Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Мосина О.А. 1 Кураева Д.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
2 НАНЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально-информационных технологий-ИМСИТ»
Проблема формирования гражданской идентичности студенческой молодежи актуализируется в контексте глобализационных процессов, затрагивающих все сферы общественной жизни. Целями проведенной научно-исследовательской работы, результаты которой представлены в данной статье, являлись оценка степени сформированности гражданской идентичности у современной студенческой молодежи и определение основных направлений педагогической деятельности по ее формированию. Авторы уточняют понятие «гражданская идентичность» и представляют его как результат осознания личностью политико-правовой принадлежности к определенному обществу или государству, а также степени участия в социальной и политической жизни страны. В работе представлена структура гражданской идентичности, которая включает следующие компоненты: познавательный, эмоционально-ценностный, поведенческий. На основе проведенного анализа научной литературы сделан вывод о том, что формирование гражданской идентичности молодежи является одной из важных целей воспитательной и образовательной деятельности образовательной организации. Результаты проведенного мониторинга позволяют считать установленным тот факт, что состояние сформированности гражданской идентичности молодежи можно анализировать в общем контексте, не акцентируя внимания на половой принадлежности. В то же время, определяя вектор педагогической деятельности, направленный на ее формирование, авторы акцентируют внимание на коллективных мероприятиях и командной работе. Учитывая совокупные показатели диагностики юношей и девушек, авторы статьи полагают, что на уровне вуза будет востребована деятельность студентов в рамках грантовых проектов и социально значимых проектов (волонтерских, патриотических, образовательных, наставнических и пр.), позволяющих осознать личный вклад каждого в общественно полезную деятельность.
гражданская идентичность
гражданское самосознание
гражданская активность
студенческая молодежь
глобализация
1. Каримов Р.Р. Российская гражданская идентичность и институт глобализации: движение вместе или врозь? // Этносоциум и межнациональная культура. 2018. № 2 (116). С. 123-132. EDN: XTFCCT.
2. Тетюшкина С.А. Вестернизация как социокультурное явление // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 1. С. 350-356. EDN: LAFVFH.
3. Фахрутдинова М.Т. Особенности процесса англизации современного русского языка // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. № 5-1. С. 247-254. DOI: 10.12731/2077-1770-2019-5-247-254. EDN: LEVAIR.
4. Бойматов У.Ф. Уровни и формы глокализации в социальном процессе глобализации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2018. № 4 (30). С. 104-110. EDN: YWSXWH.
5. Мосина О.А., Кулишов В.В. Социально-педагогические риски воспитания молодежи в условиях распространения ценностей и манифестов массовой культуры // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 5. С. 1394-1404. DOI: 10.20310/1810-0201-2024-29-5-1394-1404. EDN: RVEBWC.
6. Кувшинова О.А. Люди и время: конфликт поколений в зеркале социального согласия / Российская Федерация, М-во образования и науки, Фил. ГОУ ВПО Уральской акад. гос. службы в г. Оренбурге. Тюмень: Печатник, 2009. 187 с. ISBN-978-5-903626-75-5. EDN: QOLKFN.
7. Шаповалова И.С., Валиева И.Н. Политическое мышление и политические стратегии молодежи // Интеграция образования. 2024. Т. 28. № 4 (117). С. 589-605. DOI: 10.15507/1991-9468.117.028.202404.589-605. EDN: FAQCJM.
8. Шаповалова И.С., Заводян И.С. Молодежное социоселфи: социальные стратегии региональной молодежи // Регионология. 2024. Т. 32. № 4 (129). С. 768-792. DOI: 10.15507/2413-1407.129.032.202404.768-792. EDN: ZBBIWU.
9. Айзятов Ф.А., Бурова Ю.В. Противодействие идеологии терроризма в рамках системы образования в современной России // Интеграция образования. 2014. Т. 18. № 4 (77). С. 17-24. DOI: 10.15507/Inted.077.018.201404.017. EDN: TDVFCJ.
10. Нархов Д.Ю., Нархова Е.Н., Шкурин Д.В. Динамика образовательной активности студенчества под воздействием цифровизации // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 8. С. 147-188. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-8-147-188. EDN: SZDNAL.
11. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю., Кожевникова О.В. Межпоколенная трансмиссия ценностей в современном поликультурном мире // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 1. С. 135-162. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-1-135-162. EDN: LUAXEH.
12. Певная М.В., Тарасова А.Н., Телепаева Д.Ф., Протасов Д.С. Трансформирующая агентность учащейся молодежи как ресурс формирования гражданственности в сфере образования // Образование и наука. 2024. Т. 26. № 4. С. 169-200. DOI: 10.17853/1994-5639-2024-4-169-200. EDN: PIGVNY.
13. Chan S.C.F., Ngai G., Kwan K. Mandatory service learning at university: Do less-inclined students learn from it? // Active Learning in Higher Education. 2019. Vol. 20. No. 3. P. 189–202. DOI: 10.1177/1469787417742019.
14. Сорокин П.С., Фрумин И.Д. Проблема «структура/действие» в XXI в.: изменения в социальной реальности и выводы для исследовательской повестки // Социологические исследования. 2020. № 7. С. 27–36. DOI: 10.31857/S013216250009571-1 25.
15. Аксенова О.В. Субъект социального действия в современном развитии России: агент, актор, никто // Вестник Института социологии. 2020. Т. 11. № 2. С. 37–53. URL: https://www.vestnik-isras.ru/article/640 (дата обращения: 16.06.2025). DOI: 10.19181/vis.2020.11.2.640.
16. Дидковская Я.В., Вишневский Ю.Р., Лугин Д.А. Инновационный потенциал молодёжи: мотивация участия и барьеры реализации молодёжных стартапов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2021. № 1. С. 8–20. DOI: 10.15593/2224-9354/2021.1.1.

