Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОТ СТУДЕНЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ К ПРОЕКТУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА «ДНИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Начарова А.Д. 1
1 ФГБОУ ВО "Томский государственный педагогический университет"
Цель исследования – осмысление сущности понятия «студенческая инициатива» через реализацию проекта педагогического университета «Дни студенческого самоуправления». Для достижения поставленной цели применены анализ научной литературы по теме исследования, изучение и анализ практического опыта университетов региона и собственного опыта студенческого самоуправления. В данной научной статье рассматриваются актуальные вопросы студенческой инициативы, ее концепция и основополагающая роль в образовательном процессе и молодежной политике высшего учебного заведения. В рамках исследования проведены анализ и сравнение определений «инициативность» и «студенческая инициатива», представленных в работах ряда известных ученых. Автор отмечает многогранный характер инициативности как личностной характеристики, способствующей развитию профессиональной мотивации будущих педагогов, выявлению факторов, влияющих на формирование мотивации через реализацию инициатив. Помимо анализа научной литературы, рассматриваются примеры практической реализации студенческих инициатив. Представлен анализ опыта проведения группового проектного обучения в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники и Акселерационной программы поддержки проектных команд и студенческих инициатив «ПроектУМ» в Томском государственном педагогическом университете, который доказывает актуальность исследуемой темы. Особое внимание уделяется этапам и результатам реализации проекта «Дни студенческого самоуправления» в педагогическом университете. Анализ результатов проведенного эксперимента показал значительное повышение уровня профессиональной мотивации студентов к преподавательской деятельности, мотивации к обучению и внеучебной деятельности. В рамках исследования подчеркивается ценность студенческого самоуправления для профессионального становления будущих педагогов, улучшения образовательного процесса и формирования личности студентов. В заключение исследования выделяется сущность понятия «студенческая инициатива», которое рассматривается как целостная характеристика студента. Данное понятие охватывает готовность студентов к самостоятельной созидательной и преобразующей деятельности, что проявляется в их инициативах и их реализации. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00577, https://rscf.ru/project/23-28-00577/.
студенческая инициатива
самоуправление
профессиональная мотивация
проект
педагогический университет
1. Распоряжение Правительства РФ от 24 июня 2022 года № 1688-р О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404830447/ (дата обращения: 05.10.2024).
2. Съемщикова Ю.П., Барзунова Т.В., Козлов Ю.А., Шахова Е.А. Профессиональное ориентирование как актуальный вопрос системы образования и здравоохранения // Современные проблемы науки и образования. 2023. №6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33049 (дата обращения: 04.12.2024). DOI: 10.17513/spno.33049.
3. Слюсарская Т.В., Кокорева О.И. Студенческая научно-практическая лаборатория как форма организации дополнительного образования будущих педагогов-дефектологов // Образовательные технологии. 2022. № 4. С.39-48.
4. Нерадовская О.Р. Непрерывное развитие профессионализма педагогов через использование акме-направленных форм взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 4 (32). С.5-11.
5. Нерадовская О.Р. Особенности деятельности рабочей группы по решению проблем раннего детства в рамках муниципального образования // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2015. № 3 (156). С.152-158.
6. Никитина Э.К., Любченко О.А. Модель внедрения креативных профессиональных и коммерчески значимых инициатив студентов и молодых учителей // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4 . URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20979 (дата обращения: 04.12.2024).
7. Нерадовская О.Р., Стародубцев В.А. Личностно-профессиональный портрет будущего педагога // Педагогическое образование в России. 2024. № 1. С.117-129.
8. Червонный М.А., Игна О.Н. Педагогическая инициативность: понятие, ключевые компоненты и классификации // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2024. № 5 (57). С.44-53. DOI: 10.23951/2307-6127-2024-5-44-53.
9. Малыгин Д.В. Профессиональная инициативность обучающихся в условиях внутрикорпоративного обучения // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 4(65). С. 398-402. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.65.822.
10. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 535 с.
11. Говоров М.С. Психологическая характеристика инициативы школьников-подростков: Автореферат дис. ... канд. пед. наук (по психологии) / Министерство просвещения РСФСР. Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина. М.: [б. и.], 1962. 19 с.; 21 см.
12. Махиня А.Н. Поддержка социальных инициатив как фактор формирования гражданской идентичности студентов // Сибирский пед. журнал. 2019. № 1. С.23-28.
13. Попова И.С. Развитие инициативности студентов в условиях неформального образования в некоммерческой организации: автореф. дис. ... канд.пед.наук. Челябинск, 2011. 27 с.
14. Приказ ректора от 29.12.2018 № 1028 Положение об организации группового обучения в ТУСУРе // Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. [Электронный ресурс]. URL: https://regulations.tusur.ru/storage/122382/Положение_по_ГПО.pdf?1548230267 (дата обращения: 01.11.2024).

