Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОЦЕНКА АДАПТИВНЫХ РЕАКЦИЙ ГЕМОДИНАМИКИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, НАЧИНАЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Баянова А.Е. 1 Елманова Н.Г. 1 Жданова Е.В. 1 Турбасова Н.В. 2 Биктимирова А.М. 2 Кошкарова Н.И. 1 Лукьянова Е.Г. 1
1 ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России
2 ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»
Целью исследования явилось оценить адаптивный потенциал сердечно-сосудистой системы у иностранных студентов, начинающих обучение в медицинском вузе. Производилось измерение гемодинамических показателей и расчёт индекса функциональных изменений. Исследуемую группу составили 49 иностранных студентов, прибывших из Китайской Народной Республики. При оценке гемодинамических показателей установлено, что частота сердечных сокращений у иностранных студентов была достоверно ниже, чем у россиян. Положительные значения вегетативного индекса Кердо у иностранных студентов свидетельствовали о преобладающем влиянии парасимпатической нервной системы на деятельность сердца. Таким образом, более высокое артериальное давление у иностранных студентов формируется в значительной степени за счет повышения сосудистого тонуса. Медиана значения индекса функциональных изменений в группе иностранных студентов составила 2,04 у.е. и достоверно не отличалась от показателя в группе русскоязычных студентов. Однако индивидуальный анализ адаптивных резервов организма показал их напряжение у 8 студентов из Китайской Народной Республики и у одного - неудовлетворительную адаптацию. В группе русскоязычных студентов напряжение механизмов адаптации зафиксировано только у 3 студентов. Следовательно, адаптационные механизмы у обследованных иностранных студентов были менее успешными, чем у аборигенов. Более низкие значения минутного объема крови, частоты сердечных сокращений и вегетативного индекса Кердо связаны с особенностями вегетативного статуса обследованных иностранцев, характеризующегося преобладанием тонуса парасимпатической нервной системы, что является особенностью китайской национальности. Большинство студентов успешно адаптируется к образовательным условиям 1-2 курсов. Однако напряжение адаптационных механизмов и неудовлетворительная адаптация чаще встречаются среди иностранных студентов, чем среди местных. Факторами риска напряжения приспособительных механизмов и неудовлетворительной адаптации служат артериальная гипертензия и избыток массы тела.
индекс функциональных изменений
экспорт образования
адаптационные механизмы
вегетативного индекса кердо
иностранные студенты
1. Николаев В.К. Экспорт образования в ВУЗах России в условиях новой реальности // Высшее образование в России. 2022. № 2. C. 149-166.
2. Чжао Дань Китайский студент в российском ВУЗе: тенденции выбора, проблемы адаптации, формирование отношения // Гуманитарий Юга России. 2020. № 5. С. 162-173.
3. Глебов В.В., Аракелов Г.Г. Психофизиологические особенности и процессы адаптации студентов первого курса разных факультетов РУДН // Вестник РУДН. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2014. № 2. С. 89-95.
4. Барабанщиков В.А. Естественно-научный подход в современной психологии. М.: ИП РАН, 2014. 880 с.
5. Леонтьева Э.О. Китайские студенты в России и российские студенты в КНР: опыт сравнения // Регионалистика. 2019. № 5. С. 79-91.
6. Бохан Т.Г., Ульянич А.Л., Терехина О.В., Видякина Т.А., Галажинский Э.В. Особенности субъективного благополучия студентов в условиях образовательной миграции // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12. № 1. С. 59–76. DOI: 10.17759/sps.2021120105.
7. Приоритетный проект министерства экономического развития Российской Федерации «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/27864/ (дата обращения 23.07.2024).
8. Варламова Н.В. Особенности менталитета китайских студентов // Омский научный вестник. 2012. № 1 (105). С. 31-34.
9. Филимонова Н.Ю., Романюк Е.С. Китайские студенты в вузах России // Высшее образование в России. 2014. № 8-9. С. 76-81.
10. Апасова М.В., Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. Условия адаптации иностранных студентов в ВУЗах // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 4. С. 129–137. DOI: 10.17759/jmfp.2020090412.
11. Ганеев А.Р., Булаева И.А. Готовы ли российские вузы к экспорту образования? // Alma mater: вестник высшей школы: ежемесячный научный журнал. 2022. № 11. С. 68-73.
12. Приказ Министерства науки и высшего образования России от 25.12.2020 № 1579 «О комплексном плане привлечения иностранных граждан для обучения в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, с целью их последующего трудоустройства в российских и транснациональных компаниях за рубежом на 2021–2024 годы». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/400176224/ (дата обращения 23.07.2024).
13. Кочеткова И.В., Фурсова Е.А. Индекс функциональных изменений в оценке адаптационного состояния коморбидных пациентов при включении в комплексную терапию триметазидина // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2020. № 1. С. 5-14.
14. Симонова О.И., Сметанникова О.В., Попова Е.В., Ермаков Н.А. Оценка функциональных индексов и уровня здоровья студентов в период адаптации к обучению в колледже // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 5. С. 154-158.k

