Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

COMPLEX METHOD OF THE ANALYSIS OF COMPETITIVENESS OF THE GOODS

Машенцева Г.А.
Working out of ways of increase of competitiveness of the goods directly depends on its correct and timely estimation. The analysis of ability of the goods to compete is made by comparison of parametres of analyzed production to parametres of base of comparison. The author considers a complex method of the analysis of competitiveness of the goods. This method is based on application complex (group, generalised and integrated) indicators or comparison of specific useful effects of analyzed production and the sample. Keywords: competitiveness, group indicator, weightiness.
Разработка путей повышения конкурентоспособности товара напрямую зависит от его правильной и своевременной оценки. Анализ способности товара конкурировать производится путём сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Рассмотрим комплексный метод анализа конкурентоспособности товара. Этот метод основывается на применении комплексных (групповых, обобщенных и интегральных) показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца. Расчет группового показателя по нормативным параметрам производится по формуле:

а

где Iнп - это групповой показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам;

Qhi - это единичный показатель конкурентоспособности по i-му нормативному параметру;

n - число нормативных параметров, подлежащих оценке;

Если хотя бы один из единичных показателей равен 0 (то есть продукция по какому-либо параметру не соответствует обязательной норме), то групповой показатель также равен 0, что говорит о неконкурентоспособности данного товара на рассматриваемом рынке.

Расчет группового показателя по техническим параметрам (кроме нормативных) производится по формуле:

а

где Iтп - это групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

Qi - это единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру;

Ai - это весомость i-гo параметра в общем наборе из n технических параметров, характеризующих потребность;

n - число параметров, участвующих в оценке.

Полученный групповой показатель Iтп характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров, чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей.

Основой для определения весомости каждого технического параметра в общем наборе являются экспертные оценки, основанные на результатах рыночных исследований.

В случае трудностей, возникающих при проведении рыночных исследований, а также в целях упрощения расчетов и проведения ориентировочных оценок из технических параметров может быть выбрана наиболее весомая группа или применен комплексный параметр - полезный эффект, который в дальнейшем участвует в сравнении (для повышения точности оценки необходимо учесть влияние на его величину эргономических, эстетических и экологических параметров).

Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции. Полные затраты потребителя определяются по формуле:

f

где З - это полные затраты потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции;

Зс - это единовременные затраты на приобретение продукции;

Сi - это средние суммарные затраты на эксплуатацию продукции; относящиеся к i-му году ее службы;

Т - срок службы;

i - год по порядку.

При этом, f

где Cj - это эксплуатационные затраты по j-ой статье;

n - это количество статей эксплуатационных затрат.

В том случае, если продукция может быть продана после эксплуатации, полные затраты должны быть уменьшены на величину выручки за нее (соответственно показатель для данной статьи вводится в формулу со знаком минус).

Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле:

Iип=З/Зо

где Iип - это групповой показатель по экономическим параметрам;

З, Зо - это полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.

Расчет интегрального показателя конкурентоспособности производится по формуле:

К=Iнп*Iтп/Iэп

где К - это интегральный показатель конкурентоспособности анализируемой продукции по отношению к изделию-образцу;

По смыслу показатель К отражает различие между сравниваемой продукцией в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по приобретению и потреблению изделия.

Если К<1, то рассматриваемый товар уступает образцу по конкурентоспособности, а если К>1, то превосходит.


Если анализ проводится по нескольким образцам, интегральный    показатель конкурентоспособности продукции по выбранной группе аналогов может быть рассчитан как сумма средневзвешенных показателей по каждому отдельному образцу:

f

где Кср - это интегральный показатель конкурентоспособности продукции относительно группы образцов;

Кi - показатель конкурентоспособности относительно i-гo образца:

Ri - весомость i-гo образца в группе аналогов;

n - количество аналогов.