Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР ИННОВАЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СПОРТИВНЫХ ВУЗОВ КИТАЯ

Ван Е.-. 2 Юй И.-. 2 Рогалева Л.Н. 2 Ямалетдинова Г.А. 1, 2 Мартынова Т.В. 3
1 Гуманитарный университет
2 ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
3 ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Цель исследования заключалась в обзоре инноваций в профессиональном образовании спортивных вузов Китая, связанных с переходом на личностно ориентированное обучение. В ходе работы использовались методы поиска информации и сравнительно-сопоставительный анализ. В процессе анализа литературы рассмотрены взгляды китайских ученых на значимость личностно ориентированного подхода в контексте современных задач профессионального образования, представлены конкретные примеры использования данного подхода в спортивных вузах Китая, описаны факторы, которые сдерживают его внедрение в процесс обучения. Выявлено, что личностно ориентированный подход к обучению создает условия, которые обеспечивают развитие студентов в соответствии с их индивидуальными способностями и карьерными ориентациями. Инновации в профессиональном обучении студентов при личностно ориентированном подходе включают повышение доли практических курсов, диверсификацию стратегий преподавания, изменение системы оценивания, применение информационных технологий, формирование культуры кампуса и создание системы психологического просвещения студентов. Авторами отмечено, что уровень профессионального мастерства преподавателей и инфраструктура вуза относятся к основным факторам, сдерживающим более широкое применение личностно ориентированного подхода в спортивных вузах Китая. Проведенный обзор исследований может быть полезен для преподавателей российских спортивных вузов, а также для разработки и совершенствования совместных российско-китайских образовательных программ.
личностно ориентированный подход
инновации
профессиональное образование
студенты
спортивные университеты
Китай
1. Инь Хунвэй, Ху Паку. Путь развития «профессионального образования бакалавриата»: сравнительный анализ на основе «профессионального образования бакалавриата» и «прикладного образования бакалавриата» // Высшее Профессиональное Образование в Цзянсу. 2024. Т.20, № 4. С. 1-6. URL:
https://chn.oversea.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2021&filename=NJGZ202004002&uniplatform=OVERSEA&v=aj6gzJX1K0Ev9T-qxoIf5GByOGJgF-YVFtHfR_HVdEleHd1Cdv3B54uVQUFLHecX (дата обращения: 12.06.2024). DOI 10.15903/j.cnki.jniit.2020.04.001 (на китайском языке).
2. Хуан Гуй Цинь. Путь продвижения модернизации профессионального образования в китайском стиле в соответствии с концепцией личностно-ориентированного подхода. // Профессионально-техническое образование. 2024. Т.45. № 21. С. 53-57. URL: https://chn.oversea.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDAUTO&filename=ZYJW202421007&uniplatform=OVERSEA&v=bXRyzLLywRw_kQjKC-3EfBMexR8EFctf88_iOwg8zZm57nnjjqL9mOvElqNf9_Jm (дата обращения: 15.06.2024). (на китайском языке).
3. Чжао П.З., Чжэн Р.Х., Цзи Б.X., Гэн Д.X. Краткое рассуждение о влиянии гуманистической педагогической мысли Конфуция на современное преподавание // Современное профессиональное образование. 2021. № 35. С.14-15. URL: https://chn.oversea.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2023&filename=XDZJ202135007&uniplatform=OVERSEA&v=HkMFaoDR7qU2hbHd7COEXiI-xupuJ6vP0buVOlPTqDuxsf_M-p9YgZ5kt3QoA81p
(дата обращения: 15.06.2024). (на китайском языке).
4. Ван Юй. Исследование правил построения «SMART»-класса в университете на основе личностно-ориентированного подхода // Исследование теории образования. 2021. № 35. С. 67-68. URL:
https://d.wanfangdata.com.cn/periodical/ChlQZXJpb2RpY2FsQ0hJTmV3UzIwMjQwNzA0EhpRS0JKQkQyMDIxMjAyMTA0MTYwMDAwNTM1MBoIcGQ3djk1NXU%3D