Введение

Современные условия жизни ставят перед высшими учебными заведениями новые вызовы и новые требования к условиям обучения студентов. Высокий уровень взаимодействия между абитуриентами, студентами и потенциальными работодателями из разных стран является необходимым для активного развития высшего учебного заведения в современном мире. Логичным ответом на подобные запросы со стороны общества стал образовательный экспорт в системе высшего образования. Для получения образования в Российскую Федерацию приезжают студенты из стран Африки, Южной Америки, Средней Азии и Китая [1; 2]. Но по мере развития образовательного экспорта в системе высшего образования возникают новые проблемы, что заставляет разрабатывать методологии их решения и предупреждения.

Часто встречающиеся проблемы у студентов, приехавших из других государств, это сложности, обусловленные встречей с новой социокультурной и языковой средой, холодным климатом, совершенно новыми методами и формами обучения, существенными изменениями режима труда и отдыха, питания, нарушением течения циркадных ритмов и т.д. [3]. Вся совокупность подобных проблем увеличивает сложность получения высококачественного образования, в связи с чем имеется необходимость разработки и формирования оптимальных условий для адаптации иностранных студентов, приезжающих в Российскую Федерацию [4].

Иностранный студент, в том числе из Китайский Народной Республики, вынужден приспосабливаться к новому культурному коду, к новым методам и формам образовательного процесса, взаимодействию с представителями принимающей стороны, к чуждым климатическим условиям, к новым условиям проживания, питания и т.д. Современные исследователи, работающие с проблемой социокультурной, академической и социально-психологической адаптации иностранных студентов, характеризуют такие феномены, как «культурный шок», качества «гражданина мира» [5; 6]. Как показали исследования, осуществленные в вузах РФ, в учебных группах, имеющих в составе граждан КНР, статус студентов зависит от их успеваемости. Можно объяснить это спецификой китайской национальной культуры, в силу которой успех связывается с упорным трудом, а провал обусловлен дефицитом необходимого труда [7-9].

При проведении сравнительной оценки динамики психоэмоционального состояния студентов было выявлено, что уровни тревожности, агрессивности и фрустрации у студентов из КНР увеличиваются от подготовительного курса ко второму, незначительно уменьшаясь к третьему и четвертому годам обучения [2]. Успешность или провал в обучении, легкая или затрудненная адаптация иностранных студентов к образовательной деятельности в вузе зависит от индивидуальных особенностей психики, определяющих устойчивые паттерны поведения и способы восприятия действительности, а также определенные ситуативные реакции [10-12].

Цель исследования: оценить адаптивный потенциал сердечно-сосудистой системы у иностранных студентов, начинающих обучение в медицинском вузе.

Материал и методы исследования. Объектом исследования явились 93 студента первого года обучения Тюменского ГМУ. Исследуемую группу составили 49иностранных студентов (30 юношей, средний возраст 19±0,4 года, 19 девушек, 19±0,3 года), прибывших из Китайской Народной Республики. В группу сравнения вошли 44 студента (22 юноши, средний возраст 19±0,9 года, 22 девушки, 19±0,9 года), которые на момент поступления в высшее учебное заведение проживали в г. Тюмени и Тюменской области. Всем участникам исследования проведены антропометрические измерения с вычислением индекса массы тела (ИМТ): , кг/м2. Также подсчитана частота сердечных сокращений (ЧСС). Измерение уровней систолического и диастолического артериального давления (САД и ДАД) проводили с помощью полуавтоматического плечевого тонометра. На основании гемодинамических показателей рассчитывали: пульсовое давление: , мм рт. ст.; среднее динамическое артериальное давление (СДД) по формуле Хикема: , мм рт. ст.; минутный объем крови по формуле Старра: МОК = СО·ЧСС, где СО – систолический объем крови (мл), СО = 90,97 + 0,54·ПД – 0,57·ДАД – 0,61·возраст (СО был использован только для расчета МОК и не оценивался отдельно), периферическое сопротивление сосудов: , дин/с/см-5; вегетативный индекс Кердо: ВИКДвойное произведение (ДП=(ЧСС*САД)/100) отражает степень нагрузки на ССС и теснее связан, чем его составляющие по отдельности, с нейрогуморальным статусом, потребностью миокарда в кислороде и другими физиологическими процессами.

