой вариант поведения, правомерный или противоправный, они потенциально сориентированы.

В процессе исследования правовых представлений воспитанников нами выявлены и охарактеризованы уровни их сформированности.

Воспитанников, у которых представлен высокий уровень правовых представлений, характеризуют взгляды, убеждения и установки, соответствующие правовым нормам. Как правило, у них преобладают официальные каналы правовой информации. Вынесенное наказание рассматривается как справедливая и необходимая мера. Проявляют склонность видеть источник управления своей жизнью преимущественно в себе. Они характеризуются добросовестным отношением к труду и учебе; активно участвуют в работе самодеятельных организаций; оказывают помощь другим воспитанникам в труде, учебе, общественной жизни коллектива. У представителей этой группы отсутствуют взыскания за нарушение режима. Являются носителями таких субъектных качеств, как способность строить жизненные планы, видеть пути их достижения, проявлять целеустремленность, настойчивость в их достижении. Согласно нашим исследованиям, удельный вес таких воспитанников составляет не более 8,4%.

Воспитанники, обладающие средним уровнем сформированности правовых представлений рассматривают право как справедливую и необходимую категорию. Вместе с тем они полагают, что по отношению к ним закон несправедлив, вынесенные наказания считают слишком суровыми. В их ответах, отражающих отношение к правовым ценностям, встречаются определенные противоречия. Среди источников получения правовой информации называются как официальные, так и неофициальные каналы. Объясняют причины жизненных неудач как внешними, не зависящими от них, так и внутренними факторами. Взыскания за нарушения установленного порядка носят единичный характер и не вызывают серьезного беспокойства у воспитателей. Отношение к учебной и трудовой деятельности в основном положительное, но различной степени устойчивости. Участие в общественной работе носит ситуативный характер; воспитанники характеризуются лояльным отношением к самодеятельным общественным организациям и их деятельности. Понимание необходимости готовиться к правосообразной жизни после отбытия срока наказания нередко не подтверждается намерением реализовать свои планы. Жизненные перспективы чаще носят характер несбыточной мечты. Нами выявлено, что удельный вес таких воспитанников составляет около 23%.

Группа воспитанников с низким уровнем сформированности правовых представлений характеризуется противоправной направленностью убеждений и установок, последовательно проявляющейся в большинстве исследуемых ситуаций. У ее представителей преобладают неофициальные источники правовой информации. Склонны приписывать ответственность за свои действия и их последствия внешним факторам: другим людям, судьбе, случайности, окружающей среде и т.д. Им присуще нежелание или слабое желание учиться и работать, стремление извлечь из всего выгоду. Проявляют отрицательное или безразличное отношение к воспитательным мероприятиям, к коллективным делам. Характеризуются либо ярким проявлением асоциальных действий, либо скрытым образом жизни, при этом соответствуя предъявляемым требованиям только внешне. Именно в этой группе воспитанников имеют место грубые нарушения режима. Данная группа является более многочисленной и по нашим данным составляет около 69%.

Работа с воспитанниками, обладающими высоким уровнем сформированности правовых представлений, должна быть направлена на поддержание и развитие интереса к изучению юридических вопросов, реализацию дополнительных возможностей для удовлетворения их познавательных и коммуникативных потребностей. Представители этой группы могут рассматриваться в качестве активных помощников в организации и проведении воспитательных мероприятий.

Педагогическое взаимодействие с осужденными со средним уровнем сформированности правовых представлений следует направлять, с одной стороны, на упрочение позитивных тенденций в их отношениях к правовым ценностям, с другой - на нейтрализацию и вытеснение негативных. Интеграция в общественную жизнь коллектива, обсуждение темы жизненных перспектив, помощь в решении конкретных задач, поддержание уверенности в возможностях достижения определенных успехов в форме одобрения, положительной оценки поведения составляют основу воспитательной работы с ними.

В работе с несовершеннолетними, имеющими низкий уровень сформированности правовых представлений, основные усилия воспитателей следует сосредоточить на преодолении сопротивления воспитательному воздействию и корректировке личностной позиции подростков по отношению к окружающей правовой действительности. В процессе взаимодействия с ними - предоставлять возможность открыто выражать свое негативное отношение к праву; при этом перед воспитателями должна стоять задача не порицать за это, а подводить к осознанию происхождения негативизма, показывать альтернативные пути выхода из конфликтных ситуаций. В работе с представителями данной категории рекомендуется учитывать обостренное и ярко выраженное стремление к своеобразно понимаемой справедливости; таких подростков следует чаще привлекать к анализу и разбору поступков, к обсуждению вопросов, связанных с реализацией общих моральных принципов.

Таким образом, теоретическое и эмпирическое исследование проблемы мировоззренческих причин рецидивности детской преступности сориентировало нас на выявление наиболее значимых компонентов правовых представлений как обобщенных образов юридической действительности. В свою очередь это позволило определить основные направления их формирования в контексте дифференциальных особенностей воспитанников исправительных учреждений.

Рецензенты:

  • Кевля Ф.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет», г. Вологда.
  • Коробейникова Л.А., д.п.н., профессор, научный консультант БОУ ВО «Вологодский детский дом» Департамента образования Вологодской области, г. Вологда.

Работа получена 20.10.2011