Производственная практика является неотъемлемой частью учебного процесса, предоставляя возможность студентам применить полученные теоретические знания на практике, а также приобрести опыт работы в выбранной сфере [1]. Производственная практика «Помощник врача стационара акушерско-гинекологического профиля» организуется в соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 885/390 «О практической подготовке обучающихся» (с изменениями и дополнениями) [2]. Для проведения студенческой практики в качестве помощника врача стационара акушерско-гинекологического профиля предусматривается заключение договоров с профильными лечебно-профилактическими учреждениями с хорошим уровнем мощности (клиническими базами) города Екатеринбурга и Свердловской области. В таких учреждениях имеются широкие возможности для развития профессиональных компетенций и ценностных ориентаций, коммуникативной культуры [3].
Проведение производственной практики, безусловно, зависит от многих факторов, тем не менее, огромное значение имеет собственная инициатива студентов использовать все возможности клинической базы и кафедры для обучения [4].
Активное участие студента в рабочем процессе лечебно-профилактического учреждения способствует быстрому освоению новых навыков, а также формированию положительного отношения к студенту со стороны медицинского персонала и руководства. Мотивация студента во многом зависит и от преподавателя (базового руководителя практикой УГМУ), и от врача-наставника на клинической базе. Развитие системы наставничества расширяет доступ к практическим навыкам, увеличивает шансы быть принятым в команду и поддерживает клиническую продуктивность студента [5, 6, 7]. Наставничество в акушерстве обладает большим потенциалом и может способствовать разработке совершенно новой модели образования и профессиональной подготовки с более эффективным приобретением и сохранением новых знаний и клинических навыков [8, 9, 10].
В период пандемии COVID-19 из-за сложного эпидемиологического состояния в стране и в мире опробован новый формат производственной практики [11, 12]. Гибридная модель – дистанционные семинары и отработка практических навыков на муляжах [13, 14, 15]. В акушерских стационарах часто возникают неожиданные чрезвычайные ситуации, которые могут привести к тяжелой материнской и младенческой заболеваемости и смертности. Моделирование – это воссоздание таких ситуаций, предоставление студентам возможности приобрести необходимые навыки для поддержания контроля и минимизации вреда для пациентов [16]. Создание образовательных фильмов кафедрой акушерства и гинекологии помогает учащимся изучать манипуляции, последовательно выстраивать алгоритмы, подкрепленные наглядными образами [17, 18]. Включение в практический процесс тренажеров виртуальной реальности дает возможность применить свои навыки в сфере акушерства и гинекологии в приближенной к реальности обстановке, но без риска для пациента [19, 20]. Студенты оценили симуляционное обучение как полезный, необходимый и положительный опыт для их практической подготовки и развития клинического мышления [21, 22, 23]. Однако следует помнить, что практика именно в стационарах, в условиях реальной клиники у «постели больного» дает возможность студентам получить полный опыт и расширить свои знания в области акушерства. Кроме того, студенты-практиканты проводят полезную работу по просвещению пациенток родильного дома в вопросах гигиены, грудного вскармливания, контрацепции и т.д. Авторы исследования, проведенного в США, отметили мнения пациенток о том, что лечащие врачи проводили с ними больше времени, делясь информацией и обучая их, когда присутствовали студенты. Присутствие практикантов в родовой положительно влияло на удовлетворенность беременных женщин в родах [24, 25, 26].
Важно, чтобы высшие учебные заведения всегда стремились к наиболее эффективному и современному подходу в обучении. В связи с этим особое значение имеет мнение самих студентов.
Цель работы – определить мнение студентов об идеальной производственной практике «Помощник врача стационара акушерско-гинекологического профиля».
Методы и материалы исследования
Проведено одномоментное описательное исследование на базе кафедры акушерства и гинекологии с курсом медицинской генетики Уральского государственного медицинского университета (ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России) в 2023 году. Оценка степени удовлетворенности и мнения студентов относительно эффективности проведения производственной практики проводилась методом анонимного анкетирования. Критерии включения в исследование: студенты 4-го курса лечебно-профилактического факультета, завершившие производственную практику «Помощник врача стационара акушерско-гинекологического профиля». Критерии исключения: отказ от участия в исследовании.
