Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STRATEGY AND TACTICS OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF POLYCLINIC THERAPY

Shemetova G.N. 1 Krasnikova N.V. 1 Balashova M.E. 1 Shebalova E.M. 1
1 FGBOU VO «Saratov State Medical University named after V. I. Razumovsky of the Ministry of Health of Russia»,
An important role in educating the personality of a future doctor is played by the formation of such moral values as responsibility, willingness to serve the Motherland and fulfill patriotic duty, empathy and mercy. Educational work is a multifaceted process that includes civil, spiritual and moral education, crime prevention, cultural and mass work and physical education. The purpose of the study is to determine the specifics of the educational work of students at the Department of Outpatient Therapy, General Medical practice and preventive Medicine of SSMU. The education of future doctors includes educational potential in education, research activities, sports and creative activity, and volunteer movement. Medical volunteers organize holidays for children with serious illnesses in the hospital, at home and in a rehabilitation center for children with disabilities. Students regularly hold charity events «Chest of Courage» to collect gifts for young patients. The volunteer movement «We are together for Children» has grant support from the Government of the Russian Federation. The student volunteers offered a large number of interesting ideas for the grant. The scientific work of students is conducted under the guidance of experienced mentors who transfer their knowledge in the preparation of reports, abstracts and articles. Curation conducted in student groups provides an opportunity to increase the level of communication skills of students, to find out their interests and identify problems. Mentoring, volunteer movement, and curatorial work make it possible to form a highly responsible specialist. Thus, in order to create a harmoniously developed personality of the future doctor, along with the transfer of professional knowledge, it is necessary to carry out extensive educational work based on attracting students to research, creative sports and volunteer activities.
еducational work
mentoring
volunteer movement
curatorship
medical students

Введение

Воспитательная работа является приоритетным направлением в формировании гражданской позиции студента-медика. В последние годы образование трактуется как единая система, включающая в себя обучение и воспитание, так как образованный человек должен иметь определенную гражданскую позицию.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ), «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [1].

В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., необходимо «повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования» [2], это позволит формировать высоконравственные личности, имеющие возможности реализовать себя в современных условиях, готовые к защите Родины и мирному труду.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» отражены главные воспитательные задачи вуза – это создание условий для раскрытия и развития творческих способностей, гражданского самоопределения и самореализации, воспитание патриотично настроенной молодежи [3].

Цель исследования: выявление особенностей воспитательной работы студентов на кафедре поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины СГМУ.

Задачи исследования:

1. Проанализировать организацию воспитательной работы на кафедре поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины.

2. Показать особенности воспитательной работы на кафедре поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины.

Материалы и методы исследования: анализ литературных источников, социологические исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Для воспитания высоконравственного гражданина необходим принцип целостности профессионального, гражданского и нравственного развития. Особенно это важно для формирования личности будущего врача, у которого должны быть сформированы такие нравственные ценности, как чувство долга, ответственность, готовность служить Родине, эмпатия и милосердие.

Воспитание гражданской активности студента-медика имеет несколько направлений – это непосредственно воспитательный потенциал учебного процесса, научно-исследовательская и творческая деятельность студентов, спортивно-оздоровительное воспитание, а также традиции университета [4]. Большая роль в воспитательной работе отводится профилирующим кафедрам, которые через предмет могут влиять на становление личности студента как будущего специалиста [5, 6].

Помимо развития у студентов-медиков духовно-нравственной культуры (это высокий уровень профессиональных знаний, моральных качеств и умения вести себя в различных ситуациях), развития физических способностей (повышение физической и психологической выносливости, приверженность здоровому образу жизни), широко используются и новые технологии воспитательного взаимодействия – наставничество (тьюторство), кураторство и волонтерское движение.

В Саратовском государственном медицинском университете им. В.И. Разумовского на кафедре поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины начиная с 2022 года постоянно занимаются наставничеством. Заведующая кафедрой поликлинической терапии, ОВП и профилактической медицины еженедельно проводит Школу профессионального мастерства по реабилитации пациентов с различной соматической патологией. Студенты с удовольствием посещают занятия, осваивая тонкости профессии врача-реабилитолога, готовят доклады, снимают видеофильмы, работают с пациентами. В 2023 году студенты, прошедшие Школу профессионального мастерства, участвовали в «Y[C1] Международной студенческой Олимпиаде по реабилитации и санаторно-курортному лечению» и заняли III место, получив диплом III степени.

