Введение
В настоящее время одной из актуальных потребностей человечества является наличие высококвалифицированных педагогических кадров, обладающих высокой мотивацией к труду и способных успешно адаптироваться в условиях быстро меняющейся среды. Особенно остро ощущает такую потребность сфера образования. Это подтверждает не только новый национальный проект «Кадры», но и Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, утвержденная в 2022 году Правительством Российской Федерации [1, 2]. При этом существующие сегодня различные методы, технологии, формы и средства непрерывного профессионального развития педагогов на всех уровнях образования, по мнению ряда исследователей, не всегда удовлетворяют такой потребности [3, 4, 5].
Одним из значимых явлений в подготовке педагогических кадров представляется студенческая инициатива, в рамках которой студенты выступают самостоятельными и инициативными разработчиками, глубоко осмысливающими и совершенствующими образовательную практику [6]. Студенческие инициативы активно поддерживаются на уровне государства с помощью таких конкурсов, как Фонд президентских грантов, Росмолодежь и др. В 2024 году Правительством России были учреждены пять именных стипендий для обучающихся педагогических направлений подготовки. Однако главный вопрос в процессе обеспечения готовности студентов к будущей педагогической деятельности [7] заключается в понимании сущности понятия «студенческая инициатива». Автор рассматривает данное понятие через реализацию конкретного проекта, ставшего неотъемлемой частью истории развития Томского государственного педагогического университета и профессионального становления его участников, ресурсом эффективного использования современных методов и приемов для воплощения студенческой инициативы в реальный проект.
Цель исследования заключается в осмыслении сущности понятия «студенческая инициатива» через реализацию проекта педагогического университета «Дни студенческого самоуправления».
Материалы и методы исследования
Анализ сущности понятия «студенческая инициатива» был выполнен на основе следующих теоретико-экспериментальных методов исследования: изучение и анализ научной литературы по теме исследования, изучение опыта университетов, которые успешно реализуют проекты студенческого самоуправления, наблюдение за деятельностью студенческого самоуправления в университете, включая участие в мероприятиях, заседаниях, встречах и т.п. Проведение опросов среди студентов и преподавателей способствовало выявлению их мнения о необходимости и актуальности проекта «Дни студенческого самоуправления». Сбор и анализ данных, полученных в результате исследования, разработка и апробация проекта «Дни студенческого самоуправления» позволили учесть специфику деятельности педагогического университета и его образовательные цели.
Результаты исследования и их обсуждение
В педагогике сущность понятия «инициатива» рассматривали ряд выдающихся ученых. М.А. Червонный и О.Н. Игна понимают понятие «инициативность» как многофункциональную категорию, представляющую собой сложный набор элементов, состав которого определяется ориентацией инициативности [8]. Д.В. Малыгин рассматривает профессиональную инициативность как ключевой элемент эффективного внутрикорпоративного обучения, способствующий повышению квалификации и конкурентоспособности сотрудников [9]. Автор считает представленное понятие актуальным для данного исследования, поскольку важным является проявление инициативы и активности со стороны студентов в рамках специализированного профессионального обучения, на котором в университетах акцентируется особое внимание.
В данном исследовании автор опирается на определение понятия «инициатива» С.М.Вишняковой, поскольку оно наиболее точно отражает суть студенческого самоуправления и проекта «Дни студенческого самоуправления». В словаре С.М.Вишняковой, посвященном профессиональному образованию, инициатива представляет собой форму социальной активности, проявляемой отдельным человеком или группой людей, проявляющейся в добровольном действии ради общественного блага либо личных интересов, а также творческом подходе к трудовой деятельности [10, с. 103].
Из вышесказанного автор понимает, что инициатива по своему происхождению, целям бывает разнообразной, потому целесообразно рассмотреть подробнее виды инициативности. Автор отмечает, что подробная квалификация была представлена еще в прошлом столетии Михаилом Сергеевичем Говоровым, которым было выделено 10 видов инициативности. Отдельно стоит отметить репродуктивную и творческую инициативности; эгоистическую инициативу и инициативу, развивающуюся под действием общественно значимых мотивов, которые имеют большое значение в исследовании [11]. В свою очередь, А.Н. Махиня в классификации социально значимых инициатив студентов выделял реализацию инициативы будущих педагогов через привлечение их к социальному проектированию и содействию организации учебного процесса [12, с. 26].
