Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

TO THE QUESTION OF FORMING CIVIL IDENTITY OF UNIVERSITY STUDENTS

Mosina O.A. 1 Kuraeva D.A. 2
1 Kuban state university
2 Academy of Marketing and Social-Information Technologies-IMSIT
The problem of forming the civic identity of student youth is actualized in the context of globalization processes affecting all spheres of public life. The purpose of the conducted research work, the results of which are presented in this article, was to assess the degree of formation of civic identity in modern student youth and to determine the main directions of pedagogical activity on its formation. The authors clarify the concept of «civic identity» as a result of an individual's awareness of political and legal belonging to a certain society or state and active participation in the social and political life of the country. The structure of civic identity is also presented, which includes the following components: cognitive, emotional-value, behavioral. Based on the analysis of scientific literature, it is concluded that the formation of civic identity of young people is one of the important goals of educational and upbringing activities. The results of the conducted monitoring allow us to consider it established that the state of formation of civic identity of young people can be analyzed in a general context, without focusing on gender. At the same time, defining the vector of pedagogical activity aimed at its formation, the authors focus on collective events and teamwork. Taking into account the aggregate indicators of diagnostics of young men and women at the university level, students' activities within the framework of grant projects and participation in socially significant projects (volunteer, patriotic, educational, mentoring, etc.) will be in demand, allowing them to realize the personal contribution of each person to socially useful activities.
civic identity
civic self-awareness
civic activity
student youth
globalization

Введение

В современном мире, где глобализация переплетается с национальным самосознанием, вопросы гражданской идентичности приобретают особую актуальность. Для России вопросы гражданской идентичности остаются открытыми на протяжении последних десятилетий.

Относительно успешный межкультурный и межэтнический баланс, установленный на территории Советского Союза, понимание ментальной специфики советского человека и общегосударственная направленность на его воспитание были разрушены в конце прошлого века. Однако «ожидание относительно быстрого формирования идентичности в постсоветское время внутри российских регионов не оправдалось» [1].

Процессы мировой интеграции и вхождения россиян в поликультурное пространство скорее породили ряд сложных и противоречивых результатов, нежели обозначили новые векторы роста. Перед современным обществом встали не известные до настоящего времени вызовы, негативно влияющие на сохранение этнической идентичности и препятствующие формированию идентичности гражданской. К таковым можно отнести:

- социокультурную экспансию вестернизации [2];

- универсализацию и англизацию языка [3];

- сепаратизм и локализацию [4];

- широкое распространение массовой культуры и культуры потребительства [5];

- уничтожение преемственности поколений [6].

Обозначенные вызовы выступают в качестве факторов организации открытого культурного пространства, которое не в состоянии противостоять апологетам чуждых ценностей. Не отрицая значимости межнациональной гармонии и необходимости вхождения России и ее граждан в единое общемировое пространство, вопросы внутригосударственной солидарности и определения единой системы ценностей, то есть осознания человеком своей принадлежности к определенному государству, общности с другими гражданами, признания наличия общих ценностей, прав и обязанностей, остаются актуальными.

В связи с вышеизложенным становится явной потребность в формировании гражданской идентичности с ранних лет, ее развитии и поддержании на протяжении всего периода обучения независимо от вида учебного заведения.

Научная работа, направленная на изучение вопросов гражданской идентичности, проходила в различных областях, включая социальные, психологические и философские аспекты, со второй половины XIX в. Тем не менее, фундаментальные исследования, посвященные вопросам формирования гражданской идентичности, получили распространение в научной сфере лишь в середине XX в.

Особую тревогу у исследователей вызывает молодежь, обучающаяся в системах профессионального и высшего образования. Среди специфических черт, препятствующих формированию подлинной гражданской идентичности, авторы называют гражданскую пассивность и аполитичность (И.Н. Валиева, И.С. Заводян, И.С. Шаповалова [7, 8]). Такие исследователи, как Ф.А. Айзятов, Ю.В. Бурова, Д.Ю. Нархов, Д.В. Шкурин, обращают внимание на подверженность подростков и молодежи воздействию деструктивных идеологий [9, 10]. Большое значение также имеют отсутствие или размытость представлений о национальных ценностях (Б.А. Вяткин, В.Ю. Хотинец, О.В. Кожевникова [11]).

Следовательно, формирование гражданской идентичности молодежи должно стать одной из приоритетных целей воспитательной и образовательной деятельности. На необходимость направленной воспитательной работы в вузах указывают такие современные исследователи, как М.В. Певная, А.Н. Тарасова, Д.Ф. Телепаева, Д.С. Протасов, S.C.F. Chan, G. Ngai, K. Kwan и др. [12, 13]. Однако, выступая флагманами образования, университеты не могут выстраивать воспитательные программы без опоры на научные факты.

