Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННОГО ВУЗА

Косенко О.В. 1 Поштарева Т.В. 2
1 ФГКВОУ ВО "Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова"
2 АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт»
Целью работы стала разработка и описание модели организационно-педагогического сопровождения развития инновационной активности преподавателей военного вуза. Обосновывается актуальность исследования, связанная с необходимостью учёта особой роли инновационной активности преподавателя военного вуза в структуре его профессионально-педагогической деятельности. Эта активность снимает противоречие между регламентированностью образовательного процесса в военном вузе, с одной стороны, и важностью подготовки будущих офицеров как специалистов, способных креативно мыслить, проявлять разумную инициативу, творчески подходить к решению разного рода задач, с другой стороны, что требует от самого преподавателя творческого мышления и владения навыками инновационной деятельности. Разработана, предложена и описана модель организационно-педагогического сопровождения развития инновационной активности преподавателя военного вуза, включающая три блока: концептуально-методологический блок, предполагающий цель, задачи и принципы реализации модели; сущностно-содержательный блок, который включает компоненты инновационной активности, их диагностируемые параметры, содержание формирующего воздействия, отражающее организационно-педагогические и психолого-педагогические условия реализации модели и научно-методическое обеспечение её реализации; оценочно-результирующий блок, включающий результат, критерии оценки эффективности формирующего воздействия, показатели сформированности инновационной активности у преподавателя военного вуза на двух уровнях (базовый, продвинутый) по трём компонентам (мотивационный, креативный, рефлексивный).
инновационная активность
преподаватель военного вуза
модель организационно-педагогического сопровождения
блоки модели
1. Золотовская Л.А., Чистяков А.Н. Инноватика как элемент содержательного наполнения программ подготовки специалистов в военном вузе // Инновационные процессы в гуманитарных и общественных науках. 2021. № 4. С. 66-68.
2. Померлян А.Н., Снигирев А.Л., Григорьев О.В. Военный преподаватель: личность, педагог, учёный // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 6 (61). С. 29-32.
3. Кокорев А.В., Волков М.А. Инновационная деятельность кафедр как фактор формирования профессиональных компетенций курсантов военного вуза // Kant. 2021. № 1 (38). С. 258-263.
4. Шиянов Е.Н. Педагогика: общая теория образования. Ставрополь, 2007. 636 с.
5. Бастраков С.И. Развитие воспитательной среды современного военного вуза в условиях перестройки военного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2021. 24 с.
6. Котова Н.А. Организационно-педагогические условия формирования инновационной образовательной среды вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2021. 26 с.
7. Тетерина Т.Е. Формирование личностно ориентированной образовательной среды военного вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2012. 25 с.
8. Косенко О.В., Дулатов И.И., Коркоценко М.Н. Факторы, категории и условия развития индивидуальности преподавателя летного вуза // Гуманитарный научный вестник. 2021. № 11. С. 70-79.
9. Мухамедина Э.Ж. Организационно-педагогические условия подготовки преподавателей военных вузов к профессиональной деятельности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 11 (186). С. 216-222.
10. Журкин М.Г., Борисова Е.В. Типология преподавателей вуза с позиций инновационной активности в профессиональной сфере // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 3-2. С. 90-94.
11. Паштаев Б.Д. Теоретические основы подготовки преподавателя современного вуза к инновационно-коммерческой деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. Махачкала, 2013. 373 с.
12. Подуремья А.В., Заварзин А.Т., Батыргов М.Т. Инновации в педагогической деятельности преподавателя военного вуза // Человеческий капитал как фактор инновационного развития общества. 2021. № 8. С. 101-103.

Введение

В условиях образовательных реформ в высшей военной школе, охвативших все стороны образовательного процесса (форма организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательная деятельность курсантов и др.), особое значение приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств [1]. Как известно, ведущей фигурой в подготовке офицеров в военных образовательных учреждениях является преподаватель, который должен быть разносторонне развитой личностью, разумно сочетать в себе общекультурные качества преподавателя, военного специалиста-предметника, учёного-специалиста, пропагандиста, организатора, воспитателя [2]. При этом специфика работы педагогов в военном вузе в условиях особым образом регламентированного образовательного процесса, с одной стороны, и признание необходимости подготовки ими будущих офицеров как специалистов, способных креативно мыслить, проявлять разумную инициативу, творчески подходить к решению учебно- и служебно-боевых задач, с другой стороны, требует от самого преподавателя нестандартного инициативно-творческого мышления, владения новыми формами, методами и средствами активного обучения [3]. Всё это определяет особую роль инновационной активности преподавателя военного вуза в структуре его профессионально-педагогической деятельности, а её развитие в рамках организационно-педагогического сопровождения – отдельная задача педагогики профессионального образования.

Цель исследования: разработка и описание теоретической модели организационно-педагогического сопровождения развития инновационной активности преподавателей военного вуза.

Материалы и методы исследования: анализ научно-педагогической и психологической литературы, сложившихся на практике подходов по теме работы, сравнительно-сопоставительный анализ, систематизация и классификация материала, моделирование – создание и описание модели, отражающей специфику организационно-педагогического сопровождения развития инновационной активности преподавателей военного вуза.

