Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ SOFT SKILLS В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Танцура Т.А. 1
1 Финансовый университет при правительстве РФ
Целью исследования является осуществление анализа научной литературы по проблеме развития гибких навыков у студентов, определение компонентов soft skills, которые представляются наиболее актуальными на рынке труда, и выявление наиболее эффективных методических способов и приемов, способствующих развитию данных навыков в процессе обучения иностранному языку в вузе. Контекст-анализ теоретического научного опыта, синтез и обобщение позволили определить наиболее важные компоненты soft skills, которые были представлены в модели «4К»: коммуникация, критическое мышление, креативность, кооперация. Данные компоненты представляют собой наиболее важные характеристики личности, применение которых способствует успешной реализации в профессиональной среде и в социальном взаимодействии. Автором дается толкование содержания данных компонентов с целью определения наиболее эффективных методических способов, применение которых будет способствовать развитию soft skills. В статье обосновывается возможность развития soft skills на основе применения ситуативных и проектных заданий на занятиях иностранным языком. В качестве примера автор представляет введение проектного задания в процесс учебной деятельности. В ходе работы над проектом у студентов развиваются навыки коммуникативного взаимодействия в группе (команде), навыки поиска, анализа и критического осмысления информации по заданной теме. Представление аргументированного высказывания, обсуждение результатов проекта, формулировка предложений по усовершенствованию представленного проекта способствуют развитию soft skills в контексте креативности. Автором подчеркивается, что проектные задания в большей степени направлены на формирование навыков работы в команде – организацию взаимодействия в команде, определение лидера, ответственность каждого студента за результат. Особое внимание в статье уделяется изменению роли преподавателя – акцент смещается на самостоятельность студентов, преподаватель выступает в роли консультанта, фасилитатора. В заключение автором обосновывается возможность развития soft skills у студентов на основе использования активных методов обучения иностранному языку.
soft skills
коммуникация
критическое мышление
креативность
работа в команде
проектное задание
методические способы и приемы
1. Омельчук И.Н., Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование в повышении качества педагогической деятельности // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2020. № 3. С. 214-226.
2. Василиженко М.В. Формирование soft skills у студентов при обучении иностранному языку посредством внедрения технологии проектной деятельности // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. Т. 12. № 1 (47). С. 137-148.
3. Tomlinson M. Forms of graduate capital and their relationship to graduate employability // Education + Training. 2017. № 59 (4). P. 338–352. DOI: 10.1108/ET-05-2016-0090.
4. Kien L.T., Nghia T.L.H. The Contribution of English Language Education to Students’ Development of Soft Skills and Personal Attributes. In: Nghia, T.L.H., Tran, L.T., Ngo, M.T. (eds) English Language Education for Graduate Employability in Vietnam. Global Vietnam: Across Time, Space and Community. 2024. Springer, Singapore. DOI: 10.1007/978-981-99-4338-8_8.
5. Чечева Н.А. Развитие soft skills у курсантов в процессе обучения иностранному языку // Мир науки. 2018. Т. 6. № 5. С. 44.
6. Doghonadze N., Zoranyan M. Development of Soft Skills While Teaching English to Master’s Students // Journal of Education in Black Sea Region. 2021. № 6 (2). Р. 137–147.
7. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В. Применение методики «4К» для формирования soft skills у обучающихся в рамках научно-методического сопровождения учителей технологического профиля // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/36PDMN623.pdf (дата обращения: 14.05.2024).
8. Якунина Н.А. Критическое мышление: аналитическое осмысление понятия // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2019. Т. 18. № 4(42). С. 21-26.
9. Кораблина М.В. Развитие навыка креативности у студентов инженерного профиля в процессе обучения иностранному языку // Современные наукоёмкие технологии. 2020. № 5. С. 190-194. DOI: 10.17513/snt.38055.

Главной задачей системы образования является подготовка профессиональных кадров, способных учиться на протяжении всей профессиональной карьеры, принимать инновации современного мира, осваивать их и готовых адаптироваться к любым профессиональным ситуациям. Развитие навыков, способствующих саморазвитию и самореализации студентов, помогающих раскрытию личностного потенциала и дающих возможность быть успешными в социальном взаимодействии в профессиональной среде, стало приоритетным направлением в процессе обучения студентов в вузе. «Soft skills», или гибкие навыки, определяются как навыки будущего, поскольку позволяют молодым специалистам в кратчайшие сроки влиться в профессиональную деятельность, включиться и активно работать над конкретными проектами, стать потенциально конкурентоспособным специалистом.