Анкета включала в себя 18 вопросов: 15 вопросов в закрытой форме (участникам требовалось выбрать один или несколько вариантов ответов из предложенных) и 3 вопроса в открытой форме (студентам нужно было самостоятельно написать несколько слов в ответ). Анкеты были переданы респондентам путем электронной рассылки. Участие в исследовании было добровольным.
Всего в исследовании приняли участие 111 русскоязычных студентов из 181 человека, прошедшего акушерско-гинекологическую практику. Размер выборки предварительно не рассчитывался.
Для анализа данных использовался пакет Microsoft Excel (США, 2016 год). Количественные показатели представлены в абсолютных и относительных числах с указанием количества студентов и доли для каждой категории.
Результаты исследования и их обсуждение
Все опрашиваемые проходили производственную практику в родильном доме в качестве помощников врачей акушерско-гинекологического профиля. Большинство студентов – 76,6% (85/111) – отнеслись к данному этапу как необходимости освоения учебного плана, при этом 70,3% (78/111) ответили, что время было проведено интересно и с пользой для будущего – 13,5% (15/111) (рис.).
Отношение к производственной практике студентов (n=111)
Подавляющее большинство респондентов рассматривают практику как возможность: начать непосредственно работать с пациентами – 92,8% (103/111), научиться грамотно работать с медицинской документацией – 37,8% (42/111), заниматься научной деятельностью – 25,2% (28/111), ознакомиться с административно-управленческой деятельностью (в анкетах не было указаний на то, что студенты вкладывали в это понятие) – 18% (20/111), непосредственно выполнять медицинские манипуляции и присутствовать на родах (операциях) – всего лишь 0,9% опрошенных.
При ответе на вопрос о взаимосвязи практики и учебного процесса студенты разделились на 2 группы: 45,9% (51/111) предпочли бы проходить производственную практику с отрывом от учебы, а 54,1% (60/111) хотели бы проходить практику без отрыва от учебного процесса. Большинство опрошенных (62,2%, 69/111) мечтают проходить производственную практику во время учебного семестра, а 37,8% (42/111) опрошенных считают оптимальным проходить практику после окончания семестра и сессии.
Идеальной продолжительностью всей практической подготовки 73% (81/111) обучающихся считают 2 недели, 23,4% (26/111) опрошенных ответили, что это – одна неделя, и никто из студентов не ответил, что оптимальная продолжительность практической подготовки составляет 1 месяц.
Идеальный режим практики, по мнению опрашиваемых, был следующим: 47,7% (53/111) – 4 раза в неделю, 33,3% (37/111) – 3 дня в неделю, 7,2% (8/111) – 2 дня в неделю. Надо сказать, что сейчас практика проходит в следующем режиме – 5 дней в неделю проводится работа студентов в отделении, 1 день в неделю (суббота) – семинарское занятие и ночное дежурство.
Идеальной продолжительностью практики в течение дня для студентов оказалось 6 часов (55,9%, 62/111) или 3 часа (35,1%, 40/111). Респонденты уверены, что одного раза в неделю в качестве дежурства будет достаточно (79,3%, 88/111), однако 26,1% студентов отметили, что ночных дежурств не должно быть совсем, остальные уверены, что дежурить необходимо даже 2–3 раза в неделю.
От руководителя практики опрашиваемые ожидают: организацию практики – 83,8% (93/111), поддержку студентов – 87,4% (97/111), предоставление информации – 86,5% (96/111), наставничество – 83,8% (93/111), оценку практики – 51,4% (57/111), вовлеченность в профессию – только 0,9% (1/111).
От врачей отделения, в котором обучающиеся проходят практику, они ожидают: наставничество – 93,7% (104/111), моральную поддержку студентов – 84,7% (94/111), предоставление информации – 82% (91/111), организацию практики – 40,5% (45/111), оценку практики – 27,9% (31/111).
Больше половины опрошенных считают, что отчет по практике должен быть предоставлен в электронном виде (52,3%, 58/111), 29,7% (33/111) видят отчет лишь в форме сводной таблицы о количестве выполненных навыков, и только 16,2% оптимальным представляют отчет в виде бумажного дневника с описанием проделанной работы.
