Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ «ПОМОЩНИК ВРАЧА СТАЦИОНАРА АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»

Коваль М.В. 1 Росюк Е.А. 1 Воронцова А.В. 1 Попова З.Ш. 2
1 ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет»
2 ФГБОУ ВО УГМУ МЗ РФ
Производственная практика «Помощник врача стационара акушерско-гинекологического профиля» организуется в соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 885/390 «О практической подготовке обучающихся» (с изменениями и дополнениями). Цель работы – определить мнение студентов об идеальной производственной практике «Помощник врача стационара акушерско-гинекологического профиля». Проведено одномоментное описательное исследование на базе кафедры акушерства и гинекологии с курсом медицинской генетики Уральского государственного медицинского университета (ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России) в 2023 году. Для студентов УГМУ 4-го курса акушерская практика в большей степени рассматривается как обязательная часть учебного плана, где можно интересно провести время. Четвертая часть обучающихся рассматривают ее как первый шаг в будущую профессию врача акушера-гинеколога. Студенты желают на практике общаться с реальными пациентами, отрабатывать практические навыки на людях, а не на манекенах. В целом удовлетворенность реальной практикой на сегодняшний день составила 92,8%: 57,7% обучающихся полностью устраивает, 35,1% – устраивает, но не совсем. Недовольны организацией практики 7,2% опрошенных.
студенческая практика
студент-медик
родильный дом
акушерство и гинекология
1. Приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 N 988 «Федеральный государственный образовательный стандарт 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета)». [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/search/spec/ (дата обращения: 01.04.2024).
2. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. N 885/390 "О практической подготовке обучающихся" (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/74626874/ (дата обращения: 01.04.2024).
3. Воронцова А.В., Росюк Е.А., Коваль М.В. Особенности прохождения студентами производственной практики "Помощник врача стационара акушерско-гинекологического профиля" на разных клинических базах // Уральский медицинский журнал. 2020. № 6 (189). С. 89-94. DOI: 10.25694.
4. Vermeulen J., Peersman W., Waegemans M., De Clercq G., Gucciardo L., Laubach M., Swinnen E., Beeckman K., Buyl R., Fobelets M. Learning experiences of final-year student midwives in labor wards: A qualitative exploratory study // Eur. J. Midwifery. 2019. Р. 3-15. DOI: 10.18332/ejm/111802.
5. Ботоева Е.А. Жовтун Л.М., Нечунаева А.Н. Методы обучения на кафедре акушерства и гинекологии // Вестник БГУ. Медицина и фармация. 2019. №1. С. 49-52. DOI: 10.18101/2306-1995-2019-1-49-52.
6. Радева С., Георгиева Л. Роль наставника в процессе обучения студентов по специальности акушерка // Евразийский Союз Ученых. 2020. №8-1(77). С. 23-32. DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.1.77.960.
7. Zuo S.W., Hueppchen N.A., Salas R.M.E., Gamaldo C.E., Patel S. It's a Win-Win: The Effect of Medical Students on Clinic Productivity // PRiMER. 2022. Vol. 6 Р. 21-25.
8. Moncrieff G., MacVicar S., Norris G., Hollins Martin C.J. Optimising the continuity experiences of student midwives: an integrative review // Women Birth. 2021. Vol. 34(1). DOI: 10.1016/j.wombi.2020.01.007.
9. Stefaniak M., Dmoch-Gajzlerska E. Mentoring in the clinical training of midwifery students - a focus study of the experiences and opinions of midwifery students at the Medical University of Warsaw participating in a mentoring program // BMC medical education. 2020. Vol. 20(1). Р. 394. DOI: 10.1186/s12909-020-02324-w.
10. Чернецкая Н.И., Шумовская О.А., Овчинникова М.В., Петерсон О.Д., Нижегородцева Е.А. Профессиональные мотивы и отношение к медицинской деятельности студентов специальности «Акушерское дело». Научный результат // Педагогика и психология образования. 2019. № 1. С. 94-111. DOI: 10.18413/2313-8971-2019-5-1-0-8.
11. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 14 марта 2020 г. No 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064. (дата обращения: 01.04.2024).
12. Lily Е., Ismail А.F., Abunasser, F.B., Alhajhoj Alqahtani R.H. Distance education as a response to pandemics: Coronavirus and Arab culture // Technol Soc. 2020. Vol. 63. Р. 101317. DOI: 10.1016/j.techsoc.2020.101317.
13. Ruiz-Labarta J., Martínez Martín A., Pintado Recarte P., González Garzón B., Pina Moreno J.M., Sánchez Rodríguez M., Vallejo Gea Á., Sordo L., Álvarez-Mon M., Ortega M.A., Arribas C.B., De León-Luis J.A. Workshop on Blood Loss Quantification in Obstetrics: Improving Medical Student Learning through Clinical Simulation // Healthcare (Basel). 2022. Vol. 10. DOI: 10.3390/HEALTHCARE10020399.
14. Обоскалова Т.А., Кудрявцева Е.В., Коваль М.В. Исследование влияния дистанционного обучения в период пандемии инфекции COVID-19 на образ жизни и качество образования студентов медицинского вуза. Опыт кафедры акушерства и гинекологии // Уральский медицинский журнал. 2021. Т. 20, № 1. С. 103-108. DOI: 10.52420/2071-5943-2021-20-1-103-108.
15. Li Y., Yang C., Liao W., Yang S., Tong W., Li L., Lan H., Yang D. Application of online teaching mode combining case studies and the MOOC platform in obstetrics and gynecology probation teaching // BMC medical education. 2022. Vol. 22(1). Р. 800. DOI: 10.1186/s12909-022-03854-1.
16. Григорьева Ю.В., Шаршова О.А. Обучение студентов 4-6 курсов в симуляционно-аттестационном центре по дисциплине «акушерство и гинекология» // Амурский медицинский журнал. 2020. № 1 (29). С. 60. DOI: 10.24411/2311-5068-2020-00016.
17. Шаршова О.А., Григорьева Ю.В. Использование учебного фильма как средства формирования общих и профессиональных компетенций студентов в процессе преподавания акушерства и гинекологии // Амурский медицинский журнал. 2020. № 1 (29). С. 95-97. DOI: 10.24411/2311-5068-2020-00030.
18. Robson A., Scantling-Birch Y., Morton S., Anbu D., Border S. Assessing the Impact of Interactive Educational Videos and Screencasts Within Pre-clinical Microanatomy and Medical Physiology Teaching // Advances in experimental medicine and biology. 2022. Vol. 1356. P. 319-343. DOI: 10.1007/978-3-030-87779-8_14.
19. Кудрявцева Е.В., Ковалев В.В., Закуринова Е.С., Камский Г.В., Попов В.В. Ближайшие и отдаленные перспективы 3D-priting в акушерстве и гинекологии // Уральский медицинский журнал. 2021. № 1. С. 76-81. DOI: 10.52420/2071-5943-2021-20-1-76-81.
20. Weiss T.G., Rentea R.M. Simulation Training and Skill Assessment in Obstetrics and Gynecology. StatPearls (Internet): Treasure Island (FL): StatPearls Publishing, 2024.
21. Гурьева В.А., Ремнев О.В., Горбачева Т.И., Кравцова Е.С., Чечина И.Н., Гальченко А.И. Оптимизация обучения практическим навыкам в акушерстве и гинекологии: от рутинных методов к современным робототехнологиям // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. № 2 (32). С. 42-51.
22. Талалаенко Ю.А., Чурилов А.В., Егорова М.А., Джеломанова С.А. Внедрение активных и интерактивных технологий в образовательный процесс на кафедре акушерства и гинекологии // Университетская клиника. 2023. № 1 (46). С. 83-87.
23. Росюк Е.А., Коваль М.В., Воронцова А.В. Итоги анкетирования студентов 4-го курса после практики по акушерству // Вестник УГМУ. 2022. № 1 (56). С. 57-60.
24. Malhotra T., Thomas S., Arora K.S. Impact of Medical Students on Patient Satisfaction of Pregnant Women in Labor and Delivery Triage // Matern Child Health. 2019. Vol. 23(11). P. 1467-1472. DOI: 10.1007/s10995-019-02771-y.
25. Abraha T.A., W/tensay K.T., Gebre M.B. Opportunities and challenges in clinical learning of midwifery students in public Universities of Tigray Region, Ethiopia, 2020: a qualitative study // BMC Medical Education. 2023. Vol. 23(1). DOI: 10.1186/s12909-023-04765-5.
26. Флягин М.А., Ткаченко Т.Я., Шестакова А.А., Неупокоева Л.Ю., Сысков Д.О., Токарев Н.А., Воронцова А.В., Попов Д.А., Токманцев Д.А. Цифровой дневник практики (DIGITAL DIARY) // Патент РФ № 2023613285. Патентообладатель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации. 2023. Бюл. № 2.

