Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЫ КАК ОСНОВНОГО СРЕДСТВА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

Несговорова Н.П. 1 Савилов В.А. 1 Савельев В.Г. 1
1 ФГБОУ ВО Курганский государственный университет
Авторами обоснована и разработана методическая система использования географической карты как основного средства изучения раздела «Население России» в школьном курсе географии. Основная идея системы заключается в том, что карта служит средством визуализации и анализа географической информации, а также инструментом коммуникации и взаимодействия с учебным материалом. Цели методической системы – разработать содержание образовательной деятельности, особенностью которой должно быть включение активных методов обучения, таких как выполнение заданий на поиск и анализ информации на карте, вычисление демографических показателей с помощью карт, определение причинно-следственных связей, создание собственных географических карт. Операционально-деятельностный блок методической системы представлен алгоритмом работы обучающихся с картами и включает следующие этапы: аналитический, объектной ориентации, детализации, выполнения задания, обобщения. Этапы алгоритма включают формы, методы и приемы использования географической карты как основного средства изучения раздела «Население России», а также особенностью данного алгоритма является активное включение обучающихся в процесс работы с картой. Авторами доказано, что использование данной методической системы значительно улучшает усвоение материала по разделу «Население России» и способствует достижению образовательных результатов (овладение основами картографической грамотности; развитие основных навыков поиска, использования и представления географической информации), а также формированию культурно-познавательной компетенции.
карта
население
система
модель
факторы
диагностика
1. Куприн А.М. Слово о карте. М.: Недра, 1987. 143 с.
2. Антипова Е.А. Опыт использования ГИС-технологий в географии населения // Вестник Бурятского государственного университета. Серия 2. Химия. Биология. География. 2007. № 3. С. 87-93.
3. Несговорова Н.П., Савельев В.Г., Богданова Е.П. Социально-экологические аспекты региона и пути их решения // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Естественные науки. 2015. № 4 (38). С. 59–63.
4. Казалиева А.В., Миненкова В.В., Мамонова А.В. Методологические аспекты современных исследований в географии населения // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2019. Т. 13. № 1. С. 66-74. DOI: 10.31161/1995-0675-2018-12-4-66-74.
5. Филандышева Л.Б., Сапьян Е.С. Статистические методы в географии. Томск: Издательский дом ТГУ, 2015. 216 с.
6. Несговорова Н.П., Савельев В.Г. Основы системного анализа и моделирования экологических систем. Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2014. 234 с.
7. Несговорова Н.П., Завьялова О.Г., Абросимова И.В., Басырова Т.Г., Неумывакина Н.А., Мурсынина Л.В., Савельев В.Г. Эколого-географический атлас Курганской области. Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2023. 111 с.
8. Публикации территориальных органов Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 10.01.2025).
9. Таможняя Е.А., Беловолова Е.А., Лопатников Д.Л. Методика изучения раздела «население» в курсе «география России» в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. [Электронный ресурс].
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27676 (дата обращения: 07.01.2025). DOI: 10.17513/spno.27676.
10. Николина В.В. Современные тенденции развития урока географии // Современный урок географии: проблемы и перспективы развития: материалы межрегиональной научно-практической конференции (Москва, 20 ноября 2015 года) / Московский педагогический государственный университет. М.: Экон-Информ, 2015. С. 107-109.
11. Николина В.В. Географическое образование школьников в меняющемся мире // География в школе. 2014. №9. С.34-39.
12. Несговорова Н.П. Эколого-педагогическая деятельность учителя в образовании школьников: дидактика экологического. Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2017. 287 с.
13. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География» (для 5–9 классов образовательных организаций). М.: Издательство ФГБНУ «Институт стратегии развития образования». 2022. 116 с.
14. Душина И.В., Таможняя Е.А., Беловолова Е.А. О планировании урока географии в условиях введения образовательных стандартов нового поколения // Современный урок географии: проблемы и перспективы развития: материалы межрегиональной научно-практической конференции (Москва, 20 ноября 2015 года) / Московский педагогический государственный университет. М.: Экон-Информ, 2015. С. 9-18.
15. Амвросьева Л. В. Вопросы методики преподавания географии в школе: приемы работы с географической картой // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2019. № 1. С. 40-46. URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/1ap2019/kvo106/ (дата обращения: 12.01.2025).

Введение. Актуальность данной работы заключается в том, что в современном образовательном процессе, особенно в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, одним из ключевых требований является формирование у обучающихся картографической грамотности. Это включает в себя умение читать и интерпретировать географические карты, которые являются важным инструментом не только в образовательной деятельности, но и в жизни каждого человека, так как карты служат одним из языков международного общения.

