Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PERSONALITY-ORIENTED APPROACH AS A FACTOR OF INNOVATION IN PROFESSIONAL EDUCATION OF SPORTS UNIVERSITIES IN CHINA

Wang Ye. 2 Yu Yi. 2 Rogaleva L.N. 2 Yamaletdinova G.A. 1, 2 Martynova T.V. 3
1 Humanities University
2 Ural Federal University
3 Ural Federal University
The purpose of the study was to review innovations in the professional education of sports universities in China related to the transition to personality-oriented learning. In the course of the work, information retrieval methods and comparative analysis were used. In the process of analyzing the literature, the views of Chinese scientists on the importance of a personality-oriented approach in the context of modern professional education tasks have been considered; specific examples of the use of this approach in Chinese sports universities have been presented and the factors that hinder its implementation in the learning process have been described. It is revealed that a personality-oriented approach to learning creates conditions that ensure the development of students in accordance with their individual abilities and career orientations. Innovations in professional training with a personality-oriented approach include increasing the proportion of practical courses, diversifying teaching strategies, changing the assessment system, using information technology, shaping campus culture and creating a system of psychological education for students. The authors have noted that the level of professional skills of teachers and the infrastructure of the university are among the main factors constraining the wider use of a personality-oriented approach in sports universities in China. The conducted research review can be useful for teachers of Russian sports universities, as well as for the development and improvement of joint Russian-Chinese educational programs.
personality-oriented approach
innovations
professional education
students
sports universities
China

Введение

В условиях растущего социального спроса на повышение качества подготовки специалистов наблюдается потребность в международном сотрудничестве между Китаем и Россией в области образования, что становится возможным благодаря обмену опытом ученых и практиков разных стран.

В Китае профессиональное образование играет ключевую роль в подготовке высококвалифицированных специалистов в соответствии с задачами, связанными с необходимостью экономического развития и социальными потребностями быстро развивающегося общества [1].

В связи с направленностью современного образования на подготовку нового поколения специалистов, готовых к инновационной деятельности, повышается значимость личностно ориентированного подхода.

Согласно Хуан Гуй Циню, личностно ориентированный подход хорошо сочетается с целью модернизации китайского профессионального образования – воспитанием людей с всесторонним развитием, обладающих нравственными, интеллектуальными, физическими качествами, эстетическими чувствами и трудолюбием [2].

Основные изменения, которые должны быть внесены в обучение на основе личностно ориентированного подхода, ученый видит в том, чтобы:

1) преобразовать философию профессионального образования, то есть поставить в качестве его главной цели – развитие студентов как личностей;

2) скорректировать задачи обучения: в большей степени ориентироваться на повышение разностороннего развития образованных людей, включая идеологические, культурные, физические и умственные качества, а также развитие инновационных и предпринимательских способностей, стремления к саморазвитию на протяжении всей жизни;

3) оптимизировать процесс воспитания: сосредоточиться на интеграции морального воспитания с воспитанием профессиональных навыков;

4) содействовать созданию современной системы управления профессиональным образованием, горизонтальной интеграции различных типов образования и разработке национальной сетки квалификаций для достижения взаимной аккредитации и оценки результатов обучения [2].

Опыт Китая по переходу на личностно ориентированный подход в профессиональном образовании представляется авторам актуальным и требующим более глубокого изучения.

Цель исследования заключалась в анализе личностно ориентированного подхода как фактора инноваций в спортивных вузах Китая.

Методы и материалы исследования. В ходе работы использовалась методология обзора литературы, поиск проводился в китайских базах данных CNKI, в которых представлены оригинальные статьи, в частности из ядра Пекинского университета.

Результаты исследования и их обсуждение. Личностно ориентированный подход, с точки зрения китайских ученых, заключается в признании и уважении уникальности потребностей каждого студента, а также в содействии максимальному раскрытию их потенциала [3].

