- соотнесение тем, включенных в изучение общетеоретических дисциплин, и материала по научному стилю речи на занятиях по русскому языку;
- отбор лексико-грамматических средств, свойственных конкретной дисциплине общетеоретического цикла;
- определение этапов для презентации лексико-грамматических конструкций по научному стилю речи;
- разработка структуры лингвометодического аппарата учебников и пособий по общетеоретическим предметам.
Понятие «лингвометодический аппарат» было впервые введено А.И.Сурыгиным как «система методических средств в учебниках по общенаучным дисциплинам на неродном для учащихся языке, создающая условия для формирования коммуникативных и речевых умений и языковых знаний на материале дисциплины».
Лингвометодический аппарат учебников по научно-естественным предметам включает следующие элементы:
- языковые конструкции, типичные в коммуникации на занятиях;
- перечень терминов - новых слов и словосочетаний, которые впервые вводятся в тексте;
- наличие иллюстративного материала, способствующего семантизации новой лексики и формированию речевых умений;
- адаптация языка учебных текстов к уровню владения иностранными студентами русским языком;
- система контрольных вопросов к тексту;
- система заданий по управлению учебно-познавательной деятельностью студентов.
Наличие развитого лингвометодического аппарата в «Пособии по биологии» (М., 2004), в «Учебном пособии по механике» (РостГМУ, 2000) и др., созданных на кафедрах общей биологии и анатомии, физики и математики в тесном сотрудничестве с преподавателями русского языка, способствует формированию коммуникативных и речевых умений и языковых знаний иностранных студентов на материале дисциплины.
Учебный текст научного характера, связанный с будущей специальностью студента, лежит в основе обучения навыкам монологического высказывания.
Для обучения инициативной (спонтанной) устной речи по рекомендации современных методистов-филологов учащимся предлагается набор конструкций и определенный список лексического материала, из которого они смогут продуцировать речь. Подставляя в данные конструкции необходимые слова, студенты получают бесконечное количество вариантов, представляющих логически связанные речевые высказывания.
В начале обучения преподаватели общеобразовательных дисциплин на своих занятиях значительную часть времени уделяют овладению студентами языка дисциплины. В этом специфика работы с иностранными учащимися на подготовительном факультете.
Снятие трудностей этого периода осуществляется с помощью специальных методических приемов, в числе которых:
- использование фонетических упражнений;
- многократное предъявление материала с опорой на модели научного стиля речи;
- строгая минимизация вводимой лексики;
- применение поурочных тематических словарей;
- проведение контрольных работ, включающих терминологическую лексику и модели научного стиля речи, которые входят в активную языковую коммуникацию по соответствующему предмету.
Речевое общение осуществляется посредством таких видов речевой деятельности, как аудирование, говорение, чтение и письмо. Поскольку в процессе коммуникации все виды речевой деятельности тесно взаимосвязаны, то в ходе формирования навыков и умений в одном виде деятельности, как показывает опыт, следует опираться на соответствующие навыки и умения в других видах. Так, невозможно обучение говорению без обучения слушанию, а обучение правилам чтения - без опоры на слуховые и зрительные источники восприятия.
Постепенное и целенаправленное овладение языком как средством общения в учебно-научной сфере способствует формированию у иностранных учащихся коммуникативно-речевых компетенций.
Следует отметить, что в последнее время значительно снизился уровень базовой подготовки по общеобразовательным дисциплинам иностранных студентов, приезжающих на подготовительный факультет; имеет место длительный и неравномерный их заезд, что ещё более усиливает необходимость координации работы всего коллектива преподавателей. Всё это требует от преподавателей-естественников более экономного, рационального построения учебного процесса, ориентирует не только на специфику предмета, но и на языковое оформление материала.
Большое значение при этом имеет иллюстративно-графическая сторона представления понятий, формулировок законов, процессов, явлений. Натуральные модели и их изображения являются наглядной опорой для формирования у иностранных учащихся конкретных образов изучаемых объектов, на основе которых формируются научные понятия, и создают тот эмоциональный фон, без которого знания не могут быть поняты и достаточно прочно усвоены. Включение зрительного и эмоционального каналов делает восприятие более глубоким и прочным.
