Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CREATION OF ACTIVE INVESTITSIONNO-INNOVATIVE ZONES IN AGRARIAN SECTOR OF ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE FARMS)

Schastlivaya N.V. 1 Ujbikov R.S. 1
1 Kuznetsk institute of information and administrative technologies (branch) of the Penza state university, Kuznetsk, Russia
The article is devoted revealing of a tendency of creation under the initiative the farmers of active investitsionno-innovative zones which promote increase of level of realization of its economic interests, and also to the simultaneous decision of three interconnected problems of development of agriculture - maintenance of growth of manufacture and satisfaction of public requirements for agricultural production, increase of return of natural resources at environment preservation, improvement of level and quality of life of agricultural population. The maintenance of a category of investitsionno-innovative zones is opened. The author´s technique of definition of level of realization of economic interests of farming is presented at introduction of innovative projects by it in various directions.
farms
active investitsionno-innovative zones
economic interests
Переход на новую инновационную модель в экономическом развитии России сопровождается изменением социальной структуры и формированием гражданского общества, при этом на более высоком уровне реализуются экономические интересы, выступающие стимулами и побудительными мотивами к повышению эффективности деятельности у различных хозяйствующих субъектов. Кардинальные изменения происходят и в аграрной многоукладной экономике, в которой возрастает роль фермерства как социальной группы в системе общественного разделения труда. Данная группа, занятая в производстве продовольствия и сырья, представлена крестьянско-фермерскими хозяйствами (К(Ф)Х), образующими в совокупности самостоятельный сектор рыночной экономики. Фермерство имеет более высокие показатели производства по сравнению с другими формами хозяйствования в АПК. Располагая 13 % сельскохозяйственных угодий страны, фермерские хозяйства получают 20 % зерна от его валового сбора (ежегодно прирастающего на 1-1,5 %); за период 2000-2010 гг. поголовье КРС в них увеличилось в 2,5 раза, овец - в 4 раза, производство молока - в 2,5 раза [1, с. 466; 2, с. 8]. Эти результаты обусловлены в значительной степени особенностями новой для России формы организации семейного производства, что позволяет значительной части крестьянства, удовлетворяя индивидуальные и общественные потребности, ощутить взаимосвязь получения своего дохода с эффективным использованием принадлежащих ему на правах частной собственности факторов производства, повысить уровень реализации собственных экономических интересов по мере роста конкурентоспособности продукции, утвердить свое положение в аграрной системе государства.

Основным фактором, способствующим реализации экономических интересов фермерства, является его переход на инвестиционно-инновационный путь развития.

С точки зрения авторов, создание активных инвестиционно-инновационных зон отражает трансформацию аграрного сектора экономики на основе использования мирового опыта по технологическому перевороту в сельском хозяйстве путем дальнейшего обобществления производства, которое в российских условиях сопровождается выделением территории хозяйствующей единицы в экономическом пространстве района и области, применяющей инновации во всех сферах деятельности и поднимающей на более высокую ступень процессы, отраженные в категориях «интенсификация» (не только удовлетворение потребностей в простом увеличении капитальных вложений в сельскохозяйственное производство, а применение их для коренных улучшений земли и использования инноваций во всех отраслях); «индустриализация» (удовлетворение потребностей хозяйств в технике, отвечающей более высоким технологическим укладам); «эффективность» (удовлетворение потребностей исходя не только из соотношения «доходы - затраты», но и из потребления натуральной, экологически чистой продукции с учетом показателя роста производства на душу населения в целом по стране и регионам). Данные категории отражают переход к новому уровню и качеству жизни сельского населения.

Утверждение институционального статуса рассматриваемых зон отражает формирование новых организационно-экономических и социально-экономических отношений, тесно связанных с необходимой концентрацией капитала, с осуществлением специализации производства и с формированием новых кооперационных связей с научно-исследовательскими учреждениями, благодаря чему развивается предпринимательская активность в применении инноваций во всех формах хозяйствования. Эти зоны служат формой преодоления имеющихся в аграрном секторе инерционных настроений в процессе внедрения научно-технических разработок, оказывающих существенное влияние на развитие фермерских хозяйств и повышение их потенциальных возможностей в процессе реализации экономических интересов. В данной связи оправданным является определение инвестиционно-инновационной зоны на селе как экономической категории, отражающей взаимосвязь экономических интересов с инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов, которые формируют новый тип хозяйства, непосредственно внедряющего в производство последние достижения мирового и отечественного сельского хозяйства на основе как широкого использования информационных технологий в целях увеличения производства продукции при повышении ее конкурентоспособности на сельскохозяйственных рынках, так и роста производительности труда.

С образованием инвестиционно-инновационных зон происходят изменения в технике, технологиях, в организации производства и характере труда. Это находит свое отражение в укреплении фермерского сектора во взаимосвязи и взаимодействии с научными учреждениями, со всеми сферами агропромышленного комплекса (АПК) при усилении институциональных связей с государством и его органами, о чем свидетельствует накопленный опыт США, ЕС и КНР, предусматривающий следующие институциональные формы:

  • ценообразование на сельхозпродукцию, гарантирующее получение дохода, необходимого для самофинансирования расширенного воспроизводства на фермах (программа «Стабилизация доходов фермеров», «Государственная программа поддержки цен»);
  • получение фермерами грантов на проведение научных исследований на условиях их софинансирования (с покрытием государством 50 % стоимости исследовательских проектов);
  • регрессивное налогообложение фермерских хозяйств (посредством предоставления им налоговых льгот);
  • финансирование и кредитование фермерских хозяйств (программы «Страхование урожая», по кредитованию и т.д.);
  • государственную поддержку прежде всего крупных высокодоходных фермерских хозяйств, способных обеспечить более высокий эффект ее использования [5; с. 76].