Результаты исследования и их обсуждение

В педагогической науке в целом и исследовательской практике в частности сопровождение личности в условиях педагогических систем описывается через моделирование и отображается в виде схем [4, с. 547] и др. В данном случае модель организационно-педагогического сопровождения развития инновационной активности преподавателей военного вуза понимается как совокупность взаимосвязанных содержательных блоков модели, отражающих основания, содержание, формы, методы и результаты целенаправленного педагогического воздействия по развитию инновационной активности преподавателей военного вуза. Для разработки и описания этой модели рефлексивный анализ литературы проводился по следующим направлениям. Прежде всего учёными исследуются особенности образовательной среды вуза, в том числе военной направленности [5-7]. Кроме того, разными исследователями выделяются особенности подготовки преподавателя военного вуза [8; 9]. Отдельно изучается фактор инновационности в деятельности педагога, в том числе военного вуза [10-12]. Проведённый анализ позволяет авторам изобразить схематично модель организационно-педагогического сопровождения развития инновационной активности преподавателей военного вуза (рис.) и наполнить её содержанием, описав более подробно ниже.

 

Модель организационно-педагогического сопровождения развития инновационной активности преподавателей военного вуза

Как видно на рисунке, представленная модель включает три укрупнённых блока: концептуально-методологический, сущностно-содержательный и оценочно-результирующий.

Первый блок включает цель, которая авторами сформулирована следующим образом: развитие инновационной активности преподавателя военного вуза. Эта цель предполагает решение ряда задач: а) выявление специфики компонентов инновационной активности преподавателей военного вуза, б) определение критериев и показателей сформированности инновационной активности преподавателей военного вуза, в) разработка и внедрение научно-методического обеспечения развития инновационной активности преподавателей военного вуза.

Методологическими принципами, заложенными в основу реализации модели, авторы определили следующие:

- принцип комплексности предполагает, что исследуемая инновационная активность преподавателя военного вуза рассматривается прежде всего одновременно (комплексно) как производная от его профессионально-педагогической деятельности в целом и как специфический конструкт, включающий мотивационный, креативный и рефлексивный компоненты, которые обладают содержательной спецификой;

- принцип сочетанности относится к содержанию реализуемого формирующего педагогического воздействия и означает соединение (сочетание), с одной стороны, необходимости соблюдения норм и регламентов, специфичных правил, стандартов и уставов профессиональной деятельности, связанной с содержанием военной профессии, а с другой – необходимости принципиального акцента на творческости преподавателя, владение им новыми формами, методами и средствами активного обучения;

- принцип надпредметности относится к возможности развития инновационной активности преподавателей военного вуза без учёта специфики дисциплины, которую он реализует, формируя тем самым представление об этой активности как метаактивности, основанной на своего рода соответствующей метакомпетенции;

- принцип творческого саморазвития предполагает развитие инновационной активности преподавателя военного вуза с учётом стратегических целей направленности педагога на самопознание, саморегуляцию, самосовершенствование и творческую самореализацию личности.

Второй блок модели отражает компоненты инновационной активности и их диагностические параметры:

- мотивационный (самопознание, самосовершенствование, участие в инновационной деятельности, принятие инновационной активности как самоценности, как средства развития личности курсанта, направленность на реализацию инновационной активности);

- креативный (толерантность к неопределённости, личностная креативность, интеллектуальная инициатива, интуиция, склонность к импровизации);

- рефлексивный (рефлексивность и развитость волевых качеств личности, индивидуализация отношения к курсантам).

Далее к педагогическим условиям в рамках реализации модели организационно-педагогического сопровождения развития инновационной активности преподавателей военного вуза можно отнести две группы условий:

1. Организационно-педагогические.

- Организация процесса развития инновационной активности преподавателя военного вуза на принципах комплексности, сочетанности, межпредметности, творческого саморазвития.

- Использование в качестве форм работы по развитию инновационной активности преподавателя военного вуза элементов коучинга, тренингов, фасилитации, медиации, фокус-группового исследования.

- Применение в качестве методов в процессе развития инновационной активности преподавателя военного вуза вопросно-ответных методов, практикумов, индивидуальных заданий, дискуссий, метода проектов, средств индивидуального и группового контроля, самоотчёта.

2. Психолого-педагогические.

- Формирование эмоциональной привлекательности и устойчивого интереса у преподавателя к реализации инновационной активности в образовательном процессе вуза (мотивационный компонент).

- Формирование способности преподавателя к творчеству в рамках инновационной активности и необходимости реализации этой способности в профессионально-педагогической деятельности как обязательного её элемента и самостоятельной ценности (креативный компонент).

- Формирование у преподавателя навыков профессионального самосознания, связанных с реализацией инновационной активности, адекватной оценки и самооценки своей деятельности, способности к импровизации и предвидению (рефлексивный компонент).