Производственная практика является неотъемлемой частью учебного процесса, предоставляя возможность студентам применить полученные теоретические знания на практике, а также приобрести опыт работы в выбранной сфере [1]. Производственная практика «Помощник врача стационара акушерско-гинекологического профиля» организуется в соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 885/390 «О практической подготовке обучающихся» (с изменениями и дополнениями) [2]. Для проведения студенческой практики в качестве помощника врача стационара акушерско-гинекологического профиля предусматривается заключение договоров с профильными лечебно-профилактическими учреждениями с хорошим уровнем мощности (клиническими базами) города Екатеринбурга и Свердловской области. В таких учреждениях имеются широкие возможности для развития профессиональных компетенций и ценностных ориентаций, коммуникативной культуры [3].

Проведение производственной практики, безусловно, зависит от многих факторов, тем не менее, огромное значение имеет собственная инициатива студентов использовать все возможности клинической базы и кафедры для обучения [4].

Активное участие студента в рабочем процессе лечебно-профилактического учреждения способствует быстрому освоению новых навыков, а также формированию положительного отношения к студенту со стороны медицинского персонала и руководства. Мотивация студента во многом зависит и от преподавателя (базового руководителя практикой УГМУ), и от врача-наставника на клинической базе. Развитие системы наставничества расширяет доступ к практическим навыкам, увеличивает шансы быть принятым в команду и поддерживает клиническую продуктивность студента [5, 6, 7]. Наставничество в акушерстве обладает большим потенциалом и может способствовать разработке совершенно новой модели образования и профессиональной подготовки с более эффективным приобретением и сохранением новых знаний и клинических навыков [8, 9, 10].

В период пандемии COVID-19 из-за сложного эпидемиологического состояния в стране и в мире опробован новый формат производственной практики [11, 12]. Гибридная модель – дистанционные семинары и отработка практических навыков на муляжах [13, 14, 15]. В акушерских стационарах часто возникают неожиданные чрезвычайные ситуации, которые могут привести к тяжелой материнской и младенческой заболеваемости и смертности. Моделирование – это воссоздание таких ситуаций, предоставление студентам возможности приобрести необходимые навыки для поддержания контроля и минимизации вреда для пациентов [16]. Создание образовательных фильмов кафедрой акушерства и гинекологии помогает учащимся изучать манипуляции, последовательно выстраивать алгоритмы, подкрепленные наглядными образами [17, 18]. Включение в практический процесс тренажеров виртуальной реальности дает возможность применить свои навыки в сфере акушерства и гинекологии в приближенной к реальности обстановке, но без риска для пациента [19, 20]. Студенты оценили симуляционное обучение как полезный, необходимый и положительный опыт для их практической подготовки и развития клинического мышления [21, 22, 23]. Однако следует помнить, что практика именно в стационарах, в условиях реальной клиники у «постели больного» дает возможность студентам получить полный опыт и расширить свои знания в области акушерства. Кроме того, студенты-практиканты проводят полезную работу по просвещению пациенток родильного дома в вопросах гигиены, грудного вскармливания, контрацепции и т.д. Авторы исследования, проведенного в США, отметили мнения пациенток о том, что лечащие врачи проводили с ними больше времени, делясь информацией и обучая их, когда присутствовали студенты. Присутствие практикантов в родовой положительно влияло на удовлетворенность беременных женщин в родах [24, 25, 26].

Важно, чтобы высшие учебные заведения всегда стремились к наиболее эффективному и современному подходу в обучении. В связи с этим особое значение имеет мнение самих студентов.

Цель работы – определить мнение студентов об идеальной производственной практике «Помощник врача стационара акушерско-гинекологического профиля».

Методы и материалы исследования

Проведено одномоментное описательное исследование на базе кафедры акушерства и гинекологии с курсом медицинской генетики Уральского государственного медицинского университета (ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России) в 2023 году. Оценка степени удовлетворенности и мнения студентов относительно эффективности проведения производственной практики проводилась методом анонимного анкетирования. Критерии включения в исследование: студенты 4-го курса лечебно-профилактического факультета, завершившие производственную практику «Помощник врача стационара акушерско-гинекологического профиля». Критерии исключения: отказ от участия в исследовании.

