Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ASPECTS OF STUDENTS’ SOFT SKILLS DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A UNIVERSITY

Tantsura T.A. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
The purpose of this article is to analyze the scientific literature on the problem of developing soft skills in students, identify the components of soft skills that are most relevant in the labor market, and identify the most effective methodological methods and techniques that contribute to the development of these skills in the process of teaching a foreign language in university Context analysis of theoretical scientific experience, synthesis and generalization made it possible to determine the most important components of soft skills that were presented in the “4K” model - communication, critical thinking, creativity, cooperation. These components represent the most important personality characteristics, the use of which contributes to successful implementation in a professional environment and in social interaction. The author provides an interpretation of the components content in order to determine the most effective methodological methods, the use of which will contribute to the development of soft skills. The article substantiates the possibility of developing soft skills based on the use of situational and project-based tasks in foreign language classes. As an example, the author presents the introduction of a project task into the learning process. While working on a project, students develop skills of communicative interaction in a group (team), skills of searching, analyzing and critically understanding information on a given topic. Presenting a reasoned statement, discussing the results of the project, formulating proposals for improving the presented project contribute to the development of soft skills in the context of creativity. The author emphasizes that project assignments are more aimed at developing teamwork skills - organizing team interaction, identifying a leader, and each student’s responsibility for the result. Particular attention in the article is paid to the changing role of the teacher - the emphasis shifts to the independence of students, the teacher acts as a consultant and facilitator. In conclusion, the author substantiates the possibility of developing soft skills in students based on the use of active methods of teaching a foreign language.
soft skills
communication
critical thinking
creativity
teamwork
project assignment
methodological methods and techniques

Главной задачей системы образования является подготовка профессиональных кадров, способных учиться на протяжении всей профессиональной карьеры, принимать инновации современного мира, осваивать их и готовых адаптироваться к любым профессиональным ситуациям. Развитие навыков, способствующих саморазвитию и самореализации студентов, помогающих раскрытию личностного потенциала и дающих возможность быть успешными в социальном взаимодействии в профессиональной среде, стало приоритетным направлением в процессе обучения студентов в вузе. «Soft skills», или гибкие навыки, определяются как навыки будущего, поскольку позволяют молодым специалистам в кратчайшие сроки влиться в профессиональную деятельность, включиться и активно работать над конкретными проектами, стать потенциально конкурентоспособным специалистом.

С учетом высокого уровня конкуренции на рынке труда, а также изменений всех сфер жизнедеятельности человека в связи с наступлением эры цифровизации в системе образования четко сформировалась тенденция на развитие гибких навыков у студентов высшей школы. Умение организовать эффективно работу, принимать неординарные решения, успешно взаимодействовать с сотрудниками в трудовом коллективе и с партнерами по бизнесу – все эти качества необходимы молодым специалистам, чтобы наиболее успешно проявить себя на стартовом этапе профессиональной деятельности и оставаться востребованным в течение всей карьеры. Часто данные навыки также определяются как социальные, поскольку они чаще используются для успешного взаимодействия специалиста с другими сотрудниками и профессионалами в конкретной области, помогают адаптироваться к различным ситуациям, возникающим в профессиональной среде.

Жесткие навыки (hard skills) определяют комплекс профессиональных компетенций, необходимых для выполнения конкретной профессиональной деятельности, в то время как гибкие навыки представляют собой социально-психологические качества личности, которые напрямую не связаны с конкретной профессией, но полезны в любых областях, поскольку влияют на эффективность выполняемой работы в целом.

Цель исследования заключается в осуществлении анализа существующего научного опыта относительно определения понятия «soft skills», определении наиболее эффективных методических способов и приемов обучения иностранному языку, способствующих развитию и совершенствованию гибких навыков у студентов в период обучения в вузе.

Материалы и методы исследования

В качестве материала исследования были рассмотрены научные публикации, объект исследования которых был связан в той или иной степени с анализом педагогических, учебно-методических аспектов формирования и развития гибких навыков у студентов во время обучения в высшей школе.

Для осуществления данной научно-исследовательской работы были использованы следующие теоретические и практические методы исследования: контекст-анализ теоретического научного опыта, синтез и обобщение с целью формулировки ключевых положений данного исследования, метод педагогического моделирования. Педагогическое моделирование в качестве метода научно-педагогической деятельности педагога помогает выявить, проанализировать, определить и дополнить учебно-методические средства и способы, помогающие реализации модели, направленной на совершенствование способности саморазвития и самореализации у студентов, т.е. это процесс педагогической деятельности и результат, направленный на создание и оптимизацию существующей педагогической модели [1].

Актуальность развития гибких навыков у студентов обосновывается тем, что работодатели особое внимание уделяют сформированности soft skills и hard skills, при этом отмечается, что решение будет в пользу того кандидата, который указал наличие «гибких навыков» в резюме и демонстрирует их в процессе собеседования [2, с. 138]. Их рассматривают как «психологический капитал» личности, который позволяет адаптироваться и активно реагировать на проблемные ситуации в профессиональной практике [3, с. 347].

