Введение
В условиях образовательных реформ в высшей военной школе, охвативших все стороны образовательного процесса (форма организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательная деятельность курсантов и др.), особое значение приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств [1]. Как известно, ведущей фигурой в подготовке офицеров в военных образовательных учреждениях является преподаватель, который должен быть разносторонне развитой личностью, разумно сочетать в себе общекультурные качества преподавателя, военного специалиста-предметника, учёного-специалиста, пропагандиста, организатора, воспитателя [2]. При этом специфика работы педагогов в военном вузе в условиях особым образом регламентированного образовательного процесса, с одной стороны, и признание необходимости подготовки ими будущих офицеров как специалистов, способных креативно мыслить, проявлять разумную инициативу, творчески подходить к решению учебно- и служебно-боевых задач, с другой стороны, требует от самого преподавателя нестандартного инициативно-творческого мышления, владения новыми формами, методами и средствами активного обучения [3]. Всё это определяет особую роль инновационной активности преподавателя военного вуза в структуре его профессионально-педагогической деятельности, а её развитие в рамках организационно-педагогического сопровождения – отдельная задача педагогики профессионального образования.
Цель исследования: разработка и описание теоретической модели организационно-педагогического сопровождения развития инновационной активности преподавателей военного вуза.
Материалы и методы исследования: анализ научно-педагогической и психологической литературы, сложившихся на практике подходов по теме работы, сравнительно-сопоставительный анализ, систематизация и классификация материала, моделирование – создание и описание модели, отражающей специфику организационно-педагогического сопровождения развития инновационной активности преподавателей военного вуза.
Результаты исследования и их обсуждение
В педагогической науке в целом и исследовательской практике в частности сопровождение личности в условиях педагогических систем описывается через моделирование и отображается в виде схем [4, с. 547] и др. В данном случае модель организационно-педагогического сопровождения развития инновационной активности преподавателей военного вуза понимается как совокупность взаимосвязанных содержательных блоков модели, отражающих основания, содержание, формы, методы и результаты целенаправленного педагогического воздействия по развитию инновационной активности преподавателей военного вуза. Для разработки и описания этой модели рефлексивный анализ литературы проводился по следующим направлениям. Прежде всего учёными исследуются особенности образовательной среды вуза, в том числе военной направленности [5-7]. Кроме того, разными исследователями выделяются особенности подготовки преподавателя военного вуза [8; 9]. Отдельно изучается фактор инновационности в деятельности педагога, в том числе военного вуза [10-12]. Проведённый анализ позволяет авторам изобразить схематично модель организационно-педагогического сопровождения развития инновационной активности преподавателей военного вуза (рис.) и наполнить её содержанием, описав более подробно ниже.
Модель организационно-педагогического сопровождения развития инновационной активности преподавателей военного вуза
Как видно на рисунке, представленная модель включает три укрупнённых блока: концептуально-методологический, сущностно-содержательный и оценочно-результирующий.
Первый блок включает цель, которая авторами сформулирована следующим образом: развитие инновационной активности преподавателя военного вуза. Эта цель предполагает решение ряда задач: а) выявление специфики компонентов инновационной активности преподавателей военного вуза, б) определение критериев и показателей сформированности инновационной активности преподавателей военного вуза, в) разработка и внедрение научно-методического обеспечения развития инновационной активности преподавателей военного вуза.