Введение

В современном мире, где глобализация переплетается с национальным самосознанием, вопросы гражданской идентичности приобретают особую актуальность. Для России вопросы гражданской идентичности остаются открытыми на протяжении последних десятилетий.

Относительно успешный межкультурный и межэтнический баланс, установленный на территории Советского Союза, понимание ментальной специфики советского человека и общегосударственная направленность на его воспитание были разрушены в конце прошлого века. Однако «ожидание относительно быстрого формирования идентичности в постсоветское время внутри российских регионов не оправдалось» [1].

Процессы мировой интеграции и вхождения россиян в поликультурное пространство скорее породили ряд сложных и противоречивых результатов, нежели обозначили новые векторы роста. Перед современным обществом встали не известные до настоящего времени вызовы, негативно влияющие на сохранение этнической идентичности и препятствующие формированию идентичности гражданской. К таковым можно отнести:

- социокультурную экспансию вестернизации [2];

- универсализацию и англизацию языка [3];

- сепаратизм и локализацию [4];

- широкое распространение массовой культуры и культуры потребительства [5];

- уничтожение преемственности поколений [6].

Обозначенные вызовы выступают в качестве факторов организации открытого культурного пространства, которое не в состоянии противостоять апологетам чуждых ценностей. Не отрицая значимости межнациональной гармонии и необходимости вхождения России и ее граждан в единое общемировое пространство, вопросы внутригосударственной солидарности и определения единой системы ценностей, то есть осознания человеком своей принадлежности к определенному государству, общности с другими гражданами, признания наличия общих ценностей, прав и обязанностей, остаются актуальными.

В связи с вышеизложенным становится явной потребность в формировании гражданской идентичности с ранних лет, ее развитии и поддержании на протяжении всего периода обучения независимо от вида учебного заведения.

Научная работа, направленная на изучение вопросов гражданской идентичности, проходила в различных областях, включая социальные, психологические и философские аспекты, со второй половины XIX в. Тем не менее, фундаментальные исследования, посвященные вопросам формирования гражданской идентичности, получили распространение в научной сфере лишь в середине XX в.

Особую тревогу у исследователей вызывает молодежь, обучающаяся в системах профессионального и высшего образования. Среди специфических черт, препятствующих формированию подлинной гражданской идентичности, авторы называют гражданскую пассивность и аполитичность (И.Н. Валиева, И.С. Заводян, И.С. Шаповалова [7, 8]). Такие исследователи, как Ф.А. Айзятов, Ю.В. Бурова, Д.Ю. Нархов, Д.В. Шкурин, обращают внимание на подверженность подростков и молодежи воздействию деструктивных идеологий [9, 10]. Большое значение также имеют отсутствие или размытость представлений о национальных ценностях (Б.А. Вяткин, В.Ю. Хотинец, О.В. Кожевникова [11]).

Следовательно, формирование гражданской идентичности молодежи должно стать одной из приоритетных целей воспитательной и образовательной деятельности. На необходимость направленной воспитательной работы в вузах указывают такие современные исследователи, как М.В. Певная, А.Н. Тарасова, Д.Ф. Телепаева, Д.С. Протасов, S.C.F. Chan, G. Ngai, K. Kwan и др. [12, 13]. Однако, выступая флагманами образования, университеты не могут выстраивать воспитательные программы без опоры на научные факты.

