В современных гуманитарных науках прочное место занял концепт феномена клипового мышления, изучаемый с позиций междисциплинарного анализа, в первую очередь – сквозь призму педагогики, социологии, психологии, философии, даже нейрофизиологии.
Для сущностной характеристики текущих процессов поистине новой реальности так называемого постиндустриального общества в нынешней образовательной ситуации исследователи обращаются к понятиям «когнитивный стиль», «фрагментарность», «алогичность» [1, с. 1], а также «высокая скорость воспроизведения образов», «отсутствие акцентуации на деталях», «визуальность», «ассоциативность», «игровой характер знания» и т.п.
Система общеобразовательных учреждений как один из компонентов единой научно-образовательной среды демонстрирует восприимчивость к социокультурному воздействию современной «эпохи четвертой промышленной революции» и требует адекватного соответствующего осмысления педагогическим сообществом. Вследствие этого сегодня в общеобразовательной школе сфера применения профессиональных навыков и умений учителя музыки должна быть связана с актуальными разработками из области не только педагогики музыкального образования, но и психологии и социологии, исследующих непосредственное влияние эпохи информационного общества на методологию и теорию обучения. Одним из подобных примеров является феномен клипового мышления как нового типа когнитивного стиля, определяющий специфику образовательных технологий в современном образовательном пространстве. Под типами когнитивного стиля подразумеваются «относительно устойчивые индивидуально-своеобразные способы переработки информации об актуальной ситуации – ее получения, хранения и использования» [2, с. 21]. Рассмотрим клиповое мышление в контексте применения методики обучения предмету «Музыка» в общеобразовательных школах и методических рекомендаций музыкальными педагогами с позиций гуманистической парадигмы социально-воспитательного процесса.
Цель исследования
В рамках статьи предполагается изучение специфики деятельности учителя музыки в современной общеобразовательной школе в условиях проявления клипового мышления; подразумевается выявление социальной, психологической, педагогической обусловленности феномена клипового мышления. Данный тип когнитивного стиля исследуется в контексте применения образовательных технологий к предмету «Музыка» в общеобразовательных школах с целью разработки конкретных методических рекомендаций музыкальным педагогам и их использования с позиций личностно-ориентированного подхода к социально-воспитательному процессу, с учетом фактора превалирования клипового мышления над понятийным у современных обучающихся.
Материал и методы исследования
В ходе исследования применялись следующие методы:
– теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования – научных статей, трудов, методических разработок и других работ, изучающих широкий спектр вопросов современного образовательного пространства в общеобразовательных учреждениях, связанных с музыкально-эстетической подготовкой обучающихся, а также научных трудов, посвященных феномену клипового мышления);
– эмпирические (наблюдение, изучение и анализ учебной деятельности обучающихся по предмету «Музыка» в общеобразовательной школе, анализ и обобщение личного научно-педагогического опыта на базе современного вуза).
Музыкально-педагогическую деятельность можно охарактеризовать как имеющую свою особую структуру, определяемую особенностями музыкального образования, но подчиненную общим закономерностям теории деятельности. В то же время специфика музыкально-педагогической деятельности состоит в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства. Урок музыки сущностно, онтологически базируется на имманентной природе искусства, задействующей определенные типы сенсорно-перцептивной (музыкальные ощущения и восприятие) и когнитивной (музыкальная память) деятельности.
Сегодня необходимо учитывать реалии современного процесса обучения музыке в общеобразовательной школе, обусловленные спецификой нашей социокультурной действительности, в которую погружены школьники, их родители и преподаватели. Речь идет о музыкальных вкусах и предпочтениях, эстетических взглядах и установках, определяемых и диктуемых окружающей информационной средой, в которой находятся дети с самого раннего возраста, в виде интернет-контента, массмедиа, содержания, смыслового и музыкального наполнения мультфильмов, видеороликов из социальных сетей, затем фильмов и подростковых сериалов, которые хаотичным и бесконтрольным потоком, без дозированной подачи специально обученных наставников, обрушиваются на учащихся. Отметим тот факт, что музыкальное оформление поистине информационной лавины весьма далеко от музыкального фона детей и подростков 40–50 лет назад, когда разрабатывались основные научно-методические труды по музыкально-эстетическому воспитанию школьников. В то же время современных актуальных работ по данной тематике явно недостаточно, несмотря на значительный интерес современных исследователей к концептуальным научным проблемам клипового мышления как социального, педагогического, психофизиологического явления (труды А.Н. Алехина и А.А. Грековой [3], Т.Н. Горобец и В.В. Ковалева [4], Е.В. Шалагиной [5] и др.).
