Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

FROM STUDENT INITIATIVE TO THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY PROJECT «DAYS OF STUDENT SELF-GOVERNMENT»

Nacharova A.D. 1
1 Tomsk State Pedagogical University
The purpose of the study is to understand the essence of the concept of student initiative through the implementation of the Pedagogical University project "Days of Student Self–government". To achieve this goal, the analysis of scientific literature on the research topic, the study and analysis of the practical experience of universities in the region and their own experience of student government were applied. This scientific article examines topical issues of student initiative, its concept and fundamental role in the educational process and youth policy of higher education institutions. The study analyzes and compares the definitions of «initiative» and «student initiative» presented in the works of a number of well-known scientists. The author notes the multifaceted nature of initiative as a personal characteristic contributing to the development of professional motivation of future teachers, identifying factors influencing the formation of motivation through the implementation of initiatives. In addition to the analysis of scientific literature, examples of practical implementation of student initiatives are considered. The article presents an analysis of the experience of conducting group project training at Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics and the Acceleration Program to support project teams and student initiatives «Projectum» at Tomsk State Pedagogical University, which show the relevance of the topic under study. Special attention is paid to the stages and results of the implementation of the project «Days of Student Self-government» at the Pedagogical University. The analysis of the results of the experiment showed a significant increase in the level of professional motivation of students for teaching, motivation for learning and extracurricular activities. The research highlights the value of student self-government for the professional development of future teachers, improving the educational process and shaping the personality of students. The conclusion of the study emphasizes the essence of the concept of «student initiative», which is considered as an integral characteristic of a student. This concept covers the readiness of students for independent creative and transformative activities, which is manifested in their initiatives and their implementation. The research was carried out with the grant of the Russian Science Foundation No. 23-28-00577, https://rscf.ru/project/23-28-00577/.
student initiative
self-government
professional motivation
project
pedagogical University

Введение

В настоящее время одной из актуальных потребностей человечества является наличие высококвалифицированных педагогических кадров, обладающих высокой мотивацией к труду и способных успешно адаптироваться в условиях быстро меняющейся среды. Особенно остро ощущает такую потребность сфера образования. Это подтверждает не только новый национальный проект «Кадры», но и Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, утвержденная в 2022 году Правительством Российской Федерации [1, 2]. При этом существующие сегодня различные методы, технологии, формы и средства непрерывного профессионального развития педагогов на всех уровнях образования, по мнению ряда исследователей, не всегда удовлетворяют такой потребности [3, 4, 5].

Одним из значимых явлений в подготовке педагогических кадров представляется студенческая инициатива, в рамках которой студенты выступают самостоятельными и инициативными разработчиками, глубоко осмысливающими и совершенствующими образовательную практику [6]. Студенческие инициативы активно поддерживаются на уровне государства с помощью таких конкурсов, как Фонд президентских грантов, Росмолодежь и др. В 2024 году Правительством России были учреждены пять именных стипендий для обучающихся педагогических направлений подготовки. Однако главный вопрос в процессе обеспечения готовности студентов к будущей педагогической деятельности [7] заключается в понимании сущности понятия «студенческая инициатива». Автор рассматривает данное понятие через реализацию конкретного проекта, ставшего неотъемлемой частью истории развития Томского государственного педагогического университета и профессионального становления его участников, ресурсом эффективного использования современных методов и приемов для воплощения студенческой инициативы в реальный проект.

Цель исследования заключается в осмыслении сущности понятия «студенческая инициатива» через реализацию проекта педагогического университета «Дни студенческого самоуправления».

Материалы и методы исследования

Анализ сущности понятия «студенческая инициатива» был выполнен на основе следующих теоретико-экспериментальных методов исследования: изучение и анализ научной литературы по теме исследования, изучение опыта университетов, которые успешно реализуют проекты студенческого самоуправления, наблюдение за деятельностью студенческого самоуправления в университете, включая участие в мероприятиях, заседаниях, встречах и т.п. Проведение опросов среди студентов и преподавателей способствовало выявлению их мнения о необходимости и актуальности проекта «Дни студенческого самоуправления». Сбор и анализ данных, полученных в результате исследования, разработка и апробация проекта «Дни студенческого самоуправления» позволили учесть специфику деятельности педагогического университета и его образовательные цели.

Результаты исследования и их обсуждение

В педагогике сущность понятия «инициатива» рассматривали ряд выдающихся ученых. М.А. Червонный и О.Н. Игна понимают понятие «инициативность» как многофункциональную категорию, представляющую собой сложный набор элементов, состав которого определяется ориентацией инициативности [8]. Д.В. Малыгин рассматривает профессиональную инициативность как ключевой элемент эффективного внутрикорпоративного обучения, способствующий повышению квалификации и конкурентоспособности сотрудников [9]. Автор считает представленное понятие актуальным для данного исследования, поскольку важным является проявление инициативы и активности со стороны студентов в рамках специализированного профессионального обучения, на котором в университетах акцентируется особое внимание.

