Введение
В условиях растущего социального спроса на повышение качества подготовки специалистов наблюдается потребность в международном сотрудничестве между Китаем и Россией в области образования, что становится возможным благодаря обмену опытом ученых и практиков разных стран.
В Китае профессиональное образование играет ключевую роль в подготовке высококвалифицированных специалистов в соответствии с задачами, связанными с необходимостью экономического развития и социальными потребностями быстро развивающегося общества [1].
В связи с направленностью современного образования на подготовку нового поколения специалистов, готовых к инновационной деятельности, повышается значимость личностно ориентированного подхода.
Согласно Хуан Гуй Циню, личностно ориентированный подход хорошо сочетается с целью модернизации китайского профессионального образования – воспитанием людей с всесторонним развитием, обладающих нравственными, интеллектуальными, физическими качествами, эстетическими чувствами и трудолюбием [2].
Основные изменения, которые должны быть внесены в обучение на основе личностно ориентированного подхода, ученый видит в том, чтобы:
1) преобразовать философию профессионального образования, то есть поставить в качестве его главной цели – развитие студентов как личностей;
2) скорректировать задачи обучения: в большей степени ориентироваться на повышение разностороннего развития образованных людей, включая идеологические, культурные, физические и умственные качества, а также развитие инновационных и предпринимательских способностей, стремления к саморазвитию на протяжении всей жизни;
3) оптимизировать процесс воспитания: сосредоточиться на интеграции морального воспитания с воспитанием профессиональных навыков;
4) содействовать созданию современной системы управления профессиональным образованием, горизонтальной интеграции различных типов образования и разработке национальной сетки квалификаций для достижения взаимной аккредитации и оценки результатов обучения [2].
Опыт Китая по переходу на личностно ориентированный подход в профессиональном образовании представляется авторам актуальным и требующим более глубокого изучения.
Цель исследования заключалась в анализе личностно ориентированного подхода как фактора инноваций в спортивных вузах Китая.
Методы и материалы исследования. В ходе работы использовалась методология обзора литературы, поиск проводился в китайских базах данных CNKI, в которых представлены оригинальные статьи, в частности из ядра Пекинского университета.
Результаты исследования и их обсуждение. Личностно ориентированный подход, с точки зрения китайских ученых, заключается в признании и уважении уникальности потребностей каждого студента, а также в содействии максимальному раскрытию их потенциала [3].
Согласно китайским ученым, в рамках личностно ориентированного образования появляется возможность поставить в центр профессиональной подготовки студентов спортивных вузов не только развитие их физических и профессиональных качеств, но также их инновационное мышление, умение работать в команде, способствовать их социальной адаптации, что поможет им в построении будущей карьеры и удовлетворит социальный запрос на высококвалифицированные кадры [4].
В ходе анализа литературы авторами выделены те инновации, которые может обеспечить интеграция личностно ориентированного подхода в профессиональное спортивное образование.
Во-первых, в рамках личностно ориентированного подхода возможен учет индивидуальных различий студентов, которые касаются уровня их физической подготовки, спортивных навыков и карьерных целей [3].
Гу Цзинькай предлагает разрабатывать программы тренировок с разным уровнем сложности в зависимости от физического развития студентов, а также их спортивных интересов, чтобы каждый студент мог добиться оптимального прогресса в соответствии с его способностями [5].
При индивидуальной направленности занятий результатом личностно ориентированного обучения будет не только повышение учебной мотивации студентов, но и возможность более успешно овладевать профессиональными навыками, что повысит их профессиональные способности, самооценку и конкурентоспособность на профессиональном рынке.
Во-вторых, при личностно ориентированном подходе возможно внесение изменений в учебные планы, которые заменят традиционные подходы в обучении, связанные с односторонней передачей знаний, игнорированием реальных потребностей и путей развития карьеры студентов [6].
Цинь Исянь предлагает для решения данной проблемы увеличить долю элективных курсов в учебном плане, чтобы студенты могли выбирать содержание обучения в соответствии со своими интересами и карьерными целями, что повысит актуальность и практичность обучения [7].
Ма Хайян считает, что необходимо повысить долю практических курсов, чтобы студенты могли учиться и развиваться прежде всего на практике [8].
В качестве стратегии реализации практико-ориентированных методов обучения Ван Хун предлагает для студентов, обучающихся на спортивном менеджменте, организовывать участие в тендерах, связанных с проведением спортивных соревнований для компаний, предприятий или других учреждений, а также предоставлять студентам, которые обучаются по специальности «Физическая культура и спорт», возможность отвечать за организацию и проведение конкретных соревнований. Кроме опыта, который получат студенты, вуз может использовать доходы, полученные от этой деятельности, для выплаты стипендий студентам или обновления учебных пособий в вузе. Такой практический опыт очень важен не только для будущей карьеры студентов, но может обеспечить финансовую поддержку развития вуза [9].
