Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT MODEL OF INNOVATIVE ACTIVITY OF MILITARY UNIVERSITY TEACHER DEVELOPMENT

Kosenko O.V. 1 Poshtareva T.V. 2
1 Krasnodar Higher Military Aviation School pilots named after Hero of the Soviet Union A.K. Serov "
2 North-Caucasus Social Institute
The goal of this work was to develop and describe a model of organizational and pedagogical support for the development of innovative activity among military university teachers. The relevance of the study is substantiated due to the need to take into account the special role of innovation activity of a military university teacher in the structure of his professional and pedagogical activities. This activity removes the contradiction between the regulation of the educational process at a military university, on the one hand, and the importance of training future officers as specialists capable of thinking creatively, showing reasonable initiative, and creatively approaching solving various kinds of problems, on the other hand, which requires the teacher himself to master of creative thinking and mastery of innovation skills. An organizational and pedagogical support model for the development of innovative activity of a military university teacher has been developed, proposed and described, including three blocks: a conceptual and methodological block, which presupposes the goal, objectives and principles of implementing the model; an essential-content block, which includes components of innovative activity, their diagnosable parameters, the content of the formative influence, reflecting the organizational-pedagogical and psychological-pedagogical conditions for the implementation of the model and scientific and methodological support for its implementation; evaluation-resulting block, which includes the result, criteria for assessing the effectiveness of the formative influence, indicators of the formation of innovative activity of a military university teacher at two levels (basic, advanced) in three components (motivational, creative, reflective).
innovative activity
military university teacher
organizational and pedagogical support model
blocks of a model

Введение

В условиях образовательных реформ в высшей военной школе, охвативших все стороны образовательного процесса (форма организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательная деятельность курсантов и др.), особое значение приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств [1]. Как известно, ведущей фигурой в подготовке офицеров в военных образовательных учреждениях является преподаватель, который должен быть разносторонне развитой личностью, разумно сочетать в себе общекультурные качества преподавателя, военного специалиста-предметника, учёного-специалиста, пропагандиста, организатора, воспитателя [2]. При этом специфика работы педагогов в военном вузе в условиях особым образом регламентированного образовательного процесса, с одной стороны, и признание необходимости подготовки ими будущих офицеров как специалистов, способных креативно мыслить, проявлять разумную инициативу, творчески подходить к решению учебно- и служебно-боевых задач, с другой стороны, требует от самого преподавателя нестандартного инициативно-творческого мышления, владения новыми формами, методами и средствами активного обучения [3]. Всё это определяет особую роль инновационной активности преподавателя военного вуза в структуре его профессионально-педагогической деятельности, а её развитие в рамках организационно-педагогического сопровождения – отдельная задача педагогики профессионального образования.

Цель исследования: разработка и описание теоретической модели организационно-педагогического сопровождения развития инновационной активности преподавателей военного вуза.

Материалы и методы исследования: анализ научно-педагогической и психологической литературы, сложившихся на практике подходов по теме работы, сравнительно-сопоставительный анализ, систематизация и классификация материала, моделирование – создание и описание модели, отражающей специфику организационно-педагогического сопровождения развития инновационной активности преподавателей военного вуза.

Результаты исследования и их обсуждение

В педагогической науке в целом и исследовательской практике в частности сопровождение личности в условиях педагогических систем описывается через моделирование и отображается в виде схем [4, с. 547] и др. В данном случае модель организационно-педагогического сопровождения развития инновационной активности преподавателей военного вуза понимается как совокупность взаимосвязанных содержательных блоков модели, отражающих основания, содержание, формы, методы и результаты целенаправленного педагогического воздействия по развитию инновационной активности преподавателей военного вуза. Для разработки и описания этой модели рефлексивный анализ литературы проводился по следующим направлениям. Прежде всего учёными исследуются особенности образовательной среды вуза, в том числе военной направленности [5-7]. Кроме того, разными исследователями выделяются особенности подготовки преподавателя военного вуза [8; 9]. Отдельно изучается фактор инновационности в деятельности педагога, в том числе военного вуза [10-12]. Проведённый анализ позволяет авторам изобразить схематично модель организационно-педагогического сопровождения развития инновационной активности преподавателей военного вуза (рис.) и наполнить её содержанием, описав более подробно ниже.