(дата обращения: 12.06.2024). DOI 10.12223/j.2095-6711.2021.01.033 (на китайском языке).
5. Гу Цзинькай. Инновации и практика методов преподавания профессиональных курсов рекреационного спорта для старшего поколения // Инновационные исследования в области спорта на льду и на снегу. 2024. Т.5 № 13. С. 107-109. URL: https://chn.oversea.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDAUTN&filename=BXYT202413036&uniplatform=OVERSEA&v=mTVUPO9gTahiPOJoVJg7aV0MzNEbur4VoY4GN6UQYjD1fSxNmFWn3q4-hOUeZOwq (дата обращения: 20.06.2024). DOI: 10.20155/j.cnki.issn2096-8485.2024.13.036 (на китайском языке).
6. Сюлай Дуань. Дилемма реальности и практическая направленность интеграции образования в области инноваций и предпринимательства и профессионального образования по спортивным специальностям в местных колледжах и университетах // Исследование боевых искусств. 2024. Т.8. № 9. С. 126-128+141. URL: https://chn.oversea.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcod e=CJFD&dbname=CJFDLAST2023&filename=WSKX202309035&uniplatform=OVERSEA&v=ZLzTl9CIjpKVJWEA9ynGLEphaZjjQAkpXu0doELKynPEBVDzmhA3wtf9FmaXAme8 (дата обращения: 21.06.2024). DOI 10.13293/j.cnki.wskx.010229 (на китайском языке).
7. Цинь Исянь. Эффективный путь внедрения концепции «ориентированности на людей» в управление образованием колледжей и университетов // Современное профессиональное образование. 2024. № 3. С. 153-156. URL: https://chn.oversea.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?Dbcode =CJFD&dbname=CJFDLAST2024&filename=XDZJ202403039&uniplatform=OVERSEA&v=Fe-1uIk3_RbeXO-GsDA7BI-SJ1DKwlfyBRSL84K4azj7ysYfAVf912YgBOPiDQot
(дата обращения: 16.06.2024). DOI 10.15903/j.cnki.jniit.2020.04.001 (на китайском языке).
8. Ма Хайян. Исследование инновационных моделей обучения студентов колледжей по специальностям «Физическое воспитание» // Современная коммуникация. 2017. № 24. С. 124-126. URL:
https://chn.oversea.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2017&filename=XKJJ201724081&uniplatform=OVERSEA&v=6Zk4UD0IK0hMj98h0cPRc9hOR6xmp7bLBXi8Ahemj_3MX1BQpWouf1kXqRP2zwzA (дата обращения: 16.06.2024). (на китайском языке).
9. Ван Хун. Инновационное исследование модели подготовки специалистов по физическому воспитанию в профессиональных колледжах // Бокс и боевые действия. 2023. № 12. С. 104-106. URL:
https://chn.oversea.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLASN2024&filename=CJGD202312034&uniplatform=OVERSEA&v=7DXhbRED2cBfxNNjT_ayGGjlwCBfenxf9mGmuChPXIWanY0K1i37-W-ZoO3hVunx (дата обращения: 10.07.2024). (на китайском).
10. Йе Дан. Интеграция «личностно-ориентированной концепции» в педагогическую модель высшего образования. // Университет. 2023. № 7. С. 85-88. URL: https://chn.oversea.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2023&filename=DXYP202307021&uniplatform=OVERSEA&v=0i-G_dhr1fe_l0mkReBkRRmEGzGbiQFr1_af4Ep7c8bdwTh5Mk-ZmSA2qArH6f8p (дата обращения: 10.07.2024). (на китайском языке).
11. Чэнь Кайкланд, Лю Хуацзин. Исследование интеграции развития способностей и инноваций и обучения предпринимательству студентов высших профессиональных учебных заведений физической культуры // Современные спортивные технологии. 2024. Т.14. № 8. С. 122-125. URL: https://chn.oversea.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname= CJFDLAST2024&filename=DYKJ202408034&uniplatform=OVERSEA&v=0tdgUGWB8eB6t6fbjs-rW07J83ySkRNIa8OpVwc5HPrsmAtS9xh0xhBE914VjQK (дата обращения: 12.08.2024). DOI: 10.16655/j.cnki.2095-2813.2024.08.034 (на китайском языке).
12. Чжан Юньхао, Фан Шилун. Инновационное исследование модели подготовки специалистов по физическому воспитанию в колледжах и университетах // Спортивный мир. 2024. № 1. С. 28-30. URL: https://chn.oversea.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD &dbname=CJFDLAST2024&filename=TYSJ202401005&uniplatform=OVERSEA&v=GybPZowEHhvIYG1kQhUyHs6JVZUfRBtjn5uiZo-s-FTkK8j-jfjBQa0baUWnfC6S (дата обращения: 13.08.2024). (на китайском языке).