В концепции развития географического образования в Российской Федерации подчеркивается, что география должна восприниматься как увлекательный и образный предмет, который может передавать информацию в доступной и понятной форме с помощью современных технологий, включая картографические средства. Это особенно важно в условиях глобализации, когда умение работать с картами и понимать географические процессы становится необходимым навыком для каждого гражданина.

Нужно сказать, что многие географы, педагоги и методисты, среди них следует назвать А.М.Куприна, отметили особую важность использования карты в изучении учебного предмета «География» [1, с. 4]. Именно И.З. Акабоев в своей работе описал важность и преимущества картирования населения для географических исследований [2].

Необходимо подчеркнуть, что результаты исследования особенностей методической системы использования географической карты как основного средства изучения раздела «Население России» имеют важное значение для системы общего образования. Во-первых, результаты исследования могут помочь общеобразовательным учреждениям оценить эффективность работы с картой при изучении населения России и в дальнейшем руководствоваться разработанной методической системой. Во-вторых, результаты исследования могут привести к повышению качества школьного и дополнительного образования в области географии. В-третьих, результаты могут служить вспомогательным материалом для создания новых рабочих программ обучения по предмету «География» на более высоком уровне.

Анализ обучающимися карт способствует развитию у них географического мышления, помогает понять причинно-следственные связи и взаимосвязь между различными демографическими процессами и географическими факторами. В современном мире данное умение является очень важным для таких профессий, как демографы, этнографы, социологи, экологи, а также необходимо представителям здравоохранения, так как оно помогает выявить проблемы социального характера и находить эффективные пути их решения [3].

Цель работы: провести теоретическое обоснование проблемы исследования, разработать модель методической системы использования карт как основного средства изучения раздела «Население России», организовать комплексное исследование и применение методической системы в общеобразовательном учреждении.

Методика исследования. В исследовании были использованы следующие методы: анализ, абстрагирование, формализация, конкретизация, моделирование, педагогический эксперимент, анкетирование, беседа, наблюдение, анализ продуктов учебной деятельности обучающихся, статистические методы [4; 5, с. 44-54]. Для разработки модели методической системы использования карт как основного средства изучения раздела «Население России» применяли методы системного анализа, моделирования, конкретизации, абстрагирования [6, с. 31-37]. Анализировался картографический материал регионального значения, представленный в эколого-географическом атласе Курганской области [7, с. 56-62]. Кроме того, проводилась работа со статистическими материалами Федеральной службы государственной статистики, находящимися в открытом доступе [8].

Для обоснования результата обучения – культурно-познавательной компетенции (КПК), под которой понимаем сложную систему личностных характеристик обучающихся, и она является интегрированным образовательным результатом, прибегали к методам структурного анализа, формализации, аналогии. Компетенция включает в себя когнитивный, операционно-деятельностный и аксиологический компоненты и раскрывается в следующих уровнях: высокий, средний, низкий.

Для оценки уровней сформированности культурно-познавательной компетентности обучающихся была разработана анкета, состоящая из 31 вопроса. Она включает в себя несколько частей, каждая из которых направлена на проверку различных аспектов знаний. Первая часть, охватывающая вопросы с 3 по 20, сосредоточена на проверке знаний обучающихся о демографических показателях, факторах, влияющих на структуру и размещение населения, а также теоретических основ картографии. Эти вопросы направлены на то, чтобы выяснить, насколько хорошо обучающиеся понимают географические особенности населения России и насколько эффективным является его изучение с использованием карты. Вторая часть теста, охватывающая вопросы с 21 по 25, предназначена для проверки сформированности умений обучающихся. Вопросы этой части помогут определить, насколько хорошо дети решают практические задачи, анализируют данные, вычисляют демографические показатели, а также визуализируют данные и формулируют выводы. Третья часть теста, охватывающая вопросы с 26 по 30, посвящена оценке сформированности ценностной составляющей культурно-познавательной компетенции обучающихся, т.е. патриотизма и этнической толерантности. Заключительный вопрос анкетирования предоставит возможность сделать вывод о сложившихся межличностных отношениях в семьях обучающихся.

