Введение
Проблема восприятия персоналом технологических изменений и связанного с этим феномена – шока новизны – активно исследуется как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе. В рамках современных исследований акцент делается на психологических, организационных и управленческих аспектах адаптации работников к инновациям, особенно в условиях цифровизации экономики и роста автоматизации производственных процессов [1, с. 559; 2, с. 61; 3, с. 174].
Цель исследования – уточнение шкалы уровней технологического шока сотрудников научно-производственных предприятий, позволяющей более точно анализировать эмоциональное, когнитивное и поведенческое восприятие технологических изменений на различных этапах внедрения инноваций. Достижение этой цели направлено на оценку сопротивления изменениям, выявление индивидуальных реакций персонала и разработку программ психологической и образовательной поддержки, способствующих снижению негативных последствий технологического шока.
Материалы и методы исследования
Использованы следующие материалы и методы: анализ научной литературы, эмпирические данные и наблюдения, методы качественного и количественного анализа, сравнительный и системный анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
В работе Е.А. Куликовой подробно рассматриваются причины сопротивления персонала внедрению новшеств. Автор уделяет особое внимание роли личностных характеристик сотрудника: уровню психологической устойчивости, эмоциональной регуляции, установке и готовности к переменам [4]. Эти параметры оказывают существенное влияние на успешность принятия новых технологий и могут быть использованы при разработке программ адаптации персонала.
Авторы В.Р. Млодецкий, Н.Н. Шапа и А.Н. Поддьяков предлагают методику диагностики слабых мест в адаптационных возможностях коллектива и формировании целевых программ повышения устойчивости к изменениям [5, с. 3; 6, с. 3]. Этот подход может быть использован для создания инструментария оценки шока новизны, поскольку он базируется на объективных показателях и позволяет ранжировать уровни сопротивления.
Научно-производственные предприятия, особенно в высокотехнологичных секторах, таких как робототехника, машиностроение и IT-интеграция, сталкиваются с необходимостью постоянного внедрения инноваций [7, с. 119; 8, с. 36]. При этом существующие методы оценки адаптации персонала, как правило, фокусируются на формальных показателях (например, скорость освоения ПО), игнорируя субъективные аспекты: уровень тревожности, мотивацию, готовность к неопределенности [9; 10, с. 5].
В статье М.А. Мирошниченко описаны практические механизмы преодоления сопротивления сотрудниками [11]. Данные позволяют говорить о том, что шок новизны – это не просто временная реакция, но сложный процесс, требующий поэтапного сопровождения.
Несмотря на растущий интерес к проблеме, в современной научной литературе отсутствуют унифицированные подходы к количественной и качественной оценке шока новизны в контексте промышленного производства [12]. Большинство работ ограничиваются теоретическими моделями или сфокусированы на IT-сфере. Отсутствие инструментов для диагностики шока новизны затрудняет разработку адресных программ обучения и психологической поддержки, что снижает эффективность кадровой политики.
Таким образом, определение уровня шока новизны (УШН) сотрудников научно-производственных предприятий представляет собой насущную научную и практическую задачу. Исследование вносит вклад в развитие теории и практики управления персоналом.
Авторы А.Т. Зуб и К.С. Петрова отмечают возможность использования алгоритмов машинного обучения для выявления паттернов сопротивления, прогнозирования уровня стресса и формирования индивидуальных рекомендаций по адаптации [13]. Это открывает новые горизонты для автоматизации HR-процессов и создания более точных методов диагностики уровня шока новизны [14; 15].
Проблема шока новизны становится не только внутренним вызовом для предприятия, но и объектом внимания со стороны государства и профессионального сообщества.
Исследование, проведенное авторами статьи, является результатом продолжительного эксперимента в рамках функционирующего крупного предприятия. В течение года авторы исследовали выборку из 100 сотрудников, которые регулярно сталкиваются в своей работе с инновациями и испытывают шок. Это разработчики программного обеспечения, руководители проектного офиса, НТО (научно-технический отдел), инженеры, конструкторское бюро. В результате наблюдения, эмпирических данных, качественного и количественного анализа, а также сравнительного и системного анализа и фиксирования всех показателей была разработана уточненная шкала оценки уровней шока новизны, которая позволяет более точно идентифицировать эмоциональные и когнитивные реакции специалистов на этапах внедрения инноваций.
Предложенная шкала УШН позволяет подробно описать уровни сопротивления изменениям и формировать индивидуальные программы психологической и образовательной поддержки персонала. Числа от 0 до 4 (УШН0, УШН1 и т.д.) обозначают степени уровней шока новизны:
УШН0 (Низкий)
Характеристики: нейтральное восприятие. Отсутствие мотива и интереса изучать предмет, его свойства. Вербальные маркеры: «Мне это абсолютно не интересно», «Есть и есть, мне до этого нет дела». Невербальные маркеры: человек никак не реагирует на предмет/знание.
Смысл процесса: игнорирование.
УШН0 (Средний)
Характеристики: нравится в легкой степени, но вещь/знание самостоятельно не мотивирует к действию. Новую информацию носитель воспринимает в отсутствие других мотивирующих источников. Вербальные маркеры: «Мне это не особо интересно», «Это не сильно меняет мою жизнь». Невербальные маркеры: легкий интерес, возможно легкий кивок, но без активного вовлечения.
Смысл процесса: нейтральность.
УШН0 (Высокий)
Характеристики: хочется взаимодействовать, когда есть свободные необходимые ресурсы, когда нет других проблем. Вербальные маркеры: «Изменения в теории могут быть полезными», «Я готов попробовать, если это необходимо». Невербальные маркеры: нейтральное выражение лица, открытая поза, готовность слушать.