Методологическими принципами, заложенными в основу реализации модели, авторы определили следующие:
- принцип комплексности предполагает, что исследуемая инновационная активность преподавателя военного вуза рассматривается прежде всего одновременно (комплексно) как производная от его профессионально-педагогической деятельности в целом и как специфический конструкт, включающий мотивационный, креативный и рефлексивный компоненты, которые обладают содержательной спецификой;
- принцип сочетанности относится к содержанию реализуемого формирующего педагогического воздействия и означает соединение (сочетание), с одной стороны, необходимости соблюдения норм и регламентов, специфичных правил, стандартов и уставов профессиональной деятельности, связанной с содержанием военной профессии, а с другой – необходимости принципиального акцента на творческости преподавателя, владение им новыми формами, методами и средствами активного обучения;
- принцип надпредметности относится к возможности развития инновационной активности преподавателей военного вуза без учёта специфики дисциплины, которую он реализует, формируя тем самым представление об этой активности как метаактивности, основанной на своего рода соответствующей метакомпетенции;
- принцип творческого саморазвития предполагает развитие инновационной активности преподавателя военного вуза с учётом стратегических целей направленности педагога на самопознание, саморегуляцию, самосовершенствование и творческую самореализацию личности.
Второй блок модели отражает компоненты инновационной активности и их диагностические параметры:
- мотивационный (самопознание, самосовершенствование, участие в инновационной деятельности, принятие инновационной активности как самоценности, как средства развития личности курсанта, направленность на реализацию инновационной активности);
- креативный (толерантность к неопределённости, личностная креативность, интеллектуальная инициатива, интуиция, склонность к импровизации);
- рефлексивный (рефлексивность и развитость волевых качеств личности, индивидуализация отношения к курсантам).
Далее к педагогическим условиям в рамках реализации модели организационно-педагогического сопровождения развития инновационной активности преподавателей военного вуза можно отнести две группы условий:
1. Организационно-педагогические.
- Организация процесса развития инновационной активности преподавателя военного вуза на принципах комплексности, сочетанности, межпредметности, творческого саморазвития.
- Использование в качестве форм работы по развитию инновационной активности преподавателя военного вуза элементов коучинга, тренингов, фасилитации, медиации, фокус-группового исследования.
- Применение в качестве методов в процессе развития инновационной активности преподавателя военного вуза вопросно-ответных методов, практикумов, индивидуальных заданий, дискуссий, метода проектов, средств индивидуального и группового контроля, самоотчёта.
2. Психолого-педагогические.
- Формирование эмоциональной привлекательности и устойчивого интереса у преподавателя к реализации инновационной активности в образовательном процессе вуза (мотивационный компонент).
- Формирование способности преподавателя к творчеству в рамках инновационной активности и необходимости реализации этой способности в профессионально-педагогической деятельности как обязательного её элемента и самостоятельной ценности (креативный компонент).
- Формирование у преподавателя навыков профессионального самосознания, связанных с реализацией инновационной активности, адекватной оценки и самооценки своей деятельности, способности к импровизации и предвидению (рефлексивный компонент).
Как видно, эти условия связаны с компонентами инновационной активности преподавателей военного вуза, при этом каждое условие содержит ориентиры двухэтапности процессов соответствующего формирования:
- для мотивационного компонента первый этап связан с формированием эмоциональной привлекательности инновационной активности, а второй – с формированием устойчивого интереса к ней;
- для креативного компонента первый этап связан с формированием способности преподавателя к творчеству в рамках инновационной активности, а второй – с формированием отношения к ней как самостоятельной ценности;
- для рефлексивного компонента первый этап связан с формированием у преподавателя навыков профессионального сознания себя как педагога-инноватора, а второй – с формированием рефлексивного отношения к этим навыкам.
Такое представление психолого-педагогических условий направляет содержание формирующего воздействия на отдельные, но взаимосвязанные сущностные предметы, которые могут выступать системообразующими элементами внутри блоков программы дополнительного образования и тематики научно-методических семинаров при работе с военными педагогами.
Научно-методическое обеспечение в модели предполагает следующее:
1. Разработку и внедрение программы дополнительного образования «Развитие инновационной активности преподавателей военного вуза». Она предполагает 180 часов обучения (90 аудиторных, 90 часов самостоятельной работы, 15 недель), отражает трёхэлементность феномена инновационной активности и включает три соответствующих модуля.