Современному учителю музыки жизненно необходимо учитывать произошедшие колоссальные социокультурные сдвиги в так называемом информационном обществе, затронувшие, в том числе, сферы образования, воспитания, музыкально-эстетического обучения и развития учащихся. Как следствие, преподавателю нужно вырабатывать самостоятельную стратегию и тактику своей работы, исходя из собственного педагогического опыта и профессиональных исканий. Преподавателю в общеобразовательной школе волей-неволей приходится приспосабливаться к изменению вкусов и предпочтений современных детей, пересматривать и перестраивать свой учебно-педагогический репертуар в соответствии с возможностями его усвоения учащимися и их интересами. Однако при этом следует найти разумный баланс между приемлемым «популистским» подходом и удержанием «высокохудожественной» планки при работе с музыкально-педагогическим репертуаром. Разумеется, подбор песен, например для хормейстерской работы, должен корректироваться с учетом произведений, ставших золотым фондом детского хорового репертуара, проверенных временем и не потерявших актуальности для современных детей. Так, например, хоровые хиты Е. Крылатова, Г. Гладкова, В. Шаинского и многих других советских композиторов вызывают живой эмоциональный отклик в сердцах и нынешних обучающихся. При этом не следует игнорировать качественные и содержательные, с художественной точки зрения, детские эстрадные песни с современным электронным сопровождением в виде «минусовок» – как показывает практика, обучающиеся исполняют их с большой охотой и удовольствием. В то же время пение под «живое» сопровождение фортепиано и под «минус» даст возможность попробовать свои исполнительские силы в разных манерах исполнения – классического хорового пения и эстрадного вокала.
Другим важным фактором учебно-воспитательного процесса по предмету «Музыка» является базирование деятельности педагога на принципах личностно-ориентированного образования. Это подразумевает применение определенных диагностических методик (для выявления музыкальных способностей учащихся – музыкального слуха, музыкальной памяти, метроритмического чувства, анкетирование с целью изучения музыкальной образованности и культуры, тестирование для определения типа когнитивного стиля), методики дифференцированного обучения в подгруппах. Данные общие методические рекомендации и замечания в равной мере применимы и к другим видам работы учителя музыки (исполнительской, лекционно-просветительской, концертной и т.п.).
Продолжая рассуждения об особенностях мировосприятия и мышления обучающихся наших дней, перейдем на более высокий уровень обобщений и зафиксируем некоторые тенденции современных мировоззренческих установок, обусловливающие и объясняющие социально-психологическое поведение современных обучающихся.
Отечественные педагоги и психологи (Б. Бадмаева, А. Крайнова, С. Поляков, Л. Ясюкова и др.) отмечают феномен так называемого клипового мышления как базового понятия психологии восприятия детей и подростков поколения XXI века. Подчеркнем, что изучение данной проблематики необходимо и весьма актуально при выборе адекватных методов и форм деятельности учителя музыки в современной общеобразовательной школе. При этом исследователи сходятся во мнении, что к настоящему времени отсутствует однозначное научное понимание феномена клипового мышления, и признают недостаточное развитие методик для его изучения.
Термин «клиповое сознание» («клиповое мышление») впервые появился в психолого-педагогической научной среде в последнее десятилетие ХХ века. По определению современных ученых, «клиповое мышление – отличительная особенность современного человека, при которой он воспринимает окружающий мир в виде яркого, короткого посыла и образа, сходного с видеоклипом» [6, с. 45]. С этого времени возникает понятие «мозаичность сознания», когда на смену принципу научной подачи информации пришел так называемый принцип калейдоскопа, сменяющихся картинок, формирующих клиповость мышления из-за хаотичной, бессистемной подачи информации и мозаичной картины мира современных школьников.