13. Юань Лэй, Лэй Минь, Сюй Цзиюань. Интеллектуальная образовательная экология с поддержкой технологий и личностно-ориентированным подходом: понятие, характеристики и пути построения // Исследования в области открытого образования. 2023. Т.29. № 2. С. 74-80. URL: https://chn.oversea.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname =CJFDLAST2023&filename=JFJJ202302009&uniplatform=OVERSEA&v=4uo8LNsH0mekXkx3gB7AIUlz_nzyd1fz5N8pIdLqnwSqb-YnE0fAQjEYPR8mh_KH (дата обращения: 12.06.2024). DOI: 10.13966/j.cnki.kfjyyj.2023.02.009 (на китайском языке).
14. Чжан Лин. Исследование пути смешанного обучения в высших профессиональных колледжах и университетах на фоне MOOC // Журнал Хэйлунцзянского института повышения квалификации учителей. 2024. Т.43. №3. С. 108-111. URL: https://chn.oversea.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2024&filename=HLJB202403026&uniplatform=OVERSEA&v=Zf_Wk6wl5SEYqSXE0ovfX3sV4SfawCbuOUSqMGY8Pm4OLs5ZTRY60ijzgVAkLW63 (дата обращения: 12.06.2024). (на китайском языке).
15. Чэн Шэн, Чжао Цзиньлун. Исследование работы по консультированию студентов вуза по вопросам психического здоровья в рамках концепции гуманистического образования // Учитель. 2022. № 38. С. 3-5. URL:
https://chn.oversea.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLASN2022&filename=JAOS202228001&uniplatform=OVERSEA&v=gRJtNNorhIUPzb610OEjmf7fRV44t2jKKOtcv9ieKOpP8hY9QaeFKtmMvqXyVp5E (дата обращения: 10.06.2024). (на китайском языке).
16. Го Лян. Об образовании студентов колледжа в области карьерного роста в рамках личностно-ориентированной концепции // Школьное партийное строительство и идеологическое воспитание. 2022. № 24. С. 76-78. URL: https://chn.oversea.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2023&filename=XXDJ202224024&uniplatform=OVERSEA&v=qW3YRJZF0AT7f7qOSO77CTJRZawiakmB8JN2aGfxsKC6IvkTYHSefBL-V_LAtSuU (дата обращения: 02.06.2024). DOI: 10.19865/j.cnki.xxdj.2022.24.024 (на китайском языке).
17. Чжао Бинхуэй, Гань Лицзян. Исследование факторов влияния и путей повышения практической инновационной способности студентов магистратуры по физическому воспитанию в вузах // Китайское общество спортивной науки. Тезисы докладов тринадцатой национальной конференции по спортивной науке - специальный доклад (отделение школьного спорта). Китайское общество спортивной науки: Китайское общество спортивной науки. г. Тяньцзинь – 03.11.2023. URL: https://chn.oversea.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx? dbcode=CPFD&dbname=CPFDLAST2024&filename=ZGTK202311017273&uniplatform=OVERSEA&v=Pz23FMrihHU0PiwsodX5N4-0Ge_rOFgfByHmfHovYEyIXunVkYksGnD0MADF48Mn NbvRCb6T_sg%3d (дата обращения: 22.06.2024). DOI 10.26914/c.cnkihy.2023.069271 (на китайском языке).
18. Го Линьмин. Исследование реформы преподавания, основанной на ощущении приобретения опыта в классе студентов колледжа // Журнал высшего образования. 2024. Т. 10. № S2. С. 140-143. URL:
https://chn.oversea.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFDLAST2024&filename=GJXK2024S2032&uniplatform=OVERSEA&v=6zmJn5wPpj_O_KhKH-P6RYrQK92JJpP-DAukm7QIfyiAxCilv9s5gWrIRVOQGsPX (дата обращения: 17.06.2024). DOI: 10.19980/j.CN23-1593/G4.2024.S2.032 (на китайском языке).
19. Сюй Юн. Краткая дискуссия о необходимости создания «ориентированной на людей» образовательной концепции в реформе преподавания физического воспитания в колледжах и университетах //Научный консалтинг (образование и исследования). 2020. № 6. С. 152-153. URL:https://chn.oversea.cnki.net/kcms/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&filename=KXZK202006136&dbname=CJFDLAST2020 (дата обращения: 22.06.2024). DOI: 10.15903/j.cnki.jniit.2020.04.001 (на китайском языке).

