Введение
Воспитательная работа является приоритетным направлением в формировании гражданской позиции студента-медика. В последние годы образование трактуется как единая система, включающая в себя обучение и воспитание, так как образованный человек должен иметь определенную гражданскую позицию.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ), «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [1].
В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., необходимо «повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования» [2], это позволит формировать высоконравственные личности, имеющие возможности реализовать себя в современных условиях, готовые к защите Родины и мирному труду.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» отражены главные воспитательные задачи вуза – это создание условий для раскрытия и развития творческих способностей, гражданского самоопределения и самореализации, воспитание патриотично настроенной молодежи [3].
Цель исследования: выявление особенностей воспитательной работы студентов на кафедре поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины СГМУ.
Задачи исследования:
1. Проанализировать организацию воспитательной работы на кафедре поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины.
2. Показать особенности воспитательной работы на кафедре поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины.
Материалы и методы исследования: анализ литературных источников, социологические исследования.
Результаты исследования и их обсуждение. Для воспитания высоконравственного гражданина необходим принцип целостности профессионального, гражданского и нравственного развития. Особенно это важно для формирования личности будущего врача, у которого должны быть сформированы такие нравственные ценности, как чувство долга, ответственность, готовность служить Родине, эмпатия и милосердие.
Воспитание гражданской активности студента-медика имеет несколько направлений – это непосредственно воспитательный потенциал учебного процесса, научно-исследовательская и творческая деятельность студентов, спортивно-оздоровительное воспитание, а также традиции университета [4]. Большая роль в воспитательной работе отводится профилирующим кафедрам, которые через предмет могут влиять на становление личности студента как будущего специалиста [5, 6].
Помимо развития у студентов-медиков духовно-нравственной культуры (это высокий уровень профессиональных знаний, моральных качеств и умения вести себя в различных ситуациях), развития физических способностей (повышение физической и психологической выносливости, приверженность здоровому образу жизни), широко используются и новые технологии воспитательного взаимодействия – наставничество (тьюторство), кураторство и волонтерское движение.
В Саратовском государственном медицинском университете им. В.И. Разумовского на кафедре поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины начиная с 2022 года постоянно занимаются наставничеством. Заведующая кафедрой поликлинической терапии, ОВП и профилактической медицины еженедельно проводит Школу профессионального мастерства по реабилитации пациентов с различной соматической патологией. Студенты с удовольствием посещают занятия, осваивая тонкости профессии врача-реабилитолога, готовят доклады, снимают видеофильмы, работают с пациентами. В 2023 году студенты, прошедшие Школу профессионального мастерства, участвовали в «Y[C1] Международной студенческой Олимпиаде по реабилитации и санаторно-курортному лечению» и заняли III место, получив диплом III степени.
Большой вклад в воспитательную работу студентов вносят и занятия научной работой преподавателей с обучающимися. Выполняя научную работу со студентами, педагог-наставник передает свои знания, опыт подготовки докладов к выступлению на научных конференциях, написания тезисов, докладов, создания видеофильмов. Студенты неоднократно принимали участие в научных конференциях в других вузах – в Казани, Волгограде, Воронеже, Санкт-Петербурге, Москве, где занимали призовые места. Работа в студенческом научном кружке не только повышает профессиональный и культурный уровень обучающихся, но и дает возможность перенять опыт студентов других вузов. В 2022–2024 годах в студенческом научном кружке на кафедре принимали участие более 100 человек, из которых 28 на различных конференциях и конкурсах получили призовые места.
В основу врачебной и сестринской профессии заложены лучшие принципы отечественной медицины: эмпатия, отзывчивость, доброта, внимание в стремлении прийти на помощь пациентам, не задумываясь о собственной выгоде. Поэтому развитие волонтерского движения является одним из основополагающих компонентов в воспитательной деятельности вуза и, в частности, на кафедре поликлинической терапии, ОВП и профилактической медицины. Преподаватели кафедры активно привлекают студентов-волонтеров и ординаторов для участия в культурных мероприятиях, социальных и экологических проектах, реализуемых на территории Саратовской области. В частности, в текущем году студенты и преподаватели приняли участие в организации экскурсии в Музей боевой и трудовой славы для семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, а также стали волонтерами на ежегодном фестивале «Фигурное вождение автомобиля с ручным управлением» среди инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и участников СВО и на инклюзивном фестивале «Крылья», участниками Всероссийской акции по сбору макулатуры в поддержку национального проекта «Экология», фестивале «Ледовый разгуляй» и др.
