Формировать экологическое сознание представителей подрастающего поколения необходимо совместно с процессом становления их как социально значимых личностей; решение этой сложной задачи целиком зависит от учителя и качества его подготовки. В Концепции непрерывного педагогического образования педагога новой формации Республики Казахстан сказано: «Обострившиеся проблемы в педагогическом образовании страны, необходимость повышения качества подготовки педагогических кадров требуют его реформирования в соответствии с тенденциями мирового образовательного пространства» [2]. Одно из важнейших направлений, по которому Казахстан должен выходить из экологического кризиса, - развитие экологического образования, смысл которого заключается в перестройке общественного экологического сознания, изменении образа жизни человека, его нравственности, т.е. стратегия преодоления экологического кризиса должна иметь не только научно-техническую и правовую, но и нравственную составляющую.
Проведенное исследование показало, что изобразительное искусство как учебный предмет обладает огромными потенциальными возможностями для формирования экологического сознания школьников. Но многие вопросы подготовки учителей в области формирования экологического сознания учащихся при обучении изобразительному искусству методически не разработаны, недостаточно раскрыты в учебных программах, учебно-методической и педагогической литературе. Анализ эмпирических данных, полученных в ходе опроса учителей, показал, что значительная их часть (32%) вообще не имеют представления об организационно-методических приемах и применяемых педагогических технологиях с целью формирования экологического сознания учащихся в процессе обучения изобразительному искусству. Изучение и анализ массовой образовательной практики свидетельствуют о недостаточной ориентированности учителей общеобразовательных школ на решение этой важной задачи. В связи с этим имеет место противоречие между современными требованиями, предъявляемыми к подготовке будущих учителей к формированию экологического сознания учащихся, и недостаточной разработанностью процесса профессиональной подготовки будущих педагогов в этом направлении при обучении изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Поиск путей решения указанного противоречия составил проблему нашего исследования.
Целью исследования явилось научно-теоретическое обоснование и разработка процесса подготовки будущих учителей к формированию экологического сознания учащихся при обучении изобразительному искусству. В соответствии с целью исследования был проведен анализ проблемы формирования экологического сознания учащихся в мировой и отечественной науке и практике, раскрыта сущность понятий «экологическое сознание» и «подготовка учителей к формированию экологического сознания учащихся», разработана модель процесса подготовки будущих учителей к формированию экологического сознания школьников при обучении изобразительному искусству с опорой на компетентностный подход и новые педагогические технологии, определены критерии компетентности будущих учителей в формировании экологического сознания учащихся при обучении изобразительному искусству и экспериментально проверена эффективность разработанной модели исследуемого процесса. В ходе исследования в условиях педагогического вуза апробирована модель подготовки будущих учителей к формированию экологического сознания учащихся; создано научно-методическое обеспечение исследуемого процесса, включающее программу специального элективного курса «Формирование экологического сознания учащихся при обучении изобразительному искусству» для студентов педагогических специальностей вуза и методические рекомендации по его ведению. Разработанная модель исследуемого процесса, учебные материалы и методические рекомендации, созданные по итогам опытно-экспериментальной работы, а также критерии компетентности будущих учителей в вопросах формирования экологического сознания у учащихся при обучении изобразительному искусству могут быть использованы в учебном процессе педагогических вузов, колледжей, общеобразовательных школ, институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования.
В ходе исследования использовались общенаучные методы теоретического исследования (анализ, синтез, интерпретация, сравнение, классификация, индукция, дедукция, обобщение, моделирование и др.), эмпирические методы (наблюдение, беседы, интервьюирование, анкетирование, изучение документации, педагогический эксперимент), а также статистические методы (количественный и качественный анализ опытно-экспериментальных данных). Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась применением комплекса методов, соответствующих предмету исследования и поставленным задачам; проведением опытно-экспериментальной работы; обоснованностью исходных данных, сочетанием их качественного и количественного анализа.
