Введение
Современные условия жизни ставят перед высшими учебными заведениями новые вызовы и новые требования к условиям обучения студентов. Высокий уровень взаимодействия между абитуриентами, студентами и потенциальными работодателями из разных стран является необходимым для активного развития высшего учебного заведения в современном мире. Логичным ответом на подобные запросы со стороны общества стал образовательный экспорт в системе высшего образования. Для получения образования в Российскую Федерацию приезжают студенты из стран Африки, Южной Америки, Средней Азии и Китая [1; 2]. Но по мере развития образовательного экспорта в системе высшего образования возникают новые проблемы, что заставляет разрабатывать методологии их решения и предупреждения.
Часто встречающиеся проблемы у студентов, приехавших из других государств, это сложности, обусловленные встречей с новой социокультурной и языковой средой, холодным климатом, совершенно новыми методами и формами обучения, существенными изменениями режима труда и отдыха, питания, нарушением течения циркадных ритмов и т.д. [3]. Вся совокупность подобных проблем увеличивает сложность получения высококачественного образования, в связи с чем имеется необходимость разработки и формирования оптимальных условий для адаптации иностранных студентов, приезжающих в Российскую Федерацию [4].
Иностранный студент, в том числе из Китайский Народной Республики, вынужден приспосабливаться к новому культурному коду, к новым методам и формам образовательного процесса, взаимодействию с представителями принимающей стороны, к чуждым климатическим условиям, к новым условиям проживания, питания и т.д. Современные исследователи, работающие с проблемой социокультурной, академической и социально-психологической адаптации иностранных студентов, характеризуют такие феномены, как «культурный шок», качества «гражданина мира» [5; 6]. Как показали исследования, осуществленные в вузах РФ, в учебных группах, имеющих в составе граждан КНР, статус студентов зависит от их успеваемости. Можно объяснить это спецификой китайской национальной культуры, в силу которой успех связывается с упорным трудом, а провал обусловлен дефицитом необходимого труда [7-9].
При проведении сравнительной оценки динамики психоэмоционального состояния студентов было выявлено, что уровни тревожности, агрессивности и фрустрации у студентов из КНР увеличиваются от подготовительного курса ко второму, незначительно уменьшаясь к третьему и четвертому годам обучения [2]. Успешность или провал в обучении, легкая или затрудненная адаптация иностранных студентов к образовательной деятельности в вузе зависит от индивидуальных особенностей психики, определяющих устойчивые паттерны поведения и способы восприятия действительности, а также определенные ситуативные реакции [10-12].
Цель исследования: оценить адаптивный потенциал сердечно-сосудистой системы у иностранных студентов, начинающих обучение в медицинском вузе.
Материал и методы исследования. Объектом исследования явились 93 студента первого года обучения Тюменского ГМУ. Исследуемую группу составили 49иностранных студентов (30 юношей, средний возраст 19±0,4 года, 19 девушек, 19±0,3 года), прибывших из Китайской Народной Республики. В группу сравнения вошли 44 студента (22 юноши, средний возраст 19±0,9 года, 22 девушки, 19±0,9 года), которые на момент поступления в высшее учебное заведение проживали в г. Тюмени и Тюменской области. Всем участникам исследования проведены антропометрические измерения с вычислением индекса массы тела (ИМТ):  , кг/м2. Также подсчитана частота сердечных сокращений (ЧСС). Измерение уровней систолического и диастолического артериального давления (САД и ДАД) проводили с помощью полуавтоматического плечевого тонометра. На основании гемодинамических показателей рассчитывали: пульсовое давление:
, кг/м2. Также подсчитана частота сердечных сокращений (ЧСС). Измерение уровней систолического и диастолического артериального давления (САД и ДАД) проводили с помощью полуавтоматического плечевого тонометра. На основании гемодинамических показателей рассчитывали: пульсовое давление:  , мм рт. ст.; среднее динамическое артериальное давление (СДД) по формуле Хикема:
, мм рт. ст.; среднее динамическое артериальное давление (СДД) по формуле Хикема:  , мм рт. ст.; минутный объем крови по формуле Старра: МОК = СО·ЧСС, где СО – систолический объем крови (мл), СО = 90,97 + 0,54·ПД – 0,57·ДАД – 0,61·возраст (СО был использован только для расчета МОК и не оценивался отдельно), периферическое сопротивление сосудов:
, мм рт. ст.; минутный объем крови по формуле Старра: МОК = СО·ЧСС, где СО – систолический объем крови (мл), СО = 90,97 + 0,54·ПД – 0,57·ДАД – 0,61·возраст (СО был использован только для расчета МОК и не оценивался отдельно), периферическое сопротивление сосудов:  , дин/с/см-5; вегетативный индекс Кердо: ВИК
, дин/с/см-5; вегетативный индекс Кердо: ВИК Двойное произведение (ДП=(ЧСС*САД)/100) отражает степень нагрузки на ССС и теснее связан, чем его составляющие по отдельности, с нейрогуморальным статусом, потребностью миокарда в кислороде и другими физиологическими процессами.