Более пяти лет студенты-медики 3–6-х курсов под руководством опытного наставника оказывают помощь детям, имеющим угрожающие жизни заболевания. При поддержке Саратовского ГМУ это направление развивается в Саратовской области с 2019 года. С сентября 2023 года реализуется уже третий грантовый проект. В команду по реализации проекта волонтерского движения «Мы вместе – детям» входят как преподаватели кафедры, так и студенты нашего университета. Волонтеры организуют праздники в стационаре и на дому для «тяжелых» детей, играют, читают книги, рассказывают сказки. Студенты-волонтеры работают в Клинике профпатологии и гематологии СГМУ, в Саратовской областной детской клинической больнице (онкологическом отделении), а также в реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями.
Студенты Саратовского ГМУ обладают высочайшим уровнем эмпатии. Участвуя в добровольческой деятельности, они в процессе становления своего клинического мышления формируют черты милосердия, доброты, отзывчивости и развивают коммуникативные умения в процессе работы с пациентами и их семьями. Неоднократно в адрес ректора, управления по общественным связям и воспитательной работе, воспитательного отдела приходили благодарности от Министерства здравоохранения области, уполномоченного по правам ребенка и родителей. В сентябре 2023 года ректор Саратовского ГМУ подписал соглашение о межведомственном взаимодействии при оказании паллиативной помощи нуждающимся детям и их семьям на территории региона. Соглашение заключено по поручению Губернатора, для улучшения качества оказания паллиативной помощи детям в Саратовской области.
С 2018 года на территории Саратовской области реализуется благотворительная акция по сбору подарков для маленьких пациентов, проходящих лечение в больницах и реабилитационных центрах. «Сундук храбрости» устанавливается в процедурном кабинете, и после полученного лечения (инъекции, внутривенного введения препарата) ребенок выбирает себе подарок, и это отвлекает его от болезненной процедуры.
Кураторство студенческих групп позволяет лучше узнать интересы обучающихся. Посещение студенческих общежитий дает возможность ознакомиться с бытом студентов, особенностями питания, выявить вредные привычки, провести беседы о здоровом образе жизни.
Особое внимание при работе со студентами уделяется профилактике хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ), формированию и пропаганде здорового образа жизни молодежи. На клинических базах кафедры, в отделениях профилактики поликлиник и Центрах здоровья реализуется профилактическое направление воспитания обучающихся через учебный процесс. На практических занятиях проводятся тренинги и семинары по вопросам ведения здорового образа жизни и борьбе с факторами риска ХНИЗ.
О необходимости проведения активного обучения студентов свидетельствуют результаты анкетирования обучающихся.
С целью определения факторов риска ХНИЗ были проанкетированы 160 студентов 1-го и 6-го курсов Саратовского ГМУ. Низкая физическая активность была выявлена у 70% обследуемых, на 1-м курсе 40% студентов занимались физической культурой регулярно, а к 6-му курсу физически активными оставались только 20% учащихся.
При анализе анкет выявлено, что 81% студентов питаются нерегулярно. Это связано в 62% случаев с недостатком времени (между 2-часовыми занятиями перерыв 10 минут) и отсутствием условий для приема пищи на кафедрах в 38% случаев.
Хочется отметить, что такая вредная привычка, как курение, встречается только у 16% обучающихся и уменьшается от 1-го курса (21%) к 6-му курсу (11%), что свидетельствует о хорошо проведенной воспитательной работе преподавателей.
Режим дня не соблюдают 82% студентов. Спят менее 7 часов в день 65% обучающихся. Много времени студенты проводят за компьютерами, телефонами: 24% – до 2 часов в день, 62% – до 4 часов, 14% – все свободное время.