Введение

В настоящее время одной из актуальных потребностей человечества является наличие высококвалифицированных педагогических кадров, обладающих высокой мотивацией к труду и способных успешно адаптироваться в условиях быстро меняющейся среды. Особенно остро ощущает такую потребность сфера образования. Это подтверждает не только новый национальный проект «Кадры», но и Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, утвержденная в 2022 году Правительством Российской Федерации [1, 2]. При этом существующие сегодня различные методы, технологии, формы и средства непрерывного профессионального развития педагогов на всех уровнях образования, по мнению ряда исследователей, не всегда удовлетворяют такой потребности [3, 4, 5].

Одним из значимых явлений в подготовке педагогических кадров представляется студенческая инициатива, в рамках которой студенты выступают самостоятельными и инициативными разработчиками, глубоко осмысливающими и совершенствующими образовательную практику [6]. Студенческие инициативы активно поддерживаются на уровне государства с помощью таких конкурсов, как Фонд президентских грантов, Росмолодежь и др. В 2024 году Правительством России были учреждены пять именных стипендий для обучающихся педагогических направлений подготовки. Однако главный вопрос в процессе обеспечения готовности студентов к будущей педагогической деятельности [7] заключается в понимании сущности понятия «студенческая инициатива». Автор рассматривает данное понятие через реализацию конкретного проекта, ставшего неотъемлемой частью истории развития Томского государственного педагогического университета и профессионального становления его участников, ресурсом эффективного использования современных методов и приемов для воплощения студенческой инициативы в реальный проект.

Цель исследования заключается в осмыслении сущности понятия «студенческая инициатива» через реализацию проекта педагогического университета «Дни студенческого самоуправления».

Материалы и методы исследования

Анализ сущности понятия «студенческая инициатива» был выполнен на основе следующих теоретико-экспериментальных методов исследования: изучение и анализ научной литературы по теме исследования, изучение опыта университетов, которые успешно реализуют проекты студенческого самоуправления, наблюдение за деятельностью студенческого самоуправления в университете, включая участие в мероприятиях, заседаниях, встречах и т.п. Проведение опросов среди студентов и преподавателей способствовало выявлению их мнения о необходимости и актуальности проекта «Дни студенческого самоуправления». Сбор и анализ данных, полученных в результате исследования, разработка и апробация проекта «Дни студенческого самоуправления» позволили учесть специфику деятельности педагогического университета и его образовательные цели.

Результаты исследования и их обсуждение

В педагогике сущность понятия «инициатива» рассматривали ряд выдающихся ученых. М.А. Червонный и О.Н. Игна понимают понятие «инициативность» как многофункциональную категорию, представляющую собой сложный набор элементов, состав которого определяется ориентацией инициативности [8]. Д.В. Малыгин рассматривает профессиональную инициативность как ключевой элемент эффективного внутрикорпоративного обучения, способствующий повышению квалификации и конкурентоспособности сотрудников [9]. Автор считает представленное понятие актуальным для данного исследования, поскольку важным является проявление инициативы и активности со стороны студентов в рамках специализированного профессионального обучения, на котором в университетах акцентируется особое внимание.

В данном исследовании автор опирается на определение понятия «инициатива» С.М.Вишняковой, поскольку оно наиболее точно отражает суть студенческого самоуправления и проекта «Дни студенческого самоуправления». В словаре С.М.Вишняковой, посвященном профессиональному образованию, инициатива представляет собой форму социальной активности, проявляемой отдельным человеком или группой людей, проявляющейся в добровольном действии ради общественного блага либо личных интересов, а также творческом подходе к трудовой деятельности [10, с. 103].

Из вышесказанного автор понимает, что инициатива по своему происхождению, целям бывает разнообразной, потому целесообразно рассмотреть подробнее виды инициативности. Автор отмечает, что подробная квалификация была представлена еще в прошлом столетии Михаилом Сергеевичем Говоровым, которым было выделено 10 видов инициативности. Отдельно стоит отметить репродуктивную и творческую инициативности; эгоистическую инициативу и инициативу, развивающуюся под действием общественно значимых мотивов, которые имеют большое значение в исследовании [11]. В свою очередь, А.Н. Махиня в классификации социально значимых инициатив студентов выделял реализацию инициативы будущих педагогов через привлечение их к социальному проектированию и содействию организации учебного процесса [12, с. 26].