Ответы на данные вопросы помогут не только оценить уровень усвоения материала, но и понять, насколько эффективно использование географической карты способствует формированию культурно-познавательной компетентности. Такой подход позволяет детально проанализировать, какие аспекты материала были усвоены хорошо, а какие требуют дополнительного внимания. Полученный в процессе обработки ответов обучающегося результат расшифровывается следующими критериями сформированности культурно-познавательной компетентности.

Когнитивный компонент: высокий уровень знаний определяется, когда более 90% ответов правильные; средний уровень – от 50% до 90%; и низкий уровень – менее 50%.

Операционно-деятельностный компонент: высокий уровень умений – количество правильно решенных заданий по расчету демографических показателей, оценке демографической ситуации с помощью географической карты и визуализации данных у обучающихся превышает 90%; средний уровень умений – количество правильно решенных заданий по расчету демографических показателей, оценке демографической ситуации с помощью географической карты и визуализации данных у обучающихся составляет от 50% до 90%; низкий уровень умений – количество правильно решенных заданий по расчету демографических показателей, оценке демографической ситуации с помощью географической карты и визуализации данных у обучающихся составляет менее 50%.

Аксиологический компонент:

I. Сформированность патриотических качеств. Высокий уровень определяется тем, что обучающиеся планируют поступать в учебные заведения высшего или среднего профессионального образования Зауралья и после желают начать свой профессиональный путь в Курганской области. Это может свидетельствовать о том, что они осознают важность образования для своей будущей жизни и готовы активно участвовать в развитии своего региона. Средний уровень определяется тем, что обучающиеся планируют продолжить образование за пределами региона, возможно, даже за границей, но при этом предполагают вернуться в Зауралье для трудоустройства. Чувства к малой родине у обучающихся данного уровня либо положительные, либо нейтральные. Низкий уровень определяется тем, что обучающиеся планируют обучение и трудоустройство вне Курганской области, а также испытывают отрицательные чувства к своей малой родине.

II. Сформированность этнической толерантности: высокий уровень – обучающиеся знают, какие народы, проживающие в Курганской области, являются наиболее многочисленными, а также знают традиционные праздники и обычаи данных народов; средний уровень – обучающиеся знают, какие народы, проживающие в Курганской области, являются наиболее многочисленными, но не знают традиционных праздников и обычаев данных народов; низкий уровень – не знают, какие народы, проживающие в Курганской области, являются наиболее многочисленными.

В организации опытно-экспериментальной работы по формированию КПК внедряли методы: анализа, наблюдения, беседы, обобщения, педагогического эксперимента и др.

Исследование влияния разработанной методической системы на формирование культурно-познавательной компетенции у школьников было проведено на базе МБОУ «Гимназия № 31» города Кургана.

В эксперименте участвовал 71 ученик 8-х классов – контрольная (8 «А») и экспериментальная (8 «Б») группы.

Результаты исследования. Для решения проблемы и на основе анализа научных трудов Е.А. Таможней, Е.А. Беловоловой, Д.Л. Лопатникова «Методика изучения раздела "Население" в курсе "География России" в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования» [9], В.В.Николиной «Современные тенденции развития урока географии» разработана модель методической системы использования географических карт как основного средства изучения раздела «Население России» [10]. В модели методической системы ядро представлено на базе сформированности предметных результатов психолого-педагогическим формированием качеств личности обучающегося (рис. 1).

схема модели использования карт на уроках географии переделанная

Рис. 1. Модель методической системы использования карт как основного средства изучения раздела «Население России»

К лимитирующим факторам системы относим:

1) опыт и эрудированность учителя географии - является ключевым фактором успешной реализации методической системы, поскольку опыт работы с интерактивными методами, знание современных географических информационных систем, способность преподносить сложный материал доступным языком - все это существенно влияет на эффективность обучения;

2) материальная база – географические карты, сформированные технологии и методики использования средств обучения, разработанная система хранения и размещения географических карт, обеспечение рабочей программой – все это существенно влияет на эффективность обучения;

3) ограниченное количество времени - недостаток времени в учебном плане может препятствовать глубокому пониманию изучаемого материала;

4) заинтересованность обучающихся - мотивация играет важнейшую роль в усвоении материала, поэтому необходимо использовать интерактивные методы обучения, проектную деятельность, внеклассные мероприятия, которые будут способствовать повышению интереса к географии и демографии.

К фоновым факторам системы относим:

1) уровень предварительной картографической подготовки обучающихся - начальный уровень знаний и навыков работы с картами влияет на результативность последующего усвоения нового материала;

2) компетентность учителя-предметника - является также немаловажным фактором, который отражает профессионализм педагога, т.е. его способность в выполнении профессиональной педагогической деятельности, эффективной организации работы обучающихся с географической картой в процессе изучения раздела «Население России».