Введение

В условиях растущего социального спроса на повышение качества подготовки специалистов наблюдается потребность в международном сотрудничестве между Китаем и Россией в области образования, что становится возможным благодаря обмену опытом ученых и практиков разных стран.

В Китае профессиональное образование играет ключевую роль в подготовке высококвалифицированных специалистов в соответствии с задачами, связанными с необходимостью экономического развития и социальными потребностями быстро развивающегося общества [1].

В связи с направленностью современного образования на подготовку нового поколения специалистов, готовых к инновационной деятельности, повышается значимость личностно ориентированного подхода.

Согласно Хуан Гуй Циню, личностно ориентированный подход хорошо сочетается с целью модернизации китайского профессионального образования – воспитанием людей с всесторонним развитием, обладающих нравственными, интеллектуальными, физическими качествами, эстетическими чувствами и трудолюбием [2].

Основные изменения, которые должны быть внесены в обучение на основе личностно ориентированного подхода, ученый видит в том, чтобы:

1) преобразовать философию профессионального образования, то есть поставить в качестве его главной цели – развитие студентов как личностей;

2) скорректировать задачи обучения: в большей степени ориентироваться на повышение разностороннего развития образованных людей, включая идеологические, культурные, физические и умственные качества, а также развитие инновационных и предпринимательских способностей, стремления к саморазвитию на протяжении всей жизни;

3) оптимизировать процесс воспитания: сосредоточиться на интеграции морального воспитания с воспитанием профессиональных навыков;

4) содействовать созданию современной системы управления профессиональным образованием, горизонтальной интеграции различных типов образования и разработке национальной сетки квалификаций для достижения взаимной аккредитации и оценки результатов обучения [2].

Опыт Китая по переходу на личностно ориентированный подход в профессиональном образовании представляется авторам актуальным и требующим более глубокого изучения.

Цель исследования заключалась в анализе личностно ориентированного подхода как фактора инноваций в спортивных вузах Китая.

Методы и материалы исследования. В ходе работы использовалась методология обзора литературы, поиск проводился в китайских базах данных CNKI, в которых представлены оригинальные статьи, в частности из ядра Пекинского университета.

Результаты исследования и их обсуждение. Личностно ориентированный подход, с точки зрения китайских ученых, заключается в признании и уважении уникальности потребностей каждого студента, а также в содействии максимальному раскрытию их потенциала [3].