Для оценки адаптационных возможностей гемодинамики был рассчитан индекс функциональных изменений: ИФИ = 0,011 · ЧСС + 0,014 · САД + 0,008 · ДАД + 0,014 · возраст + 0,009 · масса тела - 0,009 · длина тела - 0,27, у.е. При значении ИФИ до 2,59 у. е. адаптацию оценивали как удовлетворительную, от 2,60 до 3,09 у. е. - напряжение механизмов адаптации и от 3,10 до 3,49 у. е. - как неудовлетворительную [13; 14].

Обследование студентов проведено с разрешения этического комитета ФГБОУ ВО «Тюменский ГМУ» Минздрава России, при этом каждый участник подписывал форму информированного согласия на участие в эксперименте.

Статистический анализ данных проводили при помощи пакета прикладных программ Statistica 8.0 (StatSoft, USA). Анализ соответствия вида распределения признака закону нормального распределения проводили с использованием критерия Шапиро-Уилка. Описание выборки представлено в виде медианы (Me) и интерквартильного размаха в 25 и 75процентилей (C25 и С75). Достоверность различий между показателями независимых выборок оценивали по критерию Манна-Уитни (p < 0,05).

Результаты исследования и их обсуждение

Антропометрические параметры обследованных студентов имели гендерные особенности внутри исследуемых групп, однако достоверных их отличий между юношами и девушками в зависимости от места проживания выявлено не было.

Величины гемодинамических показателей у юношей и девушек внутри исследуемых групп достоверно не отличались, что позволило объединить их значения при групповом анализе (табл. 1).

Таблица 1

Гендерные особенности гемодинамических показателей студентов первого года обучения в медицинском вузе

Показатели

Иностранные студенты, n=49

 

Группа сравнения, n=44

Юноши, n=30 (1)

Девушки, n=19 (2)

Юноши, n=22 (3)

Девушки, n=22 (4)

Ме

С25-С75

Ме

С25-С75

Ме

С25-С75

Ме

С25-С75

ЧСС, уд./мин.

74

67,2-82,3

72,5

66,3-78,8

79

69,4-84

76

66,8-82,3

 

p 1-2=0,686

 

p3-4=0,561

САД, мм рт. ст.

122

115-139

110

103-117

120

115-131

105,5

99,7-112,8

 

p 1-2=0,686

 

p3-4=0,771

ДАД, мм рт. ст.

77

71-81

76,5

70,3-80,8

72

66-79,9

70

69,5-75,8

 

p 1-2=0,687

 

p3-4=0,899

Примечание: p - достоверность различий между параметрами исследуемой группы и группы сравнения по критерию Манна-Уитни.

При оценке гемодинамических показателей установлено, что частота сердечных сокращений у иностранных студентов была достоверно ниже, чем у россиян (p1-2=0,037) (табл.2). Однако величины как САД, так и ДАД у иностранных студентов оказались на 8% выше, чем в группе сравнения (соответственно p1-2=0,044; p1-2=0,002), при этом значение ПД было одинаковым в обеих группах. Величина МОК у всех обследованных находилась в пределах физиологической нормы, однако у студентов из китайской группы она была достоверно ниже. Статистически достоверных различий между группами по ДП не наблюдалось. Положительные значения ВИК у иностранных студентов свидетельствовали о преобладающем влиянии парасимпатической нервной системы на деятельность сердца, что согласуется с результатами обследования студентов из Китая, проведённого в РУДН, и объясняет более низкие показатели ЧСС и МОК в этой группе [3].

Уровень СДД, как и значения САД и ДАД, у иностранных студентов соответствовал нормативам (медиана составила менее 90мм рт. ст.), но при этом был на 5%выше, чем у россиян (p1-2=0,049). На 24% выше оказалось и значение ПСС (p1-2=0,00001), несмотря на то, что оно не выходило за пределы нормы (до 2500 дин/с/см-5). Таким образом, более высокое АД у иностранных студентов формируется в значительной степени за счет повышения сосудистого тонуса, но на фоне более экономичной работы сердца.

