Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РОЛЕВЫХ ИГР ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СТОМАТОЛОГИЯ

Барашкова С.А. 1 Березнева Е.Ю. 1 Волошина И.М. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Особенности обучения на стоматологическом факультете медицинского вуза заключаются в практико-ориентированном подходе. Интерактивные методы и формы обучения позволяют не только включить всех обучающихся в работу, но и дают возможность проявить себя. Применение ролевых игр помогает пониманию роли теоретических дисциплин в практической деятельности врача. Цель исследования – определение эффективности применения метода «ролевая игра» при обучении на стоматологическом факультете. В рамках исследования проведено анкетирование среди обучающихся стоматологического факультета для выявления предпочтений и субъективной оценки различных интерактивных методов и их необходимости в процессе обучения на кафедрах биологии и гистологии. Выполнены ретроспективный и теоретический анализ данных, раскрывающих технологии практико-ориентированного обучения, а также обобщения опыта реализации теоретических базовых дисциплин «Биология» и «Гистология, эмбриология, цитология – гистология полости рта», входящих в учебный план основной профессиональной образовательной программы – программы уровня специалитета «31.05.03 Стоматология», разработанной в Омском государственном медицинском университете. Наиболее эффективной является практико-ориентированная компетентностная модель ее реализации. В результате проведенного анкетирования выявлено, что метод «ролевая игра», по мнению обучающихся, является одним из самых эффективных методов обучения, позволяющим не только повысить мотивацию к изучению конкретной темы, но и закрепить знания, преобразовав их в умения. Репродуктивный уровень реализации ролевой игры позволяет оценить и диагностировать знание фактического материала и умение правильно использовать специальные термины и понятия. Проведенное исследование показало, что методика «ролевая игра» с обучающимися теоретических дисциплин «Гистология, эмбриология, цитология – гистология полости рта» и «Биология» формируют морфологическую основу для понимания клинических дисциплин и овладения ими. При подобном подходе происходит не только изучение теоретических дисциплин, но и развитие и формирование личности будущего врача, что соответствуют личностно ориентированному подходу современных тенденций образования.
медицина
стоматология
образование
обучение
преподавание
педагогика
ролевая игра
1. Степанов В.А., Пархоменко А.Н., Полянская О.Г., Агеева Ю.В., Пчелин И.Ю., Шемонаев В.И. Применение игровых образовательных технологий в формировании ключевых компетенций студентов // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33565 (дата обращения: 18.04.2025). DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33565.
2. Морозов А.М., Сергеев Н.А., Дубатолов Г.А., Ермилова Е.А., Городничев К.И., Пахомов М.А. Использование современных методов обучения в медицинском университете // Modern humanities success // Успехи гуманитарных наук. 2019. № 6. С. 70-75. URL: https://mhs-journal.ru/wp-content/uploads/2019/11/mhs_6.pdf. EDN: URNZLL.
3. Артюхина А.И., Марымова Е.Б., Македонова Ю.А., Фирсова И.В. Интерактивный метод обучения в медицинском вузе на примере ролевой игры // Успехи современного естествознания. 2014. № 4. С. 122-126. URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33338. (дата обращения: 18.04.2025).
4. Семенова М.В., Савельева М.Г., Вострокнутова Т.Ф., Казарин Д.Д. Ролевая игра в формировании клинического мышления у студентов медицинского вуза // Флагман науки. 2024. № 1 (12). С. 220-224. DOI: 10.37539/2949-1991.2024.1.12.003.
5. Орлянская Т.Я., Володичева Т.Б., Лазуткина Е.А., Чёрная Л.В., Яценко А.Д., Березнева Е.Ю. Преподавание базовых дисциплин в медицинском вузе: подходы, опыт, перспективы // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31991 (дата обращения: 18.04.2025). DOI: https://doi.org/10.17513/spno.31991.
6. Кшнякин П.А., Измайлов А.М. Анализ опыта преподавания инновационных технологий в медицине студентам СамГМУ // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2024. Т. 15. № 2 (54). С. 72-85. DOI 10.33029/2220-8453-2024-15-2-72-85.
7. Чечина И.Н., Дмитриенко Н.Ю., Зейберт А.Ю., Гуревич Ю.Ю. Отношение студентов-стоматологов к симуляционному обучению и его влиянию на качество формирования практических навыков // Виртуальные технологии в медицине. 2022. № 1 (31). С. 16-19. DOI: 10.46594/2687-0037_2022_1_1418.
8. Балин В.В., Борисова Э.Г., Железняк В.А., Борисов Н.А. Усовершенствование обучающих технологий в профессиональной подготовке врачей-стоматологов // Медико-фармацевтический журнал Пульс. 2022. Т. 24. № 4. С. 70-74. DOI: 10.26787/nydha-2686-6838-2022-24-4-70-74.