Двойное произведение (ДП=(ЧСС*САД)/100) отражает степень нагрузки на ССС и теснее связан, чем его составляющие по отдельности, с нейрогуморальным статусом, потребностью миокарда в кислороде и другими физиологическими процессами.
Для оценки адаптационных возможностей гемодинамики был рассчитан индекс функциональных изменений: ИФИ = 0,011 · ЧСС + 0,014 · САД + 0,008 · ДАД + 0,014 · возраст + 0,009 · масса тела - 0,009 · длина тела - 0,27, у.е. При значении ИФИ до 2,59 у. е. адаптацию оценивали как удовлетворительную, от 2,60 до 3,09 у. е. - напряжение механизмов адаптации и от 3,10 до 3,49 у. е. - как неудовлетворительную [13; 14].
Обследование студентов проведено с разрешения этического комитета ФГБОУ ВО «Тюменский ГМУ» Минздрава России, при этом каждый участник подписывал форму информированного согласия на участие в эксперименте.
Статистический анализ данных проводили при помощи пакета прикладных программ Statistica 8.0 (StatSoft, USA). Анализ соответствия вида распределения признака закону нормального распределения проводили с использованием критерия Шапиро-Уилка. Описание выборки представлено в виде медианы (Me) и интерквартильного размаха в 25 и 75процентилей (C25 и С75). Достоверность различий между показателями независимых выборок оценивали по критерию Манна-Уитни (p < 0,05).
Результаты исследования и их обсуждение
Антропометрические параметры обследованных студентов имели гендерные особенности внутри исследуемых групп, однако достоверных их отличий между юношами и девушками в зависимости от места проживания выявлено не было.
Величины гемодинамических показателей у юношей и девушек внутри исследуемых групп достоверно не отличались, что позволило объединить их значения при групповом анализе (табл. 1).
Таблица 1
Гендерные особенности гемодинамических показателей студентов первого года обучения в медицинском вузе
| Показатели | Иностранные студенты, n=49 
 | Группа сравнения, n=44 | ||||||
| Юноши, n=30 (1) | Девушки, n=19 (2) | Юноши, n=22 (3) | Девушки, n=22 (4) | |||||
| Ме | С25-С75 | Ме | С25-С75 | Ме | С25-С75 | Ме | С25-С75 | |
| ЧСС, уд./мин. | 74 | 67,2-82,3 | 72,5 | 66,3-78,8 | 79 | 69,4-84 | 76 | 66,8-82,3 | 
| 
 | p 1-2=0,686 | 
 | p3-4=0,561 | |||||
| САД, мм рт. ст. | 122 | 115-139 | 110 | 103-117 | 120 | 115-131 | 105,5 | 99,7-112,8 | 
| 
 | p 1-2=0,686 | 
 | p3-4=0,771 | |||||
| ДАД, мм рт. ст. | 77 | 71-81 | 76,5 | 70,3-80,8 | 72 | 66-79,9 | 70 | 69,5-75,8 | 
| 
 | p 1-2=0,687 | 
 | p3-4=0,899 | |||||
Примечание: p - достоверность различий между параметрами исследуемой группы и группы сравнения по критерию Манна-Уитни.
При оценке гемодинамических показателей установлено, что частота сердечных сокращений у иностранных студентов была достоверно ниже, чем у россиян (p1-2=0,037) (табл.2). Однако величины как САД, так и ДАД у иностранных студентов оказались на 8% выше, чем в группе сравнения (соответственно p1-2=0,044; p1-2=0,002), при этом значение ПД было одинаковым в обеих группах. Величина МОК у всех обследованных находилась в пределах физиологической нормы, однако у студентов из китайской группы она была достоверно ниже. Статистически достоверных различий между группами по ДП не наблюдалось. Положительные значения ВИК у иностранных студентов свидетельствовали о преобладающем влиянии парасимпатической нервной системы на деятельность сердца, что согласуется с результатами обследования студентов из Китая, проведённого в РУДН, и объясняет более низкие показатели ЧСС и МОК в этой группе [3].
Уровень СДД, как и значения САД и ДАД, у иностранных студентов соответствовал нормативам (медиана составила менее 90мм рт. ст.), но при этом был на 5%выше, чем у россиян (p1-2=0,049). На 24% выше оказалось и значение ПСС (p1-2=0,00001), несмотря на то, что оно не выходило за пределы нормы (до 2500 дин/с/см-5). Таким образом, более высокое АД у иностранных студентов формируется в значительной степени за счет повышения сосудистого тонуса, но на фоне более экономичной работы сердца.
