Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SPECIFICITY OF PEDAGOGICAL ACTIVITY OF A MUSIC TEACHER IN CONDITIONS OF MANIFESTATIONS OF CLIP THINKING OF SCHOOLCHILDREN

Ozarenskaya N.V. 1
1 Pridnestrovian State University named after T.G. Shevchenko
The purpose of the article is to study the specifics of the pedagogical activity of a secondary school music teacher in the context of manifestations of clip thinking in modern students. Among the materials and research methods are theoretical ones related to the analysis of scientific literature on the problems of musical and aesthetic training of students in modern educational institutions and scientific works devoted to the phenomenon of clip thinking; and empirical, implying observation, study and analysis of the educational activities of students in the subject «Music», analysis and generalization of personal scientific and pedagogical experience on the basis of a modern university. The phenomenon of clip thinking as a new cognitive style in the scientific and educational environment is determined from a socio-pedagogical perspective. The problem of clip thinking is considered in the context of applying the methodology of teaching the subject «Music» in secondary schools. The need for a combination of techniques that incorporate methods of displaying reality in both visual-figurative and verbal-logical expression has been identified. The importance of techniques that activate the formation of conceptual thinking in the presence of both types of cognitive-perceptual activity in students is emphasized. A list of current methodological recommendations on the subject «Music» in secondary schools is presented from the standpoint of the humanistic paradigm of the socio-educational process. The problem of the specifics of modern sociocultural processes in education, pedagogy and psychology, reflecting the peculiarities of perception and learning opportunities of modern schoolchildren, is being updated. The implementation of educational technologies in a coordinated synthesis of traditional knowledge and innovative approaches in the subject «Music» is proposed. The need for further development, in addition to methods and means of content visualization, of educational technologies that will contribute to the formation of conceptual thinking in students by using the conceptual-logical style of cognitive activity in the educational space is substantiated. A conclusion is drawn about the specifics of a modern music lesson, which lies in its relationship with the student’s personality and is associated with a focus on a student-oriented approach, taking into account the individual characteristics of the combination of both types of cognitive style in modern schoolchildren and the use of appropriate educational technologies.
clip thinking
conceptual thinking
pedagogical activity
subject “music”
teaching methods
educational technologies
cognitive style
student-centered education

В современных гуманитарных науках прочное место занял концепт феномена клипового мышления, изучаемый с позиций междисциплинарного анализа, в первую очередь – сквозь призму педагогики, социологии, психологии, философии, даже нейрофизиологии.

Для сущностной характеристики текущих процессов поистине новой реальности так называемого постиндустриального общества в нынешней образовательной ситуации исследователи обращаются к понятиям «когнитивный стиль», «фрагментарность», «алогичность» [1, с. 1], а также «высокая скорость воспроизведения образов», «отсутствие акцентуации на деталях», «визуальность», «ассоциативность», «игровой характер знания» и т.п.

Система общеобразовательных учреждений как один из компонентов единой научно-образовательной среды демонстрирует восприимчивость к социокультурному воздействию современной «эпохи четвертой промышленной революции» и требует адекватного соответствующего осмысления педагогическим сообществом. Вследствие этого сегодня в общеобразовательной школе сфера применения профессиональных навыков и умений учителя музыки должна быть связана с актуальными разработками из области не только педагогики музыкального образования, но и психологии и социологии, исследующих непосредственное влияние эпохи информационного общества на методологию и теорию обучения. Одним из подобных примеров является феномен клипового мышления как нового типа когнитивного стиля, определяющий специфику образовательных технологий в современном образовательном пространстве. Под типами когнитивного стиля подразумеваются «относительно устойчивые индивидуально-своеобразные способы переработки информации об актуальной ситуации – ее получения, хранения и использования» [2, с. 21]. Рассмотрим клиповое мышление в контексте применения методики обучения предмету «Музыка» в общеобразовательных школах и методических рекомендаций музыкальными педагогами с позиций гуманистической парадигмы социально-воспитательного процесса.