Согласно китайским ученым, в рамках личностно ориентированного образования появляется возможность поставить в центр профессиональной подготовки студентов спортивных вузов не только развитие их физических и профессиональных качеств, но также их инновационное мышление, умение работать в команде, способствовать их социальной адаптации, что поможет им в построении будущей карьеры и удовлетворит социальный запрос на высококвалифицированные кадры [4].

В ходе анализа литературы авторами выделены те инновации, которые может обеспечить интеграция личностно ориентированного подхода в профессиональное спортивное образование.

Во-первых, в рамках личностно ориентированного подхода возможен учет индивидуальных различий студентов, которые касаются уровня их физической подготовки, спортивных навыков и карьерных целей [3].

Гу Цзинькай предлагает разрабатывать программы тренировок с разным уровнем сложности в зависимости от физического развития студентов, а также их спортивных интересов, чтобы каждый студент мог добиться оптимального прогресса в соответствии с его способностями [5].

При индивидуальной направленности занятий результатом личностно ориентированного обучения будет не только повышение учебной мотивации студентов, но и возможность более успешно овладевать профессиональными навыками, что повысит их профессиональные способности, самооценку и конкурентоспособность на профессиональном рынке.

Во-вторых, при личностно ориентированном подходе возможно внесение изменений в учебные планы, которые заменят традиционные подходы в обучении, связанные с односторонней передачей знаний, игнорированием реальных потребностей и путей развития карьеры студентов [6].

Цинь Исянь предлагает для решения данной проблемы увеличить долю элективных курсов в учебном плане, чтобы студенты могли выбирать содержание обучения в соответствии со своими интересами и карьерными целями, что повысит актуальность и практичность обучения [7].

Ма Хайян считает, что необходимо повысить долю практических курсов, чтобы студенты могли учиться и развиваться прежде всего на практике [8].

В качестве стратегии реализации практико-ориентированных методов обучения Ван Хун предлагает для студентов, обучающихся на спортивном менеджменте, организовывать участие в тендерах, связанных с проведением спортивных соревнований для компаний, предприятий или других учреждений, а также предоставлять студентам, которые обучаются по специальности «Физическая культура и спорт», возможность отвечать за организацию и проведение конкретных соревнований. Кроме опыта, который получат студенты, вуз может использовать доходы, полученные от этой деятельности, для выплаты стипендий студентам или обновления учебных пособий в вузе. Такой практический опыт очень важен не только для будущей карьеры студентов, но может обеспечить финансовую поддержку развития вуза [9].

В-третьих, личностно ориентированный подход в профессиональном образовании будет способствовать диверсификации стратегий преподавания, так как он предполагает более гибкие и разнообразные методы преподавания, включая интерактивное обучение, совместное обучение, проектно-ориентированное обучение и другие. Различные методы обучения помогут студентам практиковаться и размышлять над практическими заданиями, что повышает их профессиональную компетентность и способность решать проблемы [10].

Как один из вариантов, Чэнь Кайкланд предлагает стимулировать интерес студентов к учебе и воспитывать у них командную работу и дух соперничества с помощью групповой работы в проектировании и имитации матчей. В рамках реальных ситуаций, созданных преподавателями, у студентов эффективно будут развиваться те способности, которые имеют решающее значение для их профессиональной деятельности, особенно в спортивной индустрии, где командная работа и умение быстро принимать решения часто являются ключом к успеху [11].

В-четвертых, применение информационных технологий также открывает новые возможности для продвижения личностно ориентированного подхода в спортивных вузах Китая. По мере развития технологий цифровые учебные платформы и технологии виртуальной реальности (VR) становятся обычными инструментами в классе, предоставляя студентам более персонализированный и интерактивный опыт обучения [12].