Медиана значения ИФИ в группе иностранных студентов составила 2,04 у. е. и достоверно не отличалась от показателя в группе сравнения (2,1 у. е.). Однако индивидуальный анализ адаптивных резервов организма показал их напряжение у 8 студентов из Китайской Народной Республики (МеИФИ=2,91, С25-С75=2,88-2,99) и у одного - неудовлетворительную адаптацию (ИФИ=3,25) (рис. 1). В группе сравнения напряжение механизмов адаптации зафиксировано только у 3студентов (МеИФИ=2,89, С25-С75=2,82-2,96) (рис. 2). Следовательно, адаптационные механизмы у обследованных иностранных студентов были менее успешными, чем у аборигенов. Высокий уровень стрессового напряжения на первом и втором курсах у китайских студентов также был отмечен в исследованиях других авторов [4], которые описали его постепенное снижение к третьему курсу.
Таблица 2
Гемодинамические показатели студентов первого года обучения в медицинском вузе
| Показатели | Иностранные студенты, N=49 (1) | Группа сравнения, N=44 (2) | ||
| Ме | С25-С75 | Ме | С25-С75 | |
| ЧСС, уд./мин. | 73,5 | 66,25–80,75 | 79 | 70,50–87,50 | 
| 
 | p1-2=0,037 | |||
| САД, мм рт. ст. | 120 | 109,00–131,00 | 111 | 102,50–123,50 | 
| 
 | p1-2=0,044 | |||
| ДАД, мм рт. ст. | 76,5 | 71,00–81,00 | 70,5 | 66–75,00 | 
| 
 | p1-2=0,002 | |||
| ПД, мм рт. ст. | 44 | 32,00–53,75 | 40,00 | 35,00–52,75 | 
| 
 | p1-2=0,617 | |||
| ДП, у. е. | 84,48 | 75,31–109,27 | 91,48 | 75,76–108,49 | 
| 
 | p1-2=0,793 | |||
| СДД, мм рт. ст. | 88,50 | 83,00–98,75 | 84,33 | 78,66–90,92 | 
| 
 | p1-2=0,049 | |||
| МОК, л/мин. | 4,24 | 3,82–5,37 | 4,99 | 4,38–5,80 | 
| 
 | p1-2=0,001 | |||
| ПСС, дин/с/см-5 | 1623,51 | 1420,59–1848,18 | 1304,79 | 1149,97–1532,08 | 
| 
 | p1-2=0,00001 | |||
| ВИК, у. е. | -3,13 | -12,45–4,84 | 8,29 | 4,00–20,34 | 
| 
 | p1-2=0,00003 | |||
| ИФИ, у.е. | 2,04 | 1,80-2,33 | 2,1 | 1,88-2,31 | 
| 
 | p1-2=0,812 | |||
Примечание: p - достоверность различий между параметрами исследуемой группы и группы сравнения по критерию Манна-Уитни.
Индивидуальный анализ факторов риска нарушений приспособительных механизмов показал, что у студента с неудовлетворительной адаптацией артериальной давление было 151/87 мм рт. ст. и ИМТ составил 41,4 кг/м2, что соответствовало ожирению 3 степени. Напряжение адаптации сопровождалось более высокими значениями САД и ДАД (Ме соответственно 138 и 80 мм. рт. ст.), чем при удовлетворительной адаптации, ИМТ у этих студентов соответствовал норме (Ме 24,7 кг/м2). Напряжение механизмов адаптации у студентов группы сравнения также сопровождалось систолической гипертензией (МеСАД 143мм рт. ст.) на фоне нормальной массы тела (МеИМТ 24,7 кг/м2) у 2 студентов и избытка массы тела у одного.

Рис. 1. Степень адаптации по результатам ИФИ студентов-первокурсников из КНР

Рис. 2. Степень адаптации по результатам ИФИ студентов-первокурсников из Российской Федерации
Выводы
1. Более низкие значения МОК, ЧСС и вегетативного индекса Кердо связаны с особенностями вегетативного статуса обследованных иностранцев, характеризующегося преобладанием тонуса парасимпатической нервной системы, что является особенностью китайской национальности.
2. Более высокие значения САД, ДАД и СДД у китайских студентов обусловлены в большей степени ростом общего периферического сопротивления сосудов, но меньшие величины ЧСС и МОК свидетельствуют о более экономичной работе сердца.
3. Большинство студентов успешно адаптируется к образовательным условиям 1-2 курсов. Однако напряжение адаптационных механизмов и неудовлетворительная адаптация чаще встречаются среди иностранных студентов, чем среди местных.
4. Факторами риска напряжения приспособительных механизмов и неудовлетворительной адаптации служат артериальная гипертензия и избыток массы тела.