Усталость и стресс отмечают 33% первокурсников и 18% старшекурсников, что указывает на трудности в адаптации к учебной нагрузке у студентов 1-го курса.
Сочетание нескольких различных факторов ХНИЗ выявлено у 31,8% обследованных.
По результатам проведенного обследования проведены Школы по здоровому образу жизни и совместно с центром психолого-педагогической коррекции и реабилитации несовершеннолетних проведен тренинг «Профилактика заболеваний и формирование ЗОЖ», касающийся вопросов курения, употребления наркотиков и профилактики девиантного поведения [7]. Темы разбираются посредством активного участия с элементами визуального и эмоционального дополнения (показ и разбор проблемы в игровой форме).
Сотрудниками кафедры постоянно проводится гражданско-патриотическое воспитание обучающихся. Студенты совместно с преподавателями принимают ежегодное участие в общенародной акции «Бессмертный полк». К 75-летию Победы была организована Стена памяти «Мы помним, мы гордимся!», на которой сотрудники кафедры представили фотографии своих родственников – фронтовиков и тружеников тыла. Под каждой фотографией представлены вехи боевого пути бойца или трудовых будней труженика тыла. Создание «Стены памяти» в СГМУ призвано укрепить связь поколений страны и напомнить о подвиге героев Великой Отечественной войны. Студенты вместе с сотрудниками принимают активное участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню города, Дню знаний, Дню космонавтики, Дню России, посещают выставки, музеи, в том числе и передвижной музей «Поезд Победы», посвященный Великой Отечественной войне, и др.
Преподаватели и студенты кафедры с 2022 года принимают участие в работе регионального штаба «Мы вместе» и помогают военнослужащим СВО и их родным, которые сейчас особенно нуждаются в заботе и поддержке. В данный момент ключевым направлением волонтерского штаба стала работа по выполнению просьб военнослужащих в период их отсутствия. Студенты вуза на передовой волонтерской деятельности и во время пандемии, и сейчас, во время проведения специальной военной операции. Они отправляются на новые территории Российской Федерации для осуществления гуманитарной миссии, оказывают помощь в больницах, принимают участие в восстановлении городов и мирной жизни, проводят развлекательные мероприятия для детей.
Во время пандемии COVID-19 студенты и преподаватели кафедры принимали участие в работе созданного на базе СГМУ колл-центра по оказанию информационно-консультативной, психологической, организационной помощи населению и Всероссийской акции взаимопомощи #МыВместе.
Совместное обучение на кафедре студентов из разных стран ближнего и дальнего зарубежья, различных национальностей и вероисповеданий воспитывает толерантность, обеспечивает адекватную коммуникацию в группах и формирует готовность оказывать помощь людям независимо от социальной и расовой принадлежности.
Сотрудники кафедры отмечают возросшую активность студентов в выполнении научных работ, волонтерском движении и различных мероприятиях, предлагаемых кафедрой и университетом.
Все больше и больше студентов вовлекаются в активную жизнь университета. Наставничество, кураторство, волонтерское движение дают свои положительные результаты. Большое количество учащихся поддерживают здоровый образ, отказываются от вредных привычек, участвуют в волонтерском движении и выполняют научные студенческие работы.
Заключение
Воспитательная работа в медицинском вузе является одной из главных составляющих системы качества подготовки будущего врача и направлена на формирование целостного облика специалиста, сочетающего в себе не только профессиональные, но и нравственные аспекты. Основными элементами воспитательной компоненты на кафедре являются: патриотическое воспитание, активное привлечение студентов к волонтерской деятельности, вовлеченность студентов в научно-исследовательскую работу с представлением докладов на научных конференциях и конкурсах, участие обучающихся в спортивных и творческих объединениях.
Только совместными усилиями преподавателей и студентов, не только давая обучающимся профессиональные знания, но и проводя большую воспитательную работу, можно создать гармонично развитую личность, владеющую профессиональными навыками и берущую на себя гражданскую ответственность.
Библиографическая ссылка
Шеметова Г.Н., Красникова Н.В., Балашова М.Е., Шебалова Е.М. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33635 (дата обращения: 15.10.2024).