Юань Лэй считает, что VR-технологии позволяют студентам безопасно тренироваться в симулированной спортивной среде, что не только снижает риск травм, но и ускоряет процесс адаптации к реальной спортивной среде. Кроме того, массовые открытые онлайн-курсы (МООК) могут предоставить преподавателям и студентам эффективный смешанный формат обучения в режиме офлайн и онлайн [13].

Преимущество МООК заключается в том, что создаются более гибкие условия и новые ресурсы для вузов и колледжей, благодаря которым можно компенсировать недостатки традиционного режима обучения. Студенты в рамках дистанционного обучения могут учиться в соответствии с их собственным временем и темпом, а преподаватели могут использовать новые инструменты и методы обучения, чтобы лучше адаптироваться к различным стилям обучения студентов и их потребностям [14].

В-пятых, личностно ориентированный подход может сыграть важную роль в формировании культуры кампуса и системы поддержки студентов. Спортивные вузы должны способствовать тому, чтобы студенты обладали здоровьем, психологическим благополучием и позитивным отношением к жизни, что возможно при организации и проведении различных мероприятий в кампусе и создании системы психологического просвещения [15].

Кроме этого, спортивные колледжи и университеты могут предоставлять студентам систематические услуги по планированию карьеры, чтобы помочь им прояснить свои карьерные цели и сформулировать разумный план развития, который поможет им заложить прочный фундамент для будущего карьерного успеха [16]. Благодаря данным мероприятиям спортивные колледжи и университеты могут не только улучшить профессиональные навыки студентов, но и помочь им лучше адаптироваться к будущим карьерным вызовам.

Таким образом, проведенный обзор выявил, что личностно ориентированное обучение в спортивных колледжах и университетах задает новые возможности для внедрения инноваций в процесс обучения и воспитания студентов спортивных вузов Китая, направлено на то, чтобы значительно повысить качество образования, способствовать профессиональному и всестороннему личностному развитию, что может обеспечить в будущем инновационное развитие общества.

В то же время анализ литературы выявил, что продвижение и внедрение личностно ориентированного подхода в спортивные вузы Китая связано с определенными как организационными, так и кадровыми трудностями при его реализации.

Так, Чжао Бинхуэй и Гань Лицзян называют одной из главных проблем – уровень профессионального мастерства преподавателей спортивных вузов [17]. Для решения данной задачи вузы должны усилить подготовку преподавателей, чтобы те лучше осознавали преимущества личностно ориентированного подхода в обучении, могли учитывать потребности и трудности студентов, своевременно оказывать им помощь и давать рекомендации, для того чтобы каждый студент мог извлечь максимум пользы из процесса обучения [18]. По мнению Сюй Юна, необходимо обеспечить постоянное самосовершенствование преподавателей и ориентацию их на внедрение инноваций, т.е. умение корректировать содержание обучения в соответствии с растущими требованиями и разнообразными потребностями студентов [19].

В свою очередь Чэнь Кайкланд и Лю Хуацзин отмечают такую проблему, как распределение учебных ресурсов и сложившуюся систему оценок в спортивных колледжах и университетах [11].

По мнению авторов, спортивным колледжам и вузам необходимо увеличить инвестиции в учебное оборудование и информационные технологии, чтобы предоставить студентам более современный опыт обучения и тренировок. Также важно, считают они, внести изменения в систему оценок, поскольку традиционные результаты тестов не позволяют отразить уровень реальных способностей студентов.

Сходную позицию занимает Го Линьмин, которая указывает, что система оценивания должна быть связана с процессом обучения и с многомерной оценкой, чтобы способствовать общему развитию студентов, всесторонне оценивая их академический прогресс, владение навыками и всестороннее развитие [18].

В свою очередь Чэнь Кайкланд и Лю Хуацзин считают, что в спортивных колледжах и университетах оценка студентов может включать такие аспекты, как общая успеваемость, работа в команде, практическая деятельность и способность к инновациям, чтобы более полно отразить реальные способности и карьерный потенциал студентов [11].

