Введение. Актуальность данной работы заключается в том, что в современном образовательном процессе, особенно в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, одним из ключевых требований является формирование у обучающихся картографической грамотности. Это включает в себя умение читать и интерпретировать географические карты, которые являются важным инструментом не только в образовательной деятельности, но и в жизни каждого человека, так как карты служат одним из языков международного общения.
В концепции развития географического образования в Российской Федерации подчеркивается, что география должна восприниматься как увлекательный и образный предмет, который может передавать информацию в доступной и понятной форме с помощью современных технологий, включая картографические средства. Это особенно важно в условиях глобализации, когда умение работать с картами и понимать географические процессы становится необходимым навыком для каждого гражданина.
Нужно сказать, что многие географы, педагоги и методисты, среди них следует назвать А.М.Куприна, отметили особую важность использования карты в изучении учебного предмета «География» [1, с. 4]. Именно И.З. Акабоев в своей работе описал важность и преимущества картирования населения для географических исследований [2].
Необходимо подчеркнуть, что результаты исследования особенностей методической системы использования географической карты как основного средства изучения раздела «Население России» имеют важное значение для системы общего образования. Во-первых, результаты исследования могут помочь общеобразовательным учреждениям оценить эффективность работы с картой при изучении населения России и в дальнейшем руководствоваться разработанной методической системой. Во-вторых, результаты исследования могут привести к повышению качества школьного и дополнительного образования в области географии. В-третьих, результаты могут служить вспомогательным материалом для создания новых рабочих программ обучения по предмету «География» на более высоком уровне.
Анализ обучающимися карт способствует развитию у них географического мышления, помогает понять причинно-следственные связи и взаимосвязь между различными демографическими процессами и географическими факторами. В современном мире данное умение является очень важным для таких профессий, как демографы, этнографы, социологи, экологи, а также необходимо представителям здравоохранения, так как оно помогает выявить проблемы социального характера и находить эффективные пути их решения [3].
Цель работы: провести теоретическое обоснование проблемы исследования, разработать модель методической системы использования карт как основного средства изучения раздела «Население России», организовать комплексное исследование и применение методической системы в общеобразовательном учреждении.
Методика исследования. В исследовании были использованы следующие методы: анализ, абстрагирование, формализация, конкретизация, моделирование, педагогический эксперимент, анкетирование, беседа, наблюдение, анализ продуктов учебной деятельности обучающихся, статистические методы [4; 5, с. 44-54]. Для разработки модели методической системы использования карт как основного средства изучения раздела «Население России» применяли методы системного анализа, моделирования, конкретизации, абстрагирования [6, с. 31-37]. Анализировался картографический материал регионального значения, представленный в эколого-географическом атласе Курганской области [7, с. 56-62]. Кроме того, проводилась работа со статистическими материалами Федеральной службы государственной статистики, находящимися в открытом доступе [8].
Для обоснования результата обучения – культурно-познавательной компетенции (КПК), под которой понимаем сложную систему личностных характеристик обучающихся, и она является интегрированным образовательным результатом, прибегали к методам структурного анализа, формализации, аналогии. Компетенция включает в себя когнитивный, операционно-деятельностный и аксиологический компоненты и раскрывается в следующих уровнях: высокий, средний, низкий.
Для оценки уровней сформированности культурно-познавательной компетентности обучающихся была разработана анкета, состоящая из 31 вопроса. Она включает в себя несколько частей, каждая из которых направлена на проверку различных аспектов знаний. Первая часть, охватывающая вопросы с 3 по 20, сосредоточена на проверке знаний обучающихся о демографических показателях, факторах, влияющих на структуру и размещение населения, а также теоретических основ картографии. Эти вопросы направлены на то, чтобы выяснить, насколько хорошо обучающиеся понимают географические особенности населения России и насколько эффективным является его изучение с использованием карты. Вторая часть теста, охватывающая вопросы с 21 по 25, предназначена для проверки сформированности умений обучающихся. Вопросы этой части помогут определить, насколько хорошо дети решают практические задачи, анализируют данные, вычисляют демографические показатели, а также визуализируют данные и формулируют выводы. Третья часть теста, охватывающая вопросы с 26 по 30, посвящена оценке сформированности ценностной составляющей культурно-познавательной компетенции обучающихся, т.е. патриотизма и этнической толерантности. Заключительный вопрос анкетирования предоставит возможность сделать вывод о сложившихся межличностных отношениях в семьях обучающихся.
