Введение. Традиционный способ обучения, который подразумевает усвоение и актуализацию опорных знаний обучающихся путём объяснения преподавателем материала и последующую проверку усвоенных знаний, признается недостаточным по своей эффективности и не соответствующим современным требованиям [1]. Поэтому современный преподаватель должен выбирать наиболее оптимальный способ обучения, включающий в себя и творческую атмосферу на занятии. Образовательные и информационные технологии обучения будущих стоматологов развиваются в трех базовых направлениях: совершенствование организации преподавания, развитие личности, а также информатизация и компьютеризация. В рамках этих направлений гармонично вписывается концепция изучения теоретических дисциплин образовательной программы «Стоматология» с использованием технологий ролевых игр. Освоение любой дисциплины становится наиболее эффективным, когда обучающийся понимает её роль в его будущей профессиональной деятельности. Ролевые игры обладают уникальными свойствами, которые способствуют обогащению эмоциональной сферы, психологической устойчивости и накоплению опыта, развитию воображения, преодолению [2; 3]. Применение практико-ориентированных технологий, в частности ролевых игр, дает уверенное понимание роли теоретических дисциплин в практической деятельности врача, позволяет разнообразить занятия и мотивирует обучающихся на приобретение и дальнейшее совершенствование профессиональных навыков. Ролевые игры способствуют лучшему пониманию отношений «врач - пациент», дают четкую картину того, каким должен быть их ответ как врача в реалистических, серьезных, сложных и амбивалентных профессиональных ситуациях [4; 5]. Особенности обучения на стоматологическом факультете медицинских вузов заключаются в практико-ориентированном подходе. Интерактивные методы и формы обучения позволяют включить всех обучающихся в работу, в том числе и в командную работу, обеспечив каждому участие в решении моделируемых ситуаций [6-8]. При данной форме обучения происходит не только изучение теоретических дисциплин, но и формирование личности будущего врача.
Цель исследования. Определение эффективности применения метода «ролевая игра» при обучении на стоматологическом факультете.
Материалы и методы исследования. В рамках исследования проводилось анкетирование обучающихся стоматологического факультета Омского государственного медицинского университета (далее – ОмГМУ). Анкета включала в себя вопросы, касающиеся субъективного отношения обучающихся к интерактивным методам обучения и их необходимости в процессе обучения на кафедрах биологии и гистологии. Также использовали методы ретроспективного и теоретического анализа данных, раскрывающих технологии практико-ориентированного обучения, а также обобщения опыта реализации теоретических базовых дисциплин «Биология» и «Гистология, эмбриология, цитология – гистология полости рта», входящих в учебный план основной профессиональной образовательной программы – программы уровня специалитета «31.05.03 Стоматология», разработанной в ОмГМУ.
Результаты исследования и их обсуждение
Опыт реализации основной профессиональной образовательной программы – программы уровня специалитета «31.05.03 Стоматология» (далее – ОПОП Стоматология) в ОмГМУ показал, что наиболее эффективной и целесообразной является практико-ориентированная компетентностная модель ее реализации. Основная цель практико-ориентированного подхода – построение оптимальной модели, сочетающей применение теоретических знаний в решении практических вопросов, связанных с формированием профессиональных компетенций врача-стоматолога. Основными преимуществами практико-ориентированного обучения являются: раннее погружение в профессиональную среду; повышение мотивации к освоению отдельных дисциплин и обучению в целом; повышение объективности оценивания результатов освоения образовательной программы; соответствие выпускника стандартам качества отраслевых и региональных рынков услуг; вовлечение в образовательный процесс работодателей и представителей профессиональных сообществ.
Если важность практико-ориентированности реализации клинических дисциплин неоспорима и не требует дополнительных объяснений, то необходимость использования практико-ориентированных технологий при реализации теоретических дисциплин не столь очевидна. Доказанное на практике и подтвержденное многочисленными исследованиями снижение мотивации к обучению в целом, освоению теоретических дисциплин особенно, снижение уровня готовности обучающихся трудиться в процессе обучения, запоминать большой массив базовых знаний, доступность различного рода «шпаргалок» требует от университетского сообщества поиска новых образовательных технологий реализации теоретических дисциплин, среди которых практико-ориентированные выделяются своей целесообразностью в процессе освоения «помогающих» специальностей, ОПОП Стоматология в частности. Реализация различных дисциплин учебного плана ОПОП Стоматология работает на единую задачу – «подготовку высококвалифицированных, всесторонне развитых, востребованных на рынке труда специалистов для работы в сфере здравоохранения, ориентированных на разработку и внедрение инновационных технологий диагностики, лечения и профилактики, воспитанных в духе гуманизма и сострадания», поэтому очень важно методическое единство коллективов кафедр, реализующих все дисциплины (модули), практики, входящие в учебный план. При этом кафедры, реализующие последующие дисциплины, выступают заказчиками содержания предшествующих дисциплин. Для кафедры биологии «заказчиком» выступает в том числе кафедра гистологии, а для биологии и гистологии конечными внутренними заказчиками являются кафедры стоматологического профиля. Большая доля научно-педагогических работников клинических кафедр стоматологического профиля ОмГМУ - представители профессиональных сообществ, действующие врачи, эксперты стоматологической практики. Работая с обучающимися выпускных курсов, презентуя выпускников членам государственной экзаменационной комиссии на ГИА, аккредитационной комиссии при проведении первичной аккредитации специалистов, сотрудники выпускающих кафедр видят возможные пробелы в подготовке врачей-стоматологов, выявляют трудные в освоении вопросы стоматологической практики. Организуя деятельность коллегиальных методических органов, таких как цикловые методические комиссии, центральный координационный методический совет, ОмГМУ выстраивает методическую цепочку кафедр, последовательно включающихся в реализацию ОПОП Стоматология, цепочку «дисциплина - заказчик» – «дисциплина - исполнитель».
