Введение
Современные условия жизни ставят перед высшими учебными заведениями новые вызовы и новые требования к условиям обучения студентов. Высокий уровень взаимодействия между абитуриентами, студентами и потенциальными работодателями из разных стран является необходимым для активного развития высшего учебного заведения в современном мире. Логичным ответом на подобные запросы со стороны общества стал образовательный экспорт в системе высшего образования. Для получения образования в Российскую Федерацию приезжают студенты из стран Африки, Южной Америки, Средней Азии и Китая [1; 2]. Но по мере развития образовательного экспорта в системе высшего образования возникают новые проблемы, что заставляет разрабатывать методологии их решения и предупреждения.
Часто встречающиеся проблемы у студентов, приехавших из других государств, это сложности, обусловленные встречей с новой социокультурной и языковой средой, холодным климатом, совершенно новыми методами и формами обучения, существенными изменениями режима труда и отдыха, питания, нарушением течения циркадных ритмов и т.д. [3]. Вся совокупность подобных проблем увеличивает сложность получения высококачественного образования, в связи с чем имеется необходимость разработки и формирования оптимальных условий для адаптации иностранных студентов, приезжающих в Российскую Федерацию [4].
Иностранный студент, в том числе из Китайский Народной Республики, вынужден приспосабливаться к новому культурному коду, к новым методам и формам образовательного процесса, взаимодействию с представителями принимающей стороны, к чуждым климатическим условиям, к новым условиям проживания, питания и т.д. Современные исследователи, работающие с проблемой социокультурной, академической и социально-психологической адаптации иностранных студентов, характеризуют такие феномены, как «культурный шок», качества «гражданина мира» [5; 6]. Как показали исследования, осуществленные в вузах РФ, в учебных группах, имеющих в составе граждан КНР, статус студентов зависит от их успеваемости. Можно объяснить это спецификой китайской национальной культуры, в силу которой успех связывается с упорным трудом, а провал обусловлен дефицитом необходимого труда [7-9].
При проведении сравнительной оценки динамики психоэмоционального состояния студентов было выявлено, что уровни тревожности, агрессивности и фрустрации у студентов из КНР увеличиваются от подготовительного курса ко второму, незначительно уменьшаясь к третьему и четвертому годам обучения [2]. Успешность или провал в обучении, легкая или затрудненная адаптация иностранных студентов к образовательной деятельности в вузе зависит от индивидуальных особенностей психики, определяющих устойчивые паттерны поведения и способы восприятия действительности, а также определенные ситуативные реакции [10-12].
Цель исследования: оценить адаптивный потенциал сердечно-сосудистой системы у иностранных студентов, начинающих обучение в медицинском вузе.
Материал и методы исследования. Объектом исследования явились 93 студента первого года обучения Тюменского ГМУ. Исследуемую группу составили 49иностранных студентов (30 юношей, средний возраст 19±0,4 года, 19 девушек, 19±0,3 года), прибывших из Китайской Народной Республики. В группу сравнения вошли 44 студента (22 юноши, средний возраст 19±0,9 года, 22 девушки, 19±0,9 года), которые на момент поступления в высшее учебное заведение проживали в г. Тюмени и Тюменской области. Всем участникам исследования проведены антропометрические измерения с вычислением индекса массы тела (ИМТ): , кг/м2. Также подсчитана частота сердечных сокращений (ЧСС). Измерение уровней систолического и диастолического артериального давления (САД и ДАД) проводили с помощью полуавтоматического плечевого тонометра. На основании гемодинамических показателей рассчитывали: пульсовое давление: , мм рт. ст.; среднее динамическое артериальное давление (СДД) по формуле Хикема: , мм рт. ст.; минутный объем крови по формуле Старра: МОК = СО·ЧСС, где СО – систолический объем крови (мл), СО = 90,97 + 0,54·ПД – 0,57·ДАД – 0,61·возраст (СО был использован только для расчета МОК и не оценивался отдельно), периферическое сопротивление сосудов: , дин/с/см-5; вегетативный индекс Кердо: ВИКДвойное произведение (ДП=(ЧСС*САД)/100) отражает степень нагрузки на ССС и теснее связан, чем его составляющие по отдельности, с нейрогуморальным статусом, потребностью миокарда в кислороде и другими физиологическими процессами.