Отметим, что понятие «гражданская идентичность» в академической литературе не имеет единой трактовки. Исходя из исследований О.В. Аксеновой, Я.В. Дидковской, Ю.Р. Вишневской, Д.А. Лугина, П.С. Сорокина, И.Д. Фрумина и иных, ее можно представить как результат осознания личностью политико-правовой принадлежности к определенному обществу или государству, а также степень участия в социальной и политической жизни страны.

Структура гражданской идентичноститакже представлена вариативно, но в той или иной мере включает в себя знания об истории страны, политической и государственной власти, правовой основе организации общества и ином; наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни и др.; степень участия личности в общественной жизни.

Цель исследования состояла в оценке степени сформированности гражданской идентичности у современной студенческой молодежи и определении основных направлений педагогической деятельности по ее развитию.

Материалы и методы исследования. Научное исследование, посвященное проблеме формирования гражданской идентичности, было проведено в Негосударственном аккредитованном некоммерческом частном образовательном учреждении высшего образования «Академия маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ» (г. Краснодар) в период с сентября 2024 г. по апрель 2025 г.

В исследовании принимали участие студенты 2–4-х курсов (112 человек в возрасте от 18 лет до 21 года, из них 65 девушек и 47 юношей). Диагностические мероприятия проводились посредством анкетирования (исследование первого критерия), а также анализа документов органа студенческого самоуправления, в которых содержались сведения об участии обучающихся в патриотических, волонтерских и иных социально значимых мероприятиях, проводимых как вузом, так и различными общественными организациями – социальными партнерами (исследование второго критерия).

Результаты исследования и их обсуждение

С учетом результатов теоретического анализа научной литературы и перечня основных направлений молодежной политики (ст. 6 Федерального закона от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации») критериями сформированности гражданской идентичности студенческой молодежи в контексте данного исследования выступили гражданское самосознание и гражданское участие.

В качестве показателей критерия «гражданское самосознание» определили: 1)понимание студентами социальных вызовов, стоящих перед разными группами населения; 2) знания студентов о существующих молодежных организациях, некоммерческих организациях и благотворительных фондах, оказывающих поддержку различным группам населения; 3) наличие понимания студентами процедур и каналов коммуникации с представителями власти. Критерий «гражданская активность» отслеживается по показателю «студенческая инициатива в патриотических проектах и волонтерской деятельности» [14–16].

Было проведено полуформализованное анкетирование 112 студентов, его результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии сформированности гражданского самосознания у студентов (%, где n=112)

Критерий

Показатели

Девушки

Юноши

Статистическая значимость различий

Гражданское самосознание

Понимание студентами социальных вызовов, стоящих перед разными группами населения

15,3

12,7

р>0,05

Знания студентов о существующих молодежных организациях, некоммерческих организациях и благотворительных фондах, оказывающих поддержку различным группам населения

18,5

23,3

р>0,05

Понимание студентами процедур и каналов коммуникации с представителями власти

21,5

23,4

р>0,05

Источник: составлено авторами

Исходя из приведенных данных, можно утверждать, что только у 38,2 % опрошенных студентов гражданское самосознание сформировано. При этом девушек в представленной категории было 18,4 %, а юношей – 19,8 %. На основе полученных результатов отметим, что статистически значимых различий по половому признаку не наблюдается (р>0,05).

Для того чтобы определить наличие/отсутствие связи между полом респондентов и их гражданской активностью, использовали тетрахорический коэффициент сопряженности Пирсона c2 . В качестве самоспрягаемых признаков рассматривали: Х – пол респондента (– мужской, – женский), Y – ответ на вопрос о гражданской активности респондентов (Y1 – наличие активности; Y2 – отсутствие активности).

Величина рассчитанного коэффициента сопряженности (c2=0,101) свидетельствует об отсутствии связи между указанными признаками (р>0,05).

Для изучения критерия «гражданская активность» на основании анализа документов органа студенческого самоуправления были определены возможные различия по степени участия и влияния отдельных признаков на вовлеченность студентов в патриотические, волонтерские и иные социально значимые мероприятия (табл. 2).

Таблица 2

Критерии сформированности гражданской активности у студентов (%, где n=112)

Критерий

Показатели

Девушки

Юноши

Статистическая значимость различий

Гражданская активность

Участие студентов в патриотических и военно-патриотических мероприятиях

29,2

31,9

р>0,05

Участие студентов в волонтерских экспедициях

36,9

44,7

р>0,05

Реализация социально значимых проектов (наставничество, образовательно-просветительские мероприятия и пр.)