Цель исследования

В рамках статьи предполагается изучение специфики деятельности учителя музыки в современной общеобразовательной школе в условиях проявления клипового мышления; подразумевается выявление социальной, психологической, педагогической обусловленности феномена клипового мышления. Данный тип когнитивного стиля исследуется в контексте применения образовательных технологий к предмету «Музыка» в общеобразовательных школах с целью разработки конкретных методических рекомендаций музыкальным педагогам и их использования с позиций личностно-ориентированного подхода к социально-воспитательному процессу, с учетом фактора превалирования клипового мышления над понятийным у современных обучающихся.

Материал и методы исследования

В ходе исследования применялись следующие методы:

– теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования – научных статей, трудов, методических разработок и других работ, изучающих широкий спектр вопросов современного образовательного пространства в общеобразовательных учреждениях, связанных с музыкально-эстетической подготовкой обучающихся, а также научных трудов, посвященных феномену клипового мышления);

– эмпирические (наблюдение, изучение и анализ учебной деятельности обучающихся по предмету «Музыка» в общеобразовательной школе, анализ и обобщение личного научно-педагогического опыта на базе современного вуза).

Музыкально-педагогическую деятельность можно охарактеризовать как имеющую свою особую структуру, определяемую особенностями музыкального образования, но подчиненную общим закономерностям теории деятельности. В то же время специфика музыкально-педагогической деятельности состоит в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства. Урок музыки сущностно, онтологически базируется на имманентной природе искусства, задействующей определенные типы сенсорно-перцептивной (музыкальные ощущения и восприятие) и когнитивной (музыкальная память) деятельности.

Сегодня необходимо учитывать реалии современного процесса обучения музыке в общеобразовательной школе, обусловленные спецификой нашей социокультурной действительности, в которую погружены школьники, их родители и преподаватели. Речь идет о музыкальных вкусах и предпочтениях, эстетических взглядах и установках, определяемых и диктуемых окружающей информационной средой, в которой находятся дети с самого раннего возраста, в виде интернет-контента, массмедиа, содержания, смыслового и музыкального наполнения мультфильмов, видеороликов из социальных сетей, затем фильмов и подростковых сериалов, которые хаотичным и бесконтрольным потоком, без дозированной подачи специально обученных наставников, обрушиваются на учащихся. Отметим тот факт, что музыкальное оформление поистине информационной лавины весьма далеко от музыкального фона детей и подростков 40–50 лет назад, когда разрабатывались основные научно-методические труды по музыкально-эстетическому воспитанию школьников. В то же время современных актуальных работ по данной тематике явно недостаточно, несмотря на значительный интерес современных исследователей к концептуальным научным проблемам клипового мышления как социального, педагогического, психофизиологического явления (труды А.Н. Алехина и А.А. Грековой [3], Т.Н. Горобец и В.В. Ковалева [4], Е.В. Шалагиной [5] и др.).

Современному учителю музыки жизненно необходимо учитывать произошедшие колоссальные социокультурные сдвиги в так называемом информационном обществе, затронувшие, в том числе, сферы образования, воспитания, музыкально-эстетического обучения и развития учащихся. Как следствие, преподавателю нужно вырабатывать самостоятельную стратегию и тактику своей работы, исходя из собственного педагогического опыта и профессиональных исканий. Преподавателю в общеобразовательной школе волей-неволей приходится приспосабливаться к изменению вкусов и предпочтений современных детей, пересматривать и перестраивать свой учебно-педагогический репертуар в соответствии с возможностями его усвоения учащимися и их интересами. Однако при этом следует найти разумный баланс между приемлемым «популистским» подходом и удержанием «высокохудожественной» планки при работе с музыкально-педагогическим репертуаром. Разумеется, подбор песен, например для хормейстерской работы, должен корректироваться с учетом произведений, ставших золотым фондом детского хорового репертуара, проверенных временем и не потерявших актуальности для современных детей. Так, например, хоровые хиты Е. Крылатова, Г. Гладкова, В. Шаинского и многих других советских композиторов вызывают живой эмоциональный отклик в сердцах и нынешних обучающихся. При этом не следует игнорировать качественные и содержательные, с художественной точки зрения, детские эстрадные песни с современным электронным сопровождением в виде «минусовок» – как показывает практика, обучающиеся исполняют их с большой охотой и удовольствием. В то же время пение под «живое» сопровождение фортепиано и под «минус» даст возможность попробовать свои исполнительские силы в разных манерах исполнения – классического хорового пения и эстрадного вокала.