В рамках исследования отдельно анализируется понятие «студенческая инициатива». В классификации видов инициатив данное понятие как отдельный вид или категория не выделяется большинством авторов. Однако в контексте исследования студенческой инициативы и ее роли в образовательном процессе многие авторы рассматривают этот феномен в своих работах, посвященных вопросам студенческого самоуправления. Так, И.С.Попова, кандидат педагогических наук, в своей диссертационной работе описывает студенческую инициативность как целостное качество личности, которое проявляется в готовности студента к активной деятельности и находит внешнее проявление в осуществлении различных инициатив [13]. На основе данного определения, охватывающего ключевые аспекты анализируемого понятия, понимаем студенческую инициативу как комплексную характеристику личности, которая включает готовность студентов к самостоятельной преобразующей деятельности, выражающуюся в проявлении и реализации инициатив.
С целью анализа практической направленности автор обращается к университетским практикам проявления студенческих инициатив. Часто они выражаются в форме различных проектов. Так, отмечается опыт коллег из Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), на базе которого реализуется практика группового проектного обучения (ГПО).
Локальными нормативными актами регламентируется внедрение групповой практики обучения в учебный процесс. Данный процесс осуществляется через элективные дисциплины и направлен на практическую отработку знаний и умений в области проектного управления, научного исследования и организационного руководства на примере создания инновационного проекта, который может служить основой для подготовки итоговой квалификационной работы и заложить фундамент для запуска стартап-проекта [14].
Участники проекта ГПО могут самостоятельно выбрать тему или остановиться на одной из предложенных ответственным за ГПО на кафедре. Предложение по теме для реализации проекта ГПО должно быть непосредственно связано с выбранной специальностью и профилем подготовки, а также иметь инновационную составляющую. Лучшие идеи, представленные на оценку аттестационной экзаменационной комиссии, могут участвовать в конкурсах и реализоваться в студенческом бизнес-инкубаторе. Это предоставляет возможность для создания собственного малого бизнеса и его размещения в технико-внедренческой зоне.
Таким образом, в ТУСУР путем реализации группового проектного обучения воплощаются различные студенческие инициативы, например: Популяризация среди молодежи профессий креативных индустрий (ФС-2202), Разработка программного обеспечения для цифровой онлайн-кассы (КИПР-2305), Разработка онлайн-платформы для обучения кибербезопасности (КИБЭВС-2208), и многие другие.
В работе акцентируется внимание на опыте Томского государственного педагогического университета (ТГПУ), в котором с 2023 года реализуется Акселерационная программа поддержки проектных команд и студенческих инициатив «ПроектУМ». Программа помогает обучающимся проявить и правильно оформить инициативы, реализовать их в реальности под сопровождением опытных наставников. Реализация данного проекта включает в себя:
· проведение обучающих мероприятий: лекционных встреч, практикумов, тренингов;
· питч-сессии, дающие возможность потренироваться и презентовать свой проект, получить обратную связь от наставников и экспертов;
· демо-дни для защиты проекта перед потенциальными инвесторами, и др.
Таким образом, программа «ПроектУМ» в ТГПУ предоставляет студентам возможность проявить свои инициативы, получить необходимые знания и навыки для успешной разработки своих инициатив и реализовать их под руководством опытных наставников.
Одним из результатов реализации данной программы стал проект команды историко-филологического факультета, который был признан лучшим на финальном этапе Форума молодых ученых U-NOVUS’2023. Проект заключался в разработке настольной игры для школьников 5–11-х классов, которая помогает в интересном формате изучить мир славянских мифов и сказок. Данная инициатива направлена на повышение интереса к получаемой профессии учителя истории среди участников программы.
В реализуемых студентами проектах в рамках программы «ПроектУМ» целевой аудиторией в большей степени выступают школьники, благодаря чему укрепляется взаимосвязь общего и высшего ступеней образования, повышается интерес учеников школ к профессии учителя. Однако важно помнить о таком значимом аспекте, как профессиональная мотивация будущих педагогов.
В ходе исследования автор провел анкетирование среди студентов и выпускников Томского государственного педагогического университета. Результаты показали, что почти треть опрошенных не намерены работать по своему профилю обучения или еще не определились с выбором дальнейшего пути. Согласно данным опроса, около 40% из 758 трудоустроенных выпускников в течение года после начала работы по специальности не остаются в той организации, где изначально планировали трудиться.
В связи с этим одной из ключевых задач, стоящих перед ТГПУ, стало усиление уровня профессиональной мотивации у студентов высших учебных заведений. В 2024 году автором был разработан и внедрен студенческий проект «Дни студенческого самоуправления», целью которого является формирование интереса и мотивации у обучающихся к будущей педагогической деятельности.