Ответы на данные вопросы помогут не только оценить уровень усвоения материала, но и понять, насколько эффективно использование географической карты способствует формированию культурно-познавательной компетентности. Такой подход позволяет детально проанализировать, какие аспекты материала были усвоены хорошо, а какие требуют дополнительного внимания. Полученный в процессе обработки ответов обучающегося результат расшифровывается следующими критериями сформированности культурно-познавательной компетентности.
Когнитивный компонент: высокий уровень знаний определяется, когда более 90% ответов правильные; средний уровень – от 50% до 90%; и низкий уровень – менее 50%.
Операционно-деятельностный компонент: высокий уровень умений – количество правильно решенных заданий по расчету демографических показателей, оценке демографической ситуации с помощью географической карты и визуализации данных у обучающихся превышает 90%; средний уровень умений – количество правильно решенных заданий по расчету демографических показателей, оценке демографической ситуации с помощью географической карты и визуализации данных у обучающихся составляет от 50% до 90%; низкий уровень умений – количество правильно решенных заданий по расчету демографических показателей, оценке демографической ситуации с помощью географической карты и визуализации данных у обучающихся составляет менее 50%.
Аксиологический компонент:
I. Сформированность патриотических качеств. Высокий уровень определяется тем, что обучающиеся планируют поступать в учебные заведения высшего или среднего профессионального образования Зауралья и после желают начать свой профессиональный путь в Курганской области. Это может свидетельствовать о том, что они осознают важность образования для своей будущей жизни и готовы активно участвовать в развитии своего региона. Средний уровень определяется тем, что обучающиеся планируют продолжить образование за пределами региона, возможно, даже за границей, но при этом предполагают вернуться в Зауралье для трудоустройства. Чувства к малой родине у обучающихся данного уровня либо положительные, либо нейтральные. Низкий уровень определяется тем, что обучающиеся планируют обучение и трудоустройство вне Курганской области, а также испытывают отрицательные чувства к своей малой родине.
II. Сформированность этнической толерантности: высокий уровень – обучающиеся знают, какие народы, проживающие в Курганской области, являются наиболее многочисленными, а также знают традиционные праздники и обычаи данных народов; средний уровень – обучающиеся знают, какие народы, проживающие в Курганской области, являются наиболее многочисленными, но не знают традиционных праздников и обычаев данных народов; низкий уровень – не знают, какие народы, проживающие в Курганской области, являются наиболее многочисленными.
В организации опытно-экспериментальной работы по формированию КПК внедряли методы: анализа, наблюдения, беседы, обобщения, педагогического эксперимента и др.
Исследование влияния разработанной методической системы на формирование культурно-познавательной компетенции у школьников было проведено на базе МБОУ «Гимназия № 31» города Кургана.
В эксперименте участвовал 71 ученик 8-х классов – контрольная (8 «А») и экспериментальная (8 «Б») группы.
Результаты исследования. Для решения проблемы и на основе анализа научных трудов Е.А. Таможней, Е.А. Беловоловой, Д.Л. Лопатникова «Методика изучения раздела "Население" в курсе "География России" в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования» [9], В.В.Николиной «Современные тенденции развития урока географии» разработана модель методической системы использования географических карт как основного средства изучения раздела «Население России» [10]. В модели методической системы ядро представлено на базе сформированности предметных результатов психолого-педагогическим формированием качеств личности обучающегося (рис. 1).
Рис. 1. Модель методической системы использования карт как основного средства изучения раздела «Население России»
К лимитирующим факторам системы относим:
1) опыт и эрудированность учителя географии - является ключевым фактором успешной реализации методической системы, поскольку опыт работы с интерактивными методами, знание современных географических информационных систем, способность преподносить сложный материал доступным языком - все это существенно влияет на эффективность обучения;
2) материальная база – географические карты, сформированные технологии и методики использования средств обучения, разработанная система хранения и размещения географических карт, обеспечение рабочей программой – все это существенно влияет на эффективность обучения;
3) ограниченное количество времени - недостаток времени в учебном плане может препятствовать глубокому пониманию изучаемого материала;
4) заинтересованность обучающихся - мотивация играет важнейшую роль в усвоении материала, поэтому необходимо использовать интерактивные методы обучения, проектную деятельность, внеклассные мероприятия, которые будут способствовать повышению интереса к географии и демографии.
