Введение
Невозможно представить профессиональное медицинское сообщество без стратегического взаимодействия, направленного на развитие существующих и создание новых конкурентных преимуществ, формирование системы общих установок и ценностных ориентиров, совместный поиск новых ресурсов для достижения долгосрочных целей [1, с. 248]. Развитие стратегического мышления является неотъемлемым условием эффективного выполнения профессиональных задач будущими специалистами в области здравоохранения, а также их дальнейшего саморазвития.
В контексте модернизации современной системы высшего образования развитие стратегического мышления студентов отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС 3++) и предполагает интегрированный подход к совершенствованию коммуникативных стратегий, аналитических и творческих способностей, формированию навыков долгосрочного планирования и командной работы будущих специалистов различных направлений подготовки [2]. Развитие стратегического мышления студентов-медиков младших курсов является предпосылкой формирования в процессе последующего обучения морфологическим и клиническим учебным дисциплинам профессионального клинического мышления, необходимого для стратегического выбора тактики постановки диагноза и лечения заболеваний, для эффективного применения научных данных и практического опыта в реализации медицинской деятельности [3].
Цель исследования. Настоящее исследование направлено на определение основ, способов и потенциала развития стратегического мышления у будущих специалистов здравоохранения в процессе преподавания таких учебных дисциплин, как «Иностранный язык» и «Латинский язык», с позиции приоритетных ориентиров современной системы высшего образования.
Материал и методы исследования. В процессе исследования был проведён теоретический анализ научных трудов, рассматривающих основные аспекты стратегического мышления и отмечающих актуальность его развития в образовательной среде университета для эффективной реализации будущей профессиональной деятельности. Выявление структурных составляющих исследуемого педагогического явления осуществлялось на основе компонентного и системного анализа. В процессе систематизации типовых учебных действий, направленных на развитие стратегического мышления при обучении латинскому и иностранному языкам и применяемых на различных этапах практических занятий при работе с первокурсниками Оренбургского государственного медицинского университета, обучающихся по специальностям «Лечебное дело», «Стоматология», «Педиатрия», использован интегративный подход. Формирование способности студентов к стратегическому анализу рассмотрено авторами в аспекте применения приёма развития критического мышления «инсерт». Актуализация стратегического планирования и рефлексии представлена на примере вовлечения обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность.
Результаты исследования и их обсуждение. Для успешного осуществления профессиональной деятельности и создания ситуации конкурентоспособности будущим специалистам медицинского профиля необходимо обладать оперативным и тактическим мышлением, то есть проявлять способность мыслить стратегически.
Анализ научных источников показал, что ученые рассматривают «стратегию» как метод, способ, программу действий, план, готовность, паттерн, набор подходов по установлению и достижению целей, отмечая гибкость реагирования и особую модель поведения в планировании собственных действий на долгосрочный период [4, с. 125-141].
Говоря о стратегическом мышлении, В.А. Махонин отмечает, что оно представляет собой обусловленное законами логики целенаправленное познание сущности объектов и явлений, а также особенностей их взаимодействия [5]. Данный тип мышления, прежде всего, обеспечивает личность способностью определять и ставить перед собой цель, находить пути и способы её достижения, устанавливать преимущества и недостатки действий, а также деятельности в целом. Стратегическое мышление предполагает понимание причинно-следственных связей, осмысление дифференцированного подхода к научному объяснению фактов, умение синтезировать полученную информацию, нахождение оптимального решения поставленных задач при наличии нескольких вариантов, умение оценивать и осуществлять выбор необходимой стратегии деятельности и расставлять приоритеты, вербализацию идей, их ментальных конструкций, определение и проекцию дальнейшего образа действия, оценивание полученных результатов [6]. Следовательно, стратегическое мышление непосредственно связано с когнитивной пластичностью, эмоциональным интеллектом и прогностическими умениями личности [7].
Таким образом, авторы определяют стратегическое мышление как способность личности анализировать и оценивать жизненные и (или) профессиональные ситуации, выдвигать цели, предвидеть возможные результаты и разрабатывать тщательно продуманные планы для достижения поставленных целей.
В контексте тесной взаимосвязи с умением мыслить логически и критически развитие стратегического мышления предполагает активизацию аналитических способностей будущих специалистов в области здравоохранения.