Другим важным фактором учебно-воспитательного процесса по предмету «Музыка» является базирование деятельности педагога на принципах личностно-ориентированного образования. Это подразумевает применение определенных диагностических методик (для выявления музыкальных способностей учащихся – музыкального слуха, музыкальной памяти, метроритмического чувства, анкетирование с целью изучения музыкальной образованности и культуры, тестирование для определения типа когнитивного стиля), методики дифференцированного обучения в подгруппах. Данные общие методические рекомендации и замечания в равной мере применимы и к другим видам работы учителя музыки (исполнительской, лекционно-просветительской, концертной и т.п.).

Продолжая рассуждения об особенностях мировосприятия и мышления обучающихся наших дней, перейдем на более высокий уровень обобщений и зафиксируем некоторые тенденции современных мировоззренческих установок, обусловливающие и объясняющие социально-психологическое поведение современных обучающихся.

Отечественные педагоги и психологи (Б. Бадмаева, А. Крайнова, С. Поляков, Л. Ясюкова и др.) отмечают феномен так называемого клипового мышления как базового понятия психологии восприятия детей и подростков поколения XXI века. Подчеркнем, что изучение данной проблематики необходимо и весьма актуально при выборе адекватных методов и форм деятельности учителя музыки в современной общеобразовательной школе. При этом исследователи сходятся во мнении, что к настоящему времени отсутствует однозначное научное понимание феномена клипового мышления, и признают недостаточное развитие методик для его изучения.

Термин «клиповое сознание» («клиповое мышление») впервые появился в психолого-педагогической научной среде в последнее десятилетие ХХ века. По определению современных ученых, «клиповое мышление – отличительная особенность современного человека, при которой он воспринимает окружающий мир в виде яркого, короткого посыла и образа, сходного с видеоклипом» [6, с. 45]. С этого времени возникает понятие «мозаичность сознания», когда на смену принципу научной подачи информации пришел так называемый принцип калейдоскопа, сменяющихся картинок, формирующих клиповость мышления из-за хаотичной, бессистемной подачи информации и мозаичной картины мира современных школьников.

По мнению ряда исследователей, феномен клипового сознания стал также следствием проблемы глубинных изменений процесса развития детей, обусловленных рядом причин, среди которых «фундаментальные социально-экономические перемены, стремительное распространение массмедиа и компьютерных технологий, низкий уровень родительской мотивации, смена ценностно-нормативной системы (социальной аномии)» [6, с. 45]. В результате нарушаются детско-родительские отношения, депривация родительского тепла обусловливает отсутствие эмоциональной близости и привязанности между членами семьи, а «отчужденность от близких проявляется у детей в исчезновении доверия, в складывании у них стереотипов враждебности, возникновении чувства одиночества, неуверенности в себе» [6, с. 49]. Компенсируя сокращение или иногда даже лишение возможности удовлетворять потребность в родительском общении, любви, эмоциональной связи, дети переносят свое внимание в доступную и комфортную для себя виртуальную среду. Однако постоянное времяпрепровождение школьников, а сегодня и дошкольников, в мире гаджетов искажает у них восприятие и картину реального мира, что ведет к формированию «негативной идентичности, проявляющейся в отрицании социально одобряемых норм и ценностей» [6, с. 52]. В свою очередь, доминирование цифровой среды, по мнению современных педагогов, психологов, врачей, вызывает формирование клипового мышления детей и подростков. В то же время объективная ситуация в этой сфере за текущие тридцать лет лишь усугубляется.

