Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,039

DEVELOPING OF STRATEGIC THINKING OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS IN TEACHING LATIN AND FOREIGN LANGUAGES

Zabolotnaya S.G. 1 Korovina I.A. 1 Nazina O.V. 1 Khabarova T.S. 1
1 Orenburg state medical university
Developing of strategic thinking of medical university students is a prerequisite for the effective fulfillment of professional tasks to provide highly qualified medical care in the future. The article discusses the experience of using methodological techniques and practices aimed at the development of strategic thinking of the first-year students when teaching foreign and Latin languages within the educational system of Orenburg State Medical University. The purpose of this study is designated by the authors as determining the foundations, methods and potential for the development of strategic thinking among future specialists in the field of medicine in the process of teaching Latin and foreign languages. In the course of study, an integrative approach was used using the "insert" method of developing critical thinking, as well as linguistic and cultural quest. The results of the conducted research indicate the importance of developing strategic thinking among students of the medical University, which allows students to independently analyze and predict phenomena, identify and implement non-standard ways to solve problems, carry out goal-setting and long-term planning, with prerequisites for the subsequent formation of clinical thinking. The paper defines the basic aspects and structural components of strategic thinking; provides examples of educational activities to activate various components of strategic thinking at the introductory organizational, main and final stages of practical training. The strategic search for information and the choice of effective communication techniques by students are considered in the aspect of the implementation of research activities. The resulting data can be used in further working-out of theoretical and practical foundations for developing of strategic thinking and intellectual potential of medical university students when teaching Latin and foreign languages under professional training.
strategic thinking
foreign language
latin
medical university students

Введение

Невозможно представить профессиональное медицинское сообщество без стратегического взаимодействия, направленного на развитие существующих и создание новых конкурентных преимуществ, формирование системы общих установок и ценностных ориентиров, совместный поиск новых ресурсов для достижения долгосрочных целей [1, с. 248]. Развитие стратегического мышления является неотъемлемым условием эффективного выполнения профессиональных задач будущими специалистами в области здравоохранения, а также их дальнейшего саморазвития.

В контексте модернизации современной системы высшего образования развитие стратегического мышления студентов отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС 3++) и предполагает интегрированный подход к совершенствованию коммуникативных стратегий, аналитических и творческих способностей, формированию навыков долгосрочного планирования и командной работы будущих специалистов различных направлений подготовки [2]. Развитие стратегического мышления студентов-медиков младших курсов является предпосылкой формирования в процессе последующего обучения морфологическим и клиническим учебным дисциплинам профессионального клинического мышления, необходимого для стратегического выбора тактики постановки диагноза и лечения заболеваний, для эффективного применения научных данных и практического опыта в реализации медицинской деятельности [3].

Цель исследования. Настоящее исследование направлено на определение основ, способов и потенциала развития стратегического мышления у будущих специалистов здравоохранения в процессе преподавания таких учебных дисциплин, как «Иностранный язык» и «Латинский язык», с позиции приоритетных ориентиров современной системы высшего образования.

Материал и методы исследования. В процессе исследования был проведён теоретический анализ научных трудов, рассматривающих основные аспекты стратегического мышления и отмечающих актуальность его развития в образовательной среде университета для эффективной реализации будущей профессиональной деятельности. Выявление структурных составляющих исследуемого педагогического явления осуществлялось на основе компонентного и системного анализа. В процессе систематизации типовых учебных действий, направленных на развитие стратегического мышления при обучении латинскому и иностранному языкам и применяемых на различных этапах практических занятий при работе с первокурсниками Оренбургского государственного медицинского университета, обучающихся по специальностям «Лечебное дело», «Стоматология», «Педиатрия», использован интегративный подход. Формирование способности студентов к стратегическому анализу рассмотрено авторами в аспекте применения приёма развития критического мышления «инсерт». Актуализация стратегического планирования и рефлексии представлена на примере вовлечения обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность.

Результаты исследования и их обсуждение. Для успешного осуществления профессиональной деятельности и создания ситуации конкурентоспособности будущим специалистам медицинского профиля необходимо обладать оперативным и тактическим мышлением, то есть проявлять способность мыслить стратегически.

Анализ научных источников показал, что ученые рассматривают «стратегию» как метод, способ, программу действий, план, готовность, паттерн, набор подходов по установлению и достижению целей, отмечая гибкость реагирования и особую модель поведения в планировании собственных действий на долгосрочный период [4, с. 125-141].