Обобщая различные подходы исследователей в области педагогики, психологии, дидактики, маркетинга, связей с общественностью к определению такого понятия, как «стратегическое мышление», авторы установили следующие структурные компоненты данного педагогического явления:
- конструктивное целеполагание: способность определить конечную цель, а также способы её достижения;
- стратегическое планирование: поэтапное и поступательное осуществление действий для получения результатов собственной деятельности в долгосрочной перспективе, оптимизация и адаптация плана действий с учётом динамики изменений во внешней и внутренней среде;
- прогностические способности: умение просчитывать различные сценарии развития событий;
- аналитические навыки: критический анализ различных источников информации, взаимосвязи внешних и внутренних факторов, воздействующих на результат действий, возможностей и рисков, сильных и слабых сторон объектов, процессов и явлений;
- регулятивные умения: саморегуляция, организаторские способности, эффективное сотрудничество в рамках командной работы, делегирование обязанностей в коллективе;
- способность принимать нестереотипные решения, проявлять оперативность и гибкость в контексте адаптации к изменяющимся условиям окружающей действительности;
- эффективная коммуникация: выбор актуальных коммуникативных стратегий и вербальных техник для достижения желаемого результата.
Структурная организация стратегического мышления позволяет сделать вывод о его тесной взаимосвязи с другими компонентами интеллектуальной деятельности человека – логическим, критическим, творческим [8, с. 36], а также клиническим мышлением.
Использование типовых задач, ориентированных на развитие стратегического мышления, может быть реализовано на различных этапах обучения [9] в образовательном процессе медицинского университета, содействуя повышению мотивации, развитию познавательных и регулятивных способностей студентов (определение проблемы, постановка цели, планирование, прогнозирование и саморегуляция), что представляется особенно актуальным для будущих специалистов в области здравоохранения.
Развитие стратегического мышления при обучении латинскому и иностранному языкам в образовательном пространстве Оренбургского государственного медицинского университета (ОрГМУ) реализуется на различных этапах практических занятий с применением индивидуальной, парной и групповой форм работы.
Вводно-организационный этап занятия:
1) самостоятельное формулирование студентами темы, целей и постановка промежуточных задач учебного занятия с опорой на наглядный демонстрационный материал (представленные на слайде афоризмы, крылатые выражения и другое);
2) прогнозирование конечного результата практического занятия.
Основной этап занятия:
1) соотнесение ранее изученного материала и новой информации посредством структурирования в форме ассоциограммы или ментальной карты;
2) выдвижение гипотез о предстоящих учебных задачах;
3) распределение функций, а также способов и типов взаимодействия участников учебного коллектива в ходе образовательного процесса при составлении диалогов и полилогов, при выполнении упражнений на активизацию анатомической и клинической терминологии на английском и латинском языках;
4) применение метода мозгового штурма для реализации волевой мобилизации через формулирование актуальных проблем по теме занятия и вероятных способов их решения;
5) самостоятельное определение количества правильных ответов по результатам тестирования, фиксирование баллов в бланке самоконтроля с последующим анализом правильных или ошибочных выполнений учебных задач, объективных трудностей и возможностей их разрешения.
Заключительный этап практического занятия:
1) рефлексия собственных учебных действий студента;
2) определение трудностей в освоении учебного материала;
3) анализ условий реализации учебных целей.
Стратегический анализ при работе с текстовым, лексическим (терминологическим) и грамматическим материалом на иностранном и латинском языках осуществляется студентами медицинского университета посредством использования приёма «инсерт» путем обозначения специальными символами как известной, так и новой информации, вызывающей некоторые проблемы, а также частей изучаемого материала, требующих уточнения, констатации, пояснения. При работе с теоретическим грамматическим материалом, а также латинскими терминоэлементами данный приём помогает выявить проблемные моменты, требующие более пристальной и детальной проработки. Он способствует выявлению взаимосвязи с ранее усвоенной информацией. После обозначения на полях при помощи определенных символов, таких как, например, «!», «+», «-» и «?», по принципу «уже известное», «новое», «противоречащее имеющимся знаниям» и «требующее пояснений» - следует систематизация информации в табличной форме с последующей рефлексией, позволяющей выявить пробелы в знаниях и осуществить стратегическое планирование действий в целях их преодоления. Для достижения большей эффективности приёма «инсерт» при усвоении информации на практических занятиях по латинскому и иностранному языкам авторы использовали метод «мозгового штурма» с целью повторения и обобщения ранее изученного материала, в той или иной степени связанного с новой информацией.