Отметим, что понятие «гражданская идентичность» в академической литературе не имеет единой трактовки. Исходя из исследований О.В. Аксеновой, Я.В. Дидковской, Ю.Р. Вишневской, Д.А. Лугина, П.С. Сорокина, И.Д. Фрумина и иных, ее можно представить как результат осознания личностью политико-правовой принадлежности к определенному обществу или государству, а также степень участия в социальной и политической жизни страны.

Структура гражданской идентичноститакже представлена вариативно, но в той или иной мере включает в себя знания об истории страны, политической и государственной власти, правовой основе организации общества и ином; наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни и др.; степень участия личности в общественной жизни.

Цель исследования состояла в оценке степени сформированности гражданской идентичности у современной студенческой молодежи и определении основных направлений педагогической деятельности по ее развитию.

Материалы и методы исследования. Научное исследование, посвященное проблеме формирования гражданской идентичности, было проведено в Негосударственном аккредитованном некоммерческом частном образовательном учреждении высшего образования «Академия маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ» (г. Краснодар) в период с сентября 2024 г. по апрель 2025 г.

В исследовании принимали участие студенты 2–4-х курсов (112 человек в возрасте от 18 лет до 21 года, из них 65 девушек и 47 юношей). Диагностические мероприятия проводились посредством анкетирования (исследование первого критерия), а также анализа документов органа студенческого самоуправления, в которых содержались сведения об участии обучающихся в патриотических, волонтерских и иных социально значимых мероприятиях, проводимых как вузом, так и различными общественными организациями – социальными партнерами (исследование второго критерия).

Результаты исследования и их обсуждение

С учетом результатов теоретического анализа научной литературы и перечня основных направлений молодежной политики (ст. 6 Федерального закона от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации») критериями сформированности гражданской идентичности студенческой молодежи в контексте данного исследования выступили гражданское самосознание и гражданское участие.

В качестве показателей критерия «гражданское самосознание» определили: 1)понимание студентами социальных вызовов, стоящих перед разными группами населения; 2) знания студентов о существующих молодежных организациях, некоммерческих организациях и благотворительных фондах, оказывающих поддержку различным группам населения; 3) наличие понимания студентами процедур и каналов коммуникации с представителями власти. Критерий «гражданская активность» отслеживается по показателю «студенческая инициатива в патриотических проектах и волонтерской деятельности» [14–16].

Было проведено полуформализованное анкетирование 112 студентов, его результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии сформированности гражданского самосознания у студентов (%, где n=112)

Критерий

Показатели

Девушки

Юноши

Статистическая значимость различий

Гражданское самосознание

Понимание студентами социальных вызовов, стоящих перед разными группами населения

15,3

12,7

р>0,05

Знания студентов о существующих молодежных организациях, некоммерческих организациях и благотворительных фондах, оказывающих поддержку различным группам населения

18,5

23,3

р>0,05

Понимание студентами процедур и каналов коммуникации с представителями власти

21,5

23,4

р>0,05

Источник: составлено авторами

Исходя из приведенных данных, можно утверждать, что только у 38,2 % опрошенных студентов гражданское самосознание сформировано. При этом девушек в представленной категории было 18,4 %, а юношей – 19,8 %. На основе полученных результатов отметим, что статистически значимых различий по половому признаку не наблюдается (р>0,05).

Для того чтобы определить наличие/отсутствие связи между полом респондентов и их гражданской активностью, использовали тетрахорический коэффициент сопряженности Пирсона c2 . В качестве самоспрягаемых признаков рассматривали: Х – пол респондента (– мужской, – женский), Y – ответ на вопрос о гражданской активности респондентов (Y1 – наличие активности; Y2 – отсутствие активности).

Величина рассчитанного коэффициента сопряженности (c2=0,101) свидетельствует об отсутствии связи между указанными признаками (р>0,05).

Для изучения критерия «гражданская активность» на основании анализа документов органа студенческого самоуправления были определены возможные различия по степени участия и влияния отдельных признаков на вовлеченность студентов в патриотические, волонтерские и иные социально значимые мероприятия (табл. 2).

Таблица 2

Критерии сформированности гражданской активности у студентов (%, где n=112)

Критерий

Показатели

Девушки

Юноши

Статистическая значимость различий

Гражданская активность

Участие студентов в патриотических и военно-патриотических мероприятиях

29,2

31,9

р>0,05

Участие студентов в волонтерских экспедициях

36,9

44,7

р>0,05

Реализация социально значимых проектов (наставничество, образовательно-просветительские мероприятия и пр.)

