Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SHARING TEACHING WORK EXPERIENCE ON THE PREPARATORY FACULTY

Elizarova L.J. 1 Protsenko U.V. 1 Oleshko T.V. 1
1 JOU VPO Rostov State Medical University Rostov-on-Don, Russia
Questions of improving training quality of foreign students on the preparatory faculty at Rostov State Medical University are being considered^ coordination in working of Russian language teachers department and departments of general – theoretical disciplines writing of training and methodical appliances, development of self-studding skills, observance of continuity of training on the preparatory (pre-university) level and on the first year study which leads to solving continuous quality improvement problems in vocational training of foreign students.
quality of training ways of improving
В современном мире обострения социально-экономических отношений, конкурентной борьбы на рынке международных образовательных услуг особое значение приобретает совершенствование структуры, форм и методов подготовки специалистов для зарубежных стран. Процессы глобализации экономики, проблемы вхождения России в международное образовательное пространство требуют решения вопросов системного обеспечения качества профессиональной подготовки иностранных студентов в условиях каждого конкретного вуза. Подготовительный факультет Ростовского государственного медицинского университета - базовый факультет Минздрава РФ - является начальным этапом профессионального образования для иностранных учащихся, будущих медиков, на котором закладывается фундамент качества обучения на русском (неродном) языке. Координация работы преподавателей кафедр русского языка и кафедр общетеоретических дисциплин (общей биологии и анатомии, физики, математики и химии) способствует соблюдению в учебном процессе единого языкового режима, разработке учебных тем, созданию методических пособий и учебников медико-биологической направленности, которые формируют достаточный уровень профессиональной, языковой и коммуникативной компетенции, обеспечивают потребности будущих студентов-медиков в практическом овладении русским языком как средством общения в учебно-профессиональной сфере деятельности. Вот почему вопросы межпредметной координации являются особенно актуальными на  довузовском этапе. Эта координация, на наш взгляд, заключается в следующем:
  • соотнесение тем, включенных в изучение общетеоретических дисциплин, и материала по научному стилю речи на занятиях по русскому языку;
  • отбор лексико-грамматических средств, свойственных конкретной дисциплине общетеоретического цикла;
  • определение этапов для презентации лексико-грамматических конструкций по научному стилю речи;
  • разработка структуры лингвометодического аппарата учебников и пособий по общетеоретическим предметам.

Понятие «лингвометодический аппарат» было впервые введено А.И.Сурыгиным как «система методических средств в учебниках по общенаучным дисциплинам на неродном для учащихся языке, создающая условия для формирования коммуникативных и речевых умений и языковых знаний на материале дисциплины».

Лингвометодический аппарат учебников по научно-естественным предметам включает следующие элементы:

  • языковые конструкции, типичные в коммуникации на занятиях;
  • перечень терминов - новых слов и словосочетаний, которые впервые вводятся в тексте;
  • наличие иллюстративного материала, способствующего семантизации новой лексики и формированию речевых умений;
  • адаптация языка учебных текстов к уровню владения иностранными студентами русским языком;
  • система контрольных вопросов к тексту;
  • система заданий по управлению учебно-познавательной деятельностью студентов.

Наличие развитого лингвометодического аппарата в «Пособии по биологии» (М., 2004), в «Учебном пособии по механике» (РостГМУ, 2000) и др., созданных на кафедрах общей биологии и анатомии, физики и математики в тесном сотрудничестве с преподавателями русского языка, способствует формированию коммуникативных и речевых умений и языковых знаний иностранных студентов на материале дисциплины.

Учебный текст научного характера, связанный с будущей специальностью студента, лежит в основе обучения навыкам монологического высказывания.

Для обучения инициативной (спонтанной) устной речи по рекомендации современных методистов-филологов учащимся предлагается набор конструкций и определенный список лексического материала, из которого они смогут продуцировать речь. Подставляя в данные конструкции необходимые слова, студенты получают бесконечное количество вариантов, представляющих логически связанные речевые высказывания.

В начале обучения преподаватели общеобразовательных дисциплин на своих занятиях значительную часть времени уделяют овладению студентами языка дисциплины. В этом специфика работы с иностранными учащимися на подготовительном факультете.

Снятие трудностей этого периода осуществляется с помощью специальных методических приемов, в числе которых:

  • использование фонетических упражнений;
  • многократное предъявление материала с опорой на модели научного стиля речи;
  • строгая минимизация вводимой лексики;
  • применение поурочных тематических словарей;
  • проведение контрольных работ, включающих терминологическую лексику и модели научного стиля речи, которые входят в активную языковую коммуникацию по соответствующему предмету.

Речевое общение осуществляется посредством таких видов речевой деятельности, как аудирование, говорение, чтение и письмо. Поскольку в процессе коммуникации все виды речевой деятельности тесно взаимосвязаны, то в ходе формирования навыков и умений в одном виде деятельности, как показывает опыт, следует опираться на соответствующие навыки и умения в других видах. Так, невозможно обучение говорению без обучения слушанию, а обучение правилам чтения - без опоры на слуховые и зрительные источники восприятия.

