Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STRATEGIES OF THE EDUCATIONAL PROGRAM OF PRODUCTION PRACTICE “ASSISTANT DOCTOR IN AN OBSTETRIC-GYNECOLOGICAL HOSPITAL”

Koval M.V. 1 Rosyuk E.A. 1 Vorontsova A.V. 1 Popova Z.S. 2
1 FGBOU VO «Ural State Medical University», Yekaterinburg
2 FGBU UGMU RF
The industrial practice «Assistant to a hospital doctor of an obstetric and gynecological profile» is organized in accordance with the Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation and the Ministry of Education of the Russian Federation dated August 5, 2020 No. 885/390 «On practical training of students» (with amendments and additions). The purpose is to determine the opinion of students about the ideal work practice «Assistant to a hospital doctor of an obstetric and gynecological profile». A one-stage descriptive study was conducted on the basis of the Department of Obstetrics and Gynecology with the course of medical genetics of the Ural State Medical University (FGBOU in UGMU of the Ministry of Health of the Russian Federation) in 2023. For students of the 4th year of UGMU, obstetric practice is more considered as an obligatory part of the curriculum, where you can have an interesting time. A fourth of the students consider it as the first step into the future profession of an obstetrician-gynecologist. Students want to communicate with real patients in practice, and practice practical skills on people, not on mannequins. Overall, satisfaction with the actual practice to date has amounted to 92.8%: 57.7% are completely satisfied, 35.1% are satisfied, but not quite. 7.2% of respondents are not satisfied with the organization of the practice.
student practice
medical student
maternity hospital
obstetrics and gynecology

Производственная практика является неотъемлемой частью учебного процесса, предоставляя возможность студентам применить полученные теоретические знания на практике, а также приобрести опыт работы в выбранной сфере [1]. Производственная практика «Помощник врача стационара акушерско-гинекологического профиля» организуется в соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 885/390 «О практической подготовке обучающихся» (с изменениями и дополнениями) [2]. Для проведения студенческой практики в качестве помощника врача стационара акушерско-гинекологического профиля предусматривается заключение договоров с профильными лечебно-профилактическими учреждениями с хорошим уровнем мощности (клиническими базами) города Екатеринбурга и Свердловской области. В таких учреждениях имеются широкие возможности для развития профессиональных компетенций и ценностных ориентаций, коммуникативной культуры [3].

Проведение производственной практики, безусловно, зависит от многих факторов, тем не менее, огромное значение имеет собственная инициатива студентов использовать все возможности клинической базы и кафедры для обучения [4].

Активное участие студента в рабочем процессе лечебно-профилактического учреждения способствует быстрому освоению новых навыков, а также формированию положительного отношения к студенту со стороны медицинского персонала и руководства. Мотивация студента во многом зависит и от преподавателя (базового руководителя практикой УГМУ), и от врача-наставника на клинической базе. Развитие системы наставничества расширяет доступ к практическим навыкам, увеличивает шансы быть принятым в команду и поддерживает клиническую продуктивность студента [5, 6, 7]. Наставничество в акушерстве обладает большим потенциалом и может способствовать разработке совершенно новой модели образования и профессиональной подготовки с более эффективным приобретением и сохранением новых знаний и клинических навыков [8, 9, 10].

В период пандемии COVID-19 из-за сложного эпидемиологического состояния в стране и в мире опробован новый формат производственной практики [11, 12]. Гибридная модель – дистанционные семинары и отработка практических навыков на муляжах [13, 14, 15]. В акушерских стационарах часто возникают неожиданные чрезвычайные ситуации, которые могут привести к тяжелой материнской и младенческой заболеваемости и смертности. Моделирование – это воссоздание таких ситуаций, предоставление студентам возможности приобрести необходимые навыки для поддержания контроля и минимизации вреда для пациентов [16]. Создание образовательных фильмов кафедрой акушерства и гинекологии помогает учащимся изучать манипуляции, последовательно выстраивать алгоритмы, подкрепленные наглядными образами [17, 18]. Включение в практический процесс тренажеров виртуальной реальности дает возможность применить свои навыки в сфере акушерства и гинекологии в приближенной к реальности обстановке, но без риска для пациента [19, 20]. Студенты оценили симуляционное обучение как полезный, необходимый и положительный опыт для их практической подготовки и развития клинического мышления [21, 22, 23]. Однако следует помнить, что практика именно в стационарах, в условиях реальной клиники у «постели больного» дает возможность студентам получить полный опыт и расширить свои знания в области акушерства. Кроме того, студенты-практиканты проводят полезную работу по просвещению пациенток родильного дома в вопросах гигиены, грудного вскармливания, контрацепции и т.д. Авторы исследования, проведенного в США, отметили мнения пациенток о том, что лечащие врачи проводили с ними больше времени, делясь информацией и обучая их, когда присутствовали студенты. Присутствие практикантов в родовой положительно влияло на удовлетворенность беременных женщин в родах [24, 25, 26].