Сегодня в условиях неограниченного доступного информационного потока общественные институты (школы, вузы и т.п.) утратили функцию наставничества (в условиях дозированного и системного знания), а также былую монополию становления у индивида системы познания. Вследствие этого в лавине информации основной формой ее восприятия становится клиповое мышление. Так, одной из причин развития клипового мышления школьников является привычка к быстрому чтению в Интернете, как показали результаты исследования, проведенного в 2019 г. сотрудниками Приволжского исследовательского медицинского университета среди 102 учащихся 8–10-х классов трех школ Нижнего Новгорода (результаты опубликованы в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании», организованной Московским ГППУ и Федерацией психологов образования России). При увеличении скорости чтения у школьников 2019 г. по сравнению с их ровесниками в 2014 г. страдает понимание текста, снизившееся в полтора раза. Анкетирование также выявило, что подростки в среднем проводят за электронными устройствами около 14 часов в сутки, 98% ребят сказали, что читают только электронные (виртуальные) тексты информационного характера: новостные ленты, аналитику, тексты-описания (им надо было прочитать текст художественно-литературный). Таким образом, авторы исследования делают вывод о том, что тип мышления у подростков сменился с линейного на клиповое. Интересно, что в начале эпохи цифровизации, в 1990-е годы, люди с мониторов читали медленнее, чем с бумаги, и хуже усваивали прочитанное, в то время как сегодня ситуация диаметрально противоположная. Способ чтения с экранов поменялся примерно в 2000-е годы – линейное чтение, то есть слово друг за другом, сменяется так называемым F-паттерном, когда прочитывают только заголовок или его первую строку, а затем «сканируют» текст, выдергивая из него отдельные фразы и додумывая остальное содержание, что влечет за собой увеличение скорости чтения за счет ошибок при его понимании. Следовательно, современные дети читают в Интернете много, но скользя по поверхности, не вникая в смысл прочитанного и стараясь охватить как можно больший объем визуальной информации. Соответственно, крайне актуальным представляется учет данного фактора социально-педагогических реалий в работе любого педагога, в том числе и учителя музыки, которому остается принять его как данность и, вооружившись изучением всех его сторон, включить полученные знания в свой профессиональный арсенал педагогических средств и методов.

Итак, известно, что люди с клиповым типом мышления воспринимают информацию фрагментарно, по частям, им трудно связать вещи в единое целое, и, как следствие, они слабо способны к аналитической, критической и обобщающей форме мыслительных процессов, им сложно выстраивать причинно-следственные связи. Выяснилось, что при наличии клипового сознания возникают трудности с пониманием содержания текста, интерпретацией смысла отдельных фраз на основе контекста и соотношением изображений с текстом. Помимо этого, негативное влияние клипового мышления выражается в «отсутствии усидчивости и концентрации, расстройства внимания, гиперактивности, утрате мыслительной функции, снижении способности к эмпатии, небольшом словарном запасе вкупе с неразвитостью рефлексии и коммуникативных навыков, преобладании конкретного мышления над абстрактным, некритичности мышления» [7, с. 1]. Безусловно, все это сказывается на способности к восприятию учебной информации, обучению в целом. В свою очередь, преодоление негативного влияния клипового мышления подростков на образовательный процесс видится в обращении к положительным сторонам данного явления: это умение подстраиваться под изменяющиеся условия, быстрая реакция на события и высокая скорость принятия решений.

В итоге исправить ситуацию возможно, по нашему убеждению, при противопоставлении клиповому мышлению понятийного (словесно-логического), связанного с высшим уровнем мыслительных процессов, с умением выделять суть явлений, видеть причину и прогнозировать последствия, а также сопряженного с умением систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации. При развитии понятийного мышления перечисленные ранее проблемы «клипового сознания» решаемы и преодолимы.