Введение. Традиционный способ обучения, который подразумевает усвоение и актуализацию опорных знаний обучающихся путём объяснения преподавателем материала и последующую проверку усвоенных знаний, признается недостаточным по своей эффективности и не соответствующим современным требованиям [1]. Поэтому современный преподаватель должен выбирать наиболее оптимальный способ обучения, включающий в себя и творческую атмосферу на занятии. Образовательные и информационные технологии обучения будущих стоматологов развиваются в трех базовых направлениях: совершенствование организации преподавания, развитие личности, а также информатизация и компьютеризация. В рамках этих направлений гармонично вписывается концепция изучения теоретических дисциплин образовательной программы «Стоматология» с использованием технологий ролевых игр. Освоение любой дисциплины становится наиболее эффективным, когда обучающийся понимает её роль в его будущей профессиональной деятельности. Ролевые игры обладают уникальными свойствами, которые способствуют обогащению эмоциональной сферы, психологической устойчивости и накоплению опыта, развитию воображения, преодолению [2; 3]. Применение практико-ориентированных технологий, в частности ролевых игр, дает уверенное понимание роли теоретических дисциплин в практической деятельности врача, позволяет разнообразить занятия и мотивирует обучающихся на приобретение и дальнейшее совершенствование профессиональных навыков. Ролевые игры способствуют лучшему пониманию отношений «врач - пациент», дают четкую картину того, каким должен быть их ответ как врача в реалистических, серьезных, сложных и амбивалентных профессиональных ситуациях [4; 5]. Особенности обучения на стоматологическом факультете медицинских вузов заключаются в практико-ориентированном подходе. Интерактивные методы и формы обучения позволяют включить всех обучающихся в работу, в том числе и в командную работу, обеспечив каждому участие в решении моделируемых ситуаций [6-8]. При данной форме обучения происходит не только изучение теоретических дисциплин, но и формирование личности будущего врача.

Цель исследования. Определение эффективности применения метода «ролевая игра» при обучении на стоматологическом факультете.

Материалы и методы исследования. В рамках исследования проводилось анкетирование обучающихся стоматологического факультета Омского государственного медицинского университета (далее – ОмГМУ). Анкета включала в себя вопросы, касающиеся субъективного отношения обучающихся к интерактивным методам обучения и их необходимости в процессе обучения на кафедрах биологии и гистологии. Также использовали методы ретроспективного и теоретического анализа данных, раскрывающих технологии практико-ориентированного обучения, а также обобщения опыта реализации теоретических базовых дисциплин «Биология» и «Гистология, эмбриология, цитология – гистология полости рта», входящих в учебный план основной профессиональной образовательной программы – программы уровня специалитета «31.05.03 Стоматология», разработанной в ОмГМУ.