40,0

51,1

р>0,05

Источник: составлено авторами

Статистически значимых различий по второму критерию (половой признак) также не наблюдается (р>0,05), при этом к граждански активным относятся 35,4 % девушек, 42,6 % юношей.

Величина рассчитанного тетрахорического коэффициента сопряженности (c2=0,211) свидетельствует об отсутствии связи между указанными признаками (р>0,05).

Полученные данные позволяют утверждать, что пол респондента существенно не влияет на гражданскую активность. Однако девушки проявили себя как менее активные при участии в патриотических и волонтерских мероприятиях по сравнению с юношами.

В целом, на основании результатов двух критериев, отражающих состояние сформированности гражданской идентичности, выявлено, что у юношей она сформирована несколько в большей мере, нежели у девушек. Выявленные показатели и коэффициент сопряженности Пирсона инициировали продолжение практической деятельности, определяющей возможные направления педагогической деятельности по формированию гражданской идентичности студентов вуза. Исследование проводилось методом дискурс-анализа. Единицы анализа получены в ходе групповых бесед. Подробно данные представлены на рисунке.

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что нужно делать для формирования гражданской идентичности студентов вуза?»

Источник: составлено авторами

Несмотря на разницу в ответах юношей и девушек, общая картина выглядит гармонично, статистически значимых различий в ответах юношей и девушек не выявлено (р>0,05). Наиболее значимыми позициями опрашиваемые обозначили: «создание сети историко-культурных центров» (– 40,4 %; – 52,3 %); «организация досуга и внеаудиторной деятельности» (– 42,6 %; – 41,3 %); «рост качества жизни населения» (– 29,8 %; – 21,5 %), при этом юноши отметили необходимость финансирования студенческих инициатив:– 19,1 %; – 38,5 % (р<0,05).

Кроме того, необходимо отметить, что 10 % опрашиваемых (независимо от половой принадлежности) считают, что гражданская идентичность молодежи не нуждается в формировании. Данный контингент студентов не участвует в патриотических и волонтерских мероприятиях, а также демонстрирует недостаточные знания о существующих молодежных организациях, некоммерческих организациях и благотворительных фондах, оказывающих поддержку различным группам населения.

Результаты проведенного исследования позволяют считать установленным тот факт, что сформированность гражданской идентичности молодежи можно анализировать в общем контексте, не акцентируя внимания на половой принадлежности. В то же время, определяя вектор педагогической деятельности, направленный на ее формирование, необходимо отметить значимость коллективных мероприятий и командной работы.

Учитывая требования студентов к организации социально-созидательной деятельности и историко-культурного просветительства, актуально на уровне вуза организовывать их участие в различных грантовых конкурсах и реализации перспективных социально ориентированных проектов (волонтерских, патриотических, образовательных, наставнических и пр.). Органы студенческого самоуправления должны стать основным катализатором молодежных идей и инициатив, это позволит каждому участвующему осознать личный вклад в их развитие и продвижение, наладить продуктивное сотрудничество с социальными партнерами вуза и, возможно, расширить сферу такого взаимодействия.

Заключение

Формирование гражданской идентичности у молодежи – это сложный и многогранный процесс, требующий научного обоснования. Сравнение диагностических результатов двух групп респондентов – девушек и юношей – показало, что, несмотря на идущие процессы глобализации, сопровождаемые социокультурной экспансией, англизацией языка, сепаратизмом и локализацией, давлением паттернов массовой культуры и культуры потребительства, нарушением системы преемственности поколений, сохраняется традиционное понимание гражданского сознания и поддерживается и даже расширяется гражданская активность.

Студенческая молодежь в целом воспринимает гражданскую идентичность как элемент личностной сферы, сопровождаемый, с одной стороны, пониманием студентами имеющихся социальных вызовов, стоящих перед разными группами населения; знанием студентов о существующих молодежных организациях, некоммерческих организациях и благотворительных фондах, оказывающих поддержку различным группам населения; наличием понимания студентами процедур и каналов коммуникации с представителями власти, а с другой – участием студентов в социально значимых мероприятиях и проектах.

Отсутствие существенных различий в диагностических показателях между юношами и девушками позволило определить единую направленность дальнейшей педагогической деятельности, ориентированной на формирование, развитие и укрепление их гражданской идентичности.

В научно-прикладном аспекте результаты проведенного исследования и сделанные выводы могут быть использованы для углубления теоретических и практических представлений в области анализа гражданской идентичности студенческой молодежи, методов ее формирования и разработки содержания воспитательной работы вуза.