Санитарно-просветительская работа с пациентами 60,4% студентов представляется как раздача брошюр и буклетов по теме вопроса, 15,3% считают, что она совсем не нужна в родильном доме, 12,6% хотели бы участвовать в конференциях, организованных для студентов, с чтением докладов, 9,9% готовы изготавливать стенгазеты для отделения.
Подавляющее большинство учащихся считают, что отрабатывать навык необходимо только на реальных пациентах (78,4%; 87/111), 60,4% (67/111) убеждены, что лучше это делать на тренажере-манекене, 42,3% (47/111) предпочитают интерактивный муляж.
На вопрос о глубине изучения материала при прохождении акушерской практики для студентов других специальностей 60,4% (67/111) респондентов ответили, что практика позволит закрепить общие сведения, предусмотренные программой, а 35,1% студентов мечтают лишь о наличии ознакомительной практики; хотя следует отметить, что практически (2,3%, 2/111) не было ответов о том, что будущим врачам других специальностей акушерская практика не нужна.
Почти все опрашиваемые считают, что акушерская практика должна проходить в родильных домах любого уровня (70,3% (78/111) – любой родильный дом, 19,8% (22/111) – перинатальный центр), и только 9% (10/111) высказались за кафедральные базы с муляжами без реальных пациентов.
В целом удовлетворенность реальной практикой на сегодняшний день составила 92,8% (103/111): 57,7% (64/111) полностью устраивает, 35,1% (39/111) – устраивает, но не совсем, 7,2% (8/111) опрошенных недовольны организацией практики.
Стоит отметить, что для студентов УГМУ 4-го курса акушерская практика в большей степени рассматривается лишь как обязательная часть учебного плана, где можно просто интересно провести время. Однако четвертая часть обучающихся рассматривают ее как первый шаг в будущую профессию врача акушера-гинеколога.
Радует, что студенты желают на практике общаться с реальными пациентами и отрабатывать практические навыки на людях, а не на манекенах.
У опрошенных нет четкого представления о времени прохождения практики, а ответы на вопросы о продолжительности практики показывают естественное желание молодых людей работать поменьше. Поэтому при организации производственной практики нужно в меньшей степени ориентироваться на желание обучающихся, а в большей степени – на опыт наставников, чтобы не оказалось, что медицинский вуз выпускает неработоспособных врачей, не готовых работать в жестком графике лечебного учреждения. Очень интересна ситуация с ночными дежурствами – студенты очень положительно относятся к этому виду практики, некоторые готовы дежурить 2–3 раза в неделю, однако четвертая часть опрошенных совсем не желают дежурить по ночам.
Студенты очень уважительно относятся как к руководителю практики, так и к врачам родильного дома, ожидая от них наставничества, организации учебного процесса и моральной поддержки. Последний факт является очень интересным. В чем же студенты видят моральную поддержку со стороны врача? В добром слове, похвале, «защите» от пациентов со «сложным» характером или в чем-то другом? Однако детализации ответа ни в одной из анкет не было.
Будущие выпускники являются приверженцами электронных отчетов. В нашем университете с периода пандемии COVID-19 был введен цифровой дневник [26], который помогал общаться со студентами на расстоянии и на сегодняшний день позволяет контролировать работу студентов, проходящих практику и за пределами г. Екатеринбурга.
К сожалению, студенты не очень охотно готовы общаться с пациентами, предпочитая отдать им брошюру или подготовить стенгазету. Они не воспринимают важность санитарно-просветительской работы со стороны врача при работе с пациентами. На этот факт стоит обратить внимание при организации и проведении практики, поскольку умение разговаривать с пациентом, словом, психологическим настроем вселять уверенность в благоприятном исходе беременности или родов для врача является одним из важнейших навыков.
Заключение
Анкетирование студентов 4-го курса лечебно-профилактического факультета об идеальной производственной практике по акушерству показало, что будущие врачи считают эту часть учебы важной частью образовательного процесса и возлагают большие надежды на наставников (не только на руководителя практики, но и на врачей отделения, предполагая получить от них не только информационную, но и моральную поддержку); студенты готовы больше работать с живыми людьми (нежели с манекенами или тренажерами) и хотели бы не только наблюдать за работой врачей, но и активно принимать в ней участие; отчеты студенты предпочитают давать кратко и в электронном виде и, к сожалению, не видят большой пользы от санитарно-просветительской работы с пациентами.