Анализ исследований Т.Б. Алексеевой, Л.Н. Бережновой, В.С. Безруковой, С.В. Воробьевой, Е.С. Заир-Бек, В.Е. Радионова, А.П. Тряпицыной, М.Б. Утепова, Н.Г. Зверевой, В.В. Лоренц, Э.П. Черняевой., посвященных изучению вопросов индивидуальных образовательных траекторий, маршрутов, стратегий, показал принципиальную идентичность и, следовательно, синонимичность данных понятий.
Индивидуальная образовательная траектория определяется учеными как «целенаправленная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении преподавателем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации» [2]. Другими словами, индивидуальная образовательная траектория - это один из способов осуществления индивидуализации в условиях новой парадигмы, которая относится, в первую очередь, к деятельности обучающегося как субъекта собственного образования.
Большой интерес с точки зрения проведенного анализа и обобщения результатов исследований, посвященных проблемам технологий и проектирования индивидуальных образовательных траекторий, представляет собой исследование Н.Г. Зверевой [1]. Автором проанализированы работы Е.С. Заир-Бек, В.П. Бедерханова, Г.Е. Муравьевой, М.И. Рожкова, Л.В. Байбородова, В.С. Безруковой, В.М. Монахова, М.В. Кларина и др. Под проектированием индивидуальных образовательных траекторий Н.Г. Зверева понимает «совместную деятельность преподавателя и студента, в которой определяется будущий процесс и результат целенаправленного профессионально-личностного развития учащихся при решении тех или иных образовательных задач в рамках отдельной учебной дисциплины с учетом данных комплексной психолого-педагогической диагностики» [1, с. 74]. Технология проектирования индивидуальных образовательных траекторий при этом представляет собой «последовательность действий совместной работы преподавателя и студента по проектированию индивидуального образовательного маршрута в рамках отдельной учебной дисциплины с учетом его индивидуальных особенностей» [141, с. 74].
Обобщив результаты исследований, посвященных вопросам организации обучения по индивидуальным образовательным траекториям, мы пришли к выводу, что на современном этапе развития образования задача проектирования индивидуальных образовательных траекторий возложена на преподавателя и /или обучающегося.
В соответствии с полученным выводом мы решили выяснить, с одной стороны, отношение преподавателей к подходу обучения по индивидуальным образовательным траекториям, и, с другой стороны, готовность преподавателей к их проектированию.
С этой целью нами было проведено анкетирование учителей различных дисциплин учреждений общего образования и преподавателей учреждений среднего профессионального образования.
В результате проведенного опроса:
- 82 % респондентов выразили позитивное отношение к возможностям построения обучения в соответствии с индивидуальными образовательными траекториями как средством учета и формирования индивидуальных особенностей обучающихся;
- 91 % респондентов не готовы реализовывать данный подход в обучении в силу сложностей, связанных с самостоятельным проектированием индивидуальных образовательных траекторий, в том числе: 75 % респондентов не владеют знаниями и умениями диагностирования обучающихся как основы построения индивидуальных образовательных траекторий; 97 % не обладают умениями по проектированию индивидуальных образовательных траекторий на основе выбранных индивидуальных особенностей; 87 % не владеют умениями по отбору и конструированию содержания, обеспечивающего реализацию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
Таким образом, анкетирование преподавателей учреждений общего и среднего профессионального образования на предмет их готовности к реализации дифференцированного подхода в обучении посредством индивидуальных образовательных траекторий показало, с одной стороны, положительное отношение преподавателей к данному походу как эффективному, а, с другой стороны, выявило проблемы, связанные с невозможностью в реальной практике массового обучения осуществлять проектирование индивидуальных образовательных траекторий каждого обучающегося.
Следовательно, имеем противоречие между целесообразностью использования в целях дифференцированного обучения индивидуальных образовательных траекторий и невозможностью реализации данного подхода в реальной массовой практике обучения.
Таким образом, используя результаты анализа психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме дифференцированного обучения, в том числе обучения по индивидуальным образовательным траекториям, и, опираясь на собственный опыт, мы пришли к следующим выводам:
- одним из средств дифференцированного обучения выступает организация обучения по индивидуальным образовательным траекториям;
- на современном этапе развития образования нет универсального механизма проектирования индивидуальных образовательных траекторий, позволяющих организовать дифференцированное обучение.
Очевидно, что отбор и последующий учет индивидуальных особенностей обучающихся должен способствовать, с одной стороны, достижению предметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, а, с другой стороны, достижению личностных и метапредметных результатов.
В силу этого мы считаем целесообразным рассматривать в качестве средства дифференцированного обучения не индивидуальную образовательную траекторию, а индивидуальную образовательно-развивающую траекторию.
Таким образом, под индивидуальной образовательно-развивающей траекторией обучающегося будем понимать программу овладения обучающимся дисциплиной (фрагментом дисциплины) на основе учета и формирования свойств, представляющих его индивидуальные особенности.
Очевидно, что основными компонентами, обеспечивающими реализацию данной программы, являются содержательный и процессуальный.
Анализ средств обучения показал, что в условиях информатизации процесса образования учебник может быть средством, обеспечивающим одновременную реализацию отбора, конструирования содержания и процесса организации обучения, обеспечивающего учет индивидуальных особенностей обучающихся.
Сказанное позволяет сделать вывод, что средством, обеспечивающим проектирование и реализацию индивидуальных образовательно-развивающих траекторий каждого обучающегося, может быть электронный учебник.
Рецензенты:
- Дробышева И.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой «Высшая математика» Калужского филиала ФГОБУ ВПО «Государственный университет Минфина России», г. Калуга.
- Касаткина С.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой «Педагогика начального обучения» ГОУ ВПО «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского», г. Калуга.
Работа получена 25.07.2011.