2. Разработку содержания, организацию и проведение цикла научно-методических семинаров на сквозную тему «Потенциал использования инновационных форм и метод работы с курсантами при освоении материала учебных дисциплин». Эта тема раскрывается в частных темах четырёх семинаров: «Роль игровых техник в обучении курсантов: деловые и рефлексивно-деятельностные игры»; «Использование технологий фасилитации и медиации в учебном процессе»; «Использование технологий фокус-групповой работы в учебном процессе»; «Использование коучинговых и тренинговых технологий в учебном процессе».
Третий блок в разработанной модели (оценочно-результирующий) предполагает описание конечного результата реализации модели (интегрального показателя) – это сформированность инновационной активности преподавателей военного вуза. Он складывается из отдельных частей, т.е. выделены критерии, показатели и результаты развития инновационной активности преподавателей военного вуза.
1. Критерии связаны с компонентами инновационной активности и включают в себя:
- для мотивационного компонента – сформированную мотивацию самореализации, выраженность мотива достижения и познавательную мотивацию;
- для креативного компонента – высокую толерантность к неопределённости и высокую личностную креативность;
- для рефлексивного компонента – профессионально ориентированную рефлексивность, сформированность настойчивости, инициативности, целеустремлённости.
Как видно, критерии отражают своего рода концентрированное описание содержания компонентов инновационной активности, из них, во-первых, формулируются показатели и результат, а во-вторых, они выступают основанием для наполнения содержанием программы формирующего воздействия.
2. Показатели сформированности дифференцированы по двум уровням и также отнесены к каждому из компонентов инновационной активности:
- 1-й уровень (базовый) – «хочу» (эмоциональная привлекательность инновационной активности), «могу» (наличие возможности реализовывать инновационную активность), «делаю» (осознанная трансляция инновационной активности) – для мотивационного, креативного и рефлексивного компонентов соответственно.
- 2-й уровень (продвинутый) – «буду» (устойчивый интерес к инновационной активности), «надо» (принятие инновационной активности как ценности) и «понимаю» (управление процессом реализации инновационной активности) – для мотивационного, креативного и рефлексивного компонентов соответственно.
3. Результат реализации модели подразумевает оценку её эффективности, что в виде операционализированных индикаторов представлено на двух уровнях для компонентов инновационной активности преподавателей военного вуза следующим образом:
- 1-й уровень (базовый) – «познавание» (первичное представление о специфике инновационной активности), «адаптация» (понимание ценности инновационной составляющей в профессионально-педагогической деятельности) и «принятие» (актуальность умений и навыков инновационной активности) – для мотивационного, креативного и рефлексивного компонентов соответственно.
- 2-й уровень (продвинутый) – «сознавание» (понимание сути инновационной активности), «интеграция» (актуализация способности к творчеству для реализации инновационной активности) и «самодетерминация» (рефлексивное управление организацией и реализацией инновационной активности) – для мотивационного, креативного и рефлексивного компонентов соответственно.
Заключение
Представленный в работе анализ позволяет говорить о том, что развитие инновационной активности преподавателя военного вуза может быть связано с реализацией модели организационно-педагогического сопровождения этого развития, выступающей в единстве трёх блоков: концептуально-методологического, сущностно-содержательного и оценочно-результирующего. Полученные результаты могут быть интересны для руководителей военных вузов, понимающих значимость инновационной активности преподавателя, направленной на создание, внедрение и распространение педагогических новшеств при помощи новых педагогических подходов и осуществления функций современного педагога с учётом специфики профессиональной деятельности военнослужащих. Содержание разработанного научно-методического обеспечения и учёт педагогических условий развития инновационной активности преподавателей военного вуза могут быть полезными для целей военно-профессиональной подготовки будущих офицеров как специалистов, способных креативно мыслить, проявлять разумную инициативу, творчески подходить к решению разного рода задач.
Библиографическая ссылка
Косенко О.В., Поштарева Т.В. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33833 (дата обращения: 05.02.2025).