Для оценки адаптационных возможностей гемодинамики был рассчитан индекс функциональных изменений: ИФИ = 0,011 · ЧСС + 0,014 · САД + 0,008 · ДАД + 0,014 · возраст + 0,009 · масса тела - 0,009 · длина тела - 0,27, у.е. При значении ИФИ до 2,59 у. е. адаптацию оценивали как удовлетворительную, от 2,60 до 3,09 у. е. - напряжение механизмов адаптации и от 3,10 до 3,49 у. е. - как неудовлетворительную [13; 14].
Обследование студентов проведено с разрешения этического комитета ФГБОУ ВО «Тюменский ГМУ» Минздрава России, при этом каждый участник подписывал форму информированного согласия на участие в эксперименте.
Статистический анализ данных проводили при помощи пакета прикладных программ Statistica 8.0 (StatSoft, USA). Анализ соответствия вида распределения признака закону нормального распределения проводили с использованием критерия Шапиро-Уилка. Описание выборки представлено в виде медианы (Me) и интерквартильного размаха в 25 и 75процентилей (C25 и С75). Достоверность различий между показателями независимых выборок оценивали по критерию Манна-Уитни (p < 0,05).
Результаты исследования и их обсуждение
Антропометрические параметры обследованных студентов имели гендерные особенности внутри исследуемых групп, однако достоверных их отличий между юношами и девушками в зависимости от места проживания выявлено не было.
Величины гемодинамических показателей у юношей и девушек внутри исследуемых групп достоверно не отличались, что позволило объединить их значения при групповом анализе (табл. 1).
Таблица 1
Гендерные особенности гемодинамических показателей студентов первого года обучения в медицинском вузе
Показатели |
Иностранные студенты, n=49
|
Группа сравнения, n=44 |
||||||
Юноши, n=30 (1) |
Девушки, n=19 (2) |
Юноши, n=22 (3) |
Девушки, n=22 (4) |
|||||
Ме |
С25-С75 |
Ме |
С25-С75 |
Ме |
С25-С75 |
Ме |
С25-С75 |
|
ЧСС, уд./мин. |
74 |
67,2-82,3 |
72,5 |
66,3-78,8 |
79 |
69,4-84 |
76 |
66,8-82,3 |
|
p 1-2=0,686 |
|
p3-4=0,561 |
|||||
САД, мм рт. ст. |
122 |
115-139 |
110 |
103-117 |
120 |
115-131 |
105,5 |
99,7-112,8 |
|
p 1-2=0,686 |
|
p3-4=0,771 |
|||||
ДАД, мм рт. ст. |
77 |
71-81 |
76,5 |
70,3-80,8 |
72 |
66-79,9 |
70 |
69,5-75,8 |
|
p 1-2=0,687 |
|
p3-4=0,899 |
Примечание: p - достоверность различий между параметрами исследуемой группы и группы сравнения по критерию Манна-Уитни.
При оценке гемодинамических показателей установлено, что частота сердечных сокращений у иностранных студентов была достоверно ниже, чем у россиян (p1-2=0,037) (табл.2). Однако величины как САД, так и ДАД у иностранных студентов оказались на 8% выше, чем в группе сравнения (соответственно p1-2=0,044; p1-2=0,002), при этом значение ПД было одинаковым в обеих группах. Величина МОК у всех обследованных находилась в пределах физиологической нормы, однако у студентов из китайской группы она была достоверно ниже. Статистически достоверных различий между группами по ДП не наблюдалось. Положительные значения ВИК у иностранных студентов свидетельствовали о преобладающем влиянии парасимпатической нервной системы на деятельность сердца, что согласуется с результатами обследования студентов из Китая, проведённого в РУДН, и объясняет более низкие показатели ЧСС и МОК в этой группе [3].
Уровень СДД, как и значения САД и ДАД, у иностранных студентов соответствовал нормативам (медиана составила менее 90мм рт. ст.), но при этом был на 5%выше, чем у россиян (p1-2=0,049). На 24% выше оказалось и значение ПСС (p1-2=0,00001), несмотря на то, что оно не выходило за пределы нормы (до 2500 дин/с/см-5). Таким образом, более высокое АД у иностранных студентов формируется в значительной степени за счет повышения сосудистого тонуса, но на фоне более экономичной работы сердца.
Медиана значения ИФИ в группе иностранных студентов составила 2,04 у. е. и достоверно не отличалась от показателя в группе сравнения (2,1 у. е.). Однако индивидуальный анализ адаптивных резервов организма показал их напряжение у 8 студентов из Китайской Народной Республики (МеИФИ=2,91, С25-С75=2,88-2,99) и у одного - неудовлетворительную адаптацию (ИФИ=3,25) (рис. 1). В группе сравнения напряжение механизмов адаптации зафиксировано только у 3студентов (МеИФИ=2,89, С25-С75=2,82-2,96) (рис. 2). Следовательно, адаптационные механизмы у обследованных иностранных студентов были менее успешными, чем у аборигенов. Высокий уровень стрессового напряжения на первом и втором курсах у китайских студентов также был отмечен в исследованиях других авторов [4], которые описали его постепенное снижение к третьему курсу.