По мнению Л. Ясюковой, руководителя лаборатории социальной психологии СПбГУ, главы центра «Диагностика и развитие способностей», изучавшей вопросы понятийного мышления в ходе мониторинга интеллектуального развития школьников и студентов, основания данного понятия заложены в трудах выдающегося советского психолога Льва Выготского [8, с. 1]. Итак, понятийному мышлению присущи три главных компонента: умение выделять суть объекта, явления; умение видеть причину и прогнозировать последствия (причинно-следственные связи); умение систематизировать информацию и выстроить целостную картину ситуации. Иными словами, обладатели понятийного мышления адекватно воспринимают реальное положение и делают правильные выводы, в отличие от носителей клипового сознания.

Тем не менее, современным педагогам не следует впадать в отчаяние, поскольку поводы для оптимизма есть: в ходе исследования, проведенного рядом ученых Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, было выявлено, что для школьников характерна высокая доля обладателей «клипового сознания», но ко времени студенчества их доля уменьшается в полтора раза. Авторы исследования в числе основных факторов, влияющих на обнаруженные свойства мышления, называют «возрастно-типичные особенности респондентов и особенности социокультурной ситуации развития, характеризующейся, в том числе, изменением основного информационного носителя» [9, с. 126].

Результаты исследования и их обсуждение

На взгляд авторов статьи, оптимальной является предлагаемая сегодня российскими учеными методологическая концепция клипового мышления, согласно которой педагогическая методика исходит из принципа сосуществования двух типов когнитивно-перцептивной деятельности как стилей мышления у обучающихся – клипового и понятийного, при которой используется сочетание методик, задействующих оба типа мышления. Рекомендуется активное применение средств визуализации контента, которое «необходимо дополнить третьим, важнейшим требованием – использовать такие образовательные технологии, которые позволят формировать у обучающихся недостающий словесно-логический тип когнитивной деятельности через погружение в образовательное пространство понятийно-логического стиля» [10, с. 257].

Выводы

Таким образом, считаем целесообразным применение следующих методических рекомендаций в контексте педагогической деятельности учителя музыки в общеобразовательной школе.

1. Реализация положительных сторон клипового мышления (быстрота реакции, многозадачность и пр.) в условиях преобразования подходов обучения возможна через участие в разного рода проектных работах, посредством привлечения метода творческих заданий в виде слайд-презентаций и иного по предмету «Музыка».

2. Изменение стиля преподавания – поможет искать и находить разумный баланс между традиционным авторитарным преподаванием и инновационным обучением, отвечающим психосоциальным особенностям современных учащихся, без уклона в одну или другую сторону. Другими словами, весь спектр методологических приемов в общеобразовательной школе и, в частности, на уроках музыки (технологии, методы, практические формы работы и т.п.) должен учитывать характеристики клипового мышления современных обучающихся.

3. Применение форм, стимулирующих интеллектуальное напряжение, активизирующих память, задействующих коммуникационную и социализирующую функцию обучающихся. Разного рода форумы, дискуссии, круглые столы, дебаты и иное, в том числе на уроках музыки, могут стать, на наш взгляд, успешными приемами организации образовательного процесса в условиях клипового сознания школьников с целью профилактики его негативных проявлений.

4. Учет приоритета интересов и предпочтений современных обучающихся при выборе педагогического репертуара (с помощью разного рода бесед, опросов, анкетирования) и необходимость разработки новой методологической концепции современного педагогического репертуара по предмету «Музыка» (при исполнительской, хормейстерской, просветительской педагогической деятельности учителя музыки).