Исследование реализовывалось в три взаимосвязанных этапа: первый этап - анализ научных трудов зарубежных и отечественных ученых по исследуемой проблеме, поиск основных путей ее решения, обобщение опыта профессиональной подготовки учителей в области экологического образования, разработка научного аппарата и теоретических основ процесса подготовки будущих учителей к формированию экологического сознания учащихся при обучении изобразительному искусству; второй этап - моделирование исследуемого процесса, отбор новых соответствующих технологий обучения, обоснование содержания и методов опытно-экспериментальной работы по подготовке будущих учителей к формированию экологического сознания школьников в процессе обучения изобразительному искусству, определение экспериментальной базы исследования, проведение констатирующего эксперимента; третий этап - экспериментальная проверка модели процесса подготовки будущих учителей к формированию экологического сознания школьников, обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, разработка рекомендаций по подготовке будущих учителей к формированию экологического сознания школьников при обучении изобразительному искусству.
Анализ проблемы позволил определить понятие процесса формирования экологического сознания учащихся как педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности школьников, накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранной работы.
В «Национальной стратегии развития экологического образования и воспитания в системе общего образования в Республике Казахстан» отмечено, что экологическое образование и воспитание - это непрерывный синхронный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и экологической ответственности молодого поколения [3]. Основной целью экологического образования и воспитания является формирование личности человека, адаптированной к современным условиям окружающей среды, понимающей целостность мира и своего места в нем. Для регулирования глобального воздействия антропогенного фактора на природу все возрастающее значение приобретает формирование экологического сознания учащихся - будущего человеческого наследия, т.к. только экологически грамотный человек не допустит нарушения природного равновесия, отвергнет идеологию абсолютного господства над природой, установит с ней партнерские отношения [4].
Экологическое сознание как одна из специфических форм общественного сознания обуславливает систему взглядов, отношений, отражающих наиболее оптимальное воздействие на природные факторы, является базисом социоэкологических отношений, которые складываются в окружающем мире и представляют собой одно из важных условий выживания и развития человеческого общества. Экологическое сознание - это сформированная в виде понятийного аппарата система отношений человека к его связям с внешним миром, к возможностям и последствиям изменения этих связей в интересах человечества, а также распространение существующих концепций и представлений, имеющих социальную природу, на явления и объекты природы, на их взаимные связи с человеком.
В ходе исследования мы руководствовались тем, что в нынешних условиях обострения экологических проблем и активного поиска их решения общество приступило к созданию новой модели образовательной системы, которая соединяет в себе все позитивное из прошлого и настоящего, всей своей сущностью ориентирована на выживание общества, на формирование качественно нового отношения к природе. В рамках этой новой образовательной парадигмы все более актуальным становится компетентностный подход.
Компетентностный подход в сфере профессионального образования - новое явление для отечественной дидактики. Современная педагогическая наука констатирует, что новая концепция образования XXI века разрабатывается через призму повышения культуры личности будущего педагога, которая должна включать комплекс знаний, умений и навыков (ЗУНов) и, что самое главное, накопленные человечеством культурно-нравственные ценности, которые необходимы для формирования и развития компетентной личности, ее профессиональной зрелости. Поэтому, на наш взгляд, системообразующим компонентом, ядром профессиональной компетентности будущего педагога должна выступать ее экологическая составляющая, поскольку для достижения целей экологического образования и воспитания учащихся экологически грамотным должен быть сам педагог. Именно он должен являться проводником и носителем высокой экологической культуры, быть экологически компетентной личностью, иметь сформировавшееся экологическое сознание.
В связи с этим подготовка будущих учителей к формированию экологического сознания учащихся представляет собой целенаправленный процесс развития их компетентности в вопросах организации и осуществления данного направления педагогической деятельности, т.е. овладения системой определенных профессиональных знаний, умений и навыков для реализации поставленных задач. Сущность подготовки будущих учителей к формированию экологического сознания учащихся заключается в организации педагогического процесса в вузе, проектировании научно обоснованной модели данного процесса (в конкретизации целей и задач, конструировании содержания и разработке методики с применением современных технологий обучения), контроле и анализе достигнутых результатов.
