Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

УТОЧНЕНИЕ ШКАЛЫ УРОВНЕЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ШОКА СОТРУДНИКОВ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Литвин А.В. 1 Пермяков А.Ф. 1 Ушачева Е.В. 1
1 АО НПО "Андроидная техника"
Литвин А.В. - разработка концепции, работа с данными, анализ данных, проведение исследования, предоставление ресурсов, научное руководство, валидация результатов, визуализация результатов, написание черновика рукописи, написание рукописи – рецензирование и редактирование
Пермяков А.Ф. - разработка концепции, работа с данными, анализ данных, привлечение финансирования, проведение исследования, методология исследования, административное руководство исследовательским проектом, предоставление ресурсов, разработка программного обеспечения, научное руководство, валидация результатов, визуализация результатов, написание черновика рукописи, написание рукописи – рецензирование и редактирование
Ушачева Е.В. - разработка концепции, анализ данных, методология исследования, предоставление ресурсов, научное руководство, валидация результатов, написание черновика рукописи, написание рукописи – рецензирование и редактирование
В статье рассматриваются проблема технологического шока сотрудников научно-производственных предприятий, возникающего в результате внедрения инноваций в производственных процессах, и вызовы, связанные с адаптацией персонала к инновационным изменениям. Авторы анализируют психологические, поведенческие и когнитивные аспекты сопротивления изменениям, а также последствия шока новизны для организационной устойчивости, включая снижение продуктивности, рост стресса и текучесть кадров. Особое внимание уделено недостатку унифицированных методов оценки уровня шока новизны в условиях промышленного производства. В рамках исследования представлена уточненная шкала оценки уровня шока новизны, разработанная АО НПО «Андроидная техника». Шкала позволяет диагностировать эмоциональное, когнитивное и поведенческое восприятие технологических изменений на разных этапах внедрения инноваций. Предложенная шкала включает пять уровней шокового восприятия, каждый из которых характеризуется вербальными и невербальными маркерами, а также смысловыми аспектами реакции персонала. Полученные результаты могут быть использованы как в российской промышленности, так и в международной практике управления изменениями в условиях технологической турбулентности. Шкала помогает определить уровень ощущений шока у сотрудников и дать им объективную оценку. Эти критерии ценны при составлении диагностик и тестирований на предприятиях (один из вариантов был разработан авторами статьи и будет представлен в дальнейших публикациях). А также для составления индивидуальных программ по минимизации негативных последствий технологического шока в процессе современного развития промышленных предприятий.
технологический шок
шок новизны
цифровизация
инновации
организационные изменения
устойчивость к изменениям
поведенческие реакции
когнитивные реакции
диагностика уровня шока новизны
1. Авдеева И.Л., Коровин А.А., Мусаев М.М. Управление организационными изменениями в современных производственных системах // Вестник Академии знаний. 2024. № 2 (61). С. 556–560.; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-organizatsionnymi-izmeneniyami-v-sovremennyh-proizvodstvennyh-sistemah (дата обращения: 22.05.2025).
2. Яголковский С.Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы. М.: Издательство дом Высшей школы экономики, 2011. 270 с. ISBN 978-5-7598-0771-1.
3. 3. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. М.: Издательство ФСТ, 2002. 557 с. ISBN 5-17-010706-4.
4. Куликова Е.А. Психологические аспекты сопротивления изменениям в организации // Концепт. 2021. № 10. С. 64-74. URL: http://e-koncept.ru/2021/212014.htm. (дата обращения: 10.07.2025). DOI: 10.24412/2304-120X-2021-12014.
5. Млодецкий В.Р., Шапа Н.Н. Оценка адаптивности персонала к стратегическим изменениям // Вісник ПДАБА. 2009. № 1 (132). С. 1–7.; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-adaptivnosti-personala-k-strategicheskim-izmeneniyam (дата обращения: 22.05.2025).
6. Поддьяков А.Н. Психология обучения в условиях новизны, сложности, неопределенности // Психологические исследования. 2015. № 8 (40). С. 6.; URL: https://psystudy.ru/num/article/view/558/295 (дата обращения: 22.05.2025). DOI: 10.54359/ps.v8i40.558.
7. Межов С.И., Дмитриев Д.А. Инновационный процесс на промышленных предприятиях: развитие и устойчивость // π-Economy. 2010. № 3 (99). С. 119–123.; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-protsess-na-promyshlennyh-predpriyatiyah-razvi-tie-i-ustoychivost (дата обращения: 28.04.2025).
8. Кузнецов С.В., Горин Е.А. Цифровизация экономики и трансформация промышленной политики // Инновации. 2017. № 12 (230). С. 34–39.; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-ekonomiki-i-transformatsiya-promyshlennoy-politiki (дата обращения: 22.05.2025).
9. Шляпов И.В., Титовнина Е.И., Гурушкин П.Ю. Технологии искусственного интеллекта в цифровых HR-коммуникациях: перспективы и риски // Litera. 2025. № 2. С. 73–83.; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-iskusstvennogo-intellekta-v-tsifrovyh-hr-kommunikatsiyah-perspektivy-i-riski (дата обращения: 20.05.2025). DOI: 10.25136/2409-8698.2025.2.73198.
10. Дернер Д. Логика неудачи. Книга о стратегическом мышлении в сложных ситуациях: Пер. с немецкого Постниковой О. М.: AST Publishers, 2023. 241 с. ISBN 978-5-17-150561-5.
11. Мирошниченко М.А. Инструменты и рекомендации управления в период цифровой трансформации // Вестник Академии знаний. 2022. № 53 (6). С. 443–449.; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-i-rekomendatsii-upravleniya-izmeneniyami-v-period-tsifrovoy-transformatsii (дата обращения: 22.05.2025).
12. Кузнецов Н.В., Лесных Ю.Г., Прохорова Т.А. Цифровизация экономики: Россия на пути к технологическому первенству // E-Management. 2020. № 3. С. 45–51.; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-ekonomiki-rossiya-na-puti-k-tehnologicheskomu-pervenstvu (дата обращения: 22.04.2025). DOI: 10.26425/2658-3445-2020-3-3-45-52.
13. Зуб А.Т., Петрова К.С. Искусственный интеллект в корпоративном управлении: возможности и границы применения // Государственное управление. Электронный вестник. 2022. № 94. С. 173–186.; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-v-korporativnom-upravlenii-vozmozhnosti-i-granitsy-primeneniya (дата обращения: 14.05.2025). DOI: 10.24412/2070-1381-2022-94-173-187.
14. Черепухин Т.Ю., Задоенко В.И., Евсикова В.Е. Менеджмент организационных изменений в условиях цифровизации // Журнал прикладных исследований. 2024. № 12. С. 110–116.; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/menedzhment-organizatsionnyh-izmeneniy-v-usloviyah-tsifrovizatsii (дата обращения: 22.05.2025). DOI: 10.47576/2949-1878.2024.12.12.016.
15. Плотников А.В. Проблемы цифровой трансформации и концепция управления изменениями // Вопросы инновационной экономики. 2021. № 4. С. 1403-1414. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-tsifrovoy-transformatsii-i-kontseptsiya-upravleniya-izmeneniyami (дата обращения: 22.05.2025). DOI: 10.18334/vinec.11.4.113975.