Говоря о стратегическом мышлении, В.А. Махонин отмечает, что оно представляет собой обусловленное законами логики целенаправленное познание сущности объектов и явлений, а также особенностей их взаимодействия [5]. Данный тип мышления, прежде всего, обеспечивает личность способностью определять и ставить перед собой цель, находить пути и способы её достижения, устанавливать преимущества и недостатки действий, а также деятельности в целом. Стратегическое мышление предполагает понимание причинно-следственных связей, осмысление дифференцированного подхода к научному объяснению фактов, умение синтезировать полученную информацию, нахождение оптимального решения поставленных задач при наличии нескольких вариантов, умение оценивать и осуществлять выбор необходимой стратегии деятельности и расставлять приоритеты, вербализацию идей, их ментальных конструкций, определение и проекцию дальнейшего образа действия, оценивание полученных результатов [6]. Следовательно, стратегическое мышление непосредственно связано с когнитивной пластичностью, эмоциональным интеллектом и прогностическими умениями личности [7].

Таким образом, авторы определяют стратегическое мышление как способность личности анализировать и оценивать жизненные и (или) профессиональные ситуации, выдвигать цели, предвидеть возможные результаты и разрабатывать тщательно продуманные планы для достижения поставленных целей.

В контексте тесной взаимосвязи с умением мыслить логически и критически развитие стратегического мышления предполагает активизацию аналитических способностей будущих специалистов в области здравоохранения.

Обобщая различные подходы исследователей в области педагогики, психологии, дидактики, маркетинга, связей с общественностью к определению такого понятия, как «стратегическое мышление», авторы установили следующие структурные компоненты данного педагогического явления:

- конструктивное целеполагание: способность определить конечную цель, а также способы её достижения;

- стратегическое планирование: поэтапное и поступательное осуществление действий для получения результатов собственной деятельности в долгосрочной перспективе, оптимизация и адаптация плана действий с учётом динамики изменений во внешней и внутренней среде;

- прогностические способности: умение просчитывать различные сценарии развития событий;

- аналитические навыки: критический анализ различных источников информации, взаимосвязи внешних и внутренних факторов, воздействующих на результат действий, возможностей и рисков, сильных и слабых сторон объектов, процессов и явлений;

- регулятивные умения: саморегуляция, организаторские способности, эффективное сотрудничество в рамках командной работы, делегирование обязанностей в коллективе;

- способность принимать нестереотипные решения, проявлять оперативность и гибкость в контексте адаптации к изменяющимся условиям окружающей действительности;

- эффективная коммуникация: выбор актуальных коммуникативных стратегий и вербальных техник для достижения желаемого результата.

Структурная организация стратегического мышления позволяет сделать вывод о его тесной взаимосвязи с другими компонентами интеллектуальной деятельности человека – логическим, критическим, творческим [8, с. 36], а также клиническим мышлением.

Использование типовых задач, ориентированных на развитие стратегического мышления, может быть реализовано на различных этапах обучения [9] в образовательном процессе медицинского университета, содействуя повышению мотивации, развитию познавательных и регулятивных способностей студентов (определение проблемы, постановка цели, планирование, прогнозирование и саморегуляция), что представляется особенно актуальным для будущих специалистов в области здравоохранения.

Развитие стратегического мышления при обучении латинскому и иностранному языкам в образовательном пространстве Оренбургского государственного медицинского университета (ОрГМУ) реализуется на различных этапах практических занятий с применением индивидуальной, парной и групповой форм работы.

Вводно-организационный этап занятия:

1) самостоятельное формулирование студентами темы, целей и постановка промежуточных задач учебного занятия с опорой на наглядный демонстрационный материал (представленные на слайде афоризмы, крылатые выражения и другое);

2) прогнозирование конечного результата практического занятия.

Основной этап занятия:

1) соотнесение ранее изученного материала и новой информации посредством структурирования в форме ассоциограммы или ментальной карты;

2) выдвижение гипотез о предстоящих учебных задачах;

3) распределение функций, а также способов и типов взаимодействия участников учебного коллектива в ходе образовательного процесса при составлении диалогов и полилогов, при выполнении упражнений на активизацию анатомической и клинической терминологии на английском и латинском языках;

4) применение метода мозгового штурма для реализации волевой мобилизации через формулирование актуальных проблем по теме занятия и вероятных способов их решения;

5) самостоятельное определение количества правильных ответов по результатам тестирования, фиксирование баллов в бланке самоконтроля с последующим анализом правильных или ошибочных выполнений учебных задач, объективных трудностей и возможностей их разрешения.

Заключительный этап практического занятия:

1) рефлексия собственных учебных действий студента;

2) определение трудностей в освоении учебного материала;

3) анализ условий реализации учебных целей.