В-третьих, личностно ориентированный подход в профессиональном образовании будет способствовать диверсификации стратегий преподавания, так как он предполагает более гибкие и разнообразные методы преподавания, включая интерактивное обучение, совместное обучение, проектно-ориентированное обучение и другие. Различные методы обучения помогут студентам практиковаться и размышлять над практическими заданиями, что повышает их профессиональную компетентность и способность решать проблемы [10].
Как один из вариантов, Чэнь Кайкланд предлагает стимулировать интерес студентов к учебе и воспитывать у них командную работу и дух соперничества с помощью групповой работы в проектировании и имитации матчей. В рамках реальных ситуаций, созданных преподавателями, у студентов эффективно будут развиваться те способности, которые имеют решающее значение для их профессиональной деятельности, особенно в спортивной индустрии, где командная работа и умение быстро принимать решения часто являются ключом к успеху [11].
В-четвертых, применение информационных технологий также открывает новые возможности для продвижения личностно ориентированного подхода в спортивных вузах Китая. По мере развития технологий цифровые учебные платформы и технологии виртуальной реальности (VR) становятся обычными инструментами в классе, предоставляя студентам более персонализированный и интерактивный опыт обучения [12].
Юань Лэй считает, что VR-технологии позволяют студентам безопасно тренироваться в симулированной спортивной среде, что не только снижает риск травм, но и ускоряет процесс адаптации к реальной спортивной среде. Кроме того, массовые открытые онлайн-курсы (МООК) могут предоставить преподавателям и студентам эффективный смешанный формат обучения в режиме офлайн и онлайн [13].
Преимущество МООК заключается в том, что создаются более гибкие условия и новые ресурсы для вузов и колледжей, благодаря которым можно компенсировать недостатки традиционного режима обучения. Студенты в рамках дистанционного обучения могут учиться в соответствии с их собственным временем и темпом, а преподаватели могут использовать новые инструменты и методы обучения, чтобы лучше адаптироваться к различным стилям обучения студентов и их потребностям [14].
В-пятых, личностно ориентированный подход может сыграть важную роль в формировании культуры кампуса и системы поддержки студентов. Спортивные вузы должны способствовать тому, чтобы студенты обладали здоровьем, психологическим благополучием и позитивным отношением к жизни, что возможно при организации и проведении различных мероприятий в кампусе и создании системы психологического просвещения [15].
Кроме этого, спортивные колледжи и университеты могут предоставлять студентам систематические услуги по планированию карьеры, чтобы помочь им прояснить свои карьерные цели и сформулировать разумный план развития, который поможет им заложить прочный фундамент для будущего карьерного успеха [16]. Благодаря данным мероприятиям спортивные колледжи и университеты могут не только улучшить профессиональные навыки студентов, но и помочь им лучше адаптироваться к будущим карьерным вызовам.
Таким образом, проведенный обзор выявил, что личностно ориентированное обучение в спортивных колледжах и университетах задает новые возможности для внедрения инноваций в процесс обучения и воспитания студентов спортивных вузов Китая, направлено на то, чтобы значительно повысить качество образования, способствовать профессиональному и всестороннему личностному развитию, что может обеспечить в будущем инновационное развитие общества.
В то же время анализ литературы выявил, что продвижение и внедрение личностно ориентированного подхода в спортивные вузы Китая связано с определенными как организационными, так и кадровыми трудностями при его реализации.
Так, Чжао Бинхуэй и Гань Лицзян называют одной из главных проблем – уровень профессионального мастерства преподавателей спортивных вузов [17]. Для решения данной задачи вузы должны усилить подготовку преподавателей, чтобы те лучше осознавали преимущества личностно ориентированного подхода в обучении, могли учитывать потребности и трудности студентов, своевременно оказывать им помощь и давать рекомендации, для того чтобы каждый студент мог извлечь максимум пользы из процесса обучения [18]. По мнению Сюй Юна, необходимо обеспечить постоянное самосовершенствование преподавателей и ориентацию их на внедрение инноваций, т.е. умение корректировать содержание обучения в соответствии с растущими требованиями и разнообразными потребностями студентов [19].
В свою очередь Чэнь Кайкланд и Лю Хуацзин отмечают такую проблему, как распределение учебных ресурсов и сложившуюся систему оценок в спортивных колледжах и университетах [11].