Как видно, эти условия связаны с компонентами инновационной активности преподавателей военного вуза, при этом каждое условие содержит ориентиры двухэтапности процессов соответствующего формирования:

- для мотивационного компонента первый этап связан с формированием эмоциональной привлекательности инновационной активности, а второй – с формированием устойчивого интереса к ней;

- для креативного компонента первый этап связан с формированием способности преподавателя к творчеству в рамках инновационной активности, а второй – с формированием отношения к ней как самостоятельной ценности;

- для рефлексивного компонента первый этап связан с формированием у преподавателя навыков профессионального сознания себя как педагога-инноватора, а второй – с формированием рефлексивного отношения к этим навыкам.

Такое представление психолого-педагогических условий направляет содержание формирующего воздействия на отдельные, но взаимосвязанные сущностные предметы, которые могут выступать системообразующими элементами внутри блоков программы дополнительного образования и тематики научно-методических семинаров при работе с военными педагогами.

Научно-методическое обеспечение в модели предполагает следующее:

1. Разработку и внедрение программы дополнительного образования «Развитие инновационной активности преподавателей военного вуза». Она предполагает 180 часов обучения (90 аудиторных, 90 часов самостоятельной работы, 15 недель), отражает трёхэлементность феномена инновационной активности и включает три соответствующих модуля.

2. Разработку содержания, организацию и проведение цикла научно-методических семинаров на сквозную тему «Потенциал использования инновационных форм и метод работы с курсантами при освоении материала учебных дисциплин». Эта тема раскрывается в частных темах четырёх семинаров: «Роль игровых техник в обучении курсантов: деловые и рефлексивно-деятельностные игры»; «Использование технологий фасилитации и медиации в учебном процессе»; «Использование технологий фокус-групповой работы в учебном процессе»; «Использование коучинговых и тренинговых технологий в учебном процессе».

Третий блок в разработанной модели (оценочно-результирующий) предполагает описание конечного результата реализации модели (интегрального показателя) – это сформированность инновационной активности преподавателей военного вуза. Он складывается из отдельных частей, т.е. выделены критерии, показатели и результаты развития инновационной активности преподавателей военного вуза.

1. Критерии связаны с компонентами инновационной активности и включают в себя:

- для мотивационного компонента – сформированную мотивацию самореализации, выраженность мотива достижения и познавательную мотивацию;

- для креативного компонента – высокую толерантность к неопределённости и высокую личностную креативность;

- для рефлексивного компонента – профессионально ориентированную рефлексивность, сформированность настойчивости, инициативности, целеустремлённости.

Как видно, критерии отражают своего рода концентрированное описание содержания компонентов инновационной активности, из них, во-первых, формулируются показатели и результат, а во-вторых, они выступают основанием для наполнения содержанием программы формирующего воздействия.

2. Показатели сформированности дифференцированы по двум уровням и также отнесены к каждому из компонентов инновационной активности:

- 1-й уровень (базовый) – «хочу» (эмоциональная привлекательность инновационной активности), «могу» (наличие возможности реализовывать инновационную активность), «делаю» (осознанная трансляция инновационной активности) – для мотивационного, креативного и рефлексивного компонентов соответственно.

- 2-й уровень (продвинутый) – «буду» (устойчивый интерес к инновационной активности), «надо» (принятие инновационной активности как ценности) и «понимаю» (управление процессом реализации инновационной активности) – для мотивационного, креативного и рефлексивного компонентов соответственно.

3. Результат реализации модели подразумевает оценку её эффективности, что в виде операционализированных индикаторов представлено на двух уровнях для компонентов инновационной активности преподавателей военного вуза следующим образом:

- 1-й уровень (базовый) – «познавание» (первичное представление о специфике инновационной активности), «адаптация» (понимание ценности инновационной составляющей в профессионально-педагогической деятельности) и «принятие» (актуальность умений и навыков инновационной активности) – для мотивационного, креативного и рефлексивного компонентов соответственно.

- 2-й уровень (продвинутый) – «сознавание» (понимание сути инновационной активности), «интеграция» (актуализация способности к творчеству для реализации инновационной активности) и «самодетерминация» (рефлексивное управление организацией и реализацией инновационной активности) – для мотивационного, креативного и рефлексивного компонентов соответственно.

Заключение

Представленный в работе анализ позволяет говорить о том, что развитие инновационной активности преподавателя военного вуза может быть связано с реализацией модели организационно-педагогического сопровождения этого развития, выступающей в единстве трёх блоков: концептуально-методологического, сущностно-содержательного и оценочно-результирующего. Полученные результаты могут быть интересны для руководителей военных вузов, понимающих значимость инновационной активности преподавателя, направленной на создание, внедрение и распространение педагогических новшеств при помощи новых педагогических подходов и осуществления функций современного педагога с учётом специфики профессиональной деятельности военнослужащих. Содержание разработанного научно-методического обеспечения и учёт педагогических условий развития инновационной активности преподавателей военного вуза могут быть полезными для целей военно-профессиональной подготовки будущих офицеров как специалистов, способных креативно мыслить, проявлять разумную инициативу, творчески подходить к решению разного рода задач.


Библиографическая ссылка

Косенко О.В., Поштарева Т.В. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33833 (дата обращения: 05.02.2025).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674