Анкета включала в себя 18 вопросов: 15 вопросов в закрытой форме (участникам требовалось выбрать один или несколько вариантов ответов из предложенных) и 3 вопроса в открытой форме (студентам нужно было самостоятельно написать несколько слов в ответ). Анкеты были переданы респондентам путем электронной рассылки. Участие в исследовании было добровольным.

Всего в исследовании приняли участие 111 русскоязычных студентов из 181 человека, прошедшего акушерско-гинекологическую практику. Размер выборки предварительно не рассчитывался.

Для анализа данных использовался пакет Microsoft Excel (США, 2016 год). Количественные показатели представлены в абсолютных и относительных числах с указанием количества студентов и доли для каждой категории.

Результаты исследования и их обсуждение

Все опрашиваемые проходили производственную практику в родильном доме в качестве помощников врачей акушерско-гинекологического профиля. Большинство студентов – 76,6% (85/111) – отнеслись к данному этапу как необходимости освоения учебного плана, при этом 70,3% (78/111) ответили, что время было проведено интересно и с пользой для будущего – 13,5% (15/111) (рис.).

Диаграмма ответов в Формах. Вопрос: Для Вас производственная практика в родильном доме – это. Количество ответов: 111ответов.

Отношение к производственной практике студентов (n=111)

Подавляющее большинство респондентов рассматривают практику как возможность: начать непосредственно работать с пациентами – 92,8% (103/111), научиться грамотно работать с медицинской документацией – 37,8% (42/111), заниматься научной деятельностью – 25,2% (28/111), ознакомиться с административно-управленческой деятельностью (в анкетах не было указаний на то, что студенты вкладывали в это понятие) – 18% (20/111), непосредственно выполнять медицинские манипуляции и присутствовать на родах (операциях) – всего лишь 0,9% опрошенных.

При ответе на вопрос о взаимосвязи практики и учебного процесса студенты разделились на 2 группы: 45,9% (51/111) предпочли бы проходить производственную практику с отрывом от учебы, а 54,1% (60/111) хотели бы проходить практику без отрыва от учебного процесса. Большинство опрошенных (62,2%, 69/111) мечтают проходить производственную практику во время учебного семестра, а 37,8% (42/111) опрошенных считают оптимальным проходить практику после окончания семестра и сессии.

Идеальной продолжительностью всей практической подготовки 73% (81/111) обучающихся считают 2 недели, 23,4% (26/111) опрошенных ответили, что это – одна неделя, и никто из студентов не ответил, что оптимальная продолжительность практической подготовки составляет 1 месяц.

Идеальный режим практики, по мнению опрашиваемых, был следующим: 47,7% (53/111) – 4 раза в неделю, 33,3% (37/111) – 3 дня в неделю, 7,2% (8/111) – 2 дня в неделю. Надо сказать, что сейчас практика проходит в следующем режиме – 5 дней в неделю проводится работа студентов в отделении, 1 день в неделю (суббота) – семинарское занятие и ночное дежурство.

Идеальной продолжительностью практики в течение дня для студентов оказалось 6 часов (55,9%, 62/111) или 3 часа (35,1%, 40/111). Респонденты уверены, что одного раза в неделю в качестве дежурства будет достаточно (79,3%, 88/111), однако 26,1% студентов отметили, что ночных дежурств не должно быть совсем, остальные уверены, что дежурить необходимо даже 2–3 раза в неделю.

От руководителя практики опрашиваемые ожидают: организацию практики – 83,8% (93/111), поддержку студентов – 87,4% (97/111), предоставление информации – 86,5% (96/111), наставничество – 83,8% (93/111), оценку практики – 51,4% (57/111), вовлеченность в профессию – только 0,9% (1/111).

От врачей отделения, в котором обучающиеся проходят практику, они ожидают: наставничество – 93,7% (104/111), моральную поддержку студентов – 84,7% (94/111), предоставление информации – 82% (91/111), организацию практики – 40,5% (45/111), оценку практики – 27,9% (31/111).

Больше половины опрошенных считают, что отчет по практике должен быть предоставлен в электронном виде (52,3%, 58/111), 29,7% (33/111) видят отчет лишь в форме сводной таблицы о количестве выполненных навыков, и только 16,2% оптимальным представляют отчет в виде бумажного дневника с описанием проделанной работы.

Санитарно-просветительская работа с пациентами 60,4% студентов представляется как раздача брошюр и буклетов по теме вопроса, 15,3% считают, что она совсем не нужна в родильном доме, 12,6% хотели бы участвовать в конференциях, организованных для студентов, с чтением докладов, 9,9% готовы изготавливать стенгазеты для отделения.