По мнению ряда исследователей, феномен клипового сознания стал также следствием проблемы глубинных изменений процесса развития детей, обусловленных рядом причин, среди которых «фундаментальные социально-экономические перемены, стремительное распространение массмедиа и компьютерных технологий, низкий уровень родительской мотивации, смена ценностно-нормативной системы (социальной аномии)» [6, с. 45]. В результате нарушаются детско-родительские отношения, депривация родительского тепла обусловливает отсутствие эмоциональной близости и привязанности между членами семьи, а «отчужденность от близких проявляется у детей в исчезновении доверия, в складывании у них стереотипов враждебности, возникновении чувства одиночества, неуверенности в себе» [6, с. 49]. Компенсируя сокращение или иногда даже лишение возможности удовлетворять потребность в родительском общении, любви, эмоциональной связи, дети переносят свое внимание в доступную и комфортную для себя виртуальную среду. Однако постоянное времяпрепровождение школьников, а сегодня и дошкольников, в мире гаджетов искажает у них восприятие и картину реального мира, что ведет к формированию «негативной идентичности, проявляющейся в отрицании социально одобряемых норм и ценностей» [6, с. 52]. В свою очередь, доминирование цифровой среды, по мнению современных педагогов, психологов, врачей, вызывает формирование клипового мышления детей и подростков. В то же время объективная ситуация в этой сфере за текущие тридцать лет лишь усугубляется.
Сегодня в условиях неограниченного доступного информационного потока общественные институты (школы, вузы и т.п.) утратили функцию наставничества (в условиях дозированного и системного знания), а также былую монополию становления у индивида системы познания. Вследствие этого в лавине информации основной формой ее восприятия становится клиповое мышление. Так, одной из причин развития клипового мышления школьников является привычка к быстрому чтению в Интернете, как показали результаты исследования, проведенного в 2019 г. сотрудниками Приволжского исследовательского медицинского университета среди 102 учащихся 8–10-х классов трех школ Нижнего Новгорода (результаты опубликованы в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании», организованной Московским ГППУ и Федерацией психологов образования России). При увеличении скорости чтения у школьников 2019 г. по сравнению с их ровесниками в 2014 г. страдает понимание текста, снизившееся в полтора раза. Анкетирование также выявило, что подростки в среднем проводят за электронными устройствами около 14 часов в сутки, 98% ребят сказали, что читают только электронные (виртуальные) тексты информационного характера: новостные ленты, аналитику, тексты-описания (им надо было прочитать текст художественно-литературный). Таким образом, авторы исследования делают вывод о том, что тип мышления у подростков сменился с линейного на клиповое. Интересно, что в начале эпохи цифровизации, в 1990-е годы, люди с мониторов читали медленнее, чем с бумаги, и хуже усваивали прочитанное, в то время как сегодня ситуация диаметрально противоположная. Способ чтения с экранов поменялся примерно в 2000-е годы – линейное чтение, то есть слово друг за другом, сменяется так называемым F-паттерном, когда прочитывают только заголовок или его первую строку, а затем «сканируют» текст, выдергивая из него отдельные фразы и додумывая остальное содержание, что влечет за собой увеличение скорости чтения за счет ошибок при его понимании. Следовательно, современные дети читают в Интернете много, но скользя по поверхности, не вникая в смысл прочитанного и стараясь охватить как можно больший объем визуальной информации. Соответственно, крайне актуальным представляется учет данного фактора социально-педагогических реалий в работе любого педагога, в том числе и учителя музыки, которому остается принять его как данность и, вооружившись изучением всех его сторон, включить полученные знания в свой профессиональный арсенал педагогических средств и методов.
Итак, известно, что люди с клиповым типом мышления воспринимают информацию фрагментарно, по частям, им трудно связать вещи в единое целое, и, как следствие, они слабо способны к аналитической, критической и обобщающей форме мыслительных процессов, им сложно выстраивать причинно-следственные связи. Выяснилось, что при наличии клипового сознания возникают трудности с пониманием содержания текста, интерпретацией смысла отдельных фраз на основе контекста и соотношением изображений с текстом. Помимо этого, негативное влияние клипового мышления выражается в «отсутствии усидчивости и концентрации, расстройства внимания, гиперактивности, утрате мыслительной функции, снижении способности к эмпатии, небольшом словарном запасе вкупе с неразвитостью рефлексии и коммуникативных навыков, преобладании конкретного мышления над абстрактным, некритичности мышления» [7, с. 1]. Безусловно, все это сказывается на способности к восприятию учебной информации, обучению в целом. В свою очередь, преодоление негативного влияния клипового мышления подростков на образовательный процесс видится в обращении к положительным сторонам данного явления: это умение подстраиваться под изменяющиеся условия, быстрая реакция на события и высокая скорость принятия решений.