К фоновым факторам системы относим:
1) уровень предварительной картографической подготовки обучающихся - начальный уровень знаний и навыков работы с картами влияет на результативность последующего усвоения нового материала;
2) компетентность учителя-предметника - является также немаловажным фактором, который отражает профессионализм педагога, т.е. его способность в выполнении профессиональной педагогической деятельности, эффективной организации работы обучающихся с географической картой в процессе изучения раздела «Население России».
В модели методической системы ядро представлено следующими компонентами: на базе сформированности предметных результатов психолого-педагогическое формирование качеств личности обучающегося.
Результативный блок системы представлен культурно-познавательной компетенцией, оцениваемой по умениям работать с информацией, анализу и оценке культурно-исторических ценностей и применению полученных знаний для саморазвития.
Разработанная методическая система представляет собой структурированную модель, построенную по блочно-модульному принципу [11; 12, с. 125].
В данном контексте рассматривается содержательно-целевой блок системы на примере раздела «Население России» учебного предмета «География» 8 класса [13, с. 281-89; 14].
Основная цель данной методической системы заключается в повышении уровня усвоения учебного материала. Это достигается за счет применения средств визуализации статистических данных и формирования культурно-познавательной компетенции, под которой понимается не только наличие умений и навыков в области познавательной деятельности, но и способность человека эффективно ориентироваться в потоке информации, касающейся культурных и исторических ценностей, а также применять полученные знания в жизни для решения конкретных задач.
Для достижения поставленных целей в процессе обучения используются разнообразные методы работы с картой. К ним относятся объяснительно-иллюстративный метод, который позволяет наглядно представить информацию; проблемное изложение, способствующее развитию критического мышления; проблемно-поисковый и исследовательский методы, которые вовлекают обучающихся в активный поиск ответов на возникающие вопросы. Также активно применяется метод моделирования, который помогает создать наглядные представления о сложных процессах, и метод сравнения, позволяющий анализировать различные аспекты изучаемого материала [15].
При изучении темы «Численность населения России» учитель может применить исследовательский метод, который стимулирует творческую активность обучающихся и помогает им решать новые задачи. Например, используя карты «Общий коэффициент смертности по регионам России» и «Суммарный коэффициент рождаемости по регионам России», обучающиеся должны рассчитать коэффициент естественного прироста/убыли населения в предложенных учителем субъектах. Перед началом исследования педагогу необходимо показать формулу и пример расчета коэффициента естественного прироста/убыли, а обучающимся, используя учебник и дополнительную литературу, нужно найти и перечислить факторы, которые оказывают влияние на данный показатель. Школьники после проведённых самостоятельных подсчетов должны сделать вывод, какие регионы характеризуются естественным приростом, а какие убылью и с чем это может быть связано. Далее совместно с учителем обсуждаются результаты исследования и возможные решения проблем естественной убыли населения (рис. 2, 3).
Рис. 2. Карта «Общий коэффициент смертности по регионам России в 2023 году на 1000 человек населения»
Рис. 3. Карта «Суммарный коэффициент рождаемости по регионам России в 2023 году на 1000 человек населения»
Также на уроках при изучении темы «Численность населения России» эффективна индивидуальная форма обучения. Например, обучающиеся могут рассчитать естественный прирост в разных субъектах России. Педагог выбирает каждому ученику субъект России, для которого, используя карты коэффициента рождаемости и коэффициента смертности по регионам, необходимо рассчитать естественный прирост.
Нужно отметить, что карты при этом отображают статистический показатель каждого субъекта.
Педагог рисует на доске координатную плоскость (ось X – субъекты, ось Y – естественный прирост). Обучающиеся рисуют кривую естественного прироста в регионах, подходя к доске и отображая данный показатель для своего субъекта в виде столбчатой диаграммы. Результатом работы будет построенная диаграмма, с помощью которой обучающиеся сделают выводы о разности данного показателя в регионах (рис. 4).
Рис. 4. Диаграмма «Коэффициент естественного прироста/убыли в регионах России в 2023 году на 1000 человек населения»
Далее, используя карту коэффициента естественного прироста, обучающиеся проверяют выполненные расчеты и подтверждают сделанные выводы (рис. 5).
Рис. 5. Коэффициент естественного прироста/убыли по регионам России в 2023 году на 1000 человек населения
Каждое занятие выстраивается в рамках единого алгоритма, представленного последовательностью этапов: аналитический этап; этап объектной ориентации; этап выполнения задания; этап обобщения.
Результаты диагностики.
