В наступившем веке экономических и производственных ограничений только человеческий капитал как ресурс поистине неисчерпаем в своих творческих и созидательных возможностях. Интеллектуально-информационный, социально-профессиональный, инновационно-преобразовательный ресурс в технико-технологических прорывах, культурно-образовательный, а главное - духовно-нравственный потенциал в человеческом капитале универсален, безграничен и фундаментален. Именно он развивает горизонты свободы человека во всех сферах его жизнедеятельности. Тем самым высшая школа как социальный институт опредмечивает самую субстанцию духовного богатства человеческого ресурса в становлении человека как личности, как субъекта социального творчества.
Система образования во всех своих звеньях и целостности формирует образ жизни и закрепляет основы общественного строя. В современных условиях высшая школа является одним из важнейших социальных институтов общественного воспроизводства, человекосозидания.
В отечественном обществознании не сложилось пока однозначного и позитивного отношения к институционализму как теоретико-методологическому направлению в научных исследованиях. Однако сама высшая школа своим основным, базовым и первичным звеном - институтом - формально вполне соответствует теории институционализма. Поэтому воспользоваться этим инструментарием для постановки и исследования проблем высшей школы представляется вполне обоснованным.
Высшая школа представляет собой расширяющийся и углубляющийся спектр общественно-полезной деятельности, выступает особым и целостным комплексом общественных и социальных взаимосвязей и отношений. На их основе вырастает специфическая формальная и неформальная структура организаций и учреждений. В сфере высшего образования складываются определённые нормы, принципы, обычаи, традиции и особая духовно-нравственная атмосфера, соответствующие административно-правовые установления. Высшая школа выполняет всё возрастающие социально-ролевые функции по подготовке высококвалифицированных кадров, трансляции духовно-нравственного опыта прошлых поколений, стабилизации и гармонизации общественных отношений.
Философия исследует онтологические и субстанциональные основания социального института, его аксиологические предикаты, социально-ролевой потенциал и сам способ социального воспроизводства новых генераций высококвалифицированных специалистов. В поле философского анализа входит изучение определяющего воздействия фундаментальных факторов общественной системы на социальный институт высшей школы.
Со всей мировоззренческой глубиной и ответственностью следует задаться основополагающим вопросом: какое основание имеет то или иное человеческое сообщество, та или иная социальная общность, тот или иной социальный институт, во имя чего они образуются и свидетельствуют о себе? Пусть медленно, но неуклонно приходит понимание и признание теоретического и практического первенства духовной жизни общества и человека над внешними, материальными и социальными формами бытия.
Процесс образования и воспитания должен быть увязан с социокультурной полисферой в целом и со всеми аспектами жизни общества. В современных условиях такая взаимосвязь должна быть рассмотрена с позиций воздействия образования на становление инновационной и эффективной экономики с духовно-нравственным миропорядком развития всех отраслей хозяйства, здравоохранения и культуры, сбережения народа и территории страны, экологии, обороны и национальной безопасности, важнейшими направлениями оптимального воспроизводства и достойными условиями социального жизнеобеспечения людей.
Созидание нового технико-технологического уклада уже сегодня требует качественного кадрового сопровождения, перехода к «знаниевой» экономике, а в перспективе - к становлению знаниевого общества. Речь идёт о воспроизводстве всех жизненно важных сфер бытия общества и самого человека на основе познания фундаментальных принципов и законов, применения их результатов в производственной и социальной практике.
Профессор Принстонского университета Ф. Махлуп ввёл специфическое понятие «сфера производства и распространения знания». А высшее образование он рассматривал как крупнейшую из отраслей производства и распространения знания [2].
Образование как социальный институт выражает целостную совокупность отношений, удовлетворяющих общественные потребности и личностные запросы. Правомерно рассматривать его как структуру и систему. В системном аспекте своего существования образование характеризуется устойчивостью, уровневостью, организованностью, способностью к саморегуляции, функциональностью, целеполаганием и целенаправленностью. Системообразующие факторы превращают несущие элементы всей образовательной совокупности высшей школы в качестве социального института как органично взаимодействующие и взаимообусловленные друг другом.
Существенными конституирующими признаками образовательной системы выступают многоуровневость, организованность, открытость/закрытость как варианты её существования во взаимодействии со средой. В структурном аспекте её отличает наличие взаимосвязей и взаимодействий между уровнями, целостность, наличие структурных единиц (компонентов), ограниченность в пространстве и времени, способность к саморегуляции, наличие актуальных признаков, ресурсов и потенциальных (скрытых, невыявленных) противоречий.
Можно рассматривать образование как обобщение и актуализацию человеческого опыта в самом широком аспекте. Образование представляет собой идеально-материальную систему. Уровни идеального характера и материального порядка пронизывают собой все структурные элементы и взаимосвязи высшей школы как духовно-социальной профессионально-образовательной системы.
Из общественного блага с низкой коммерческой привлекательностью и потенциального средства социальной сегрегации, так как в современном обществе большая часть классовых различий обусловлена разницей полученного образования (Ф. Фукуяма), высшее образование должно превратиться в интегрирующее начало, посредством которого молодое поколение приобщается к нравственным ценностям, духовным идеалам, культурным практикам и мировоззренческой общности своего народа [См.: 1, 3, 4].
Духовно-нравственная методология, методология идеал-реализма, позволяет понять, что образовательный продукт имеет всеобщую ценность, в нем воспроизведен опыт человечества, который не может быть присвоен одним социальным слоем.
Имеет место воспроизводство личностью общества (в своем сознании) в процессе образования и обществом личности. В процессе освоения знаний и получения образования личность воспроизводит в своем опыте опыт общества во всей его полноте и исторической протяженности. Не только родовой и племенной, не только национально-государственный, а всеобщий опыт человечества через образование становится достоянием личности и в ней воспроизводится в полном своем объеме. И только через образование воспроизводится личность в полноте своих духовно-интеллектуальных, моральных и иных аспектов. Всеобщий опыт человечества усваивается личностью. Личность находит себя в образовании и воспроизводится им. Образование личностно, персоналистично, его целью в конечном итоге является исторически определенная личность человека, проектируемая общественными целями. Происходит воспроизводство профессионально-квалификационной структуры, социального состава, социокультурной сферы, технико-экономического уклада, всего строя общественной жизни.
Рецензенты:
- Стожко К.П., д.и.н., профессор, директор Гуманитарного института, зав. кафедрой всеобщей и экономической истории ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет», г. Екатеринбург.
- Ветошкин А.П., д.филос.н., профессор НОУ ВПО «Уральский институт бизнеса им. И.А. Ильина», г.Екатеринбург.
Работа получена 04.10.2011.