Стратегический анализ при работе с текстовым, лексическим (терминологическим) и грамматическим материалом на иностранном и латинском языках осуществляется студентами медицинского университета посредством использования приёма «инсерт» путем обозначения специальными символами как известной, так и новой информации, вызывающей некоторые проблемы, а также частей изучаемого материала, требующих уточнения, констатации, пояснения. При работе с теоретическим грамматическим материалом, а также латинскими терминоэлементами данный приём помогает выявить проблемные моменты, требующие более пристальной и детальной проработки. Он способствует выявлению взаимосвязи с ранее усвоенной информацией. После обозначения на полях при помощи определенных символов, таких как, например, «!», «+», «-» и «?», по принципу «уже известное», «новое», «противоречащее имеющимся знаниям» и «требующее пояснений» - следует систематизация информации в табличной форме с последующей рефлексией, позволяющей выявить пробелы в знаниях и осуществить стратегическое планирование действий в целях их преодоления. Для достижения большей эффективности приёма «инсерт» при усвоении информации на практических занятиях по латинскому и иностранному языкам авторы использовали метод «мозгового штурма» с целью повторения и обобщения ранее изученного материала, в той или иной степени связанного с новой информацией.

Эффективными, с точки зрения развития стратегического мышления у будущих специалистов в области медицины, являются лингвострановедческие квесты общекультурной и профессиональной направленности. Лингвострановедческий квест представляет собой образовательную игру, в которой студенты-участники погружаются в изучение культуры, истории, языка и некоторых профессиональных моментов определенной страны (страны изучаемого языка). Данный формат имеет ряд преимуществ для развития стратегического мышления, поскольку квесты ставят перед участниками сложные задачи, требующие анализа информации, критического осмысления и разработки творческих решений. Участники квеста учатся работать в команде, находить взаимосвязь между различными аспектами культуры и языка и формулировать обоснованные аргументы при планировании, оценке, организации и прохождении тематических станций командных игр. Понимание культурных норм и ценностей помогает участникам квеста выстраивать эффективные коммуникативные стратегии. Актуализация стратегического мышления у студентов происходит через постановку цели, определение последовательности промежуточных задач, прогнозирование результатов, самостоятельный анализ возможности достижения целей на основе заданных ориентиров, разработку плана действий, распределение обязанностей внутри команды [10].

В ходе самостоятельной организации студентами под руководством преподавателя образовательных квестов лингвострановедческой и профессионально ориентированной направленности осуществляется стратегический выбор рабочей группы обучающихся при распределении ролей: определение ведущих станций, обладающих необходимыми дисциплинарными знаниями и организаторскими способностями; капитанов команд, отличающихся лидерскими качествами; состава команд-участников, в которые входят студенты с высокими показателями успеваемости по дисциплинам «Иностранный язык» и «Латинский язык»; группы поддержки, включающей студентов с более низким текущим дисциплинарным рейтингом, но отличающихся творческими способностями и познавательной активностью.

Команды, принимающие участие в выполнении поставленных задач по станциям, активизируют интеллектуально-творческие резервы, проявляют интуитивное мышление, реализуют поступательное осуществление действий для получения конечного результата, адаптируют план действий с учётом динамики изменений во внешней среде, проявляют оперативность, гибкость и способность принимать нестереотипные решения в аспекте адаптации к условиям окружающей действительности. На этапе оценивания работы команд обучающиеся, ответственные за организацию станций, актуализируют собственную стратегию оценивания с опорой на заранее определённые критерии. При подведении итогов осуществляется рефлексивная деятельность в целях повышения эффективности организации и прохождения образовательного квеста в долгосрочной перспективе.

Внедрение в процесс лингвистической подготовки студентов медицинского университета проектных, исследовательских, творческих заданий способствует развитию у будущих специалистов в области здравоохранения способности к постановке цели, формулировке задач, разработке плана работы, осуществлению научного поиска, оценке и анализу результатов, описанию полученных данных, формулированию выводов, рефлексии результатов работы, определению трудностей и выявлению путей их преодоления.

Заключение. Таким образом, обучение латинскому и иностранному языкам в медицинском университете является ценным инструментом развития стратегического мышления студентов и имеет комплексный характер. Оно совершенствует когнитивные функции, критическое мышление, повышает метапознание (целеполагание, планирование, мониторинг, оценку), усиливает креативность и расширяет культурную и профессиональную перспективу студентов. Данное педагогическое явление успешно осуществляется при условии системного внедрения в образовательный процесс типовых задач, приёмов и практик, актуализирующих способности студентов медицинского университета к стратегическим мыслительным действиям, являющимся компонентами клинического мышления, необходимого для эффективной самореализации и профессионального становления будущих специалистов в области здравоохранения. Результаты исследования могут найти дальнейшее применение при разработке дидактических материалов, направленных на развитие стратегического мышления студентов университетов. Результаты исследования обладают теоретической и практической значимостью в области решения проблем, связанных с обучением латинскому и иностранному языкам.