Постепенное и целенаправленное овладение языком как средством общения в учебно-научной сфере способствует формированию у иностранных учащихся коммуникативно-речевых компетенций.

Следует отметить, что в последнее время значительно снизился уровень базовой подготовки по общеобразовательным дисциплинам иностранных студентов, приезжающих на подготовительный факультет; имеет место длительный и неравномерный их заезд, что ещё более усиливает необходимость координации работы всего коллектива преподавателей. Всё это требует от преподавателей-естественников более экономного, рационального построения учебного процесса, ориентирует не только на специфику предмета, но и на языковое оформление материала.

Большое значение при этом имеет иллюстративно-графическая сторона представления понятий, формулировок законов, процессов, явлений. Натуральные модели и их изображения являются наглядной опорой для формирования у иностранных учащихся конкретных образов изучаемых объектов, на основе которых формируются научные понятия, и создают тот эмоциональный фон, без которого знания не могут быть поняты и достаточно прочно усвоены. Включение зрительного и эмоционального каналов делает восприятие более глубоким и прочным.

Опыт преподавания на кафедрах естественнонаучных дисциплин показывает, что одним из важнейших умений, приобретаемых выпускниками подготовительного факультета РостГМУ, является способность самостоятельно работать с учебником. При систематическом выполнении этой работы повышается качество и прочность усвоения учащимися знаний предмета, развиваются познавательные процессы, мыслительная и речевая деятельность, активизируются внимание и память, что способствует интенсификации процесса обучения. С целью его оптимизации на кафедрах общетеоретических дисциплин проводится серьезная работа по созданию учебно-методических комплексов (УМК), включающих разнообразие инновационных инструментов, используемых для развития креативности обучающихся в условиях аудиторной и самостоятельной работы. Важной составной частью учебно-методического комплекса является учебная программа, которая составлена в соответствии с модульным подходом к формированию содержания образования с учетом будущей профессиональной ориентации студентов и особенностей преподавания некоторых разделов, например, медицинской биологии и генетики, медицинской и биологической физики на первом курсе основного факультета РостГМУ. Соблюдение принципа преемственности обучения на подготовительном факультете и на основных факультетах заложено в основу тематических планов и программ, специальных учебных пособий и учебно-методических разработок, входящих в учебно-методический комплекс.

Создание УМК дисциплин, составленных в соответствии с современными требованиями к содержанию образования и учитывающих специфику работы с иностранными студентами довузовского этапа обучения, служит эффективным инструментом при организации учебной работы на подготовительном факультете.

В настоящее время Ростовский государственный медицинский университет осуществляет подготовку иностранных студентов, как по государственной линии, так и внебюджетных.

С 1964 года по программе довузовской подготовки прошли обучение более 10000 студентов из следующих стран со всех континентов:

Европа: Албания, Великобритания, Германия, Греция, Македония, Сербия-Черногория, Финляндия;

Северная и Латинская Америка: Аргентина, Белиз, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Перу, Сальвадор, Суринам, США, Уругвай, Чили, Эквадор;

Африка: Алжир, Ангола, Бенин, Буркина-Фасо, Бурунди, Ботсвана, Гана, Габон, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Джибути, Египет, Заир (ДРК), Замбия, Зимбабве, Камерун, Кения, Конго, Кот-д¢Ивуар, Лесото, Либерия, Мавритания, Мадагаскар, Мали, Маврикий, Мозамбик, Марокко, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сенегал, Свазиленд, Судан, Сомали, Того, Тунис, Танзания, Уганда, Чад, ЦАР, Эфиопия, ЮАР;

Азия: Афганистан, Бангладеш, Бахрейн, Вьетнам, Израиль, Индонезия, Йемен (б. НДРЙ и ЙАР), Индия, Иордания, Ирак, Иран, Кипр, Китай, КНДР, Республика Корея, Камбоджа, Кувейт, Лаос, Ливан, Мальдивы, Монголия, Непал, Оман, Палестина, Пакистан, Сирия, Таиланд, Турция, Филиппины, Шри-Ланка.

В настоящее время увеличилось количество  студентов из стран ближнего зарубежья.

В заключение, как итог применения научно-обоснованных методик обучения общеобразовательным дисциплинам на неродном языке, приведем данные по динамике абсолютной успеваемости (в %) и показателя качества (в %) по биологии на подготовительном факультете и на I курсе лечебно-профилактического факультета для иностранных студентов, обучающихся в русскоговорящих группах.

Графики изменения абсолютной успеваемости (%) по биологии и медицинской биологии на подготовительном факультете и на первом курсе соответственно.

Графики изменения показателя качества (%) по биологии и медицинской биологии на подготовительном факультете и на первом курсе соответственно.

Рецензенты:

  • Буриков А.А., д.б.н., профессор, зав. кафедрой общей биологии, ФГАОУ ВПО «Педагогический институт ЮФУ», г. Ростов-на-Дону.
  • Вардуни Т.В., д.п.н., профессор, доцент кафедры генетики, ФГАОУ ВПО ЮФУ, г. Ростов-на-Дону.

Работа получена 27.06.2011.