Разработанная нами модель процесса подготовки будущих учителей к формированию экологического сознания учащихся при обучении изобразительному искусству состоит из трех компонентов: 1) мотивационно-целевого; 2) содержательно-деятельностного; 3) результативно-аналитического.
1. Мотивационно-целевой компонент модели исследуемого процесса - это совокупность целей и задач подготовки будущих учителей к формированию экологического сознания учащихся. Главной целью является развитие компетентности будущих учителей в организации процесса формирования экологического сознания учащихся при обучении изобразительному искусству. Мотивационная составляющая данного компонента предусматривает развитие у будущих учителей устойчивой положительной мотивации к процессу формирования экологического сознания учащихся, побуждение их к постоянной работе по совершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков в этом процессе.
2. Содержательно-деятельностный компонент модели представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений будущих учителей, которая нарабатывается в результате целенаправленной учебной деятельности по подготовке их к формированию экологического сознания учащихся. Этот компонент включает в себя систему знаний о способах организации учебной и внеучебной деятельности учащихся в сфере экологического образования, развитие интереса к проблеме экологизации обучения; он по праву считается основным, т.к. без специальных знаний невозможно ни одно целенаправленное действие. Деятельностная составляющая этого компонента представляет собой совокупность средств реализации целей и задач процесса подготовки будущих учителей к формированию экологического сознания учащихся, к которым относятся: деятельность преподавателей и обучающихся, используемые при этом методы, организационные формы и средства обучения, а также применяемые новые образовательные технологии для освоения содержания процесса и повышения качества подготовки учителей к формированию экологического сознания учащихся. В данном случае комплексный характер процесса подготовки будущих учителей к формированию экологического сознания учащихся позволяет использовать различные инновационные технологии в процессе их обучения (модульную технологию, технологию мастерских и др.).
При проектировании процесса подготовки будущих учителей к формированию экологического сознания учащихся был разработан и внедрен в учебный процесс вуза элективный курс для студентов «Формирование экологического сознания учащихся при обучении изобразительному искусству». Целью данного курса является развитие компетентности будущих учителей в предстоящей практической деятельности в условиях общеобразовательной школы по формированию экологического сознания учащихся. В задачи курса входят: ознакомление с основными направлениями экологизации процесса обучения учащихся; выработка соответствующих умений и навыков отбора оптимальных методов и организационных форм обучения; формирование рефлексивных умений определения степени их эффективности. Внедрение разработанного элективного курса в систему подготовки будущих учителей позволило создать особые условия для развития их компетентности в формировании экологического сознания учащихся. Этому способствовало и разнообразие форм учебных занятий, системность и целенаправленность работы студентов при усвоении содержания, вовлечение их в процесс проведения семинаров, дискуссий и практических занятий. Применение новых педагогических технологий в процессе усвоения курса активно способствует этому. Содержание курса сконструировано на основе модульной технологии, которая позволяет не сводить процесс подготовки будущих учителей к простой передаче некой суммы знаний от преподавателя к студенту. Важно научить будущих учителей самостоятельно добывать необходимые знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их подготовкой. Модульное обучение как специальная педагогическая технология помогает эффективно решать эту задачу.
3. Результативно-аналитический компонент модели - это полученные в процессе подготовки будущих учителей к формированию экологического сознания учащихся результаты, основным из которых является компетентность учителей в вопросах формирования экологического сознания учащихся. Кроме этого, результаты исследуемого процесса включают в себя и новообразования личности учителей, характеризующие интеллектуальную (профессиональные знания и умения) и эмоционально-волевую сферу (социальная и познавательная активность, убежденность в необходимости формирования экологического сознания учащихся и личного самообразования в этой сфере). Результативно-аналитический компонент включает также анализ достигнутых результатов и их коррекцию в случае необходимости. Важным элементом рассматриваемого процесса является рефлексия учителей, способствующая коррекции результатов. Данный компонент модели отражает ее эффективность, характеризует в соответствии с первоначальной целью полученные в ходе процесса результаты.
Практический опыт апробации модели показал, что положительные результаты подготовки учителей к формированию экологического сознания учащихся возможны только тогда, когда все компоненты модели функционируют в единстве и взаимосвязи.