Согласно китайским ученым, в рамках личностно ориентированного образования появляется возможность поставить в центр профессиональной подготовки студентов спортивных вузов не только развитие их физических и профессиональных качеств, но также их инновационное мышление, умение работать в команде, способствовать их социальной адаптации, что поможет им в построении будущей карьеры и удовлетворит социальный запрос на высококвалифицированные кадры [4].

В ходе анализа литературы авторами выделены те инновации, которые может обеспечить интеграция личностно ориентированного подхода в профессиональное спортивное образование.

Во-первых, в рамках личностно ориентированного подхода возможен учет индивидуальных различий студентов, которые касаются уровня их физической подготовки, спортивных навыков и карьерных целей [3].

Гу Цзинькай предлагает разрабатывать программы тренировок с разным уровнем сложности в зависимости от физического развития студентов, а также их спортивных интересов, чтобы каждый студент мог добиться оптимального прогресса в соответствии с его способностями [5].

При индивидуальной направленности занятий результатом личностно ориентированного обучения будет не только повышение учебной мотивации студентов, но и возможность более успешно овладевать профессиональными навыками, что повысит их профессиональные способности, самооценку и конкурентоспособность на профессиональном рынке.

Во-вторых, при личностно ориентированном подходе возможно внесение изменений в учебные планы, которые заменят традиционные подходы в обучении, связанные с односторонней передачей знаний, игнорированием реальных потребностей и путей развития карьеры студентов [6].

Цинь Исянь предлагает для решения данной проблемы увеличить долю элективных курсов в учебном плане, чтобы студенты могли выбирать содержание обучения в соответствии со своими интересами и карьерными целями, что повысит актуальность и практичность обучения [7].

Ма Хайян считает, что необходимо повысить долю практических курсов, чтобы студенты могли учиться и развиваться прежде всего на практике [8].

В качестве стратегии реализации практико-ориентированных методов обучения Ван Хун предлагает для студентов, обучающихся на спортивном менеджменте, организовывать участие в тендерах, связанных с проведением спортивных соревнований для компаний, предприятий или других учреждений, а также предоставлять студентам, которые обучаются по специальности «Физическая культура и спорт», возможность отвечать за организацию и проведение конкретных соревнований. Кроме опыта, который получат студенты, вуз может использовать доходы, полученные от этой деятельности, для выплаты стипендий студентам или обновления учебных пособий в вузе. Такой практический опыт очень важен не только для будущей карьеры студентов, но может обеспечить финансовую поддержку развития вуза [9].

В-третьих, личностно ориентированный подход в профессиональном образовании будет способствовать диверсификации стратегий преподавания, так как он предполагает более гибкие и разнообразные методы преподавания, включая интерактивное обучение, совместное обучение, проектно-ориентированное обучение и другие. Различные методы обучения помогут студентам практиковаться и размышлять над практическими заданиями, что повышает их профессиональную компетентность и способность решать проблемы [10].

Как один из вариантов, Чэнь Кайкланд предлагает стимулировать интерес студентов к учебе и воспитывать у них командную работу и дух соперничества с помощью групповой работы в проектировании и имитации матчей. В рамках реальных ситуаций, созданных преподавателями, у студентов эффективно будут развиваться те способности, которые имеют решающее значение для их профессиональной деятельности, особенно в спортивной индустрии, где командная работа и умение быстро принимать решения часто являются ключом к успеху [11].

В-четвертых, применение информационных технологий также открывает новые возможности для продвижения личностно ориентированного подхода в спортивных вузах Китая. По мере развития технологий цифровые учебные платформы и технологии виртуальной реальности (VR) становятся обычными инструментами в классе, предоставляя студентам более персонализированный и интерактивный опыт обучения [12].

Юань Лэй считает, что VR-технологии позволяют студентам безопасно тренироваться в симулированной спортивной среде, что не только снижает риск травм, но и ускоряет процесс адаптации к реальной спортивной среде. Кроме того, массовые открытые онлайн-курсы (МООК) могут предоставить преподавателям и студентам эффективный смешанный формат обучения в режиме офлайн и онлайн [13].