 

Модель организационно-педагогического сопровождения развития инновационной активности преподавателей военного вуза

Как видно на рисунке, представленная модель включает три укрупнённых блока: концептуально-методологический, сущностно-содержательный и оценочно-результирующий.

Первый блок включает цель, которая авторами сформулирована следующим образом: развитие инновационной активности преподавателя военного вуза. Эта цель предполагает решение ряда задач: а) выявление специфики компонентов инновационной активности преподавателей военного вуза, б) определение критериев и показателей сформированности инновационной активности преподавателей военного вуза, в) разработка и внедрение научно-методического обеспечения развития инновационной активности преподавателей военного вуза.

Методологическими принципами, заложенными в основу реализации модели, авторы определили следующие:

- принцип комплексности предполагает, что исследуемая инновационная активность преподавателя военного вуза рассматривается прежде всего одновременно (комплексно) как производная от его профессионально-педагогической деятельности в целом и как специфический конструкт, включающий мотивационный, креативный и рефлексивный компоненты, которые обладают содержательной спецификой;

- принцип сочетанности относится к содержанию реализуемого формирующего педагогического воздействия и означает соединение (сочетание), с одной стороны, необходимости соблюдения норм и регламентов, специфичных правил, стандартов и уставов профессиональной деятельности, связанной с содержанием военной профессии, а с другой – необходимости принципиального акцента на творческости преподавателя, владение им новыми формами, методами и средствами активного обучения;

- принцип надпредметности относится к возможности развития инновационной активности преподавателей военного вуза без учёта специфики дисциплины, которую он реализует, формируя тем самым представление об этой активности как метаактивности, основанной на своего рода соответствующей метакомпетенции;

- принцип творческого саморазвития предполагает развитие инновационной активности преподавателя военного вуза с учётом стратегических целей направленности педагога на самопознание, саморегуляцию, самосовершенствование и творческую самореализацию личности.

Второй блок модели отражает компоненты инновационной активности и их диагностические параметры:

- мотивационный (самопознание, самосовершенствование, участие в инновационной деятельности, принятие инновационной активности как самоценности, как средства развития личности курсанта, направленность на реализацию инновационной активности);

- креативный (толерантность к неопределённости, личностная креативность, интеллектуальная инициатива, интуиция, склонность к импровизации);

- рефлексивный (рефлексивность и развитость волевых качеств личности, индивидуализация отношения к курсантам).

Далее к педагогическим условиям в рамках реализации модели организационно-педагогического сопровождения развития инновационной активности преподавателей военного вуза можно отнести две группы условий:

1. Организационно-педагогические.

- Организация процесса развития инновационной активности преподавателя военного вуза на принципах комплексности, сочетанности, межпредметности, творческого саморазвития.

- Использование в качестве форм работы по развитию инновационной активности преподавателя военного вуза элементов коучинга, тренингов, фасилитации, медиации, фокус-группового исследования.

- Применение в качестве методов в процессе развития инновационной активности преподавателя военного вуза вопросно-ответных методов, практикумов, индивидуальных заданий, дискуссий, метода проектов, средств индивидуального и группового контроля, самоотчёта.

2. Психолого-педагогические.

- Формирование эмоциональной привлекательности и устойчивого интереса у преподавателя к реализации инновационной активности в образовательном процессе вуза (мотивационный компонент).

- Формирование способности преподавателя к творчеству в рамках инновационной активности и необходимости реализации этой способности в профессионально-педагогической деятельности как обязательного её элемента и самостоятельной ценности (креативный компонент).

- Формирование у преподавателя навыков профессионального самосознания, связанных с реализацией инновационной активности, адекватной оценки и самооценки своей деятельности, способности к импровизации и предвидению (рефлексивный компонент).

Как видно, эти условия связаны с компонентами инновационной активности преподавателей военного вуза, при этом каждое условие содержит ориентиры двухэтапности процессов соответствующего формирования:

- для мотивационного компонента первый этап связан с формированием эмоциональной привлекательности инновационной активности, а второй – с формированием устойчивого интереса к ней;

- для креативного компонента первый этап связан с формированием способности преподавателя к творчеству в рамках инновационной активности, а второй – с формированием отношения к ней как самостоятельной ценности;

- для рефлексивного компонента первый этап связан с формированием у преподавателя навыков профессионального сознания себя как педагога-инноватора, а второй – с формированием рефлексивного отношения к этим навыкам.