Введение

Проблема восприятия персоналом технологических изменений и связанного с этим феномена – шока новизны – активно исследуется как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе. В рамках современных исследований акцент делается на психологических, организационных и управленческих аспектах адаптации работников к инновациям, особенно в условиях цифровизации экономики и роста автоматизации производственных процессов [1, с. 559; 2, с. 61; 3, с. 174].

Цель исследования – уточнение шкалы уровней технологического шока сотрудников научно-производственных предприятий, позволяющей более точно анализировать эмоциональное, когнитивное и поведенческое восприятие технологических изменений на различных этапах внедрения инноваций. Достижение этой цели направлено на оценку сопротивления изменениям, выявление индивидуальных реакций персонала и разработку программ психологической и образовательной поддержки, способствующих снижению негативных последствий технологического шока.

Материалы и методы исследования

Использованы следующие материалы и методы: анализ научной литературы, эмпирические данные и наблюдения, методы качественного и количественного анализа, сравнительный и системный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

В работе Е.А. Куликовой подробно рассматриваются причины сопротивления персонала внедрению новшеств. Автор уделяет особое внимание роли личностных характеристик сотрудника: уровню психологической устойчивости, эмоциональной регуляции, установке и готовности к переменам [4]. Эти параметры оказывают существенное влияние на успешность принятия новых технологий и могут быть использованы при разработке программ адаптации персонала.

Авторы В.Р. Млодецкий, Н.Н. Шапа и А.Н. Поддьяков предлагают методику диагностики слабых мест в адаптационных возможностях коллектива и формировании целевых программ повышения устойчивости к изменениям [5, с. 3; 6, с. 3]. Этот подход может быть использован для создания инструментария оценки шока новизны, поскольку он базируется на объективных показателях и позволяет ранжировать уровни сопротивления.

Научно-производственные предприятия, особенно в высокотехнологичных секторах, таких как робототехника, машиностроение и IT-интеграция, сталкиваются с необходимостью постоянного внедрения инноваций [7, с. 119; 8, с. 36]. При этом существующие методы оценки адаптации персонала, как правило, фокусируются на формальных показателях (например, скорость освоения ПО), игнорируя субъективные аспекты: уровень тревожности, мотивацию, готовность к неопределенности [9; 10, с. 5].