Главным результатом исследуемого процесса профессиональной подготовки будущих учителей является их компетентность в формировании экологического сознания учащихся при обучении изобразительному искусству. В рамках нашего исследования под компетентностью будущего учителя мы понимаем целостную интегрированную характеристику его качеств, выражающуюся в готовности к успешной педагогической деятельности по организации и осуществлению процесса формирования экологического сознания учащихся при обучении изобразительному искусству.
Сегодня школе нужен учитель, отвечающий современным требованиям, с высоким уровнем профессиональных знаний, умеющий их творчески реализовать и добивающийся высоких результатов в своей профессиональной деятельности. Он должен быть компетентен в постановке и решении проблем, связанных с организацией экологического образования и воспитания учащихся. Компетентный учитель при экологизации педагогического процесса должен сочетать теоретическую и практическую подготовку, совершенствовать свои знания и уметь их применять в практической деятельности, владеть организационными формами, методами, средствами планирования и контроля знаний учащихся. Такое понимание компетентности учителя в формировании экологического сознания учащихся при обучении изобразительному искусству положено нами в основу результата процесса подготовки будущих учителей.
В ходе проведенного исследования был организован педагогический эксперимент, в задачи которого входило; изучение состояния подготовки будущих учителей к формированию экологического сознания учащихся при обучении изобразительному искусству; апробация модели процесса подготовки будущих учителей к формированию экологического сознания учащихся при обучении изобразительному искусству с опорой на современные педагогические технологии; определение эффективности разработанного элективного курса «Формирование экологического сознания учащихся при обучении изобразительному искусству». Условия педагогического эксперимента и решение вышеизложенных задач требовали соответствующих экспериментальных площадок и респондентов. Для повышения его доказательности, достижения наибольшей степени достоверности результатов была обеспечена репрезентативность выборки экспериментальной и контрольной групп.
Эффективность экспериментальных разработок определялась в ходе формирующего этапа педагогического эксперимента, которому предшествовал поисковый и констатирующий этапы.
На стадии поискового этапа эксперимента было изучено состояние проблемы подготовки будущих учителей в вузе к формированию экологического сознания учащихся при обучении изобразительному искусству. Результаты проведенного исследования легли в основу не только обоснования актуальности исследуемой проблемы, но и необходимости разработки модели процесса подготовки будущих учителей к формированию экологического сознания учащихся при обучении изобразительному искусству, а также разработки специального элективного курса для студентов вуза, определения его содержания, раскрытия возможностей применения в этом процессе современных педагогических технологий для развития компетентности будущих учителей в вопросах формирования экологического сознания учащихся.
В ходе констатирующего этапа эксперимента был произведен начальный контроль уровня подготовки будущих учителей. Констатирующий эксперимент выявил недостаточную работу вуза по подготовке будущих учителей к формированию экологического сознания учащихся при обучении изобразительному искусству. В рамках нашего исследования мы применили серию методов, таких как анкетирование, метод экспертной оценки, беседа, опрос, интервьюирование, тестирование, в которых предусматривались контрольные и открытые вопросы. Кроме этого, в ходе исследования был проведен социологический опрос студентов педагогических специальностей, включающий вопросы, позволяющие определить степень их подготовленности к процессу формирования экологического сознания учащихся при обучении изобразительному искусству; достаточности (или недостаточности) знаний и умений по этому вопросу; степень интереса будущих учителей к данному виду педагогической деятельности. Обобщенные данные показали, что 75,2% будущих учителей оценивают свою подготовку к формированию экологического сознания учащихся при обучении изобразительному искусству как недостаточную в теоретическом аспекте и 77,5% - в практическом.