Такое представление психолого-педагогических условий направляет содержание формирующего воздействия на отдельные, но взаимосвязанные сущностные предметы, которые могут выступать системообразующими элементами внутри блоков программы дополнительного образования и тематики научно-методических семинаров при работе с военными педагогами.

Научно-методическое обеспечение в модели предполагает следующее:

1. Разработку и внедрение программы дополнительного образования «Развитие инновационной активности преподавателей военного вуза». Она предполагает 180 часов обучения (90 аудиторных, 90 часов самостоятельной работы, 15 недель), отражает трёхэлементность феномена инновационной активности и включает три соответствующих модуля.

2. Разработку содержания, организацию и проведение цикла научно-методических семинаров на сквозную тему «Потенциал использования инновационных форм и метод работы с курсантами при освоении материала учебных дисциплин». Эта тема раскрывается в частных темах четырёх семинаров: «Роль игровых техник в обучении курсантов: деловые и рефлексивно-деятельностные игры»; «Использование технологий фасилитации и медиации в учебном процессе»; «Использование технологий фокус-групповой работы в учебном процессе»; «Использование коучинговых и тренинговых технологий в учебном процессе».

Третий блок в разработанной модели (оценочно-результирующий) предполагает описание конечного результата реализации модели (интегрального показателя) – это сформированность инновационной активности преподавателей военного вуза. Он складывается из отдельных частей, т.е. выделены критерии, показатели и результаты развития инновационной активности преподавателей военного вуза.

1. Критерии связаны с компонентами инновационной активности и включают в себя:

- для мотивационного компонента – сформированную мотивацию самореализации, выраженность мотива достижения и познавательную мотивацию;

- для креативного компонента – высокую толерантность к неопределённости и высокую личностную креативность;

- для рефлексивного компонента – профессионально ориентированную рефлексивность, сформированность настойчивости, инициативности, целеустремлённости.

Как видно, критерии отражают своего рода концентрированное описание содержания компонентов инновационной активности, из них, во-первых, формулируются показатели и результат, а во-вторых, они выступают основанием для наполнения содержанием программы формирующего воздействия.

2. Показатели сформированности дифференцированы по двум уровням и также отнесены к каждому из компонентов инновационной активности:

- 1-й уровень (базовый) – «хочу» (эмоциональная привлекательность инновационной активности), «могу» (наличие возможности реализовывать инновационную активность), «делаю» (осознанная трансляция инновационной активности) – для мотивационного, креативного и рефлексивного компонентов соответственно.

- 2-й уровень (продвинутый) – «буду» (устойчивый интерес к инновационной активности), «надо» (принятие инновационной активности как ценности) и «понимаю» (управление процессом реализации инновационной активности) – для мотивационного, креативного и рефлексивного компонентов соответственно.

3. Результат реализации модели подразумевает оценку её эффективности, что в виде операционализированных индикаторов представлено на двух уровнях для компонентов инновационной активности преподавателей военного вуза следующим образом:

- 1-й уровень (базовый) – «познавание» (первичное представление о специфике инновационной активности), «адаптация» (понимание ценности инновационной составляющей в профессионально-педагогической деятельности) и «принятие» (актуальность умений и навыков инновационной активности) – для мотивационного, креативного и рефлексивного компонентов соответственно.

- 2-й уровень (продвинутый) – «сознавание» (понимание сути инновационной активности), «интеграция» (актуализация способности к творчеству для реализации инновационной активности) и «самодетерминация» (рефлексивное управление организацией и реализацией инновационной активности) – для мотивационного, креативного и рефлексивного компонентов соответственно.

Заключение

Представленный в работе анализ позволяет говорить о том, что развитие инновационной активности преподавателя военного вуза может быть связано с реализацией модели организационно-педагогического сопровождения этого развития, выступающей в единстве трёх блоков: концептуально-методологического, сущностно-содержательного и оценочно-результирующего. Полученные результаты могут быть интересны для руководителей военных вузов, понимающих значимость инновационной активности преподавателя, направленной на создание, внедрение и распространение педагогических новшеств при помощи новых педагогических подходов и осуществления функций современного педагога с учётом специфики профессиональной деятельности военнослужащих. Содержание разработанного научно-методического обеспечения и учёт педагогических условий развития инновационной активности преподавателей военного вуза могут быть полезными для целей военно-профессиональной подготовки будущих офицеров как специалистов, способных креативно мыслить, проявлять разумную инициативу, творчески подходить к решению разного рода задач.