При реализации дисциплин «Гистология, эмбриология, цитология – гистология полости рта» и «Биология» практико-ориентированные технологии и оценочные средства, согласованные с заказчиками обучения, позволяют не только погрузить обучающегося в профессиональную среду уже с первых курсов обучения, мотивировать обучающихся к изучению самой дисциплины, но и повысить объективность оценивания, снизить уровень академической недобросовестности и, как следствие, качество подготовки выпускника-специалиста. При изучении всех разделов и тем общей и частной гистологии используются практико-ориентированные оценочные средства, акцентирующие внимание на реактивных и пластических свойствах, способностях тканевых структур к регенерации. Используемые оценочные средства позволяют связать вопросы общей гистологии с практикой детской, терапевтической и хирургической стоматологии. Для успешного изучения вопросов тканевой организации и гистофизиологии обучающимся важно иметь базовую подготовку, которую они получают, в том числе осваивая дисциплину «Биология».
В числе используемых при реализации ОПОП Стоматология оценочных средств можно выделить разноуровневые задачи и задания репродуктивного, реконструктивного и творческого уровней. Разноуровневыми и практико-ориентированными могут быть деловые (ролевые) игры, позволяющие не только повысить мотивацию к изучению конкретной темы, но и закрепить знания, преобразовав их в умения. Репродуктивный уровень реализации ролевой игры позволяет оценить и диагностировать знание фактического материала и умение правильно использовать специальные термины и понятия. Репродуктивный уровень может быть организован в форме самостоятельной работы.
Реконструктивный уровень проведения ролевой игры позволяет оценить и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей. Учитывая, что гистология в большинстве вузов, реализующих ОПОП Стоматология, изучается на младших курсах, важна эмоциональная вовлеченность, игровая форма и творческая атмосфера учебного процесса, что ролевая игра позволяет воспроизвести. Например, удачно проходит ролевая игра при изучении темы «Костные ткани». Обучающиеся выбирают «роли» структурных компонентов ткани: остеобласт, остеокласт, остеоцит, волокна, аморфный компонент и другие. Далее следует короткий этап теоретической подготовки – «изучения ролей». Успешность и эффективность проведения этого этапа во многом зависит от методического и программного обеспечения учебного процесса. На кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии ОмГМУ все учебные комнаты оснащены интерактивными досками, дающими доступ как к методическим разработкам ОмГМУ, программным продуктам типа интерактивного анатомического стола «Пирогов», так и интернет-источникам, что помогает всем участникам на данном этапе теоретической подготовки лучше погрузиться в свои роли, детальнее изучив их нюансы. В ролевой игре идет обращение к уже изученному ранее материалу для закрепления информации и более глубокому ее пониманию. При изучении гистогенеза костных тканей необходимо говорить о последствиях его нарушения при формировании зубочелюстной системы и проводить аналогию между процессами гистогенеза костной ткани, заживлением переломов, в том числе костей лицевого скелета. Можно повторить вопросы эмбриогенеза и филогенеза систем органов, изученные ранее в курсе биологии. На этапе «изучения ролей» можно предложить обучающимся выйти на образовательный портал электронной информационно-обучающей среды университета и в материалах курса «Биология» повторить материал таких тем, как «Биология развития организмов» и «Механизмы регуляции онтогенеза».