В итоге исправить ситуацию возможно, по нашему убеждению, при противопоставлении клиповому мышлению понятийного (словесно-логического), связанного с высшим уровнем мыслительных процессов, с умением выделять суть явлений, видеть причину и прогнозировать последствия, а также сопряженного с умением систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации. При развитии понятийного мышления перечисленные ранее проблемы «клипового сознания» решаемы и преодолимы.
По мнению Л. Ясюковой, руководителя лаборатории социальной психологии СПбГУ, главы центра «Диагностика и развитие способностей», изучавшей вопросы понятийного мышления в ходе мониторинга интеллектуального развития школьников и студентов, основания данного понятия заложены в трудах выдающегося советского психолога Льва Выготского [8, с. 1]. Итак, понятийному мышлению присущи три главных компонента: умение выделять суть объекта, явления; умение видеть причину и прогнозировать последствия (причинно-следственные связи); умение систематизировать информацию и выстроить целостную картину ситуации. Иными словами, обладатели понятийного мышления адекватно воспринимают реальное положение и делают правильные выводы, в отличие от носителей клипового сознания.
Тем не менее, современным педагогам не следует впадать в отчаяние, поскольку поводы для оптимизма есть: в ходе исследования, проведенного рядом ученых Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, было выявлено, что для школьников характерна высокая доля обладателей «клипового сознания», но ко времени студенчества их доля уменьшается в полтора раза. Авторы исследования в числе основных факторов, влияющих на обнаруженные свойства мышления, называют «возрастно-типичные особенности респондентов и особенности социокультурной ситуации развития, характеризующейся, в том числе, изменением основного информационного носителя» [9, с. 126].
Результаты исследования и их обсуждение
На взгляд авторов статьи, оптимальной является предлагаемая сегодня российскими учеными методологическая концепция клипового мышления, согласно которой педагогическая методика исходит из принципа сосуществования двух типов когнитивно-перцептивной деятельности как стилей мышления у обучающихся – клипового и понятийного, при которой используется сочетание методик, задействующих оба типа мышления. Рекомендуется активное применение средств визуализации контента, которое «необходимо дополнить третьим, важнейшим требованием – использовать такие образовательные технологии, которые позволят формировать у обучающихся недостающий словесно-логический тип когнитивной деятельности через погружение в образовательное пространство понятийно-логического стиля» [10, с. 257].
Выводы
Таким образом, считаем целесообразным применение следующих методических рекомендаций в контексте педагогической деятельности учителя музыки в общеобразовательной школе.
1. Реализация положительных сторон клипового мышления (быстрота реакции, многозадачность и пр.) в условиях преобразования подходов обучения возможна через участие в разного рода проектных работах, посредством привлечения метода творческих заданий в виде слайд-презентаций и иного по предмету «Музыка».
2. Изменение стиля преподавания – поможет искать и находить разумный баланс между традиционным авторитарным преподаванием и инновационным обучением, отвечающим психосоциальным особенностям современных учащихся, без уклона в одну или другую сторону. Другими словами, весь спектр методологических приемов в общеобразовательной школе и, в частности, на уроках музыки (технологии, методы, практические формы работы и т.п.) должен учитывать характеристики клипового мышления современных обучающихся.
3. Применение форм, стимулирующих интеллектуальное напряжение, активизирующих память, задействующих коммуникационную и социализирующую функцию обучающихся. Разного рода форумы, дискуссии, круглые столы, дебаты и иное, в том числе на уроках музыки, могут стать, на наш взгляд, успешными приемами организации образовательного процесса в условиях клипового сознания школьников с целью профилактики его негативных проявлений.
4. Учет приоритета интересов и предпочтений современных обучающихся при выборе педагогического репертуара (с помощью разного рода бесед, опросов, анкетирования) и необходимость разработки новой методологической концепции современного педагогического репертуара по предмету «Музыка» (при исполнительской, хормейстерской, просветительской педагогической деятельности учителя музыки).