Проект заключается в том, что студенты старших курсов в Дни студенческого самоуправления заменяют преподавателей и проводят занятия со студентами младших курсов. Данная инициатива помогает в выстраивании линии преемственности. Этот проект является преемником проекта «Дни школьного самоуправления». Дни школьного самоуправления давно существуют в школе, но не получили распространения в вузе. Однако такой опыт может быть полезен и для системы высшего образования в части системной подготовки кадров. В связи с этим линия преемственности прослеживается и в процессе подготовки кадров для системы высшего образования, когда будущие преподаватели еще со студенчества участвуют в профессиональных пробах и совершенствуют педагогический опыт.
Проект «Дни студенческого самоуправления» был реализован в несколько этапов.
Первый этап – подготовительный. На данном этапе преподаватели предлагают студентам выступить в роли преподавателей (пройти профессиональные пробы). Затем преподаватели совместно со студентами-педагогами, согласившимися пройти профессиональные пробы, совместно определяют темы занятий, методические подходы и формы, разрабатывают планы будущих занятий и др.
Второй этап – проведение дней самоуправления: в течение нескольких дней студенты старших курсов проводят занятия в вузе, выступая в роли преподавателей. Молодые педагоги самостоятельно планируют ход учебных пар, подбирают материал, организуют работу академической группы и оценивают уровень профессиональной компетентности студентов под руководством преподавателей-наставников.
Третий этап – анализ и рефлексия: по окончании дней самоуправления студенты совместно анализируют результаты своей работы, обсуждают возникшие трудности и успехи, а также анализируют мнение участников, полученное при сборе обратной связи от преподавателей и студентов.
Четвертый этап – подведение итогов: на заключительном этапе проводится общее обсуждение результатов проекта, выявляются лучшие практики и предложения по улучшению организации подобных мероприятий в будущем. Например, автором был проведен опрос среди студентов и преподавателей, показавший положительное отношение к данному проекту. Было отмечено, что после проведенного эксперимента у 100% студентов, участвовавших в эксперименте в качестве преподавателей, появилось желание обязательно выступить в данной роли еще раз, что говорит о повышении уровня их профессиональной заинтересованности.
Заключение
Проведенное исследование показывает, что студенческая инициатива – это комплексная характеристика личности, которая включает готовность студентов к самостоятельной преобразующей деятельности, выражающуюся в проявлении и реализации инициатив. Это не только готовность предлагать новые идеи и проекты, направленные на улучшение образовательного процесса и молодежной политики в университете, но и умение реализовывать их, преодолевая трудности и проявляя ответственность. Студенческая инициатива включает в себя творческий подход, который выражается в стремлении студентов к самореализации через активное участие в жизни университета, профсоюзной деятельности путем реализации проектной деятельности, через развитие своих профессиональных навыков.
Реализация проекта «Дни студенческого самоуправления» в педагогическом университете привела к следующим результатам: отмечены увеличение степени профессиональной активности студентов в отношении будущей педагогической деятельности; улучшение взаимодействия между обучающимися и преподавателями; стимуляция учебной и общественной активности студентов, развитие креативных умений среди студентов. При этом отмечается высокий уровень проявления инициативы студентов, так как результаты проекта свидетельствуют о значительном влиянии студенческого самоуправления на профессиональную мотивацию обучающихся, образовательный процесс и развитие личности студентов в целом.
Таким образом, данный проект представляет собой важный элемент образовательного процесса, способствующий подготовке квалифицированных и мотивированных специалистов в области образования. Проект позволяет студентам погрузиться в атмосферу педагогической деятельности и приобрести опыт управления образовательным процессом. Реализуемая инициатива «Дни студенческого самоуправления» – важный шаг в профессиональном становлении будущих научно-педагогических кадров, способствующий получению студентами необходимых знаний и навыков, востребованных на рынке труда, и систематической подготовке кадров для высшей школы.
По результатам исследования была достигнута поставленная цель – осмыслена сущность понятия «студенческая инициатива» через реализацию проекта педагогического университета «Дни студенческого самоуправления». Студенческая инициатива является основой для активного участия студентов в различных сферах жизни университета, формирования личности студента и совершенствования его профессиональных навыков, коммуникативных умений, чувства ответственности и независимости. Проект «Дни студенческого самоуправления» играет важную роль в поддержке и развитии инициатив студентов, а также в формировании активной гражданской позиции у будущих преподавателей вузов.
Библиографическая ссылка
Начарова А.Д. ОТ СТУДЕНЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ К ПРОЕКТУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА «ДНИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ» // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33850 (дата обращения: 19.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.33850