В модели методической системы ядро представлено следующими компонентами: на базе сформированности предметных результатов психолого-педагогическое формирование качеств личности обучающегося.

Результативный блок системы представлен культурно-познавательной компетенцией, оцениваемой по умениям работать с информацией, анализу и оценке культурно-исторических ценностей и применению полученных знаний для саморазвития.

Разработанная методическая система представляет собой структурированную модель, построенную по блочно-модульному принципу [11; 12, с. 125].

В данном контексте рассматривается содержательно-целевой блок системы на примере раздела «Население России» учебного предмета «География» 8 класса [13, с. 281-89; 14].

Основная цель данной методической системы заключается в повышении уровня усвоения учебного материала. Это достигается за счет применения средств визуализации статистических данных и формирования культурно-познавательной компетенции, под которой понимается не только наличие умений и навыков в области познавательной деятельности, но и способность человека эффективно ориентироваться в потоке информации, касающейся культурных и исторических ценностей, а также применять полученные знания в жизни для решения конкретных задач.

Для достижения поставленных целей в процессе обучения используются разнообразные методы работы с картой. К ним относятся объяснительно-иллюстративный метод, который позволяет наглядно представить информацию; проблемное изложение, способствующее развитию критического мышления; проблемно-поисковый и исследовательский методы, которые вовлекают обучающихся в активный поиск ответов на возникающие вопросы. Также активно применяется метод моделирования, который помогает создать наглядные представления о сложных процессах, и метод сравнения, позволяющий анализировать различные аспекты изучаемого материала [15].

При изучении темы «Численность населения России» учитель может применить исследовательский метод, который стимулирует творческую активность обучающихся и помогает им решать новые задачи. Например, используя карты «Общий коэффициент смертности по регионам России» и «Суммарный коэффициент рождаемости по регионам России», обучающиеся должны рассчитать коэффициент естественного прироста/убыли населения в предложенных учителем субъектах. Перед началом исследования педагогу необходимо показать формулу и пример расчета коэффициента естественного прироста/убыли, а обучающимся, используя учебник и дополнительную литературу, нужно найти и перечислить факторы, которые оказывают влияние на данный показатель. Школьники после проведённых самостоятельных подсчетов должны сделать вывод, какие регионы характеризуются естественным приростом, а какие убылью и с чем это может быть связано. Далее совместно с учителем обсуждаются результаты исследования и возможные решения проблем естественной убыли населения (рис. 2, 3).

Рис. 2. Карта «Общий коэффициент смертности по регионам России в 2023 году на 1000 человек населения»

Рис. 3. Карта «Суммарный коэффициент рождаемости по регионам России в 2023 году на 1000 человек населения»

Также на уроках при изучении темы «Численность населения России» эффективна индивидуальная форма обучения. Например, обучающиеся могут рассчитать естественный прирост в разных субъектах России. Педагог выбирает каждому ученику субъект России, для которого, используя карты коэффициента рождаемости и коэффициента смертности по регионам, необходимо рассчитать естественный прирост.

Нужно отметить, что карты при этом отображают статистический показатель каждого субъекта.

Педагог рисует на доске координатную плоскость (ось X – субъекты, ось Y – естественный прирост). Обучающиеся рисуют кривую естественного прироста в регионах, подходя к доске и отображая данный показатель для своего субъекта в виде столбчатой диаграммы. Результатом работы будет построенная диаграмма, с помощью которой обучающиеся сделают выводы о разности данного показателя в регионах (рис. 4).

Рис. 4. Диаграмма «Коэффициент естественного прироста/убыли в регионах России в 2023 году на 1000 человек населения»

Далее, используя карту коэффициента естественного прироста, обучающиеся проверяют выполненные расчеты и подтверждают сделанные выводы (рис. 5).

Рис. 5. Коэффициент естественного прироста/убыли по регионам России в 2023 году на 1000 человек населения

Каждое занятие выстраивается в рамках единого алгоритма, представленного последовательностью этапов: аналитический этап; этап объектной ориентации; этап выполнения задания; этап обобщения.

Результаты диагностики.

На начальном этапе диагностики, известном как констатирующий этап, было проведено входное анкетирование среди обучающихся. Результаты продемонстрировали, что как обучающиеся контрольного, так и экспериментального классов имеют низкий уровень знаний и умений в области картографии и демографии, а также средний уровень сформированных патриотических качеств.