Важно, чтобы высшие учебные заведения всегда стремились к наиболее эффективному и современному подходу в обучении. В связи с этим особое значение имеет мнение самих студентов.

Цель работы – определить мнение студентов об идеальной производственной практике «Помощник врача стационара акушерско-гинекологического профиля».

Методы и материалы исследования

Проведено одномоментное описательное исследование на базе кафедры акушерства и гинекологии с курсом медицинской генетики Уральского государственного медицинского университета (ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России) в 2023 году. Оценка степени удовлетворенности и мнения студентов относительно эффективности проведения производственной практики проводилась методом анонимного анкетирования. Критерии включения в исследование: студенты 4-го курса лечебно-профилактического факультета, завершившие производственную практику «Помощник врача стационара акушерско-гинекологического профиля». Критерии исключения: отказ от участия в исследовании.

Анкета включала в себя 18 вопросов: 15 вопросов в закрытой форме (участникам требовалось выбрать один или несколько вариантов ответов из предложенных) и 3 вопроса в открытой форме (студентам нужно было самостоятельно написать несколько слов в ответ). Анкеты были переданы респондентам путем электронной рассылки. Участие в исследовании было добровольным.

Всего в исследовании приняли участие 111 русскоязычных студентов из 181 человека, прошедшего акушерско-гинекологическую практику. Размер выборки предварительно не рассчитывался.

Для анализа данных использовался пакет Microsoft Excel (США, 2016 год). Количественные показатели представлены в абсолютных и относительных числах с указанием количества студентов и доли для каждой категории.

Результаты исследования и их обсуждение

Все опрашиваемые проходили производственную практику в родильном доме в качестве помощников врачей акушерско-гинекологического профиля. Большинство студентов – 76,6% (85/111) – отнеслись к данному этапу как необходимости освоения учебного плана, при этом 70,3% (78/111) ответили, что время было проведено интересно и с пользой для будущего – 13,5% (15/111) (рис.).

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: Для Вас производственная практика в родильном доме – это. Количество ответов: 111ответов.

Отношение к производственной практике студентов (n=111)

Подавляющее большинство респондентов рассматривают практику как возможность: начать непосредственно работать с пациентами – 92,8% (103/111), научиться грамотно работать с медицинской документацией – 37,8% (42/111), заниматься научной деятельностью – 25,2% (28/111), ознакомиться с административно-управленческой деятельностью (в анкетах не было указаний на то, что студенты вкладывали в это понятие) – 18% (20/111), непосредственно выполнять медицинские манипуляции и присутствовать на родах (операциях) – всего лишь 0,9% опрошенных.

При ответе на вопрос о взаимосвязи практики и учебного процесса студенты разделились на 2 группы: 45,9% (51/111) предпочли бы проходить производственную практику с отрывом от учебы, а 54,1% (60/111) хотели бы проходить практику без отрыва от учебного процесса. Большинство опрошенных (62,2%, 69/111) мечтают проходить производственную практику во время учебного семестра, а 37,8% (42/111) опрошенных считают оптимальным проходить практику после окончания семестра и сессии.

Идеальной продолжительностью всей практической подготовки 73% (81/111) обучающихся считают 2 недели, 23,4% (26/111) опрошенных ответили, что это – одна неделя, и никто из студентов не ответил, что оптимальная продолжительность практической подготовки составляет 1 месяц.

Идеальный режим практики, по мнению опрашиваемых, был следующим: 47,7% (53/111) – 4 раза в неделю, 33,3% (37/111) – 3 дня в неделю, 7,2% (8/111) – 2 дня в неделю. Надо сказать, что сейчас практика проходит в следующем режиме – 5 дней в неделю проводится работа студентов в отделении, 1 день в неделю (суббота) – семинарское занятие и ночное дежурство.

Идеальной продолжительностью практики в течение дня для студентов оказалось 6 часов (55,9%, 62/111) или 3 часа (35,1%, 40/111). Респонденты уверены, что одного раза в неделю в качестве дежурства будет достаточно (79,3%, 88/111), однако 26,1% студентов отметили, что ночных дежурств не должно быть совсем, остальные уверены, что дежурить необходимо даже 2–3 раза в неделю.

От руководителя практики опрашиваемые ожидают: организацию практики – 83,8% (93/111), поддержку студентов – 87,4% (97/111), предоставление информации – 86,5% (96/111), наставничество – 83,8% (93/111), оценку практики – 51,4% (57/111), вовлеченность в профессию – только 0,9% (1/111).

От врачей отделения, в котором обучающиеся проходят практику, они ожидают: наставничество – 93,7% (104/111), моральную поддержку студентов – 84,7% (94/111), предоставление информации – 82% (91/111), организацию практики – 40,5% (45/111), оценку практики – 27,9% (31/111).