Преимущество МООК заключается в том, что создаются более гибкие условия и новые ресурсы для вузов и колледжей, благодаря которым можно компенсировать недостатки традиционного режима обучения. Студенты в рамках дистанционного обучения могут учиться в соответствии с их собственным временем и темпом, а преподаватели могут использовать новые инструменты и методы обучения, чтобы лучше адаптироваться к различным стилям обучения студентов и их потребностям [14].

В-пятых, личностно ориентированный подход может сыграть важную роль в формировании культуры кампуса и системы поддержки студентов. Спортивные вузы должны способствовать тому, чтобы студенты обладали здоровьем, психологическим благополучием и позитивным отношением к жизни, что возможно при организации и проведении различных мероприятий в кампусе и создании системы психологического просвещения [15].

Кроме этого, спортивные колледжи и университеты могут предоставлять студентам систематические услуги по планированию карьеры, чтобы помочь им прояснить свои карьерные цели и сформулировать разумный план развития, который поможет им заложить прочный фундамент для будущего карьерного успеха [16]. Благодаря данным мероприятиям спортивные колледжи и университеты могут не только улучшить профессиональные навыки студентов, но и помочь им лучше адаптироваться к будущим карьерным вызовам.

Таким образом, проведенный обзор выявил, что личностно ориентированное обучение в спортивных колледжах и университетах задает новые возможности для внедрения инноваций в процесс обучения и воспитания студентов спортивных вузов Китая, направлено на то, чтобы значительно повысить качество образования, способствовать профессиональному и всестороннему личностному развитию, что может обеспечить в будущем инновационное развитие общества.

В то же время анализ литературы выявил, что продвижение и внедрение личностно ориентированного подхода в спортивные вузы Китая связано с определенными как организационными, так и кадровыми трудностями при его реализации.

Так, Чжао Бинхуэй и Гань Лицзян называют одной из главных проблем – уровень профессионального мастерства преподавателей спортивных вузов [17]. Для решения данной задачи вузы должны усилить подготовку преподавателей, чтобы те лучше осознавали преимущества личностно ориентированного подхода в обучении, могли учитывать потребности и трудности студентов, своевременно оказывать им помощь и давать рекомендации, для того чтобы каждый студент мог извлечь максимум пользы из процесса обучения [18]. По мнению Сюй Юна, необходимо обеспечить постоянное самосовершенствование преподавателей и ориентацию их на внедрение инноваций, т.е. умение корректировать содержание обучения в соответствии с растущими требованиями и разнообразными потребностями студентов [19].

В свою очередь Чэнь Кайкланд и Лю Хуацзин отмечают такую проблему, как распределение учебных ресурсов и сложившуюся систему оценок в спортивных колледжах и университетах [11].

По мнению авторов, спортивным колледжам и вузам необходимо увеличить инвестиции в учебное оборудование и информационные технологии, чтобы предоставить студентам более современный опыт обучения и тренировок. Также важно, считают они, внести изменения в систему оценок, поскольку традиционные результаты тестов не позволяют отразить уровень реальных способностей студентов.

Сходную позицию занимает Го Линьмин, которая указывает, что система оценивания должна быть связана с процессом обучения и с многомерной оценкой, чтобы способствовать общему развитию студентов, всесторонне оценивая их академический прогресс, владение навыками и всестороннее развитие [18].

В свою очередь Чэнь Кайкланд и Лю Хуацзин считают, что в спортивных колледжах и университетах оценка студентов может включать такие аспекты, как общая успеваемость, работа в команде, практическая деятельность и способность к инновациям, чтобы более полно отразить реальные способности и карьерный потенциал студентов [11].

Согласно китайским специалистам, для широкого применения личностно ориентированного подхода спортивным колледжам и вузам Китая необходимо проводить комплексные реформы в области концепций преподавания, разработки учебных программ, подготовки преподавателей, распределения ресурсов и изменения системы оценивания результатов обучения.