С учетом высокого уровня конкуренции на рынке труда, а также изменений всех сфер жизнедеятельности человека в связи с наступлением эры цифровизации в системе образования четко сформировалась тенденция на развитие гибких навыков у студентов высшей школы. Умение организовать эффективно работу, принимать неординарные решения, успешно взаимодействовать с сотрудниками в трудовом коллективе и с партнерами по бизнесу – все эти качества необходимы молодым специалистам, чтобы наиболее успешно проявить себя на стартовом этапе профессиональной деятельности и оставаться востребованным в течение всей карьеры. Часто данные навыки также определяются как социальные, поскольку они чаще используются для успешного взаимодействия специалиста с другими сотрудниками и профессионалами в конкретной области, помогают адаптироваться к различным ситуациям, возникающим в профессиональной среде.

Жесткие навыки (hard skills) определяют комплекс профессиональных компетенций, необходимых для выполнения конкретной профессиональной деятельности, в то время как гибкие навыки представляют собой социально-психологические качества личности, которые напрямую не связаны с конкретной профессией, но полезны в любых областях, поскольку влияют на эффективность выполняемой работы в целом.

Цель исследования заключается в осуществлении анализа существующего научного опыта относительно определения понятия «soft skills», определении наиболее эффективных методических способов и приемов обучения иностранному языку, способствующих развитию и совершенствованию гибких навыков у студентов в период обучения в вузе.

Материалы и методы исследования

В качестве материала исследования были рассмотрены научные публикации, объект исследования которых был связан в той или иной степени с анализом педагогических, учебно-методических аспектов формирования и развития гибких навыков у студентов во время обучения в высшей школе.

Для осуществления данной научно-исследовательской работы были использованы следующие теоретические и практические методы исследования: контекст-анализ теоретического научного опыта, синтез и обобщение с целью формулировки ключевых положений данного исследования, метод педагогического моделирования. Педагогическое моделирование в качестве метода научно-педагогической деятельности педагога помогает выявить, проанализировать, определить и дополнить учебно-методические средства и способы, помогающие реализации модели, направленной на совершенствование способности саморазвития и самореализации у студентов, т.е. это процесс педагогической деятельности и результат, направленный на создание и оптимизацию существующей педагогической модели [1].

Актуальность развития гибких навыков у студентов обосновывается тем, что работодатели особое внимание уделяют сформированности soft skills и hard skills, при этом отмечается, что решение будет в пользу того кандидата, который указал наличие «гибких навыков» в резюме и демонстрирует их в процессе собеседования [2, с. 138]. Их рассматривают как «психологический капитал» личности, который позволяет адаптироваться и активно реагировать на проблемные ситуации в профессиональной практике [3, с. 347].

В зарубежных исследованиях отмечается, что такие soft skills, как коммуникативные навыки, навыки работы в команде и навыки решения проблемы, ценятся значительно и в бизнес-среде, и работодателями, поэтому практика данных навыков в процессе обучения в вузе оказывает в дальнейшем позитивное влияние на результаты трудоустройства выпускников [4, с. 169]. Н.А. Чечева отмечает, что, несмотря на целенаправленное развитие академических навыков в процессе образовательной практики и отсутствие осознания необходимости развития гибких навыков, большинство образовательных программ отражают формирование общекультурных компетенций, которые в целом касаются развития способности работать в коллективе, разрешать конструктивно разноплановые ситуации, осуществлять саморегуляцию личностного поведения [5]. Контент-анализ научной литературы по проблеме развития soft skills позволяет выделить основные компоненты структуры гибких навыков, среди которых наиболее часто отмечаются: коммуникация, критическое мышление, эффективное взаимодействие в команде, креативность, эмоциональный интеллект.