Смысл процесса: приятное времяпровождение.
УШН1 (Низкий)
Характеристики: предмет вызывает интерес, знание само по себе побуждает к действиям, но не в доминирующей форме. Вербальные маркеры: «Я хочу попробовать», «Это может быть интересно». Невербальные маркеры: открытость, активное участие в обсуждениях, зрительный контакт.
Смысл процесса: обучение.
УШН1 (Средний)
Характеристики: одержимость предметом, знанием. Носитель пренебрегает другими потребностями, чтобы взаимодействовать с предметом. Вербальные маркеры: «Я уверен, что это может улучшить нашу работу», «Давайте действовать!» Невербальные маркеры: максимальная уверенность, лидер мнений, отсутствие сомнений, азарт в обсуждениях.
Смысл процесса: рабочий процесс.
УШН1 (Высокий)
Характеристики: пониженная одержимость предметом. Интерес высокий, но скорость проникновения в суть снижается. Вербальные маркеры: «Это очень интересно, но я сомневаюсь, что это сработает». Невербальные маркеры: скептический взгляд, легкое покачивание головой, поиск подвохов.
Смысл процесса: мотивирующие разговоры, совмещенные с сидячей забастовкой.
УШН2 (Низкий)
Характеристики: предмет вызывает интерес, но работа с ним постоянно откладывается. Сопротивление при изучении. Вербальные маркеры: «Не уверен, что это хорошая идея заниматься этим сейчас». Невербальные маркеры: избегание обсуждений, закрытая поза.
Смысл процесса: избегание взаимодействия.
УШН2 (Средний)
Характеристики: негативное восприятие. Открытое выражение недовольства новыми процессами. Вербальные маркеры: «Это не то, что нам нужно», «Я не вижу в этом смысла». Невербальные маркеры: негативное выражение лица, вздохи, неуместный юмор.
Смысл процесса: борьба, не выходящая за рамки приличия.
УШН2 (Высокий)
Характеристики: снижение мотивации. Негативное восприятие переходит в потерю интереса. Вербальные маркеры: «Мне это не интересно», «Я не вижу смысла даже это обсуждать». Невербальные маркеры: отсутствие активности, скрещенные руки, закрытая поза.
Смысл процесса: побег из зоны взаимодействия с предметом или знанием.
УШН3 (Низкий)
Характеристики: глубокое беспокойство и тревога. Отказ от обучения. Вербальные маркеры: «Я не справлюсь с этим», «Это слишком сложно для меня». Невербальные маркеры: тревожные жесты, потирание рук, повышенный тон.
Смысл процесса: открытая борьба.
УШН3 (Средний)
Характеристики: сопротивление и агрессия. Полное нежелание адаптироваться. Вербальные маркеры: «Я не хочу это делать», «Это не для меня». Невербальные маркеры: закрытая поза, избегание общения, возможна злость.
Смысл процесса: луддизм.
УШН3 (Высокий)
Характеристики: раздражение и ярко выраженная агрессия. Вербальные маркеры: «Я не хочу больше это слышать», «Это меня выматывает». Невербальные маркеры: тяжелое дыхание, нервозность, повышенное потоотделение.
Смысл процесса: появление физиологических реакций.
УШН4 (Низкий)
Характеристики: открытая агрессия к предмету или знанию, желание избегать контактов. Вербальные маркеры: «Все это не имеет смысла, и я не собираюсь это принимать!» Невербальные маркеры: закрытая поза, жесты, указывающие на недовольство.
Смысл процесса: ненависть.
УШН4 (Средний)
Характеристики: конфликтное поведение. Низкая степень конфликтоустойчивости, агрессивное поведение. Вербальные маркеры: «Я больше не собираюсь это терпеть!», «Это просто абсурд!» Невербальные маркеры: угрюмое выражение лица, резкие движения, агрессивные жесты.
Смысл процесса: гнев.
УШН4 (Высокий)
Характеристики: деструктивное поведение. Высокий уровень агрессии, желание разрушать. Вербальные маркеры: «Я не собираюсь работать в таких условиях!», «Это катастрофа!» Невербальные маркеры: яростные жесты, угрожающее поведение, пренебрежительные взгляды.
Смысл процесса: невозможность сдерживать мотив уничтожить предмет/знание.
Заключение
На основе исследования можно сделать вывод о том, что шок новизны – это комплексное явление, включающее эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты, которое может значительно замедлять процессы внедрения инноваций и увеличивать уровень стресса среди персонала. Анализ отечественной и зарубежной практики показал, что, хотя тема психологического сопротивления изменениям широко обсуждается, недостаточно разработаны практические инструменты для его количественной и качественной оценки в условиях высокотехнологичного производства. Проведенное исследование – это констатирующий эксперимент, один из этапов большого эксперимента, который ляжет в основу разработки методики выявления и изменения УШН сотрудников. Разработанная АО НПО «Андроидная техника» уточненная шкала оценки УШН позволяет оперативно выявлять уровень сопротивления изменениям, формировать индивидуальные программы психологической и образовательной поддержки персонала, а также планировать мероприятия по снижению стрессовых реакций на этапах внедрения инноваций. На данном этапе это субъективная оценка УШН сотрудников. Следующий этап исследования – это разработка и проведение объективной оценки (тестирования) и сравнения этих исследований. Полученные результаты могут быть использованы не только в российской промышленности, но и в международной практике цифровой трансформации рабочих процессов, особенно в компаниях, сталкивающихся с необходимостью масштабных и быстрых технологических изменений.