В данном исследовании автор опирается на определение понятия «инициатива» С.М.Вишняковой, поскольку оно наиболее точно отражает суть студенческого самоуправления и проекта «Дни студенческого самоуправления». В словаре С.М.Вишняковой, посвященном профессиональному образованию, инициатива представляет собой форму социальной активности, проявляемой отдельным человеком или группой людей, проявляющейся в добровольном действии ради общественного блага либо личных интересов, а также творческом подходе к трудовой деятельности [10, с. 103].

Из вышесказанного автор понимает, что инициатива по своему происхождению, целям бывает разнообразной, потому целесообразно рассмотреть подробнее виды инициативности. Автор отмечает, что подробная квалификация была представлена еще в прошлом столетии Михаилом Сергеевичем Говоровым, которым было выделено 10 видов инициативности. Отдельно стоит отметить репродуктивную и творческую инициативности; эгоистическую инициативу и инициативу, развивающуюся под действием общественно значимых мотивов, которые имеют большое значение в исследовании [11]. В свою очередь, А.Н. Махиня в классификации социально значимых инициатив студентов выделял реализацию инициативы будущих педагогов через привлечение их к социальному проектированию и содействию организации учебного процесса [12, с. 26].

В рамках исследования отдельно анализируется понятие «студенческая инициатива». В классификации видов инициатив данное понятие как отдельный вид или категория не выделяется большинством авторов. Однако в контексте исследования студенческой инициативы и ее роли в образовательном процессе многие авторы рассматривают этот феномен в своих работах, посвященных вопросам студенческого самоуправления. Так, И.С.Попова, кандидат педагогических наук, в своей диссертационной работе описывает студенческую инициативность как целостное качество личности, которое проявляется в готовности студента к активной деятельности и находит внешнее проявление в осуществлении различных инициатив [13]. На основе данного определения, охватывающего ключевые аспекты анализируемого понятия, понимаем студенческую инициативу как комплексную характеристику личности, которая включает готовность студентов к самостоятельной преобразующей деятельности, выражающуюся в проявлении и реализации инициатив.

С целью анализа практической направленности автор обращается к университетским практикам проявления студенческих инициатив. Часто они выражаются в форме различных проектов. Так, отмечается опыт коллег из Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), на базе которого реализуется практика группового проектного обучения (ГПО).

Локальными нормативными актами регламентируется внедрение групповой практики обучения в учебный процесс. Данный процесс осуществляется через элективные дисциплины и направлен на практическую отработку знаний и умений в области проектного управления, научного исследования и организационного руководства на примере создания инновационного проекта, который может служить основой для подготовки итоговой квалификационной работы и заложить фундамент для запуска стартап-проекта [14].

Участники проекта ГПО могут самостоятельно выбрать тему или остановиться на одной из предложенных ответственным за ГПО на кафедре. Предложение по теме для реализации проекта ГПО должно быть непосредственно связано с выбранной специальностью и профилем подготовки, а также иметь инновационную составляющую. Лучшие идеи, представленные на оценку аттестационной экзаменационной комиссии, могут участвовать в конкурсах и реализоваться в студенческом бизнес-инкубаторе. Это предоставляет возможность для создания собственного малого бизнеса и его размещения в технико-внедренческой зоне.

Таким образом, в ТУСУР путем реализации группового проектного обучения воплощаются различные студенческие инициативы, например: Популяризация среди молодежи профессий креативных индустрий (ФС-2202), Разработка программного обеспечения для цифровой онлайн-кассы (КИПР-2305), Разработка онлайн-платформы для обучения кибербезопасности (КИБЭВС-2208), и многие другие.

В работе акцентируется внимание на опыте Томского государственного педагогического университета (ТГПУ), в котором с 2023 года реализуется Акселерационная программа поддержки проектных команд и студенческих инициатив «ПроектУМ». Программа помогает обучающимся проявить и правильно оформить инициативы, реализовать их в реальности под сопровождением опытных наставников. Реализация данного проекта включает в себя:

· проведение обучающих мероприятий: лекционных встреч, практикумов, тренингов;

· питч-сессии, дающие возможность потренироваться и презентовать свой проект, получить обратную связь от наставников и экспертов;

· демо-дни для защиты проекта перед потенциальными инвесторами, и др.

Таким образом, программа «ПроектУМ» в ТГПУ предоставляет студентам возможность проявить свои инициативы, получить необходимые знания и навыки для успешной разработки своих инициатив и реализовать их под руководством опытных наставников.

Одним из результатов реализации данной программы стал проект команды историко-филологического факультета, который был признан лучшим на финальном этапе Форума молодых ученых U-NOVUS’2023. Проект заключался в разработке настольной игры для школьников 5–11-х классов, которая помогает в интересном формате изучить мир славянских мифов и сказок. Данная инициатива направлена на повышение интереса к получаемой профессии учителя истории среди участников программы.

В реализуемых студентами проектах в рамках программы «ПроектУМ» целевой аудиторией в большей степени выступают школьники, благодаря чему укрепляется взаимосвязь общего и высшего ступеней образования, повышается интерес учеников школ к профессии учителя. Однако важно помнить о таком значимом аспекте, как профессиональная мотивация будущих педагогов.