По мнению авторов, спортивным колледжам и вузам необходимо увеличить инвестиции в учебное оборудование и информационные технологии, чтобы предоставить студентам более современный опыт обучения и тренировок. Также важно, считают они, внести изменения в систему оценок, поскольку традиционные результаты тестов не позволяют отразить уровень реальных способностей студентов.
Сходную позицию занимает Го Линьмин, которая указывает, что система оценивания должна быть связана с процессом обучения и с многомерной оценкой, чтобы способствовать общему развитию студентов, всесторонне оценивая их академический прогресс, владение навыками и всестороннее развитие [18].
В свою очередь Чэнь Кайкланд и Лю Хуацзин считают, что в спортивных колледжах и университетах оценка студентов может включать такие аспекты, как общая успеваемость, работа в команде, практическая деятельность и способность к инновациям, чтобы более полно отразить реальные способности и карьерный потенциал студентов [11].
Согласно китайским специалистам, для широкого применения личностно ориентированного подхода спортивным колледжам и вузам Китая необходимо проводить комплексные реформы в области концепций преподавания, разработки учебных программ, подготовки преподавателей, распределения ресурсов и изменения системы оценивания результатов обучения.
В частности, Сюй Юн в своей работе конкретизирует основные задачи личностно ориентированного подхода в процессе физического воспитания студентов колледжей и университетов, который будет способствовать обеспечению всестороннего и свободного развития студентов, а не только их обучению навыкам или улучшению их успеваемости [19].
Разработанные автором рекомендации могут рассматриваться как практическое руководство использования личностно ориентированного подхода в процессе работы преподавателей спортивных вузов не только Китая, но и России.
1. Уважать студентов.
Физическое воспитание, ориентированное на человека, должно прежде всего признать, что учащиеся являются основной частью образовательного процесса, а роль учителей – обеспечить руководство и поддержку. В процессе проектирования и реализации обучения необходимо полностью учитывать интересы, потребности и способности учащихся, следует уважать индивидуальные различия каждого учащегося и поощрять их к исследованию и развитию в тех областях, в которых они могут успешно учиться или в которых они в большей степени заинтересованы.
2. Содействовать укреплению физического и психического здоровья студентов.
Здоровье является основой всестороннего развития человека. Одной из целей физического воспитания является укрепление физического здоровья учащихся посредством разумной спортивной подготовки и научного управления здоровьем. Кроме того, преподаватели также должны уделять внимание психическому здоровью учащихся и создавать позитивную, инклюзивную и поддерживающую среду обучения.
3. Развивать осведомленность о спорте на протяжении всей жизни.
Физическое воспитание должно быть ориентировано на долгосрочную перспективу, необходимо помогать учащимся формировать привычку к участию в спортивных мероприятиях на протяжении всей жизни и осознавать важность спорта для личного здоровья и социальной адаптации.
4. Способствовать всестороннему развитию студентов.
Физическое воспитание не должно ограничиваться физической подготовкой или техническим обучением, но должно также охватывать развитие эмоций, воли, социальных навыков и других аспектов. Посредством командных проектов, занятий на свежем воздухе и других мероприятий учащиеся могут улучшить свой командный дух, лидерские и социальные навыки.
5. Стимулировать внутреннюю мотивацию студентов.
Внутренняя мотивация способствует активному участию учащихся в спортивных мероприятиях. Поэтому педагогам необходимо использовать различные методы и средства обучения, чтобы стимулировать интерес и энтузиазм учащихся к спорту, чтобы они могли почувствовать счастье и чувство удовлетворенности в достижении поставленных задач, которые приносит спорт.
6. Уметь строить гармоничные отношения между преподавателем и студентом.
Хорошие отношения между преподавателем и студентами являются предпосылкой эффективного преподавания. Преподаватели физического воспитания должны устанавливать доверительные и поддерживающие отношения с учащимися посредством равноправного диалога и искреннего общения, помогать им преодолевать трудности и поощрять их быть достаточно активными, чтобы осваивать новые навыки.
7. Повышать у студентов социальную ответственность.
Участвуя в общественных спортивных мероприятиях, волонтерских службах и других мероприятиях, студенты могут много узнать о роли спорта в повышении сплоченности общества и содействии социальной гармонии, что будет способствовать развитию у них чувства гражданственности и социальной ответственности.
Заключение. На основе обзора работ китайских ученых можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение в спортивных вузах Китая рассматривается как фактор стимулирования инновационных изменений в процессе профессионального образования, направлено на повышение качества подготовки студентов, их всестороннего развития и готовности к инновациям. Представленные в обзоре материалы по внедрению личностно ориентированного подхода в профессиональное образование спортивных вузов Китая могут быть использованы в разработке совместных учебных планов и образовательных программ вузов России и Китая для подготовки высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям времени и социальным запросам обеих стран.