По результатам входного анкетирования сделан вывод, что у значительной части обучающихся 8 «А» и 8 «Б» классов культурно-познавательная компетенция находится на низком уровне. Интересно отметить, что в 8 «Б» классе был зафиксирован более высокий процент учеников с высоким уровнем сформированных патриотических качеств по сравнению с 8 «А» классом (рис. 6).

Рис. 6. Результаты входного анкетирования 8 «А» класса

Более высокий процент обучающихся с низким уровнем сформированных знаний и этнической толерантности оказался в 8 «Б» классе.

Итог констатирующего этапа - выявление проблемы низкого уровня сформированности культурно-познавательной компетенции.

С целью ее формирования была организована соответствующая деятельность.

По окончании формирующего этапа было проведено итоговое анкетирование, которое показало, что у большей части обучающихся контрольного и экспериментального классов сформирован высокий уровень этнической толерантности, знаний и умений в области картографии и демографии.

Сформированные патриотические качества остались у большинства на среднем уровне. При этом только в 8 «Б» классе произошло положительное изменение результатов сформированности патриотизма.

Также стоит обратить внимание на то, что в 8 «Б» классе оказалось большее количество обучающихся с высоким уровнем знаний и этнической толерантности.

Результат развития умений у учеников обоих классов оказался одинаковым. Однако в 8 «Б» классе учеников со средним уровнем знаний оказалось больше (рис. 7).

Рис. 7. Результаты итогового анкетирования обучающихся 8 «Б» класса

По результатам итогового анкетирования сделан вывод, что у большей части учеников 8 «А» и 8 «Б» классов культурно-познавательная компетенция сформирована преимущественно на высоком уровне.

Проведенный анализ результатов показал, что уровень знаний, умений и ценностей при завершении обучения улучшился в обоих классах. Однако более высокие результаты после окончания обучения показал экспериментальный 8 «Б» класс, в котором использовалась разработанная методическая система.

Согласно проведенному исследованию, можно сделать вывод о том, что разработанная и апробированная методическая система по использованию географической карты как основного средства изучения раздела «Население России» показала хорошие результаты.

Данная разработка является значимой для учителей географии и педагогов дополнительного образования, поскольку способствует более эффективному усвоению тем раздела «Население России», а также формированию культурно-познавательной компетенции; применение разработанных географических карт на внеурочных занятиях позволит дополнить, расширить и углубить знания и навыки, а также развить интерес к демографии.

Заключение

Обоснована культурно-познавательная компетенция, под которой понимается не только наличие умений и навыков в области познавательной деятельности, но и способность человека эффективно ориентироваться в потоке информации, касающейся культурных и исторических ценностей, а также применять полученные знания в жизни для решения конкретных задач.

Разработана модель методической системы использования карт как основного средства изучения раздела «Население России», в основе которой лежат подсистемы: диагностика формирования знаний школьников, формирования умений, психолого-педагогическое формирование качеств личности; диагностика сформированности культурно-познавательной компетентности.

Разработана методическая система использования географической карты как основного средства изучения раздела «Население России» в школьном курсе географии, которая представлена блочно-модульным типом (содержательно-целевой, операционно-деятельностный, диагностический), выстроена на основе сформулированных общих, индивидуальных, частных и аффективных целей обучения школьников, подобранного содержания с учетом регионального компонента, разработанного алгоритма работы с географической картой, включающего этапы (аналитический; объектной ориентации; детализации; выполнения задания; обобщения). Также система наполнена формами обучения с географической картой (индивидуальная, групповая, фронтальная) и включает подсистемы мониторинга оценки сформированности культурно-познавательной компетенции, что позволит обучающимся получить комплексное представление о темах раздела, а также развить аналитические и исследовательские умения.

Эффективность методической системы была подтверждена с помощью диагностики выявления знаний, умений и ценностей обучающихся 8 классов МБОУ «Гимназия №31» г. Курган, которая была проведена до начала изучения раздела «Население России» и по его окончании. Анализ полученных результатов показал, что уровень знаний, умений и ценностей при завершении обучения повысился в обоих классах. При этом более высокие результаты после окончания изучения показал экспериментальный 8 «Б» класс, в обучении которого использовалась разработанная методическая система.


Библиографическая ссылка

Несговорова Н.П., Савилов В.А., Савельев В.Г. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЫ КАК ОСНОВНОГО СРЕДСТВА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2025. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33902 (дата обращения: 23.02.2025).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674