Большой вклад в воспитательную работу студентов вносят и занятия научной работой преподавателей с обучающимися. Выполняя научную работу со студентами, педагог-наставник передает свои знания, опыт подготовки докладов к выступлению на научных конференциях, написания тезисов, докладов, создания видеофильмов. Студенты неоднократно принимали участие в научных конференциях в других вузах – в Казани, Волгограде, Воронеже, Санкт-Петербурге, Москве, где занимали призовые места. Работа в студенческом научном кружке не только повышает профессиональный и культурный уровень обучающихся, но и дает возможность перенять опыт студентов других вузов. В 2022–2024 годах в студенческом научном кружке на кафедре принимали участие более 100 человек, из которых 28 на различных конференциях и конкурсах получили призовые места.

В основу врачебной и сестринской профессии заложены лучшие принципы отечественной медицины: эмпатия, отзывчивость, доброта, внимание в стремлении прийти на помощь пациентам, не задумываясь о собственной выгоде. Поэтому развитие волонтерского движения является одним из основополагающих компонентов в воспитательной деятельности вуза и, в частности, на кафедре поликлинической терапии, ОВП и профилактической медицины. Преподаватели кафедры активно привлекают студентов-волонтеров и ординаторов для участия в культурных мероприятиях, социальных и экологических проектах, реализуемых на территории Саратовской области. В частности, в текущем году студенты и преподаватели приняли участие в организации экскурсии в Музей боевой и трудовой славы для семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, а также стали волонтерами на ежегодном фестивале «Фигурное вождение автомобиля с ручным управлением» среди инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и участников СВО и на инклюзивном фестивале «Крылья», участниками Всероссийской акции по сбору макулатуры в поддержку национального проекта «Экология», фестивале «Ледовый разгуляй» и др.

Более пяти лет студенты-медики 3–6-х курсов под руководством опытного наставника оказывают помощь детям, имеющим угрожающие жизни заболевания. При поддержке Саратовского ГМУ это направление развивается в Саратовской области с 2019 года. С сентября 2023 года реализуется уже третий грантовый проект. В команду по реализации проекта волонтерского движения «Мы вместе – детям» входят как преподаватели кафедры, так и студенты нашего университета. Волонтеры организуют праздники в стационаре и на дому для «тяжелых» детей, играют, читают книги, рассказывают сказки. Студенты-волонтеры работают в Клинике профпатологии и гематологии СГМУ, в Саратовской областной детской клинической больнице (онкологическом отделении), а также в реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями.

Студенты Саратовского ГМУ обладают высочайшим уровнем эмпатии. Участвуя в добровольческой деятельности, они в процессе становления своего клинического мышления формируют черты милосердия, доброты, отзывчивости и развивают коммуникативные умения в процессе работы с пациентами и их семьями. Неоднократно в адрес ректора, управления по общественным связям и воспитательной работе, воспитательного отдела приходили благодарности от Министерства здравоохранения области, уполномоченного по правам ребенка и родителей. В сентябре 2023 года ректор Саратовского ГМУ подписал соглашение о межведомственном взаимодействии при оказании паллиативной помощи нуждающимся детям и их семьям на территории региона. Соглашение заключено по поручению Губернатора, для улучшения качества оказания паллиативной помощи детям в Саратовской области.

С 2018 года на территории Саратовской области реализуется благотворительная акция по сбору подарков для маленьких пациентов, проходящих лечение в больницах и реабилитационных центрах. «Сундук храбрости» устанавливается в процедурном кабинете, и после полученного лечения (инъекции, внутривенного введения препарата) ребенок выбирает себе подарок, и это отвлекает его от болезненной процедуры.

Кураторство студенческих групп позволяет лучше узнать интересы обучающихся. Посещение студенческих общежитий дает возможность ознакомиться с бытом студентов, особенностями питания, выявить вредные привычки, провести беседы о здоровом образе жизни.

Особое внимание при работе со студентами уделяется профилактике хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ), формированию и пропаганде здорового образа жизни молодежи. На клинических базах кафедры, в отделениях профилактики поликлиник и Центрах здоровья реализуется профилактическое направление воспитания обучающихся через учебный процесс. На практических занятиях проводятся тренинги и семинары по вопросам ведения здорового образа жизни и борьбе с факторами риска ХНИЗ.

О необходимости проведения активного обучения студентов свидетельствуют результаты анкетирования обучающихся.

С целью определения факторов риска ХНИЗ были проанкетированы 160 студентов 1-го и 6-го курсов Саратовского ГМУ. Низкая физическая активность была выявлена у 70% обследуемых, на 1-м курсе 40% студентов занимались физической культурой регулярно, а к 6-му курсу физически активными оставались только 20% учащихся.