Результаты исследования и их обсуждение

Опыт реализации основной профессиональной образовательной программы – программы уровня специалитета «31.05.03 Стоматология» (далее – ОПОП Стоматология) в ОмГМУ показал, что наиболее эффективной и целесообразной является практико-ориентированная компетентностная модель ее реализации. Основная цель практико-ориентированного подхода – построение оптимальной модели, сочетающей применение теоретических знаний в решении практических вопросов, связанных с формированием профессиональных компетенций врача-стоматолога. Основными преимуществами практико-ориентированного обучения являются: раннее погружение в профессиональную среду; повышение мотивации к освоению отдельных дисциплин и обучению в целом; повышение объективности оценивания результатов освоения образовательной программы; соответствие выпускника стандартам качества отраслевых и региональных рынков услуг; вовлечение в образовательный процесс работодателей и представителей профессиональных сообществ.

Если важность практико-ориентированности реализации клинических дисциплин неоспорима и не требует дополнительных объяснений, то необходимость использования практико-ориентированных технологий при реализации теоретических дисциплин не столь очевидна. Доказанное на практике и подтвержденное многочисленными исследованиями снижение мотивации к обучению в целом, освоению теоретических дисциплин особенно, снижение уровня готовности обучающихся трудиться в процессе обучения, запоминать большой массив базовых знаний, доступность различного рода «шпаргалок» требует от университетского сообщества поиска новых образовательных технологий реализации теоретических дисциплин, среди которых практико-ориентированные выделяются своей целесообразностью в процессе освоения «помогающих» специальностей, ОПОП Стоматология в частности. Реализация различных дисциплин учебного плана ОПОП Стоматология работает на единую задачу – «подготовку высококвалифицированных, всесторонне развитых, востребованных на рынке труда специалистов для работы в сфере здравоохранения, ориентированных на разработку и внедрение инновационных технологий диагностики, лечения и профилактики, воспитанных в духе гуманизма и сострадания», поэтому очень важно методическое единство коллективов кафедр, реализующих все дисциплины (модули), практики, входящие в учебный план. При этом кафедры, реализующие последующие дисциплины, выступают заказчиками содержания предшествующих дисциплин. Для кафедры биологии «заказчиком» выступает в том числе кафедра гистологии, а для биологии и гистологии конечными внутренними заказчиками являются кафедры стоматологического профиля. Большая доля научно-педагогических работников клинических кафедр стоматологического профиля ОмГМУ - представители профессиональных сообществ, действующие врачи, эксперты стоматологической практики. Работая с обучающимися выпускных курсов, презентуя выпускников членам государственной экзаменационной комиссии на ГИА, аккредитационной комиссии при проведении первичной аккредитации специалистов, сотрудники выпускающих кафедр видят возможные пробелы в подготовке врачей-стоматологов, выявляют трудные в освоении вопросы стоматологической практики. Организуя деятельность коллегиальных методических органов, таких как цикловые методические комиссии, центральный координационный методический совет, ОмГМУ выстраивает методическую цепочку кафедр, последовательно включающихся в реализацию ОПОП Стоматология, цепочку «дисциплина - заказчик» – «дисциплина - исполнитель».

При реализации дисциплин «Гистология, эмбриология, цитология – гистология полости рта» и «Биология» практико-ориентированные технологии и оценочные средства, согласованные с заказчиками обучения, позволяют не только погрузить обучающегося в профессиональную среду уже с первых курсов обучения, мотивировать обучающихся к изучению самой дисциплины, но и повысить объективность оценивания, снизить уровень академической недобросовестности и, как следствие, качество подготовки выпускника-специалиста. При изучении всех разделов и тем общей и частной гистологии используются практико-ориентированные оценочные средства, акцентирующие внимание на реактивных и пластических свойствах, способностях тканевых структур к регенерации. Используемые оценочные средства позволяют связать вопросы общей гистологии с практикой детской, терапевтической и хирургической стоматологии. Для успешного изучения вопросов тканевой организации и гистофизиологии обучающимся важно иметь базовую подготовку, которую они получают, в том числе осваивая дисциплину «Биология».

