В вузах появляются проектные группы, работающие над решением различных научно-практических задач, учебно-исследовательские ситуационные центры решают вопросы повышения эффективности процесса обучения студентов. Разработка эффективных стратегий для проектных команд - это очень сложный и трудоемкий процесс. Поэтому возникает необходимость совершенствования технологии разработки стратегий проектных команд и создания программного комплекса, реализующего данную технологию.
Технология разработки сценарных стратегий и сценарных стратегических планов для проектных команд ситуационных центров вузов. Стратегия относится к долгосрочному направлению деятельности организации. Разработка стратегии осуществляется исходя из состояния внешней и внутренней среды организации, и если внешняя среда находится в постоянном движении и условия деятельности организации постоянно меняются, то руководителю приходится принимать управленческие решения в условиях высокой неопределенности.
Анализ литературных источников [1; 2; 4] и опыта современных компаний показывает, что наиболее эффективным инструментом предсказания изменений внешней среды является сочетание методов сценарного прогнозирования и нечеткого логического вывода. Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: разработка эффективной стратегии должна строиться именно с применением данных методов.
На основании вышеуказанных методов в рамках проекта Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (мероприятие 1.4 - III очередь), контракт № 14.740.11.0994 от 06.05.2011 автором статьи разработана технология построения сценарных стратегий проектных команд. Кратко рассмотрим данную технологию.
Введем следующие понятия. Проектная команда - это совокупность действующих как одно целое участников проекта, которая обеспечивает под руководством руководителя достижение целей проекта. Проектные команды могут быть стационарные, существующие длительное время и работающие над открытыми проектами, или терминальные, например команды, работающие над проектами, имеющими конечную цель.
Сценарная стратегия - это совокупность ключевых (то есть позволяющих достигнуть поставленных целей в заданных условиях) направлений проектной деятельности организации во внешней среде, определенных с применением методов сценарного и математического моделирования. Определим этапы построения сценарных стратегий.
- Проектный. На данном этапе формируется оптимальный портфель проектов, наиболее соответствующий целям организации.
- Этап построения функциональных стратегий. Определяются направления деятельности организации в рамках каждого проекта.
- Интегральный. Переход к данному этапу осуществляется, если проектов несколько. Функциональные стратегии объединяются в единую сценарную стратегию.
Более подробное описание данных этапов приведено в таблице 1.
Выбор проектов и построение стратегий проектных групп осуществляется для каждого из разработанных в ходе анализа внешней и внутренней среды организации сценариев.
Сценарий - это возможный вариант возможного будущего развития внешней среды организации, основанный на группировке ключевых внешних факторов влияния и движителей перемен, характеризующихся высокой неопределенностью [1, с. 38].
На основании сценарных стратегий может быть построен сценарный стратегический план, который может быть определен как совокупность укрупненных действий, направленных для реализации стратегии.
Построение сценарных стратегий и сценарных стратегических планов для ситуационных центров вузов имеет ряд особенностей.
Таблица 1 - Этапы построения сценарной стратегии
№ |
Название подэтапа |
Описание |
Проектный этап |
||
1 |
Разработка проектов |
На основании анализа внешней и внутренней среды разрабатываются проекты, оцениваются их параметры. |
2 |
Разработка сценариев |
На основании результатов экспериментов выделяются значимые факторы (далее мы будем их называть концептами - факторами), оказывающие влияние на эффективность проектной деятельности организации. Затем строится сценарный ортограф, показывающий связи между концептами - факторами. Сценарии стоятся с применением технологий коллективной экспертизы. В каждом сценарии задается диапазон и закон изменения концептов - факторов (это сценарные факторы). На заключительном этапе построения сценариев определяются параметры каждого сценария. |
3 |
Построение сценарной проектной стратегии |
Для каждого сценария выбираются те проекты, которые наиболее соответствуют целям организации. Для выбора наиболее эффективных проектов может быть построена траектория движения товара (услуги) во времени, созданного в результате проектной деятельности, в координатах - конкурентоспособность товара (услуги) - привлекательность целевого сегмента рынка. |