В ходе исследования автор провел анкетирование среди студентов и выпускников Томского государственного педагогического университета. Результаты показали, что почти треть опрошенных не намерены работать по своему профилю обучения или еще не определились с выбором дальнейшего пути. Согласно данным опроса, около 40% из 758 трудоустроенных выпускников в течение года после начала работы по специальности не остаются в той организации, где изначально планировали трудиться.

В связи с этим одной из ключевых задач, стоящих перед ТГПУ, стало усиление уровня профессиональной мотивации у студентов высших учебных заведений. В 2024 году автором был разработан и внедрен студенческий проект «Дни студенческого самоуправления», целью которого является формирование интереса и мотивации у обучающихся к будущей педагогической деятельности.

Проект заключается в том, что студенты старших курсов в Дни студенческого самоуправления заменяют преподавателей и проводят занятия со студентами младших курсов. Данная инициатива помогает в выстраивании линии преемственности. Этот проект является преемником проекта «Дни школьного самоуправления». Дни школьного самоуправления давно существуют в школе, но не получили распространения в вузе. Однако такой опыт может быть полезен и для системы высшего образования в части системной подготовки кадров. В связи с этим линия преемственности прослеживается и в процессе подготовки кадров для системы высшего образования, когда будущие преподаватели еще со студенчества участвуют в профессиональных пробах и совершенствуют педагогический опыт.

Проект «Дни студенческого самоуправления» был реализован в несколько этапов.

Первый этап – подготовительный. На данном этапе преподаватели предлагают студентам выступить в роли преподавателей (пройти профессиональные пробы). Затем преподаватели совместно со студентами-педагогами, согласившимися пройти профессиональные пробы, совместно определяют темы занятий, методические подходы и формы, разрабатывают планы будущих занятий и др.

Второй этап – проведение дней самоуправления: в течение нескольких дней студенты старших курсов проводят занятия в вузе, выступая в роли преподавателей. Молодые педагоги самостоятельно планируют ход учебных пар, подбирают материал, организуют работу академической группы и оценивают уровень профессиональной компетентности студентов под руководством преподавателей-наставников.

Третий этап – анализ и рефлексия: по окончании дней самоуправления студенты совместно анализируют результаты своей работы, обсуждают возникшие трудности и успехи, а также анализируют мнение участников, полученное при сборе обратной связи от преподавателей и студентов.

Четвертый этап – подведение итогов: на заключительном этапе проводится общее обсуждение результатов проекта, выявляются лучшие практики и предложения по улучшению организации подобных мероприятий в будущем. Например, автором был проведен опрос среди студентов и преподавателей, показавший положительное отношение к данному проекту. Было отмечено, что после проведенного эксперимента у 100% студентов, участвовавших в эксперименте в качестве преподавателей, появилось желание обязательно выступить в данной роли еще раз, что говорит о повышении уровня их профессиональной заинтересованности.

Заключение

Проведенное исследование показывает, что студенческая инициатива – это комплексная характеристика личности, которая включает готовность студентов к самостоятельной преобразующей деятельности, выражающуюся в проявлении и реализации инициатив. Это не только готовность предлагать новые идеи и проекты, направленные на улучшение образовательного процесса и молодежной политики в университете, но и умение реализовывать их, преодолевая трудности и проявляя ответственность. Студенческая инициатива включает в себя творческий подход, который выражается в стремлении студентов к самореализации через активное участие в жизни университета, профсоюзной деятельности путем реализации проектной деятельности, через развитие своих профессиональных навыков.

Реализация проекта «Дни студенческого самоуправления» в педагогическом университете привела к следующим результатам: отмечены увеличение степени профессиональной активности студентов в отношении будущей педагогической деятельности; улучшение взаимодействия между обучающимися и преподавателями; стимуляция учебной и общественной активности студентов, развитие креативных умений среди студентов. При этом отмечается высокий уровень проявления инициативы студентов, так как результаты проекта свидетельствуют о значительном влиянии студенческого самоуправления на профессиональную мотивацию обучающихся, образовательный процесс и развитие личности студентов в целом.

Таким образом, данный проект представляет собой важный элемент образовательного процесса, способствующий подготовке квалифицированных и мотивированных специалистов в области образования. Проект позволяет студентам погрузиться в атмосферу педагогической деятельности и приобрести опыт управления образовательным процессом. Реализуемая инициатива «Дни студенческого самоуправления» – важный шаг в профессиональном становлении будущих научно-педагогических кадров, способствующий получению студентами необходимых знаний и навыков, востребованных на рынке труда, и систематической подготовке кадров для высшей школы.

По результатам исследования была достигнута поставленная цель – осмыслена сущность понятия «студенческая инициатива» через реализацию проекта педагогического университета «Дни студенческого самоуправления». Студенческая инициатива является основой для активного участия студентов в различных сферах жизни университета, формирования личности студента и совершенствования его профессиональных навыков, коммуникативных умений, чувства ответственности и независимости. Проект «Дни студенческого самоуправления» играет важную роль в поддержке и развитии инициатив студентов, а также в формировании активной гражданской позиции у будущих преподавателей вузов.