На начальном этапе диагностики, известном как констатирующий этап, было проведено входное анкетирование среди обучающихся. Результаты продемонстрировали, что как обучающиеся контрольного, так и экспериментального классов имеют низкий уровень знаний и умений в области картографии и демографии, а также средний уровень сформированных патриотических качеств.
По результатам входного анкетирования сделан вывод, что у значительной части обучающихся 8 «А» и 8 «Б» классов культурно-познавательная компетенция находится на низком уровне. Интересно отметить, что в 8 «Б» классе был зафиксирован более высокий процент учеников с высоким уровнем сформированных патриотических качеств по сравнению с 8 «А» классом (рис. 6).
Рис. 6. Результаты входного анкетирования 8 «А» класса
Более высокий процент обучающихся с низким уровнем сформированных знаний и этнической толерантности оказался в 8 «Б» классе.
Итог констатирующего этапа - выявление проблемы низкого уровня сформированности культурно-познавательной компетенции.
С целью ее формирования была организована соответствующая деятельность.
По окончании формирующего этапа было проведено итоговое анкетирование, которое показало, что у большей части обучающихся контрольного и экспериментального классов сформирован высокий уровень этнической толерантности, знаний и умений в области картографии и демографии.
Сформированные патриотические качества остались у большинства на среднем уровне. При этом только в 8 «Б» классе произошло положительное изменение результатов сформированности патриотизма.
Также стоит обратить внимание на то, что в 8 «Б» классе оказалось большее количество обучающихся с высоким уровнем знаний и этнической толерантности.
Результат развития умений у учеников обоих классов оказался одинаковым. Однако в 8 «Б» классе учеников со средним уровнем знаний оказалось больше (рис. 7).
Рис. 7. Результаты итогового анкетирования обучающихся 8 «Б» класса
По результатам итогового анкетирования сделан вывод, что у большей части учеников 8 «А» и 8 «Б» классов культурно-познавательная компетенция сформирована преимущественно на высоком уровне.
Проведенный анализ результатов показал, что уровень знаний, умений и ценностей при завершении обучения улучшился в обоих классах. Однако более высокие результаты после окончания обучения показал экспериментальный 8 «Б» класс, в котором использовалась разработанная методическая система.
Согласно проведенному исследованию, можно сделать вывод о том, что разработанная и апробированная методическая система по использованию географической карты как основного средства изучения раздела «Население России» показала хорошие результаты.
Данная разработка является значимой для учителей географии и педагогов дополнительного образования, поскольку способствует более эффективному усвоению тем раздела «Население России», а также формированию культурно-познавательной компетенции; применение разработанных географических карт на внеурочных занятиях позволит дополнить, расширить и углубить знания и навыки, а также развить интерес к демографии.
Заключение
Обоснована культурно-познавательная компетенция, под которой понимается не только наличие умений и навыков в области познавательной деятельности, но и способность человека эффективно ориентироваться в потоке информации, касающейся культурных и исторических ценностей, а также применять полученные знания в жизни для решения конкретных задач.
Разработана модель методической системы использования карт как основного средства изучения раздела «Население России», в основе которой лежат подсистемы: диагностика формирования знаний школьников, формирования умений, психолого-педагогическое формирование качеств личности; диагностика сформированности культурно-познавательной компетентности.
Разработана методическая система использования географической карты как основного средства изучения раздела «Население России» в школьном курсе географии, которая представлена блочно-модульным типом (содержательно-целевой, операционно-деятельностный, диагностический), выстроена на основе сформулированных общих, индивидуальных, частных и аффективных целей обучения школьников, подобранного содержания с учетом регионального компонента, разработанного алгоритма работы с географической картой, включающего этапы (аналитический; объектной ориентации; детализации; выполнения задания; обобщения). Также система наполнена формами обучения с географической картой (индивидуальная, групповая, фронтальная) и включает подсистемы мониторинга оценки сформированности культурно-познавательной компетенции, что позволит обучающимся получить комплексное представление о темах раздела, а также развить аналитические и исследовательские умения.
Эффективность методической системы была подтверждена с помощью диагностики выявления знаний, умений и ценностей обучающихся 8 классов МБОУ «Гимназия №31» г. Курган, которая была проведена до начала изучения раздела «Население России» и по его окончании. Анализ полученных результатов показал, что уровень знаний, умений и ценностей при завершении обучения повысился в обоих классах. При этом более высокие результаты после окончания изучения показал экспериментальный 8 «Б» класс, в обучении которого использовалась разработанная методическая система.