В России в последние годы также принят ряд законодательных актов, предполагающих дальнейший переворот в производительных силах и технологических способах производства, ликвидацию неравномерности в развитии отраслей экономики и отставания сельскохозяйственного производства от запросов общества (национальные проекты, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, Программа поддержки малых форм хозяйствования и фермерских хозяйств, Программа правительства Пензенской области «Развитие сельского хозяйства Пензенской области на 2009-2012 годы» и т.д.).

Необходимо обратить внимание на имеющиеся огромные резервы фермерских хозяйств в осуществлении поступательного социально-экономического развития, о чем свидетельствует их участие в образовании на селе активных инвестиционно-инновационных зон [4; с. 11]. Эффективность участия К(Ф)Х в их создании была подтверждена предложенной авторами методикой расчета уровня реализации экономических интересов фермеров с использованием метода экспертных оценок на основе выделения влияющих на рост доходности хозяйств, укрупненных направлений инновационной деятельности: технико-технологических, организационно-экономических, институциональных, социальных и экологических. Показатель уровня реализации экономических интересов фермерства выражен формулой 1:

,      (1)

где аi - весовой коэффициент i-го направления инновационной деятельности (определен в диссертации);

хi - оценка степени использования i-го направления инновационной деятельности.

Для определения уровня реализации экономических интересов конкретного К(Ф)Х авторы провели анализ результатов опроса руководителей хозяйств Пензенской области при их непосредственной оценке использования всех направлений инновационной деятельности по предложенной методике в диапазоне от нуля до единицы (чем ближе к единице, тем больше применяется данный тип нововведений в хозяйстве).

Нами рекомендуется использовать следующую шкалу ранжирования результатов по оценке уровня реализации экономических интересов фермерства:

  • от 0 до 30 % - низкий уровень реализации экономических интересов;
  • от 31 до 60 % - средний уровень реализации экономических интересов;
  • от 61 до 90 % - оптимальный уровень реализации экономических интересов;
  • от 91 до 100 % - высокий уровень реализации экономических интересов [3; с. 140].

Полученные результаты исследования социально-экономического положения К(Ф)Х Пензенской области показали, что в целом инновационная деятельность данных хозяйств характеризуется невысоким уровнем активности (но превышающим средний в промышленности - 5-6 %), хотя в стране и Пензенской области имеется опыт поиска новых технологий и методов ведения хозяйств, не использован научный потенциал НИИ сельского хозяйства, высших и средних сельскохозяйственных учебных заведений. Так, только 21 % опрошенных руководителей хозяйств подтвердили оптимальный уровень реализации их экономических интересов, благодаря применению инноваций во всех видах хозяйственной деятельности. Это инициативные, высококвалифицированные фермеры, производящие конкурентоспособную продукцию, имеющие практический опыт ведения хозяйства (свыше пяти лет) и участвующие в кооперационных связях.

Для 39 % опрошенных руководителей К(Ф)Х характерен средний уровень реализации экономических интересов: при стремлении повысить свой рейтинг и уровень организации производства они пока используют прежние технологии и приемы ведения хозяйства. И к сожалению, для 40 % глав К(Ф)Х характерен низкий уровень реализации экономических интересов при безразличии и равнодушии к использованию инноваций. До сих пор руководители таких хозяйств не сумели адаптироваться к рыночным условиям экономики, опустились, по существу, на низшую ступень организации производства, решая задачу собственного выживания при дальнейшем ухудшении социальных условий функционирования.

В целом в создании активных инвестиционно-инновационных зон принимают участие крупные фермерские хозяйства, имеющие земельные угодья площадью свыше 20 га и собственный капитал свыше 10 000 тыс. руб., привлекающие заемные средства и применяющие передовые технологии. Именно в таких хозяйствах получают более высокий доход на 1 га (от 1600 до 5500 руб.), а, следовательно, достигают оптимального уровня реализации их экономических интересов. Поэтому дальнейший инновационный путь развития фермерства неразрывно связан с ростом инвестиций и накоплением капитала в условиях полной экономической реализации земли как основного средства производства на базе воспроизводства ее почвенного плодородия и создания более высокого уровня экономического плодородия за счет организации более крупного производства путем кооперационных связей. Функционирование фермерских хозяйств подтверждает главный вывод по их развитию в условиях интенсификации, когда рост доходов обгоняет рост капитальных вложений, что повышает их эффективность, а также подтверждает их жизнеспособность и право на существование в качестве одной из форм общественного хозяйства в рыночной экономике.

Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы» по лоту шифр «2011-1.4-502-004» (государственный контракт № 14.740.11.0965 от 05.05.11).

Рецензенты:

  • Андреев В.Г., д.т.н., профессор, профессор кафедры естественнонаучных и технических дисциплин Кузнецкого института информационных и управленческих технологий (филиал) Пензенского государственного университета, г. Пенза.
  • Лузгина О.А., д.э.н., профессор кафедры «Экономика, финансы и менеджмент» Пензенского государственного университета, г. Пенза.

Работа получена 08.08.2011.