В статье М.А. Мирошниченко описаны практические механизмы преодоления сопротивления сотрудниками [11]. Данные позволяют говорить о том, что шок новизны – это не просто временная реакция, но сложный процесс, требующий поэтапного сопровождения.

Несмотря на растущий интерес к проблеме, в современной научной литературе отсутствуют унифицированные подходы к количественной и качественной оценке шока новизны в контексте промышленного производства [12]. Большинство работ ограничиваются теоретическими моделями или сфокусированы на IT-сфере. Отсутствие инструментов для диагностики шока новизны затрудняет разработку адресных программ обучения и психологической поддержки, что снижает эффективность кадровой политики.

Таким образом, определение уровня шока новизны (УШН) сотрудников научно-производственных предприятий представляет собой насущную научную и практическую задачу. Исследование вносит вклад в развитие теории и практики управления персоналом.

Авторы А.Т. Зуб и К.С. Петрова отмечают возможность использования алгоритмов машинного обучения для выявления паттернов сопротивления, прогнозирования уровня стресса и формирования индивидуальных рекомендаций по адаптации [13]. Это открывает новые горизонты для автоматизации HR-процессов и создания более точных методов диагностики уровня шока новизны [14; 15].

Проблема шока новизны становится не только внутренним вызовом для предприятия, но и объектом внимания со стороны государства и профессионального сообщества.

Исследование, проведенное авторами статьи, является результатом продолжительного эксперимента в рамках функционирующего крупного предприятия. В течение года авторы исследовали выборку из 100 сотрудников, которые регулярно сталкиваются в своей работе с инновациями и испытывают шок. Это разработчики программного обеспечения, руководители проектного офиса, НТО (научно-технический отдел), инженеры, конструкторское бюро. В результате наблюдения, эмпирических данных, качественного и количественного анализа, а также сравнительного и системного анализа и фиксирования всех показателей была разработана уточненная шкала оценки уровней шока новизны, которая позволяет более точно идентифицировать эмоциональные и когнитивные реакции специалистов на этапах внедрения инноваций.

Предложенная шкала УШН позволяет подробно описать уровни сопротивления изменениям и формировать индивидуальные программы психологической и образовательной поддержки персонала. Числа от 0 до 4 (УШН0, УШН1 и т.д.) обозначают степени уровней шока новизны:

УШН0 (Низкий)

Характеристики: нейтральное восприятие. Отсутствие мотива и интереса изучать предмет, его свойства. Вербальные маркеры: «Мне это абсолютно не интересно», «Есть и есть, мне до этого нет дела». Невербальные маркеры: человек никак не реагирует на предмет/знание.

Смысл процесса: игнорирование.

УШН0 (Средний)

Характеристики: нравится в легкой степени, но вещь/знание самостоятельно не мотивирует к действию. Новую информацию носитель воспринимает в отсутствие других мотивирующих источников. Вербальные маркеры: «Мне это не особо интересно», «Это не сильно меняет мою жизнь». Невербальные маркеры: легкий интерес, возможно легкий кивок, но без активного вовлечения.

Смысл процесса: нейтральность.

УШН0 (Высокий)

Характеристики: хочется взаимодействовать, когда есть свободные необходимые ресурсы, когда нет других проблем. Вербальные маркеры: «Изменения в теории могут быть полезными», «Я готов попробовать, если это необходимо». Невербальные маркеры: нейтральное выражение лица, открытая поза, готовность слушать.

Смысл процесса: приятное времяпровождение.

УШН1 (Низкий)

Характеристики: предмет вызывает интерес, знание само по себе побуждает к действиям, но не в доминирующей форме. Вербальные маркеры: «Я хочу попробовать», «Это может быть интересно». Невербальные маркеры: открытость, активное участие в обсуждениях, зрительный контакт.

Смысл процесса: обучение.

УШН1 (Средний)

Характеристики: одержимость предметом, знанием. Носитель пренебрегает другими потребностями, чтобы взаимодействовать с предметом. Вербальные маркеры: «Я уверен, что это может улучшить нашу работу», «Давайте действовать!» Невербальные маркеры: максимальная уверенность, лидер мнений, отсутствие сомнений, азарт в обсуждениях.

Смысл процесса: рабочий процесс.

УШН1 (Высокий)

Характеристики: пониженная одержимость предметом. Интерес высокий, но скорость проникновения в суть снижается. Вербальные маркеры: «Это очень интересно, но я сомневаюсь, что это сработает». Невербальные маркеры: скептический взгляд, легкое покачивание головой, поиск подвохов.