40,0

51,1

р>0,05

Источник: составлено авторами

Статистически значимых различий по второму критерию (половой признак) также не наблюдается (р>0,05), при этом к граждански активным относятся 35,4 % девушек, 42,6 % юношей.

Величина рассчитанного тетрахорического коэффициента сопряженности (c2=0,211) свидетельствует об отсутствии связи между указанными признаками (р>0,05).

Полученные данные позволяют утверждать, что пол респондента существенно не влияет на гражданскую активность. Однако девушки проявили себя как менее активные при участии в патриотических и волонтерских мероприятиях по сравнению с юношами.

В целом, на основании результатов двух критериев, отражающих состояние сформированности гражданской идентичности, выявлено, что у юношей она сформирована несколько в большей мере, нежели у девушек. Выявленные показатели и коэффициент сопряженности Пирсона инициировали продолжение практической деятельности, определяющей возможные направления педагогической деятельности по формированию гражданской идентичности студентов вуза. Исследование проводилось методом дискурс-анализа. Единицы анализа получены в ходе групповых бесед. Подробно данные представлены на рисунке.

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что нужно делать для формирования гражданской идентичности студентов вуза?»

Источник: составлено авторами

Несмотря на разницу в ответах юношей и девушек, общая картина выглядит гармонично, статистически значимых различий в ответах юношей и девушек не выявлено (р>0,05). Наиболее значимыми позициями опрашиваемые обозначили: «создание сети историко-культурных центров» (– 40,4 %; – 52,3 %); «организация досуга и внеаудиторной деятельности» (– 42,6 %; – 41,3 %); «рост качества жизни населения» (– 29,8 %; – 21,5 %), при этом юноши отметили необходимость финансирования студенческих инициатив:– 19,1 %; – 38,5 % (р<0,05).

Кроме того, необходимо отметить, что 10 % опрашиваемых (независимо от половой принадлежности) считают, что гражданская идентичность молодежи не нуждается в формировании. Данный контингент студентов не участвует в патриотических и волонтерских мероприятиях, а также демонстрирует недостаточные знания о существующих молодежных организациях, некоммерческих организациях и благотворительных фондах, оказывающих поддержку различным группам населения.

Результаты проведенного исследования позволяют считать установленным тот факт, что сформированность гражданской идентичности молодежи можно анализировать в общем контексте, не акцентируя внимания на половой принадлежности. В то же время, определяя вектор педагогической деятельности, направленный на ее формирование, необходимо отметить значимость коллективных мероприятий и командной работы.

Учитывая требования студентов к организации социально-созидательной деятельности и историко-культурного просветительства, актуально на уровне вуза организовывать их участие в различных грантовых конкурсах и реализации перспективных социально ориентированных проектов (волонтерских, патриотических, образовательных, наставнических и пр.). Органы студенческого самоуправления должны стать основным катализатором молодежных идей и инициатив, это позволит каждому участвующему осознать личный вклад в их развитие и продвижение, наладить продуктивное сотрудничество с социальными партнерами вуза и, возможно, расширить сферу такого взаимодействия.

Заключение

Формирование гражданской идентичности у молодежи – это сложный и многогранный процесс, требующий научного обоснования. Сравнение диагностических результатов двух групп респондентов – девушек и юношей – показало, что, несмотря на идущие процессы глобализации, сопровождаемые социокультурной экспансией, англизацией языка, сепаратизмом и локализацией, давлением паттернов массовой культуры и культуры потребительства, нарушением системы преемственности поколений, сохраняется традиционное понимание гражданского сознания и поддерживается и даже расширяется гражданская активность.

Студенческая молодежь в целом воспринимает гражданскую идентичность как элемент личностной сферы, сопровождаемый, с одной стороны, пониманием студентами имеющихся социальных вызовов, стоящих перед разными группами населения; знанием студентов о существующих молодежных организациях, некоммерческих организациях и благотворительных фондах, оказывающих поддержку различным группам населения; наличием понимания студентами процедур и каналов коммуникации с представителями власти, а с другой – участием студентов в социально значимых мероприятиях и проектах.

Отсутствие существенных различий в диагностических показателях между юношами и девушками позволило определить единую направленность дальнейшей педагогической деятельности, ориентированной на формирование, развитие и укрепление их гражданской идентичности.

В научно-прикладном аспекте результаты проведенного исследования и сделанные выводы могут быть использованы для углубления теоретических и практических представлений в области анализа гражданской идентичности студенческой молодежи, методов ее формирования и разработки содержания воспитательной работы вуза.


Библиографическая ссылка

Мосина О.А., Кураева Д.А. К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34154 (дата обращения: 29.07.2025).