В зарубежных исследованиях отмечается, что такие soft skills, как коммуникативные навыки, навыки работы в команде и навыки решения проблемы, ценятся значительно и в бизнес-среде, и работодателями, поэтому практика данных навыков в процессе обучения в вузе оказывает в дальнейшем позитивное влияние на результаты трудоустройства выпускников [4, с. 169]. Н.А. Чечева отмечает, что, несмотря на целенаправленное развитие академических навыков в процессе образовательной практики и отсутствие осознания необходимости развития гибких навыков, большинство образовательных программ отражают формирование общекультурных компетенций, которые в целом касаются развития способности работать в коллективе, разрешать конструктивно разноплановые ситуации, осуществлять саморегуляцию личностного поведения [5]. Контент-анализ научной литературы по проблеме развития soft skills позволяет выделить основные компоненты структуры гибких навыков, среди которых наиболее часто отмечаются: коммуникация, критическое мышление, эффективное взаимодействие в команде, креативность, эмоциональный интеллект.

Результаты исследования и их обсуждение

Обучение иностранному языку не только помогает развивать лингвистические компетенции у студентов, но и позволяет развить soft skills, поскольку работа в группе, способности коммуникативного взаимодействия, навыки решения проблемных ситуаций активируются при выполнении различных видов учебной деятельности на занятиях иностранным языком. Планируя использование интерактивных заданий на занятии, преподаватель должен учитывать, что содержание данных упражнений будет не только побуждать студентов к коммуникации на основе устного, письменного и невербального общения, но и способствовать пониманию сложных ситуаций делового и профессионального взаимодействия, выражению своей личностной позиции по конкретной проблеме, творческой работе с другими студентами группы. Более того, основой обучения иностранному языку в настоящее время является коммуникативный подход, при реализации которого коммуникативное взаимодействие становится и целью, и средством обучения [6, с. 140].

Принимая во внимание необходимость формирования компетенций, которые помогают специалистам быть конкурентоспособными на рынке труда, предлагается рассматривать гибкие навыки на основе модели «4К». Данную модель представили в контексте формирования soft skills на Давосском форуме (2016). В модель «4К» включили ключевые гибкие навыки, которые работодатели считают наиболее важными для продуктивной деятельности современного специалиста: коммуникация, критическое мышление, креативность, кооперация [7].

Согласно модели «4К», компонент «коммуникация» выражается в сформированности высокого уровня коммуникативных навыков, которые характеризуются:

– умением использовать вербальные и невербальные средства коммуникации для осуществления речевого взаимодействия на иностранном языке и на родном языке;

– умение определять наиболее эффективные языковые средства и стратегии, которые позволяют реализовать коммуникативные интенции в процессе коммуникации;

– умение анализировать получаемую информацию и соответственно ситуации коммуникативного общения реагировать на вопросы, реплики;

– умение выступать публично, используя соответствующие устойчивые выражения, речевые клише, которые характерны для представления данного вида речи.

Коммуникативные навыки в аспекте формирования soft skills предусматривают развитие умения применения стратегий коммуникативного взаимодействия, которые включают: способность студента выстраивать отношения продуктивного взаимодействия с другими студентами группы; умение слушать; умение поддержать общение, которое основывается на навыке задавать соответствующие ситуации вопросы и оформлять их с учетом правил грамматики конкретного иностранного языка; умение прогнозировать коммуникативные намерения собеседника. Следует отметить, что определенные коммуникативно-поведенческие стратегии, реализуемые преподавателем, которые регулярно демонстрируются на занятиях и позитивно воспринимаются студентами, обычно перенимаются обучающимися. Взаимодействие «преподаватель – студент» в значительной мере определяет эффективность развития гибких навыков у обучающихся.

Критическое мышление проявляется в умении самостоятельного решения проблемной задачи наиболее рациональным способом. Навык критического мышления представляет собой умение самостоятельно анализировать ситуацию, способность интерпретировать информацию в соответствии с заданными целями, вырабатывать свою собственную позицию по отношению к проблеме, способность формулировать выводы, давать критическую оценку. Критическое мышление, по мнению Л.С. Выготского, относится к виду интеллектуальной деятельности человека, основными характеристиками которой являются высокий уровень восприятия, понимания, объективности в отношении получаемой и анализируемой информации. Автор подчеркивает важность умения самостоятельного осмысления материала, самостоятельного осуществления мыслительных операций по определению цели и стратегии достижения позитивного результата [8, с. 24].

Креативность рассматривается как способность студента, а в будущем – специалиста, вырабатывать новые решения на основе имеющихся в наличии данных, умение отбирать наиболее эффективные стратегии и практики, проявлять оригинальность в развитии новых идей, которые в значительной степени отличаются от существующих. В зарубежной литературе при определении креативности отмечаются готовность человека рисковать, рассматривать несколько направлений разрешения проблемной ситуации, умение генерировать конструктивные идеи, способность отказываться от устоявшихся стереотипных установок и взглядов [9]. На занятиях иностранным языком преподавателю необходимо уделять особое внимание заданиям, которые способствуют раскрытию творческого потенциала, творческому самовыражению студентов.