Больше половины опрошенных считают, что отчет по практике должен быть предоставлен в электронном виде (52,3%, 58/111), 29,7% (33/111) видят отчет лишь в форме сводной таблицы о количестве выполненных навыков, и только 16,2% оптимальным представляют отчет в виде бумажного дневника с описанием проделанной работы.

Санитарно-просветительская работа с пациентами 60,4% студентов представляется как раздача брошюр и буклетов по теме вопроса, 15,3% считают, что она совсем не нужна в родильном доме, 12,6% хотели бы участвовать в конференциях, организованных для студентов, с чтением докладов, 9,9% готовы изготавливать стенгазеты для отделения.

Подавляющее большинство учащихся считают, что отрабатывать навык необходимо только на реальных пациентах (78,4%; 87/111), 60,4% (67/111) убеждены, что лучше это делать на тренажере-манекене, 42,3% (47/111) предпочитают интерактивный муляж.

На вопрос о глубине изучения материала при прохождении акушерской практики для студентов других специальностей 60,4% (67/111) респондентов ответили, что практика позволит закрепить общие сведения, предусмотренные программой, а 35,1% студентов мечтают лишь о наличии ознакомительной практики; хотя следует отметить, что практически (2,3%, 2/111) не было ответов о том, что будущим врачам других специальностей акушерская практика не нужна.

Почти все опрашиваемые считают, что акушерская практика должна проходить в родильных домах любого уровня (70,3% (78/111) – любой родильный дом, 19,8% (22/111) – перинатальный центр), и только 9% (10/111) высказались за кафедральные базы с муляжами без реальных пациентов.

В целом удовлетворенность реальной практикой на сегодняшний день составила 92,8% (103/111): 57,7% (64/111) полностью устраивает, 35,1% (39/111) – устраивает, но не совсем, 7,2% (8/111) опрошенных недовольны организацией практики.

Стоит отметить, что для студентов УГМУ 4-го курса акушерская практика в большей степени рассматривается лишь как обязательная часть учебного плана, где можно просто интересно провести время. Однако четвертая часть обучающихся рассматривают ее как первый шаг в будущую профессию врача акушера-гинеколога.

Радует, что студенты желают на практике общаться с реальными пациентами и отрабатывать практические навыки на людях, а не на манекенах.

У опрошенных нет четкого представления о времени прохождения практики, а ответы на вопросы о продолжительности практики показывают естественное желание молодых людей работать поменьше. Поэтому при организации производственной практики нужно в меньшей степени ориентироваться на желание обучающихся, а в большей степени – на опыт наставников, чтобы не оказалось, что медицинский вуз выпускает неработоспособных врачей, не готовых работать в жестком графике лечебного учреждения. Очень интересна ситуация с ночными дежурствами – студенты очень положительно относятся к этому виду практики, некоторые готовы дежурить 2–3 раза в неделю, однако четвертая часть опрошенных совсем не желают дежурить по ночам.

Студенты очень уважительно относятся как к руководителю практики, так и к врачам родильного дома, ожидая от них наставничества, организации учебного процесса и моральной поддержки. Последний факт является очень интересным. В чем же студенты видят моральную поддержку со стороны врача? В добром слове, похвале, «защите» от пациентов со «сложным» характером или в чем-то другом? Однако детализации ответа ни в одной из анкет не было.

Будущие выпускники являются приверженцами электронных отчетов. В нашем университете с периода пандемии COVID-19 был введен цифровой дневник [26], который помогал общаться со студентами на расстоянии и на сегодняшний день позволяет контролировать работу студентов, проходящих практику и за пределами г. Екатеринбурга.

К сожалению, студенты не очень охотно готовы общаться с пациентами, предпочитая отдать им брошюру или подготовить стенгазету. Они не воспринимают важность санитарно-просветительской работы со стороны врача при работе с пациентами. На этот факт стоит обратить внимание при организации и проведении практики, поскольку умение разговаривать с пациентом, словом, психологическим настроем вселять уверенность в благоприятном исходе беременности или родов для врача является одним из важнейших навыков.

Заключение

Анкетирование студентов 4-го курса лечебно-профилактического факультета об идеальной производственной практике по акушерству показало, что будущие врачи считают эту часть учебы важной частью образовательного процесса и возлагают большие надежды на наставников (не только на руководителя практики, но и на врачей отделения, предполагая получить от них не только информационную, но и моральную поддержку); студенты готовы больше работать с живыми людьми (нежели с манекенами или тренажерами) и хотели бы не только наблюдать за работой врачей, но и активно принимать в ней участие; отчеты студенты предпочитают давать кратко и в электронном виде и, к сожалению, не видят большой пользы от санитарно-просветительской работы с пациентами.