Подавляющее большинство учащихся считают, что отрабатывать навык необходимо только на реальных пациентах (78,4%; 87/111), 60,4% (67/111) убеждены, что лучше это делать на тренажере-манекене, 42,3% (47/111) предпочитают интерактивный муляж.

На вопрос о глубине изучения материала при прохождении акушерской практики для студентов других специальностей 60,4% (67/111) респондентов ответили, что практика позволит закрепить общие сведения, предусмотренные программой, а 35,1% студентов мечтают лишь о наличии ознакомительной практики; хотя следует отметить, что практически (2,3%, 2/111) не было ответов о том, что будущим врачам других специальностей акушерская практика не нужна.

Почти все опрашиваемые считают, что акушерская практика должна проходить в родильных домах любого уровня (70,3% (78/111) – любой родильный дом, 19,8% (22/111) – перинатальный центр), и только 9% (10/111) высказались за кафедральные базы с муляжами без реальных пациентов.

В целом удовлетворенность реальной практикой на сегодняшний день составила 92,8% (103/111): 57,7% (64/111) полностью устраивает, 35,1% (39/111) – устраивает, но не совсем, 7,2% (8/111) опрошенных недовольны организацией практики.

Стоит отметить, что для студентов УГМУ 4-го курса акушерская практика в большей степени рассматривается лишь как обязательная часть учебного плана, где можно просто интересно провести время. Однако четвертая часть обучающихся рассматривают ее как первый шаг в будущую профессию врача акушера-гинеколога.

Радует, что студенты желают на практике общаться с реальными пациентами и отрабатывать практические навыки на людях, а не на манекенах.

У опрошенных нет четкого представления о времени прохождения практики, а ответы на вопросы о продолжительности практики показывают естественное желание молодых людей работать поменьше. Поэтому при организации производственной практики нужно в меньшей степени ориентироваться на желание обучающихся, а в большей степени – на опыт наставников, чтобы не оказалось, что медицинский вуз выпускает неработоспособных врачей, не готовых работать в жестком графике лечебного учреждения. Очень интересна ситуация с ночными дежурствами – студенты очень положительно относятся к этому виду практики, некоторые готовы дежурить 2–3 раза в неделю, однако четвертая часть опрошенных совсем не желают дежурить по ночам.

Студенты очень уважительно относятся как к руководителю практики, так и к врачам родильного дома, ожидая от них наставничества, организации учебного процесса и моральной поддержки. Последний факт является очень интересным. В чем же студенты видят моральную поддержку со стороны врача? В добром слове, похвале, «защите» от пациентов со «сложным» характером или в чем-то другом? Однако детализации ответа ни в одной из анкет не было.

Будущие выпускники являются приверженцами электронных отчетов. В нашем университете с периода пандемии COVID-19 был введен цифровой дневник [26], который помогал общаться со студентами на расстоянии и на сегодняшний день позволяет контролировать работу студентов, проходящих практику и за пределами г. Екатеринбурга.

К сожалению, студенты не очень охотно готовы общаться с пациентами, предпочитая отдать им брошюру или подготовить стенгазету. Они не воспринимают важность санитарно-просветительской работы со стороны врача при работе с пациентами. На этот факт стоит обратить внимание при организации и проведении практики, поскольку умение разговаривать с пациентом, словом, психологическим настроем вселять уверенность в благоприятном исходе беременности или родов для врача является одним из важнейших навыков.

Заключение

Анкетирование студентов 4-го курса лечебно-профилактического факультета об идеальной производственной практике по акушерству показало, что будущие врачи считают эту часть учебы важной частью образовательного процесса и возлагают большие надежды на наставников (не только на руководителя практики, но и на врачей отделения, предполагая получить от них не только информационную, но и моральную поддержку); студенты готовы больше работать с живыми людьми (нежели с манекенами или тренажерами) и хотели бы не только наблюдать за работой врачей, но и активно принимать в ней участие; отчеты студенты предпочитают давать кратко и в электронном виде и, к сожалению, не видят большой пользы от санитарно-просветительской работы с пациентами.


Библиографическая ссылка

Коваль М.В., Росюк Е.А., Воронцова А.В., Попова З.Ш. СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ «ПОМОЩНИК ВРАЧА СТАЦИОНАРА АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ» // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33485 (дата обращения: 30.06.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674