где Iнп - это групповой показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам;
Qhi - это единичный показатель конкурентоспособности по i-му нормативному параметру;
n - число нормативных параметров, подлежащих оценке;
Если хотя бы один из единичных показателей равен 0 (то есть продукция по какому-либо параметру не соответствует обязательной норме), то групповой показатель также равен 0, что говорит о неконкурентоспособности данного товара на рассматриваемом рынке.
Расчет группового показателя по техническим параметрам (кроме нормативных) производится по формуле:
где Iтп - это групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;
Qi - это единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру;
Ai - это весомость i-гo параметра в общем наборе из n технических параметров, характеризующих потребность;
n - число параметров, участвующих в оценке.
Полученный групповой показатель Iтп характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров, чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей.
Основой для определения весомости каждого технического параметра в общем наборе являются экспертные оценки, основанные на результатах рыночных исследований.
В случае трудностей, возникающих при проведении рыночных исследований, а также в целях упрощения расчетов и проведения ориентировочных оценок из технических параметров может быть выбрана наиболее весомая группа или применен комплексный параметр - полезный эффект, который в дальнейшем участвует в сравнении (для повышения точности оценки необходимо учесть влияние на его величину эргономических, эстетических и экологических параметров).
Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции. Полные затраты потребителя определяются по формуле:
где З - это полные затраты потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции;
Зс - это единовременные затраты на приобретение продукции;
Сi - это средние суммарные затраты на эксплуатацию продукции; относящиеся к i-му году ее службы;
Т - срок службы;
i - год по порядку.
При этом,
где Cj - это эксплуатационные затраты по j-ой статье;
n - это количество статей эксплуатационных затрат.
В том случае, если продукция может быть продана после эксплуатации, полные затраты должны быть уменьшены на величину выручки за нее (соответственно показатель для данной статьи вводится в формулу со знаком минус).
Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле:
Iип=З/Зо
где Iип - это групповой показатель по экономическим параметрам;
З, Зо - это полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.
Расчет интегрального показателя конкурентоспособности производится по формуле:
К=Iнп*Iтп/Iэп
где К - это интегральный показатель конкурентоспособности анализируемой продукции по отношению к изделию-образцу;
По смыслу показатель К отражает различие между сравниваемой продукцией в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по приобретению и потреблению изделия.
Если К<1, то рассматриваемый товар уступает образцу по конкурентоспособности, а если К>1, то превосходит.
Если анализ проводится по нескольким образцам, интегральный показатель конкурентоспособности продукции по выбранной группе аналогов может быть рассчитан как сумма средневзвешенных показателей по каждому отдельному образцу:
где Кср - это интегральный показатель конкурентоспособности продукции относительно группы образцов;
Кi - показатель конкурентоспособности относительно i-гo образца:
Ri - весомость i-гo образца в группе аналогов;
n - количество аналогов.
Библиографическая ссылка
Машенцева Г.А. КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4531 (дата обращения: 15.02.2025).