При анализе анкет выявлено, что 81% студентов питаются нерегулярно. Это связано в 62% случаев с недостатком времени (между 2-часовыми занятиями перерыв 10 минут) и отсутствием условий для приема пищи на кафедрах в 38% случаев.

Хочется отметить, что такая вредная привычка, как курение, встречается только у 16% обучающихся и уменьшается от 1-го курса (21%) к 6-му курсу (11%), что свидетельствует о хорошо проведенной воспитательной работе преподавателей.

Режим дня не соблюдают 82% студентов. Спят менее 7 часов в день 65% обучающихся. Много времени студенты проводят за компьютерами, телефонами: 24% – до 2 часов в день, 62% – до 4 часов, 14% – все свободное время.

Усталость и стресс отмечают 33% первокурсников и 18% старшекурсников, что указывает на трудности в адаптации к учебной нагрузке у студентов 1-го курса.

Сочетание нескольких различных факторов ХНИЗ выявлено у 31,8% обследованных.

По результатам проведенного обследования проведены Школы по здоровому образу жизни и совместно с центром психолого-педагогической коррекции и реабилитации несовершеннолетних проведен тренинг «Профилактика заболеваний и формирование ЗОЖ», касающийся вопросов курения, употребления наркотиков и профилактики девиантного поведения [7]. Темы разбираются посредством активного участия с элементами визуального и эмоционального дополнения (показ и разбор проблемы в игровой форме).

Сотрудниками кафедры постоянно проводится гражданско-патриотическое воспитание обучающихся. Студенты совместно с преподавателями принимают ежегодное участие в общенародной акции «Бессмертный полк». К 75-летию Победы была организована Стена памяти «Мы помним, мы гордимся!», на которой сотрудники кафедры представили фотографии своих родственников – фронтовиков и тружеников тыла. Под каждой фотографией представлены вехи боевого пути бойца или трудовых будней труженика тыла. Создание «Стены памяти» в СГМУ призвано укрепить связь поколений страны и напомнить о подвиге героев Великой Отечественной войны. Студенты вместе с сотрудниками принимают активное участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню города, Дню знаний, Дню космонавтики, Дню России, посещают выставки, музеи, в том числе и передвижной музей «Поезд Победы», посвященный Великой Отечественной войне, и др.

Преподаватели и студенты кафедры с 2022 года принимают участие в работе регионального штаба «Мы вместе» и помогают военнослужащим СВО и их родным, которые сейчас особенно нуждаются в заботе и поддержке. В данный момент ключевым направлением волонтерского штаба стала работа по выполнению просьб военнослужащих в период их отсутствия. Студенты вуза на передовой волонтерской деятельности и во время пандемии, и сейчас, во время проведения специальной военной операции. Они отправляются на новые территории Российской Федерации для осуществления гуманитарной миссии, оказывают помощь в больницах, принимают участие в восстановлении городов и мирной жизни, проводят развлекательные мероприятия для детей.

Во время пандемии COVID-19 студенты и преподаватели кафедры принимали участие в работе созданного на базе СГМУ колл-центра по оказанию информационно-консультативной, психологической, организационной помощи населению и Всероссийской акции взаимопомощи #МыВместе.

Совместное обучение на кафедре студентов из разных стран ближнего и дальнего зарубежья, различных национальностей и вероисповеданий воспитывает толерантность, обеспечивает адекватную коммуникацию в группах и формирует готовность оказывать помощь людям независимо от социальной и расовой принадлежности.

Сотрудники кафедры отмечают возросшую активность студентов в выполнении научных работ, волонтерском движении и различных мероприятиях, предлагаемых кафедрой и университетом.

Все больше и больше студентов вовлекаются в активную жизнь университета. Наставничество, кураторство, волонтерское движение дают свои положительные результаты. Большое количество учащихся поддерживают здоровый образ, отказываются от вредных привычек, участвуют в волонтерском движении и выполняют научные студенческие работы.

Заключение

Воспитательная работа в медицинском вузе является одной из главных составляющих системы качества подготовки будущего врача и направлена на формирование целостного облика специалиста, сочетающего в себе не только профессиональные, но и нравственные аспекты. Основными элементами воспитательной компоненты на кафедре являются: патриотическое воспитание, активное привлечение студентов к волонтерской деятельности, вовлеченность студентов в научно-исследовательскую работу с представлением докладов на научных конференциях и конкурсах, участие обучающихся в спортивных и творческих объединениях.

Только совместными усилиями преподавателей и студентов, не только давая обучающимся профессиональные знания, но и проводя большую воспитательную работу, можно создать гармонично развитую личность, владеющую профессиональными навыками и берущую на себя гражданскую ответственность.