Этап построения функциональных стратегий |
||
4 |
Построение ортографа сценарной стратегии |
На основании анализа внешней среды, поведения стейкхолдеров и проекта определяются концепты - элементы стратегии. Это элементы сценарной стратегии, при воздействии которых достигается цели проекта. На этом этапе может уточняться и дополняться сценарный ортограф, который будет положен в основу ортографа сценарной стратегии. Ортограф сценарной стратегии показывает взаимосвязи между концептами - факторами, в том числе и сценарными факторами, концептами - целями проекта, концептами - элементами сценарной стратегии. |
5 |
Построение функциональной стратегии |
На основании имитационной модели, построенной например в Matlab Simulink, определяются ключевые направления деятельности по проекту. |
Интегральный этап |
||
6 |
Объединение функциональных стратегий |
Если функциональных стратегий несколько, то они объединяются в одну. |
Ситуационный центр - это современная форма реализации системы поддержки принятия решений, основанная на технологиях моделирования и анализа ситуаций, предельно концентрированном представлении информации и обеспечивающая интегральное управление [6]. Основная цель учебного ситуационного центра (УИСЦ) в вузе - разработка и сопровождение инновационных технологий преподавания дисциплин и формирование и развитие у студентов практических навыков управленческого проектирования. В УИСЦ работают стационарные проектные команды, и в некоторых случаях в рамках центра могут создаваться дополнительные терминальные проектные команды для решения специфических задач. В таких центрах могут работать не только проектные, но и сервисные команды, помогающие в решении поставленных задач основным командам.
На этапе формирования оптимального портфеля проектов для УИСЦ необходимо учитывать не только конкурентоспособность продукции и привлекательность целевого сегмента рынка, но и факторы, влияющие эффективность образовательного процесса в вузе. Поскольку зачастую в процессе работы над проектами участвуют не только команды ситуационных центров, преподаватели, но и сами студенты, проектная деятельность является мощнейшим инструментом профессиональной подготовки обучаемых.
В УИСЦ вузов в большинстве случаев работа ведется над небольшими терминальными или открытыми проектами, в большинстве случаев для сферы образования, поэтому функциональные стратегии - это стратегии проектных и сервисных команд. Построение таких стратегий осуществляется по алгоритму, приведенному в таблице 1.
Пример построения сценарных стратегий проектных команд УИСЦ. В качестве примера построим фрагмент сценарной стратегии проектной команды УИСЦ вуза. Перед сотрудниками УИСЦ стоит задача - разработать сценарную стратегию для создаваемой терминальной проектной команды, работающей в рамках научно-креативной программы «Иной Контин(г)ент» (http://www.inocont.net/).
Одним из направлений деятельности проектных команд в рамках данной программы является разработка моделей жизнедеятельности команд, работающих в условиях полной или частичной изоляции [3]. Для построения таких моделей используются результаты проектно-семантических игр «Древо Желаний», проводимых среди студентов высших и средних учебных заведений (назовем их стейкхолдерами). Следовательно, для повышения эффективности работы данных проектных команд необходимо достаточное количество правильно построенных партий - результатов проектно-семантической игры. Разработаем фрагмент сценарной стратегии, цель которой повысить эффективность деятельности студентов - участников игры. Эффективность их деятельности определяется по формуле:
(1)
где p - количество партий, соответствующих предъявляемым к ним требованиям;
N - общее количество партий, сыгранных студентами.
В результате проведенного анализа внешней и внутренней среды проектной команды [4] в режиме мозгового штурма были выделены следующие концепты, приведенные в таблице 2.
Ортограф фрагмента сценарной стратегии показан на рисунке 1.
Некоторые разработанные сценарии приведены в таблице 3.
Поскольку статистических данных не достаточно для использования нейронных сетей, то в качестве инструмента моделирования будем использовать нечеткий логический вывод. Фрагмент правил для построения модели влияния входных концептов на цель приведен в таблице 4.
Погрешность моделирования составила 0,18, что показывает - модель адекватна и с достаточной точностью описывает деятельность исследуемых стейкхолдеров в различных условиях.