Кооперация, или работа в команде, является важным навыком для любого специалиста. Обучение взаимодействию в команде в процессе учебной деятельности на занятиях иностранным языком позволяет сформировать навык совместной работы, умение выполнять определенные командой задания. Работая в команде, студенты осознают важность успешного выполнения задания всеми участниками команды. Наиболее эффективными для развития навыка работы в команде являются групповые/парные проектные и ситуативные задания.

Для организации учебной деятельности студентов, направленной на развитие гибких навыков, преподавателю необходимо проанализировать содержание учебно-методического материала и определить формы, методы и средства обучения, использование которых позволяет внедрить задания, способствующие развитию гибких навыков. Поэтому отбор учебно-методического содержания для занятий иностранным языком был направлен на подборку профессионально ориентированного текстового материала, на основе которого был осуществлен выбор тем, наиболее интересных для реализации мини-проектов. При подготовке проектного задания преподавателем определяются этапы его выполнения. На стартовом этапе студентам разъясняется специфика работы с проектным заданием, определяются контрольные временные точки, когда обучающиеся показывают преподавателю результаты по поиску информации, ее анализу и переработке. Во время таких встреч-обсуждений преподаватель выступает фасилитатором, направляющим деятельность студентов.

В рамках изучения раздела «Real property law» по дисциплине «Иностранный язык» на Юридическом факультета Финансового университета при правительстве РФ студентам было предложено разработать проект по теме «Buy-to-let practice» с учетом специфики законодательства и особенностей рынка конкретной страны. Студенты были разделены на мини-группы. Их задачей было проанализировать законодательство выбранной страны о возможных ограничениях в отношении иностранцев при покупке недвижимости, проанализировать информацию интернет-ресурсов, определить и обосновать преимущества покупки недвижимости в данном государстве в первую очередь с точки зрения юридического регулирования данного процесса (применяемые законы, сложность/простота оформления документов и взаимодействия с агентами/юристами на территории данного государства). Обязательным условием была подготовка визуального сопровождения в формате PowerPoint. Это позволяло студентам продемонстрировать навыки использования визуальной поддержки представляемой информации, вынести юридические термины, словосочетания, употребляемые в данной сфере в конкретной стране, на слайд.

Во время подготовки проектного задания обучающиеся вовлечены в поиск материалов по теме проекта, их анализ и отбор наиболее релевантной информации. При подготовке презентации содержательного компонента проекта студентам приходится преобразовывать оригинальный текст, принимая во внимание структуру, стиль и логику представления презентации как вида публичного выступления. При работе в группе у студентов формировались: опыт толерантного отношения друг к другу, умение выслушивать мнение участников группы, навыки организации работы в группе, готовность каждого участника группы нести ответственность за результат проекта в целом.

Наблюдение и курирование учебного взаимодействия обучающихся во время подготовки и при представлении результатов проектного задания обусловили разработку рекомендаций относительно развития гибких навыков студентов. В отношении развития гибких навыков коммуникативного взаимодействия необходимо учитывать, что деятельность студентов больше должна быть ориентирована на анализ и переработку материала в соответствии с заданной ситуацией, ценным является не объем информации, а ее осмысление и преобразование; преподаватель максимально содействует самостоятельной активности студентов и вовлечению во взаимодействие в группе. При формировании гибких навыков в контексте критического мышления желательно предложить обучающимся по итогам представления проектов представить сжатое аргументированное заключение, ответив на вопросы, какой проект был наиболее познавательным и почему. В отношении развития гибких навыков в контексте креативности считается полезным предложить студентам выдвинуть свои идеи относительно усовершенствования содержания представленной информации, формы ее представления, представленного визуального сопровождения. Относительно гибких навыков, которые способствуют развитию кооперации в командной работе, важно использовать активные методы обучения, ориентированные на работу в паре/группе. Преподавателю следует поощрять формат взаимного обучения (peer learning), когда один или несколько студентов оказывают пояснительно-разъяснительную помощь членам группы. Такое взаимодействие создает атмосферу доверия в группе, что способствует лучшему усвоению учебной информации, развивает активность всех студентов группы.

Заключение

В заключение следует отметить важность развития гибких навыков у студентов вуза, поскольку они относятся к личностным характеристикам, основанным на умениях, применение которых в профессиональной среде позволит специалистам быть успешными. Важно подчеркнуть положительную динамику формирования и развития soft skills в процессе обучения иностранному языку в вузе. Проведение анкетирования, наблюдения позволяет сделать вывод о том, что включение в процесс обучения проектных и ситуативных заданий способствует развитию креативного потенциала студентов, умений вести коммуникативное взаимодействие на родном и иностранном языках, успешно работать в команде, позволяет совершенствовать навыки представления аргументированного высказывания.