Таблица 2
Гемодинамические показатели студентов первого года обучения в медицинском вузе
Показатели |
Иностранные студенты, N=49 (1) |
Группа сравнения, N=44 (2) |
||
Ме |
С25-С75 |
Ме |
С25-С75 |
|
ЧСС, уд./мин. |
73,5 |
66,25–80,75 |
79 |
70,50–87,50 |
|
p1-2=0,037 |
|||
САД, мм рт. ст. |
120 |
109,00–131,00 |
111 |
102,50–123,50 |
|
p1-2=0,044 |
|||
ДАД, мм рт. ст. |
76,5 |
71,00–81,00 |
70,5 |
66–75,00 |
|
p1-2=0,002 |
|||
ПД, мм рт. ст. |
44 |
32,00–53,75 |
40,00 |
35,00–52,75 |
|
p1-2=0,617 |
|||
ДП, у. е. |
84,48 |
75,31–109,27 |
91,48 |
75,76–108,49 |
|
p1-2=0,793 |
|||
СДД, мм рт. ст. |
88,50 |
83,00–98,75 |
84,33 |
78,66–90,92 |
|
p1-2=0,049 |
|||
МОК, л/мин. |
4,24 |
3,82–5,37 |
4,99 |
4,38–5,80 |
|
p1-2=0,001 |
|||
ПСС, дин/с/см-5 |
1623,51 |
1420,59–1848,18 |
1304,79 |
1149,97–1532,08 |
|
p1-2=0,00001 |
|||
ВИК, у. е. |
-3,13 |
-12,45–4,84 |
8,29 |
4,00–20,34 |
|
p1-2=0,00003 |
|||
ИФИ, у.е. |
2,04 |
1,80-2,33 |
2,1 |
1,88-2,31 |
|
p1-2=0,812 |
Примечание: p - достоверность различий между параметрами исследуемой группы и группы сравнения по критерию Манна-Уитни.
Индивидуальный анализ факторов риска нарушений приспособительных механизмов показал, что у студента с неудовлетворительной адаптацией артериальной давление было 151/87 мм рт. ст. и ИМТ составил 41,4 кг/м2, что соответствовало ожирению 3 степени. Напряжение адаптации сопровождалось более высокими значениями САД и ДАД (Ме соответственно 138 и 80 мм. рт. ст.), чем при удовлетворительной адаптации, ИМТ у этих студентов соответствовал норме (Ме 24,7 кг/м2). Напряжение механизмов адаптации у студентов группы сравнения также сопровождалось систолической гипертензией (МеСАД 143мм рт. ст.) на фоне нормальной массы тела (МеИМТ 24,7 кг/м2) у 2 студентов и избытка массы тела у одного.
Рис. 1. Степень адаптации по результатам ИФИ студентов-первокурсников из КНР
Рис. 2. Степень адаптации по результатам ИФИ студентов-первокурсников из Российской Федерации
Выводы
1. Более низкие значения МОК, ЧСС и вегетативного индекса Кердо связаны с особенностями вегетативного статуса обследованных иностранцев, характеризующегося преобладанием тонуса парасимпатической нервной системы, что является особенностью китайской национальности.
2. Более высокие значения САД, ДАД и СДД у китайских студентов обусловлены в большей степени ростом общего периферического сопротивления сосудов, но меньшие величины ЧСС и МОК свидетельствуют о более экономичной работе сердца.
3. Большинство студентов успешно адаптируется к образовательным условиям 1-2 курсов. Однако напряжение адаптационных механизмов и неудовлетворительная адаптация чаще встречаются среди иностранных студентов, чем среди местных.
4. Факторами риска напряжения приспособительных механизмов и неудовлетворительной адаптации служат артериальная гипертензия и избыток массы тела.
Библиографическая ссылка
Баянова А.Е., Елманова Н.Г., Жданова Е.В., Турбасова Н.В., Биктимирова А.М., Кошкарова Н.И., Лукьянова Е.Г. ОЦЕНКА АДАПТИВНЫХ РЕАКЦИЙ ГЕМОДИНАМИКИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, НАЧИНАЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33609 (дата обращения: 15.10.2024).