Опыт преподавания на кафедрах естественнонаучных дисциплин показывает, что одним из важнейших умений, приобретаемых выпускниками подготовительного факультета РостГМУ, является способность самостоятельно работать с учебником. При систематическом выполнении этой работы повышается качество и прочность усвоения учащимися знаний предмета, развиваются познавательные процессы, мыслительная и речевая деятельность, активизируются внимание и память, что способствует интенсификации процесса обучения. С целью его оптимизации на кафедрах общетеоретических дисциплин проводится серьезная работа по созданию учебно-методических комплексов (УМК), включающих разнообразие инновационных инструментов, используемых для развития креативности обучающихся в условиях аудиторной и самостоятельной работы. Важной составной частью учебно-методического комплекса является учебная программа, которая составлена в соответствии с модульным подходом к формированию содержания образования с учетом будущей профессиональной ориентации студентов и особенностей преподавания некоторых разделов, например, медицинской биологии и генетики, медицинской и биологической физики на первом курсе основного факультета РостГМУ. Соблюдение принципа преемственности обучения на подготовительном факультете и на основных факультетах заложено в основу тематических планов и программ, специальных учебных пособий и учебно-методических разработок, входящих в учебно-методический комплекс.
Создание УМК дисциплин, составленных в соответствии с современными требованиями к содержанию образования и учитывающих специфику работы с иностранными студентами довузовского этапа обучения, служит эффективным инструментом при организации учебной работы на подготовительном факультете.
В настоящее время Ростовский государственный медицинский университет осуществляет подготовку иностранных студентов, как по государственной линии, так и внебюджетных.
С 1964 года по программе довузовской подготовки прошли обучение более 10000 студентов из следующих стран со всех континентов:
Европа: Албания, Великобритания, Германия, Греция, Македония, Сербия-Черногория, Финляндия;
Северная и Латинская Америка: Аргентина, Белиз, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Перу, Сальвадор, Суринам, США, Уругвай, Чили, Эквадор;
Африка: Алжир, Ангола, Бенин, Буркина-Фасо, Бурунди, Ботсвана, Гана, Габон, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Джибути, Египет, Заир (ДРК), Замбия, Зимбабве, Камерун, Кения, Конго, Кот-д¢Ивуар, Лесото, Либерия, Мавритания, Мадагаскар, Мали, Маврикий, Мозамбик, Марокко, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сенегал, Свазиленд, Судан, Сомали, Того, Тунис, Танзания, Уганда, Чад, ЦАР, Эфиопия, ЮАР;
Азия: Афганистан, Бангладеш, Бахрейн, Вьетнам, Израиль, Индонезия, Йемен (б. НДРЙ и ЙАР), Индия, Иордания, Ирак, Иран, Кипр, Китай, КНДР, Республика Корея, Камбоджа, Кувейт, Лаос, Ливан, Мальдивы, Монголия, Непал, Оман, Палестина, Пакистан, Сирия, Таиланд, Турция, Филиппины, Шри-Ланка.
В настоящее время увеличилось количество студентов из стран ближнего зарубежья.
В заключение, как итог применения научно-обоснованных методик обучения общеобразовательным дисциплинам на неродном языке, приведем данные по динамике абсолютной успеваемости (в %) и показателя качества (в %) по биологии на подготовительном факультете и на I курсе лечебно-профилактического факультета для иностранных студентов, обучающихся в русскоговорящих группах.
Графики изменения абсолютной успеваемости (%) по биологии и медицинской биологии на подготовительном факультете и на первом курсе соответственно.
Графики изменения показателя качества (%) по биологии и медицинской биологии на подготовительном факультете и на первом курсе соответственно.
Рецензенты:
- Буриков А.А., д.б.н., профессор, зав. кафедрой общей биологии, ФГАОУ ВПО «Педагогический институт ЮФУ», г. Ростов-на-Дону.
- Вардуни Т.В., д.п.н., профессор, доцент кафедры генетики, ФГАОУ ВПО ЮФУ, г. Ростов-на-Дону.
Работа получена 27.06.2011.