В рамках исследования отдельно анализируется понятие «студенческая инициатива». В классификации видов инициатив данное понятие как отдельный вид или категория не выделяется большинством авторов. Однако в контексте исследования студенческой инициативы и ее роли в образовательном процессе многие авторы рассматривают этот феномен в своих работах, посвященных вопросам студенческого самоуправления. Так, И.С.Попова, кандидат педагогических наук, в своей диссертационной работе описывает студенческую инициативность как целостное качество личности, которое проявляется в готовности студента к активной деятельности и находит внешнее проявление в осуществлении различных инициатив [13]. На основе данного определения, охватывающего ключевые аспекты анализируемого понятия, понимаем студенческую инициативу как комплексную характеристику личности, которая включает готовность студентов к самостоятельной преобразующей деятельности, выражающуюся в проявлении и реализации инициатив.

С целью анализа практической направленности автор обращается к университетским практикам проявления студенческих инициатив. Часто они выражаются в форме различных проектов. Так, отмечается опыт коллег из Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), на базе которого реализуется практика группового проектного обучения (ГПО).

Локальными нормативными актами регламентируется внедрение групповой практики обучения в учебный процесс. Данный процесс осуществляется через элективные дисциплины и направлен на практическую отработку знаний и умений в области проектного управления, научного исследования и организационного руководства на примере создания инновационного проекта, который может служить основой для подготовки итоговой квалификационной работы и заложить фундамент для запуска стартап-проекта [14].

Участники проекта ГПО могут самостоятельно выбрать тему или остановиться на одной из предложенных ответственным за ГПО на кафедре. Предложение по теме для реализации проекта ГПО должно быть непосредственно связано с выбранной специальностью и профилем подготовки, а также иметь инновационную составляющую. Лучшие идеи, представленные на оценку аттестационной экзаменационной комиссии, могут участвовать в конкурсах и реализоваться в студенческом бизнес-инкубаторе. Это предоставляет возможность для создания собственного малого бизнеса и его размещения в технико-внедренческой зоне.

Таким образом, в ТУСУР путем реализации группового проектного обучения воплощаются различные студенческие инициативы, например: Популяризация среди молодежи профессий креативных индустрий (ФС-2202), Разработка программного обеспечения для цифровой онлайн-кассы (КИПР-2305), Разработка онлайн-платформы для обучения кибербезопасности (КИБЭВС-2208), и многие другие.

В работе акцентируется внимание на опыте Томского государственного педагогического университета (ТГПУ), в котором с 2023 года реализуется Акселерационная программа поддержки проектных команд и студенческих инициатив «ПроектУМ». Программа помогает обучающимся проявить и правильно оформить инициативы, реализовать их в реальности под сопровождением опытных наставников. Реализация данного проекта включает в себя:

· проведение обучающих мероприятий: лекционных встреч, практикумов, тренингов;

· питч-сессии, дающие возможность потренироваться и презентовать свой проект, получить обратную связь от наставников и экспертов;

· демо-дни для защиты проекта перед потенциальными инвесторами, и др.

Таким образом, программа «ПроектУМ» в ТГПУ предоставляет студентам возможность проявить свои инициативы, получить необходимые знания и навыки для успешной разработки своих инициатив и реализовать их под руководством опытных наставников.

Одним из результатов реализации данной программы стал проект команды историко-филологического факультета, который был признан лучшим на финальном этапе Форума молодых ученых U-NOVUS’2023. Проект заключался в разработке настольной игры для школьников 5–11-х классов, которая помогает в интересном формате изучить мир славянских мифов и сказок. Данная инициатива направлена на повышение интереса к получаемой профессии учителя истории среди участников программы.

В реализуемых студентами проектах в рамках программы «ПроектУМ» целевой аудиторией в большей степени выступают школьники, благодаря чему укрепляется взаимосвязь общего и высшего ступеней образования, повышается интерес учеников школ к профессии учителя. Однако важно помнить о таком значимом аспекте, как профессиональная мотивация будущих педагогов.

В ходе исследования автор провел анкетирование среди студентов и выпускников Томского государственного педагогического университета. Результаты показали, что почти треть опрошенных не намерены работать по своему профилю обучения или еще не определились с выбором дальнейшего пути. Согласно данным опроса, около 40% из 758 трудоустроенных выпускников в течение года после начала работы по специальности не остаются в той организации, где изначально планировали трудиться.

В связи с этим одной из ключевых задач, стоящих перед ТГПУ, стало усиление уровня профессиональной мотивации у студентов высших учебных заведений. В 2024 году автором был разработан и внедрен студенческий проект «Дни студенческого самоуправления», целью которого является формирование интереса и мотивации у обучающихся к будущей педагогической деятельности.