Таким образом, первый этап игры реализуется как самостоятельная аудиторная или внеаудиторная работа, чаще индивидуальная. На следующем этапе включается командная работа, требующая умений и навыков общения, презентации знаний и умений. При среднем уровне подготовленности участников игры она может завершиться «сценкой из жизни остеобласта, остеокласта и остеоцита». При более высоком исходном уровне готовности участников или при достаточно хорошо сформированных компетенциях группового взаимодействия и умениях добывать дополнительный материал самостоятельно, игра может продолжиться с привлечением новых игроков – регуляторных факторов. Такая многоступенчатость позволяет достаточно долго персонифицированно держать активацию мышления и эмоциональную вовлеченность обучающихся, формируя более устойчивые знания. Как показывают результаты последующего и текущего контроля и оценка остаточных знаний опыта проведения практико-ориентированных технологий ролевых игр при реализации теоретических дисциплин, такой вид учебной деятельности позволяет формировать у обучающихся стойкие знания и умения, развивать не только биологическое и гистологическое, но и гистофизиологическое мышление, которые, в свою очередь, являются мощными помощниками при изучении клинических дисциплин.
В результате проведенного анкетирования выявлено, что практически все обучающиеся считают, что использование интерактивного обучения влияет на повышение уровня подготовки по изучаемым дисциплинам.Также отметили, что применение интерактивных методов и форм обучения повышает активность познавательного процесса (94,4% всех опрошенных), дает возможность проявить самостоятельность (72,2%), позволяет сделать проведение занятий более интересным (83,3%), способствует проявлению индивидуальности (22,2%), способствуют самоанализу (рефлексии) своих знаний и опыта (27,8%). Практически все (94,4%) уверены, что данные методы способствуют активному вовлечению обучающихся в коммуникативный процесс, способствуют взаимодействию всех участников образовательного процесса и формируют положительную мотивацию обучения. Среди представленных методов (опрос, мозговой штурм, дискуссия, ролевая игра, групповой практикум, кейс-метод) обучающиеся отметили такие методы, как ролевая игра (68,4% всех опрошенных), дискуссия (52,6%) и групповой практикум (42,1%). Действительно, одним из самых эффективных практико-ориентированных методов является обучение будущего врача «у постели больного». Обучающиеся уже с первых курсов погружаются в профессиональную стоматологическую среду, в большей степени понимают целесообразность приобретения тех или иных знаний, умений и навыков, формирования тех или иных компетенций. Такое понимание мотивирует их к освоению практических навыков, необходимых в работе врача-стоматолога. Теоретическое обучение на любых кафедрах – теоретических или клинических, может дать обучающемуся знания, в описательной технологии раскрыть смысл умений и владений, а будущий врач, не имеющий мотивации к выполнению определенных действий, ни осваивать их, ни выполнять в будущей практике не станет. Низкий уровень мотивации к изучению, особенно теоретических дисциплин, непонимание их практикоприменимости в будущей стоматологической практике нередко приводит к академической недобросовестности, это делает невозможным объективную оценку уровня их подготовленности, что в конечном итоге отражается на качестве образования и влечет за собой обоюдные проблемы, связанные с соответствием выпускника стандартам качества отраслевых и региональных рынков услуг и соответствием вуза запросу целевой аудитории потенциальных обучающихся.
Ещё одним уровнем практико-ориентированных технологий, следующим за репродуктивными и реконструктивными задачами и заданиями, является творческий уровень. Творческий уровень реализуется на олимпиадах или квизах, которые часто носят межфакультетский характер, и представляет собой интерактивный метод актуализации и обобщения учебного материала на новом, самом сложном и высоком уровне понимания. В рамках квизов и олимпиад используются такие методы, как ролевая игра, мозговой штурм, групповой практикум и дискуссия, что помогает проверить и закрепить знания, развивает умения ставить цели, анализировать полученную информацию, обосновывать своё мнение и делать правильный выбор с учётом знаний и мнений других участников команды. В организации и проведении олимпиад и квизов принимают участие и сотрудники кафедр стоматологического профиля, являющиеся практикующими врачами-стоматологами, что повышает практико-ориентированность данных мероприятий творческого уровня.
Заключение. Таким образом, проведенное исследование показало, что предлагаемая методика ролевых игр при освоении обучающимися теоретических дисциплин «Гистология, эмбриология, цитология – гистология полости рта» и «Биология» помогает формированию морфологической основы для понимания клинических дисциплин и овладения ими. На основе ретроспективного и теоретического анализа данных опыта реализации этих дисциплин происходит погружение обучающихся в профессию, начиная с младших курсов, и имеет место более глубокое понимание процессов, происходящих в организме человека в норме и при патологии. Благодаря таким практико-ориентированным технологиям обучения, как ролевые игры, кроме глубокого освоения дисциплин и понимания их роли и места в системе медицинских наук, в том числе клинических, обучающиеся получают опыт практической деятельности с профессиональными и социально значимыми компетенциями. При подобном подходе происходит не только изучение теоретических дисциплин, но и развитие и формирование личности будущего врача, что соответствуют личностно ориентированному подходу современных тенденций образования.