В частности, Сюй Юн в своей работе конкретизирует основные задачи личностно ориентированного подхода в процессе физического воспитания студентов колледжей и университетов, который будет способствовать обеспечению всестороннего и свободного развития студентов, а не только их обучению навыкам или улучшению их успеваемости [19].

Разработанные автором рекомендации могут рассматриваться как практическое руководство использования личностно ориентированного подхода в процессе работы преподавателей спортивных вузов не только Китая, но и России.

1. Уважать студентов.

Физическое воспитание, ориентированное на человека, должно прежде всего признать, что учащиеся являются основной частью образовательного процесса, а роль учителей – обеспечить руководство и поддержку. В процессе проектирования и реализации обучения необходимо полностью учитывать интересы, потребности и способности учащихся, следует уважать индивидуальные различия каждого учащегося и поощрять их к исследованию и развитию в тех областях, в которых они могут успешно учиться или в которых они в большей степени заинтересованы.

2. Содействовать укреплению физического и психического здоровья студентов.

Здоровье является основой всестороннего развития человека. Одной из целей физического воспитания является укрепление физического здоровья учащихся посредством разумной спортивной подготовки и научного управления здоровьем. Кроме того, преподаватели также должны уделять внимание психическому здоровью учащихся и создавать позитивную, инклюзивную и поддерживающую среду обучения.

3. Развивать осведомленность о спорте на протяжении всей жизни.

Физическое воспитание должно быть ориентировано на долгосрочную перспективу, необходимо помогать учащимся формировать привычку к участию в спортивных мероприятиях на протяжении всей жизни и осознавать важность спорта для личного здоровья и социальной адаптации.

4. Способствовать всестороннему развитию студентов.

Физическое воспитание не должно ограничиваться физической подготовкой или техническим обучением, но должно также охватывать развитие эмоций, воли, социальных навыков и других аспектов. Посредством командных проектов, занятий на свежем воздухе и других мероприятий учащиеся могут улучшить свой командный дух, лидерские и социальные навыки.

5. Стимулировать внутреннюю мотивацию студентов.

Внутренняя мотивация способствует активному участию учащихся в спортивных мероприятиях. Поэтому педагогам необходимо использовать различные методы и средства обучения, чтобы стимулировать интерес и энтузиазм учащихся к спорту, чтобы они могли почувствовать счастье и чувство удовлетворенности в достижении поставленных задач, которые приносит спорт.

6. Уметь строить гармоничные отношения между преподавателем и студентом.

Хорошие отношения между преподавателем и студентами являются предпосылкой эффективного преподавания. Преподаватели физического воспитания должны устанавливать доверительные и поддерживающие отношения с учащимися посредством равноправного диалога и искреннего общения, помогать им преодолевать трудности и поощрять их быть достаточно активными, чтобы осваивать новые навыки.

7. Повышать у студентов социальную ответственность.

Участвуя в общественных спортивных мероприятиях, волонтерских службах и других мероприятиях, студенты могут много узнать о роли спорта в повышении сплоченности общества и содействии социальной гармонии, что будет способствовать развитию у них чувства гражданственности и социальной ответственности.

Заключение. На основе обзора работ китайских ученых можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение в спортивных вузах Китая рассматривается как фактор стимулирования инновационных изменений в процессе профессионального образования, направлено на повышение качества подготовки студентов, их всестороннего развития и готовности к инновациям. Представленные в обзоре материалы по внедрению личностно ориентированного подхода в профессиональное образование спортивных вузов Китая могут быть использованы в разработке совместных учебных планов и образовательных программ вузов России и Китая для подготовки высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям времени и социальным запросам обеих стран.


Библиографическая ссылка

Ван Е.-., Юй И.-., Рогалева Л.Н., Ямалетдинова Г.А., Мартынова Т.В. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР ИННОВАЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СПОРТИВНЫХ ВУЗОВ КИТАЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33736 (дата обращения: 08.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674