5. Целесообразность развития понятийного мышления для преодоления калейдоскопичной картины мира у современных обучающихся при помощи системной методической работы: заданий, музыкальных тестов из области музыкального искусства, истории музыки, музыкальных инструментов, музыкальной литературы по развитию умений устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные связи; музыкальных игр и музыкальных упражнений для развития понятийно-логического мышления с применением понятийно-категориального аппарата из области музыки; составления предложений и небольших текстов (коротких рассказов) из сферы музыкального искусства. Следовательно, по сути, перед методистами музыкального образования встает проблема создания новой научной методологической концепции (с разработкой соответствующих методических и дидактических материалов, учебных пособий и т.п.), находящейся в современной парадигме взаимодействия двух когнитивных стилей клипового и понятийного мышления. В рамках настоящей работы невозможно осветить все аспекты данной проблемы.
6. Обращение к концепции личностно-ориентированного подхода в виде активизации когнитивного и креативного компонента (достаточность научных знаний учащегося о культуре, истории, человеке, естественно-научной картине мира, развитии человечества, а также связь человека с культурой как результатом его творческой деятельности, способствующей личностному развитию и становлению путем формирования у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей). Это подразумевает становление, формирование и гармоничное развитие разных способов восприятия мира – от визуально-образного до словесно-логического, от наглядно-образного мышления и эмоционального восприятия к развитию абстрактно-логического мышления с помощью соответствующих упражнений и игр (конкретизация последних выходит за рамки данной статьи). Реализация личностно-ориентированного подхода также предполагает привлечение диагностических методик (игры «Куда идет музыка?» для выяснения уровня развития звуковысотного чувства, «Тембровые прятки» для определения чувства тембра, «Тихо – громко» для диагностики динамического чувства, «Незавершенная мелодия» для выявления чувства формы, «Музыкальная палитра» для диагностики эмоциональной отзывчивости и т.д.). Данные формы и методы способствуют развитию понятийно-логического мышления и в конечном счете – воспитанию гармоничной во всех смыслах, нравственно-ориентированной личности, согласно методологическим принципам ведущих отечественных ученых-педагогов (Е.В. Бондаревской, Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.).
Заключение
Особенности современных социокультурных процессов в образовании, педагогике и психологии, отражающие специфику восприятия и возможностей обучения современных школьников, должны воплощаться в согласованном синтезе традиционных знаний и инновационных подходов по предмету «Музыка». Актуальным при этом становится воспитание культуры слушания и слышания музыки, осуществляемое при обращении к разным видам музыкально-педагогической деятельности в процессе обучения и преподавания музыки в общеобразовательной школе с учетом реалий «клипового мышления» детей цифрового поколения. Вместе с тем, для успешной реализации целей учебно-воспитательного процесса важным представляется задействование в равной степени всех рассмотренных ранее видов традиционной музыкально-педагогической деятельности, а именно: собственно педагогической работы, хормейстерской, музыкально-исполнительской и концертно-просветительской форм – с учетом разнообразных современных творческих подходов к воспитательно-образовательному музыкальному процессу, и в равной мере учет рассмотренных социально-психологических факторов в работе учителя музыки в современной общеобразовательной школе.
В целом же педагогу-музыканту стоит принимать во внимание фактор клипового мышления обучающихся и все же отдавать предпочтение формированию у них понятийного мышления, а также в условиях увеличения объемов информации способствовать развитию у обучающихся умения свободно переключаться между двумя данными когнитивными стилями, создавая благоприятные условия в образовательном пространстве, когда возможен переход от клипового мышления к понятийному с учетом типа интеллектуальных заданий, связанных с работой с учебно-образовательной информацией.
Авторы предполагают, что специфика урока музыки сегодня – это его взаимосвязь с воспитанием личности обучающихся. Учитель музыки должен быть, прежде всего, педагогом в самом общем духовно-нравственном значении этого слова, который к тому же очень хорошо, на профессиональном уровне, разбирается в музыкальной среде обитания нынешних обучающихся; преподаватель должен стать в какой-то мере даже «психотерапевтом», в том числе посредством беседы с обучающимися как метода контроля и как способа обсуждения музыкального произведения (событий музыкальной жизни), продолжая традиции отечественной педагогической науки и основываясь на принципах личностно-ориентированного образования.
Библиографическая ссылка
Озаренская Н.В. СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В УСЛОВИЯХ ПРОЯВЛЕНИЙ КЛИПОВОВОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33577 (дата обращения: 13.10.2024).