В числе используемых при реализации ОПОП Стоматология оценочных средств можно выделить разноуровневые задачи и задания репродуктивного, реконструктивного и творческого уровней. Разноуровневыми и практико-ориентированными могут быть деловые (ролевые) игры, позволяющие не только повысить мотивацию к изучению конкретной темы, но и закрепить знания, преобразовав их в умения. Репродуктивный уровень реализации ролевой игры позволяет оценить и диагностировать знание фактического материала и умение правильно использовать специальные термины и понятия. Репродуктивный уровень может быть организован в форме самостоятельной работы.

Реконструктивный уровень проведения ролевой игры позволяет оценить и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей. Учитывая, что гистология в большинстве вузов, реализующих ОПОП Стоматология, изучается на младших курсах, важна эмоциональная вовлеченность, игровая форма и творческая атмосфера учебного процесса, что ролевая игра позволяет воспроизвести. Например, удачно проходит ролевая игра при изучении темы «Костные ткани». Обучающиеся выбирают «роли» структурных компонентов ткани: остеобласт, остеокласт, остеоцит, волокна, аморфный компонент и другие. Далее следует короткий этап теоретической подготовки – «изучения ролей». Успешность и эффективность проведения этого этапа во многом зависит от методического и программного обеспечения учебного процесса. На кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии ОмГМУ все учебные комнаты оснащены интерактивными досками, дающими доступ как к методическим разработкам ОмГМУ, программным продуктам типа интерактивного анатомического стола «Пирогов», так и интернет-источникам, что помогает всем участникам на данном этапе теоретической подготовки лучше погрузиться в свои роли, детальнее изучив их нюансы. В ролевой игре идет обращение к уже изученному ранее материалу для закрепления информации и более глубокому ее пониманию. При изучении гистогенеза костных тканей необходимо говорить о последствиях его нарушения при формировании зубочелюстной системы и проводить аналогию между процессами гистогенеза костной ткани, заживлением переломов, в том числе костей лицевого скелета. Можно повторить вопросы эмбриогенеза и филогенеза систем органов, изученные ранее в курсе биологии. На этапе «изучения ролей» можно предложить обучающимся выйти на образовательный портал электронной информационно-обучающей среды университета и в материалах курса «Биология» повторить материал таких тем, как «Биология развития организмов» и «Механизмы регуляции онтогенеза».

Таким образом, первый этап игры реализуется как самостоятельная аудиторная или внеаудиторная работа, чаще индивидуальная. На следующем этапе включается командная работа, требующая умений и навыков общения, презентации знаний и умений. При среднем уровне подготовленности участников игры она может завершиться «сценкой из жизни остеобласта, остеокласта и остеоцита». При более высоком исходном уровне готовности участников или при достаточно хорошо сформированных компетенциях группового взаимодействия и умениях добывать дополнительный материал самостоятельно, игра может продолжиться с привлечением новых игроков – регуляторных факторов. Такая многоступенчатость позволяет достаточно долго персонифицированно держать активацию мышления и эмоциональную вовлеченность обучающихся, формируя более устойчивые знания. Как показывают результаты последующего и текущего контроля и оценка остаточных знаний опыта проведения практико-ориентированных технологий ролевых игр при реализации теоретических дисциплин, такой вид учебной деятельности позволяет формировать у обучающихся стойкие знания и умения, развивать не только биологическое и гистологическое, но и гистофизиологическое мышление, которые, в свою очередь, являются мощными помощниками при изучении клинических дисциплин.