5. Целесообразность развития понятийного мышления для преодоления калейдоскопичной картины мира у современных обучающихся при помощи системной методической работы: заданий, музыкальных тестов из области музыкального искусства, истории музыки, музыкальных инструментов, музыкальной литературы по развитию умений устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные связи; музыкальных игр и музыкальных упражнений для развития понятийно-логического мышления с применением понятийно-категориального аппарата из области музыки; составления предложений и небольших текстов (коротких рассказов) из сферы музыкального искусства. Следовательно, по сути, перед методистами музыкального образования встает проблема создания новой научной методологической концепции (с разработкой соответствующих методических и дидактических материалов, учебных пособий и т.п.), находящейся в современной парадигме взаимодействия двух когнитивных стилей клипового и понятийного мышления. В рамках настоящей работы невозможно осветить все аспекты данной проблемы.

6. Обращение к концепции личностно-ориентированного подхода в виде активизации когнитивного и креативного компонента (достаточность научных знаний учащегося о культуре, истории, человеке, естественно-научной картине мира, развитии человечества, а также связь человека с культурой как результатом его творческой деятельности, способствующей личностному развитию и становлению путем формирования у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей). Это подразумевает становление, формирование и гармоничное развитие разных способов восприятия мира – от визуально-образного до словесно-логического, от наглядно-образного мышления и эмоционального восприятия к развитию абстрактно-логического мышления с помощью соответствующих упражнений и игр (конкретизация последних выходит за рамки данной статьи). Реализация личностно-ориентированного подхода также предполагает привлечение диагностических методик (игры «Куда идет музыка?» для выяснения уровня развития звуковысотного чувства, «Тембровые прятки» для определения чувства тембра, «Тихо – громко» для диагностики динамического чувства, «Незавершенная мелодия» для выявления чувства формы, «Музыкальная палитра» для диагностики эмоциональной отзывчивости и т.д.). Данные формы и методы способствуют развитию понятийно-логического мышления и в конечном счете – воспитанию гармоничной во всех смыслах, нравственно-ориентированной личности, согласно методологическим принципам ведущих отечественных ученых-педагогов (Е.В. Бондаревской, Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.).

Заключение

Особенности современных социокультурных процессов в образовании, педагогике и психологии, отражающие специфику восприятия и возможностей обучения современных школьников, должны воплощаться в согласованном синтезе традиционных знаний и инновационных подходов по предмету «Музыка». Актуальным при этом становится воспитание культуры слушания и слышания музыки, осуществляемое при обращении к разным видам музыкально-педагогической деятельности в процессе обучения и преподавания музыки в общеобразовательной школе с учетом реалий «клипового мышления» детей цифрового поколения. Вместе с тем, для успешной реализации целей учебно-воспитательного процесса важным представляется задействование в равной степени всех рассмотренных ранее видов традиционной музыкально-педагогической деятельности, а именно: собственно педагогической работы, хормейстерской, музыкально-исполнительской и концертно-просветительской форм – с учетом разнообразных современных творческих подходов к воспитательно-образовательному музыкальному процессу, и в равной мере учет рассмотренных социально-психологических факторов в работе учителя музыки в современной общеобразовательной школе.

В целом же педагогу-музыканту стоит принимать во внимание фактор клипового мышления обучающихся и все же отдавать предпочтение формированию у них понятийного мышления, а также в условиях увеличения объемов информации способствовать развитию у обучающихся умения свободно переключаться между двумя данными когнитивными стилями, создавая благоприятные условия в образовательном пространстве, когда возможен переход от клипового мышления к понятийному с учетом типа интеллектуальных заданий, связанных с работой с учебно-образовательной информацией.

Авторы предполагают, что специфика урока музыки сегодня – это его взаимосвязь с воспитанием личности обучающихся. Учитель музыки должен быть, прежде всего, педагогом в самом общем духовно-нравственном значении этого слова, который к тому же очень хорошо, на профессиональном уровне, разбирается в музыкальной среде обитания нынешних обучающихся; преподаватель должен стать в какой-то мере даже «психотерапевтом», в том числе посредством беседы с обучающимися как метода контроля и как способа обсуждения музыкального произведения (событий музыкальной жизни), продолжая традиции отечественной педагогической науки и основываясь на принципах личностно-ориентированного образования.