Согласно китайским специалистам, для широкого применения личностно ориентированного подхода спортивным колледжам и вузам Китая необходимо проводить комплексные реформы в области концепций преподавания, разработки учебных программ, подготовки преподавателей, распределения ресурсов и изменения системы оценивания результатов обучения.

В частности, Сюй Юн в своей работе конкретизирует основные задачи личностно ориентированного подхода в процессе физического воспитания студентов колледжей и университетов, который будет способствовать обеспечению всестороннего и свободного развития студентов, а не только их обучению навыкам или улучшению их успеваемости [19].

Разработанные автором рекомендации могут рассматриваться как практическое руководство использования личностно ориентированного подхода в процессе работы преподавателей спортивных вузов не только Китая, но и России.

1. Уважать студентов.

Физическое воспитание, ориентированное на человека, должно прежде всего признать, что учащиеся являются основной частью образовательного процесса, а роль учителей – обеспечить руководство и поддержку. В процессе проектирования и реализации обучения необходимо полностью учитывать интересы, потребности и способности учащихся, следует уважать индивидуальные различия каждого учащегося и поощрять их к исследованию и развитию в тех областях, в которых они могут успешно учиться или в которых они в большей степени заинтересованы.

2. Содействовать укреплению физического и психического здоровья студентов.

Здоровье является основой всестороннего развития человека. Одной из целей физического воспитания является укрепление физического здоровья учащихся посредством разумной спортивной подготовки и научного управления здоровьем. Кроме того, преподаватели также должны уделять внимание психическому здоровью учащихся и создавать позитивную, инклюзивную и поддерживающую среду обучения.

3. Развивать осведомленность о спорте на протяжении всей жизни.

Физическое воспитание должно быть ориентировано на долгосрочную перспективу, необходимо помогать учащимся формировать привычку к участию в спортивных мероприятиях на протяжении всей жизни и осознавать важность спорта для личного здоровья и социальной адаптации.

4. Способствовать всестороннему развитию студентов.

Физическое воспитание не должно ограничиваться физической подготовкой или техническим обучением, но должно также охватывать развитие эмоций, воли, социальных навыков и других аспектов. Посредством командных проектов, занятий на свежем воздухе и других мероприятий учащиеся могут улучшить свой командный дух, лидерские и социальные навыки.

5. Стимулировать внутреннюю мотивацию студентов.

Внутренняя мотивация способствует активному участию учащихся в спортивных мероприятиях. Поэтому педагогам необходимо использовать различные методы и средства обучения, чтобы стимулировать интерес и энтузиазм учащихся к спорту, чтобы они могли почувствовать счастье и чувство удовлетворенности в достижении поставленных задач, которые приносит спорт.

6. Уметь строить гармоничные отношения между преподавателем и студентом.

Хорошие отношения между преподавателем и студентами являются предпосылкой эффективного преподавания. Преподаватели физического воспитания должны устанавливать доверительные и поддерживающие отношения с учащимися посредством равноправного диалога и искреннего общения, помогать им преодолевать трудности и поощрять их быть достаточно активными, чтобы осваивать новые навыки.

7. Повышать у студентов социальную ответственность.

Участвуя в общественных спортивных мероприятиях, волонтерских службах и других мероприятиях, студенты могут много узнать о роли спорта в повышении сплоченности общества и содействии социальной гармонии, что будет способствовать развитию у них чувства гражданственности и социальной ответственности.

Заключение. На основе обзора работ китайских ученых можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение в спортивных вузах Китая рассматривается как фактор стимулирования инновационных изменений в процессе профессионального образования, направлено на повышение качества подготовки студентов, их всестороннего развития и готовности к инновациям. Представленные в обзоре материалы по внедрению личностно ориентированного подхода в профессиональное образование спортивных вузов Китая могут быть использованы в разработке совместных учебных планов и образовательных программ вузов России и Китая для подготовки высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям времени и социальным запросам обеих стран.