Рис. 1. Ортограф фрагмента сценарной стратегии
Таблица 3 - Сценарии
№ |
Название сценария |
Диапазон значений концептов - сценарных факторов |
Вероятность реализации сценария |
|
W |
A |
|||
1 |
Летняя жара |
Отличная, оптимальная |
высокая |
средняя |
2 |
Каникулы |
Отличная, оптимальная |
средняя |
высокая |
3 |
Зимние каникулы |
Некомфортная |
высокая |
средняя |
4 |
В середине семестра |
Некомфортная |
средняя |
средняя |
Таблица 4 - Фрагмент правил, используемых для построения модели
№ |
E |
K |
M |
S |
L |
1 |
в |
с |
в |
в |
в |
2 |
в |
с |
с |
в |
в |
3 |
в |
н |
в |
в |
в |
4 |
в |
с |
в |
с |
с |
5 |
в |
с |
с |
н |
в |
6 |
с |
с |
с |
с |
с |
7 |
с |
н |
н |
с |
в |
где в - высокий, с - средний, н - низкий |
Построим сценарные стратегии для сценария «Каникулы». Значения концептов на момент исследования проектной команды приведены в таблице 5. Требуется повысить эффективность деятельности стейкхолдеров до 0,8 и выше.
Таблица 5 - Значения концептов на момент исследования команды
Концепт |
E |
M |
K |
L |
S |
R |
W |
A |
U |
Zt |
Zg |
Q |
Значение |
0,41 |
0,1 |
18 |
0,3 |
0,8 |
0,3 |
0,7 |
0,9 |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
0,72 |
Некоторые результаты моделирования приведены в таблице 6. Приведены только те значения концептов, при которых значение результирующей переменной E равно 0,8 и выше.
Таблица 6 - Результаты моделирования деятельности стейкхолдеров
|
E |
M |
K |
L |
S |
R |
W |
A |
U |
Zt |
Zg |
Q |
1 |
0,8 |
0,7 |
20 |
0,8 |
0,8 |
0,2 |
0,8 |
0,5 |
0,55 |
0,6 |
0,6 |
0,77 |
2 |
0,81 |
0,55 |
20 |
0,9 |
0,8 |
0,18 |
0,73 |
0,55 |
0,59 |
0,69 |
0,6 |
0,74 |
3 |
0,84 |
0,6 |
20 |
0,82 |
0,8 |
0,21 |
0,69 |
0,5 |
0,49 |
0,7 |
0,6 |
0,72 |
Исходя из результатов моделирования (таблица 6), можно сделать вывод, что ключевыми концептами - элементами стратегии для сценария «Каникулы» являются мотивация участников игры и их подготовка, определяемая уровнем знаний в области построения стратегий жизнедеятельности команд в различных условиях.
Результаты построения сценарной стратегии могут быть положены в основу разработки сценарного стратегического плана.
Проект программного комплекса для построения сценарных стратегий и сценарного стратегического плана для проектных команд УИСЦ вузов. Программный комплекс для разработки сценарных стратегий и сценарного стратегического плана для проектных команд УИСЦ состоит из четырех модулей:
- модуль построения арены событий - карты движения стейкхолдеров в координатах: важность поддержки от данной заинтересованной стороны для успеха проекта - направленность влияния стейкхолдера;
- модуль формирования оптимального портфеля проектов;
- модуль построения сценарных стратегий УИСЦ;
- модуль построения сценарного стратегического плана;
- модуль работы с БД и построения отчетов о деятельности проектной команды.
Обобщенная блок-схема модуля построения сценарных стратегий УИСЦ приведена на рисунке 2.
Заключение. Сегодня стратегическое управление является неотъемлемой частью повышения эффективности деятельности вузов, и в частности проектных команд как элементов их организационной структуры. И выбор оптимальной стратегии, учитывающей изменения внешней среды, позволит учебным заведениям не только повысить качество образовательного процесса, но и выстоять в жесткой конкурентной борьбе. Поэтому технология разработки сценарных стратегий и сценарных стратегических планов в сочетании с программным комплексом станет незаменимым инструментом управления в руках руководителя.
Рис. 2. Обобщенная блок-схема работы модуля построения сценарных стратегий УИСЦ
Рецензенты:
- Чернявская В.С., д.п.н., профессор кафедры философии и психологии Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток.
- Филимонов В.А., д.т.н., профессор, старший научный сотрудник Омского филиала Учреждения Российской академии наук Института математики им. С.Л. Соболева Сибирского отделения РАН, г. Омск.
Работа получена 29.07.2011