Медиана значения ИФИ в группе иностранных студентов составила 2,04 у. е. и достоверно не отличалась от показателя в группе сравнения (2,1 у. е.). Однако индивидуальный анализ адаптивных резервов организма показал их напряжение у 8 студентов из Китайской Народной Республики (МеИФИ=2,91, С25-С75=2,88-2,99) и у одного - неудовлетворительную адаптацию (ИФИ=3,25) (рис. 1). В группе сравнения напряжение механизмов адаптации зафиксировано только у 3студентов (МеИФИ=2,89, С25-С75=2,82-2,96) (рис. 2). Следовательно, адаптационные механизмы у обследованных иностранных студентов были менее успешными, чем у аборигенов. Высокий уровень стрессового напряжения на первом и втором курсах у китайских студентов также был отмечен в исследованиях других авторов [4], которые описали его постепенное снижение к третьему курсу.

Таблица 2

Гемодинамические показатели студентов первого года обучения в медицинском вузе

Показатели

Иностранные студенты, N=49 (1)

Группа сравнения, N=44 (2)

Ме

С25-С75

Ме

С25-С75

ЧСС, уд./мин.

73,5

66,25–80,75

79

70,50–87,50

 

p1-2=0,037

САД, мм рт. ст.

120

109,00–131,00

111

102,50–123,50

 

p1-2=0,044

ДАД, мм рт. ст.

76,5

71,00–81,00

70,5

66–75,00

 

p1-2=0,002

ПД, мм рт. ст.

44

32,00–53,75

40,00

35,00–52,75

 

p1-2=0,617

ДП, у. е.

84,48

75,31–109,27

91,48

75,76–108,49

 

p1-2=0,793

СДД, мм рт. ст.

88,50

83,00–98,75

84,33

78,66–90,92

 

p1-2=0,049

МОК, л/мин.

4,24

3,82–5,37

4,99

4,38–5,80

 

p1-2=0,001

ПСС, дин/с/см-5

1623,51

1420,59–1848,18

1304,79

1149,97–1532,08

 

p1-2=0,00001

ВИК, у. е.

-3,13

-12,45–4,84

8,29

4,00–20,34

 

p1-2=0,00003

ИФИ, у.е.

2,04

1,80-2,33

2,1

1,88-2,31

 

p1-2=0,812

Примечание: p - достоверность различий между параметрами исследуемой группы и группы сравнения по критерию Манна-Уитни.

Индивидуальный анализ факторов риска нарушений приспособительных механизмов показал, что у студента с неудовлетворительной адаптацией артериальной давление было 151/87 мм рт. ст. и ИМТ составил 41,4 кг/м2, что соответствовало ожирению 3 степени. Напряжение адаптации сопровождалось более высокими значениями САД и ДАД (Ме соответственно 138 и 80 мм. рт. ст.), чем при удовлетворительной адаптации, ИМТ у этих студентов соответствовал норме (Ме 24,7 кг/м2). Напряжение механизмов адаптации у студентов группы сравнения также сопровождалось систолической гипертензией (МеСАД 143мм рт. ст.) на фоне нормальной массы тела (МеИМТ 24,7 кг/м2) у 2 студентов и избытка массы тела у одного.

Рис. 1. Степень адаптации по результатам ИФИ студентов-первокурсников из КНР

Рис. 2. Степень адаптации по результатам ИФИ студентов-первокурсников из Российской Федерации

Выводы

1. Более низкие значения МОК, ЧСС и вегетативного индекса Кердо связаны с особенностями вегетативного статуса обследованных иностранцев, характеризующегося преобладанием тонуса парасимпатической нервной системы, что является особенностью китайской национальности.

2. Более высокие значения САД, ДАД и СДД у китайских студентов обусловлены в большей степени ростом общего периферического сопротивления сосудов, но меньшие величины ЧСС и МОК свидетельствуют о более экономичной работе сердца.

3. Большинство студентов успешно адаптируется к образовательным условиям 1-2 курсов. Однако напряжение адаптационных механизмов и неудовлетворительная адаптация чаще встречаются среди иностранных студентов, чем среди местных.

4. Факторами риска напряжения приспособительных механизмов и неудовлетворительной адаптации служат артериальная гипертензия и избыток массы тела.


Библиографическая ссылка

Баянова А.Е., Елманова Н.Г., Жданова Е.В., Турбасова Н.В., Биктимирова А.М., Кошкарова Н.И., Лукьянова Е.Г. ОЦЕНКА АДАПТИВНЫХ РЕАКЦИЙ ГЕМОДИНАМИКИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, НАЧИНАЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33609 (дата обращения: 15.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674