В результате проведенного анкетирования выявлено, что практически все обучающиеся считают, что использование интерактивного обучения влияет на повышение уровня подготовки по изучаемым дисциплинам.Также отметили, что применение интерактивных методов и форм обучения повышает активность познавательного процесса (94,4% всех опрошенных), дает возможность проявить самостоятельность (72,2%), позволяет сделать проведение занятий более интересным (83,3%), способствует проявлению индивидуальности (22,2%), способствуют самоанализу (рефлексии) своих знаний и опыта (27,8%). Практически все (94,4%) уверены, что данные методы способствуют активному вовлечению обучающихся в коммуникативный процесс, способствуют взаимодействию всех участников образовательного процесса и формируют положительную мотивацию обучения. Среди представленных методов (опрос, мозговой штурм, дискуссия, ролевая игра, групповой практикум, кейс-метод) обучающиеся отметили такие методы, как ролевая игра (68,4% всех опрошенных), дискуссия (52,6%) и групповой практикум (42,1%). Действительно, одним из самых эффективных практико-ориентированных методов является обучение будущего врача «у постели больного». Обучающиеся уже с первых курсов погружаются в профессиональную стоматологическую среду, в большей степени понимают целесообразность приобретения тех или иных знаний, умений и навыков, формирования тех или иных компетенций. Такое понимание мотивирует их к освоению практических навыков, необходимых в работе врача-стоматолога. Теоретическое обучение на любых кафедрах – теоретических или клинических, может дать обучающемуся знания, в описательной технологии раскрыть смысл умений и владений, а будущий врач, не имеющий мотивации к выполнению определенных действий, ни осваивать их, ни выполнять в будущей практике не станет. Низкий уровень мотивации к изучению, особенно теоретических дисциплин, непонимание их практикоприменимости в будущей стоматологической практике нередко приводит к академической недобросовестности, это делает невозможным объективную оценку уровня их подготовленности, что в конечном итоге отражается на качестве образования и влечет за собой обоюдные проблемы, связанные с соответствием выпускника стандартам качества отраслевых и региональных рынков услуг и соответствием вуза запросу целевой аудитории потенциальных обучающихся.

Ещё одним уровнем практико-ориентированных технологий, следующим за репродуктивными и реконструктивными задачами и заданиями, является творческий уровень. Творческий уровень реализуется на олимпиадах или квизах, которые часто носят межфакультетский характер, и представляет собой интерактивный метод актуализации и обобщения учебного материала на новом, самом сложном и высоком уровне понимания. В рамках квизов и олимпиад используются такие методы, как ролевая игра, мозговой штурм, групповой практикум и дискуссия, что помогает проверить и закрепить знания, развивает умения ставить цели, анализировать полученную информацию, обосновывать своё мнение и делать правильный выбор с учётом знаний и мнений других участников команды. В организации и проведении олимпиад и квизов принимают участие и сотрудники кафедр стоматологического профиля, являющиеся практикующими врачами-стоматологами, что повышает практико-ориентированность данных мероприятий творческого уровня.

Заключение. Таким образом, проведенное исследование показало, что предлагаемая методика ролевых игр при освоении обучающимися теоретических дисциплин «Гистология, эмбриология, цитология – гистология полости рта» и «Биология» помогает формированию морфологической основы для понимания клинических дисциплин и овладения ими. На основе ретроспективного и теоретического анализа данных опыта реализации этих дисциплин происходит погружение обучающихся в профессию, начиная с младших курсов, и имеет место более глубокое понимание процессов, происходящих в организме человека в норме и при патологии. Благодаря таким практико-ориентированным технологиям обучения, как ролевые игры, кроме глубокого освоения дисциплин и понимания их роли и места в системе медицинских наук, в том числе клинических, обучающиеся получают опыт практической деятельности с профессиональными и социально значимыми компетенциями. При подобном подходе происходит не только изучение теоретических дисциплин, но и развитие и формирование личности будущего врача, что соответствуют личностно ориентированному подходу современных тенденций образования.


Библиографическая ссылка

Барашкова С.А., Березнева Е.Ю., Волошина И.М. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РОЛЕВЫХ ИГР ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СТОМАТОЛОГИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34063 (дата обращения: 24.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34063