Смысл процесса: мотивирующие разговоры, совмещенные с сидячей забастовкой.

УШН2 (Низкий)

Характеристики: предмет вызывает интерес, но работа с ним постоянно откладывается. Сопротивление при изучении. Вербальные маркеры: «Не уверен, что это хорошая идея заниматься этим сейчас». Невербальные маркеры: избегание обсуждений, закрытая поза.

Смысл процесса: избегание взаимодействия.

УШН2 (Средний)

Характеристики: негативное восприятие. Открытое выражение недовольства новыми процессами. Вербальные маркеры: «Это не то, что нам нужно», «Я не вижу в этом смысла». Невербальные маркеры: негативное выражение лица, вздохи, неуместный юмор.

Смысл процесса: борьба, не выходящая за рамки приличия.

УШН2 (Высокий)

Характеристики: снижение мотивации. Негативное восприятие переходит в потерю интереса. Вербальные маркеры: «Мне это не интересно», «Я не вижу смысла даже это обсуждать». Невербальные маркеры: отсутствие активности, скрещенные руки, закрытая поза.

Смысл процесса: побег из зоны взаимодействия с предметом или знанием.

УШН3 (Низкий)

Характеристики: глубокое беспокойство и тревога. Отказ от обучения. Вербальные маркеры: «Я не справлюсь с этим», «Это слишком сложно для меня». Невербальные маркеры: тревожные жесты, потирание рук, повышенный тон.

Смысл процесса: открытая борьба.

УШН3 (Средний)

Характеристики: сопротивление и агрессия. Полное нежелание адаптироваться. Вербальные маркеры: «Я не хочу это делать», «Это не для меня». Невербальные маркеры: закрытая поза, избегание общения, возможна злость.

Смысл процесса: луддизм.

УШН3 (Высокий)

Характеристики: раздражение и ярко выраженная агрессия. Вербальные маркеры: «Я не хочу больше это слышать», «Это меня выматывает». Невербальные маркеры: тяжелое дыхание, нервозность, повышенное потоотделение.

Смысл процесса: появление физиологических реакций.

УШН4 (Низкий)

Характеристики: открытая агрессия к предмету или знанию, желание избегать контактов. Вербальные маркеры: «Все это не имеет смысла, и я не собираюсь это принимать!» Невербальные маркеры: закрытая поза, жесты, указывающие на недовольство.

Смысл процесса: ненависть.

УШН4 (Средний)

Характеристики: конфликтное поведение. Низкая степень конфликтоустойчивости, агрессивное поведение. Вербальные маркеры: «Я больше не собираюсь это терпеть!», «Это просто абсурд!» Невербальные маркеры: угрюмое выражение лица, резкие движения, агрессивные жесты.

Смысл процесса: гнев.

УШН4 (Высокий)

Характеристики: деструктивное поведение. Высокий уровень агрессии, желание разрушать. Вербальные маркеры: «Я не собираюсь работать в таких условиях!», «Это катастрофа!» Невербальные маркеры: яростные жесты, угрожающее поведение, пренебрежительные взгляды.

Смысл процесса: невозможность сдерживать мотив уничтожить предмет/знание.

Заключение

На основе исследования можно сделать вывод о том, что шок новизны – это комплексное явление, включающее эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты, которое может значительно замедлять процессы внедрения инноваций и увеличивать уровень стресса среди персонала. Анализ отечественной и зарубежной практики показал, что, хотя тема психологического сопротивления изменениям широко обсуждается, недостаточно разработаны практические инструменты для его количественной и качественной оценки в условиях высокотехнологичного производства. Проведенное исследование – это констатирующий эксперимент, один из этапов большого эксперимента, который ляжет в основу разработки методики выявления и изменения УШН сотрудников. Разработанная АО НПО «Андроидная техника» уточненная шкала оценки УШН позволяет оперативно выявлять уровень сопротивления изменениям, формировать индивидуальные программы психологической и образовательной поддержки персонала, а также планировать мероприятия по снижению стрессовых реакций на этапах внедрения инноваций. На данном этапе это субъективная оценка УШН сотрудников. Следующий этап исследования – это разработка и проведение объективной оценки (тестирования) и сравнения этих исследований. Полученные результаты могут быть использованы не только в российской промышленности, но и в международной практике цифровой трансформации рабочих процессов, особенно в компаниях, сталкивающихся с необходимостью масштабных и быстрых технологических изменений.


Конфликт интересов
Нет

Библиографическая ссылка

Литвин А.В., Пермяков А.Ф., Ушачева Е.В. УТОЧНЕНИЕ ШКАЛЫ УРОВНЕЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ШОКА СОТРУДНИКОВ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34208 (дата обращения: 08.10.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34208