Критическая самооценка будущих учителей подтверждается результатами, полученными в ходе выполнения ими заданий по выявлению уровня педагогических знаний и умений организации процесса формирования экологического сознания учащихся. Так, более 46% опрошенных студентов не смогли в полной мере раскрыть содержание понятий: «экологическое сознание», «экологическое мышление» и др. Не имеют полных представлений о методах формирования экологического сознания учащихся при обучении изобразительному искусству более 78% опрошенных. В то же время ответы на предложенные вопросы анкеты показывают, что проблема формирования экологического сознания не оставляет их равнодушными. Кроме этого, более 82% студентов в период педагогической практики регулярно испытывали затруднения в удовлетворении потребности найти необходимые методические рекомендации по организации процесса формирования экологического сознания учащихся при обучении изобразительному искусству. Таким образом, исследование показало, что наблюдается существенное несоответствие между потребностями будущих учителей и реальной подготовкой к формированию экологического сознания учащихся.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Кокшетауского государственного университета им. Ш. Уалиханова, колледжа КГУ им. Ш. Уалиханова, Акмолинского областного ИПКиПРО, и, кроме этого, исследовался процесс формирования экологического сознания учащихся при обучении изобразительному искусству в условиях практики в общеобразовательных школах г. Кокшетау № 1, 5, 6, 13 и др. Положительная динамика, выявленная на основе результатов в экспериментальных группах в сравнении с итогами контрольных групп, свидетельствовала об эффективности предложенной модели процесса подготовки будущих учителей и разработанного нами элективного курса «Формирование экологического сознания учащихся при обучении изобразительному искусству» с применением новых педагогических технологий.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Во-первых, анализ исследуемой проблемы показал, что учителя общеобразовательных школ пока недостаточно ориентированы на формирование экологического сознания учащихся в рамках обучения изобразительному искусству, поэтому необходима специальная подготовка учителей к данному виду педагогической деятельности.
Во-вторых, в ходе исследования были обоснованы возможности изобразительного искусства как учебного предмета в формировании экологического сознания школьников через развитие культуры эстетического восприятия и эмоциональной оценки природного мира. Проведенное исследование выявило, что учебные программы пока еще не достаточно отражают современные требования, отвечающие целям формирования экологического сознания школьников, что потребовало научной разработки процесса подготовки будущих учителей к исследуемому виду деятельности.
В-третьих, подготовка будущих учителей к формированию экологического сознания учащихся с опорой на компетентностный подход должна представлять собой целенаправленный процесс развития их компетентности в вопросах организации данного направления педагогической деятельности, т.е. овладения системой определенных профессиональных знаний, умений и навыков для реализации поставленных задач, а также развития мотивации к постоянному совершенствованию их уровня. В-четвертых, как показало проведенное исследование, качественную подготовку будущих учителей к формированию экологического сознания учащихся можно осуществлять только при наличии детально разработанной модели этого процесса, которая должна состоять из трех компонентов: мотивационно-целевого, содержательно-деятельностного и результативно-аналитического. В-пятых, процесс развития компетентности будущих учителей в формировании экологического сознания учащихся при обучении изобразительному искусству следует понимать как целенаправленный, специально организованный педагогический процесс, характеризующийся включением учителей в активную образовательную деятельность в условиях профессиональной подготовки, развитием у них положительного отношения к этому виду деятельности, возбуждением внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем компетентности.
Основные результаты исследования обсуждались на методических семинарах, заседаниях кафедры общей педагогики и психологии Кокшетауского государственного университета им. Ш. Уалиханова (2004-2010), на международных и республиканских конференциях (Челябинск, Ярославль, Астана, Кокшетау, Тараз, Павлодар и др.). Результаты исследования позволили предложить следующие рекомендации: внедрить в учебный процесс вуза разработанную модель подготовки учителей к формированию экологического сознания учащихся при обучении изобразительному искусству; использовать научно обоснованную методику подготовки будущих учителей к формированию экологического сознания учащихся с применением новых педагогических технологий; использовать в практике обучения студентов педагогических специальностей элективный курс «Формирование экологического сознания учащихся при обучении изобразительному искусству» [5].
Рецензенты:
- Маликов Т.С., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии Академии «Кокше», г. Кокшетау.
- Досанова С.С., д.п.н., профессор Кокшетауского университета имени Абая Мырзамметова, г. Кокшетау.
Работа получена 30.08.2011