Проект заключается в том, что студенты старших курсов в Дни студенческого самоуправления заменяют преподавателей и проводят занятия со студентами младших курсов. Данная инициатива помогает в выстраивании линии преемственности. Этот проект является преемником проекта «Дни школьного самоуправления». Дни школьного самоуправления давно существуют в школе, но не получили распространения в вузе. Однако такой опыт может быть полезен и для системы высшего образования в части системной подготовки кадров. В связи с этим линия преемственности прослеживается и в процессе подготовки кадров для системы высшего образования, когда будущие преподаватели еще со студенчества участвуют в профессиональных пробах и совершенствуют педагогический опыт.

Проект «Дни студенческого самоуправления» был реализован в несколько этапов.

Первый этап – подготовительный. На данном этапе преподаватели предлагают студентам выступить в роли преподавателей (пройти профессиональные пробы). Затем преподаватели совместно со студентами-педагогами, согласившимися пройти профессиональные пробы, совместно определяют темы занятий, методические подходы и формы, разрабатывают планы будущих занятий и др.

Второй этап – проведение дней самоуправления: в течение нескольких дней студенты старших курсов проводят занятия в вузе, выступая в роли преподавателей. Молодые педагоги самостоятельно планируют ход учебных пар, подбирают материал, организуют работу академической группы и оценивают уровень профессиональной компетентности студентов под руководством преподавателей-наставников.

Третий этап – анализ и рефлексия: по окончании дней самоуправления студенты совместно анализируют результаты своей работы, обсуждают возникшие трудности и успехи, а также анализируют мнение участников, полученное при сборе обратной связи от преподавателей и студентов.

Четвертый этап – подведение итогов: на заключительном этапе проводится общее обсуждение результатов проекта, выявляются лучшие практики и предложения по улучшению организации подобных мероприятий в будущем. Например, автором был проведен опрос среди студентов и преподавателей, показавший положительное отношение к данному проекту. Было отмечено, что после проведенного эксперимента у 100% студентов, участвовавших в эксперименте в качестве преподавателей, появилось желание обязательно выступить в данной роли еще раз, что говорит о повышении уровня их профессиональной заинтересованности.

Заключение

Проведенное исследование показывает, что студенческая инициатива – это комплексная характеристика личности, которая включает готовность студентов к самостоятельной преобразующей деятельности, выражающуюся в проявлении и реализации инициатив. Это не только готовность предлагать новые идеи и проекты, направленные на улучшение образовательного процесса и молодежной политики в университете, но и умение реализовывать их, преодолевая трудности и проявляя ответственность. Студенческая инициатива включает в себя творческий подход, который выражается в стремлении студентов к самореализации через активное участие в жизни университета, профсоюзной деятельности путем реализации проектной деятельности, через развитие своих профессиональных навыков.

Реализация проекта «Дни студенческого самоуправления» в педагогическом университете привела к следующим результатам: отмечены увеличение степени профессиональной активности студентов в отношении будущей педагогической деятельности; улучшение взаимодействия между обучающимися и преподавателями; стимуляция учебной и общественной активности студентов, развитие креативных умений среди студентов. При этом отмечается высокий уровень проявления инициативы студентов, так как результаты проекта свидетельствуют о значительном влиянии студенческого самоуправления на профессиональную мотивацию обучающихся, образовательный процесс и развитие личности студентов в целом.

Таким образом, данный проект представляет собой важный элемент образовательного процесса, способствующий подготовке квалифицированных и мотивированных специалистов в области образования. Проект позволяет студентам погрузиться в атмосферу педагогической деятельности и приобрести опыт управления образовательным процессом. Реализуемая инициатива «Дни студенческого самоуправления» – важный шаг в профессиональном становлении будущих научно-педагогических кадров, способствующий получению студентами необходимых знаний и навыков, востребованных на рынке труда, и систематической подготовке кадров для высшей школы.

По результатам исследования была достигнута поставленная цель – осмыслена сущность понятия «студенческая инициатива» через реализацию проекта педагогического университета «Дни студенческого самоуправления». Студенческая инициатива является основой для активного участия студентов в различных сферах жизни университета, формирования личности студента и совершенствования его профессиональных навыков, коммуникативных умений, чувства ответственности и независимости. Проект «Дни студенческого самоуправления» играет важную роль в поддержке и развитии инициатив студентов, а также в формировании активной гражданской позиции у будущих преподавателей вузов.


Библиографическая ссылка

Начарова А.Д. ОТ СТУДЕНЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ К ПРОЕКТУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА «ДНИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ» // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33850 (дата обращения: 19.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33850