Эффективными, с точки зрения развития стратегического мышления у будущих специалистов в области медицины, являются лингвострановедческие квесты общекультурной и профессиональной направленности. Лингвострановедческий квест представляет собой образовательную игру, в которой студенты-участники погружаются в изучение культуры, истории, языка и некоторых профессиональных моментов определенной страны (страны изучаемого языка). Данный формат имеет ряд преимуществ для развития стратегического мышления, поскольку квесты ставят перед участниками сложные задачи, требующие анализа информации, критического осмысления и разработки творческих решений. Участники квеста учатся работать в команде, находить взаимосвязь между различными аспектами культуры и языка и формулировать обоснованные аргументы при планировании, оценке, организации и прохождении тематических станций командных игр. Понимание культурных норм и ценностей помогает участникам квеста выстраивать эффективные коммуникативные стратегии. Актуализация стратегического мышления у студентов происходит через постановку цели, определение последовательности промежуточных задач, прогнозирование результатов, самостоятельный анализ возможности достижения целей на основе заданных ориентиров, разработку плана действий, распределение обязанностей внутри команды [10].
В ходе самостоятельной организации студентами под руководством преподавателя образовательных квестов лингвострановедческой и профессионально ориентированной направленности осуществляется стратегический выбор рабочей группы обучающихся при распределении ролей: определение ведущих станций, обладающих необходимыми дисциплинарными знаниями и организаторскими способностями; капитанов команд, отличающихся лидерскими качествами; состава команд-участников, в которые входят студенты с высокими показателями успеваемости по дисциплинам «Иностранный язык» и «Латинский язык»; группы поддержки, включающей студентов с более низким текущим дисциплинарным рейтингом, но отличающихся творческими способностями и познавательной активностью.
Команды, принимающие участие в выполнении поставленных задач по станциям, активизируют интеллектуально-творческие резервы, проявляют интуитивное мышление, реализуют поступательное осуществление действий для получения конечного результата, адаптируют план действий с учётом динамики изменений во внешней среде, проявляют оперативность, гибкость и способность принимать нестереотипные решения в аспекте адаптации к условиям окружающей действительности. На этапе оценивания работы команд обучающиеся, ответственные за организацию станций, актуализируют собственную стратегию оценивания с опорой на заранее определённые критерии. При подведении итогов осуществляется рефлексивная деятельность в целях повышения эффективности организации и прохождения образовательного квеста в долгосрочной перспективе.
Внедрение в процесс лингвистической подготовки студентов медицинского университета проектных, исследовательских, творческих заданий способствует развитию у будущих специалистов в области здравоохранения способности к постановке цели, формулировке задач, разработке плана работы, осуществлению научного поиска, оценке и анализу результатов, описанию полученных данных, формулированию выводов, рефлексии результатов работы, определению трудностей и выявлению путей их преодоления.
Заключение. Таким образом, обучение латинскому и иностранному языкам в медицинском университете является ценным инструментом развития стратегического мышления студентов и имеет комплексный характер. Оно совершенствует когнитивные функции, критическое мышление, повышает метапознание (целеполагание, планирование, мониторинг, оценку), усиливает креативность и расширяет культурную и профессиональную перспективу студентов. Данное педагогическое явление успешно осуществляется при условии системного внедрения в образовательный процесс типовых задач, приёмов и практик, актуализирующих способности студентов медицинского университета к стратегическим мыслительным действиям, являющимся компонентами клинического мышления, необходимого для эффективной самореализации и профессионального становления будущих специалистов в области здравоохранения. Результаты исследования могут найти дальнейшее применение при разработке дидактических материалов, направленных на развитие стратегического мышления студентов университетов. Результаты исследования обладают теоретической и практической значимостью в области решения проблем, связанных с обучением латинскому и иностранному языкам.
Библиографическая ссылка
Заболотная С.Г., Коровина И.А., Назина О.В., Хабарова Т.С. РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛАТИНСКОМУ И ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКАМ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33543 (дата обращения: 15.10.2024).