Результаты исследования и их обсуждение

Обучение иностранному языку не только помогает развивать лингвистические компетенции у студентов, но и позволяет развить soft skills, поскольку работа в группе, способности коммуникативного взаимодействия, навыки решения проблемных ситуаций активируются при выполнении различных видов учебной деятельности на занятиях иностранным языком. Планируя использование интерактивных заданий на занятии, преподаватель должен учитывать, что содержание данных упражнений будет не только побуждать студентов к коммуникации на основе устного, письменного и невербального общения, но и способствовать пониманию сложных ситуаций делового и профессионального взаимодействия, выражению своей личностной позиции по конкретной проблеме, творческой работе с другими студентами группы. Более того, основой обучения иностранному языку в настоящее время является коммуникативный подход, при реализации которого коммуникативное взаимодействие становится и целью, и средством обучения [6, с. 140].

Принимая во внимание необходимость формирования компетенций, которые помогают специалистам быть конкурентоспособными на рынке труда, предлагается рассматривать гибкие навыки на основе модели «4К». Данную модель представили в контексте формирования soft skills на Давосском форуме (2016). В модель «4К» включили ключевые гибкие навыки, которые работодатели считают наиболее важными для продуктивной деятельности современного специалиста: коммуникация, критическое мышление, креативность, кооперация [7].

Согласно модели «4К», компонент «коммуникация» выражается в сформированности высокого уровня коммуникативных навыков, которые характеризуются:

– умением использовать вербальные и невербальные средства коммуникации для осуществления речевого взаимодействия на иностранном языке и на родном языке;

– умение определять наиболее эффективные языковые средства и стратегии, которые позволяют реализовать коммуникативные интенции в процессе коммуникации;

– умение анализировать получаемую информацию и соответственно ситуации коммуникативного общения реагировать на вопросы, реплики;

– умение выступать публично, используя соответствующие устойчивые выражения, речевые клише, которые характерны для представления данного вида речи.

Коммуникативные навыки в аспекте формирования soft skills предусматривают развитие умения применения стратегий коммуникативного взаимодействия, которые включают: способность студента выстраивать отношения продуктивного взаимодействия с другими студентами группы; умение слушать; умение поддержать общение, которое основывается на навыке задавать соответствующие ситуации вопросы и оформлять их с учетом правил грамматики конкретного иностранного языка; умение прогнозировать коммуникативные намерения собеседника. Следует отметить, что определенные коммуникативно-поведенческие стратегии, реализуемые преподавателем, которые регулярно демонстрируются на занятиях и позитивно воспринимаются студентами, обычно перенимаются обучающимися. Взаимодействие «преподаватель – студент» в значительной мере определяет эффективность развития гибких навыков у обучающихся.

Критическое мышление проявляется в умении самостоятельного решения проблемной задачи наиболее рациональным способом. Навык критического мышления представляет собой умение самостоятельно анализировать ситуацию, способность интерпретировать информацию в соответствии с заданными целями, вырабатывать свою собственную позицию по отношению к проблеме, способность формулировать выводы, давать критическую оценку. Критическое мышление, по мнению Л.С. Выготского, относится к виду интеллектуальной деятельности человека, основными характеристиками которой являются высокий уровень восприятия, понимания, объективности в отношении получаемой и анализируемой информации. Автор подчеркивает важность умения самостоятельного осмысления материала, самостоятельного осуществления мыслительных операций по определению цели и стратегии достижения позитивного результата [8, с. 24].

Креативность рассматривается как способность студента, а в будущем – специалиста, вырабатывать новые решения на основе имеющихся в наличии данных, умение отбирать наиболее эффективные стратегии и практики, проявлять оригинальность в развитии новых идей, которые в значительной степени отличаются от существующих. В зарубежной литературе при определении креативности отмечаются готовность человека рисковать, рассматривать несколько направлений разрешения проблемной ситуации, умение генерировать конструктивные идеи, способность отказываться от устоявшихся стереотипных установок и взглядов [9]. На занятиях иностранным языком преподавателю необходимо уделять особое внимание заданиям, которые способствуют раскрытию творческого потенциала, творческому самовыражению студентов.

Кооперация, или работа в команде, является важным навыком для любого специалиста. Обучение взаимодействию в команде в процессе учебной деятельности на занятиях иностранным языком позволяет сформировать навык совместной работы, умение выполнять определенные командой задания. Работая в команде, студенты осознают важность успешного выполнения задания всеми участниками команды. Наиболее эффективными для развития навыка работы в команде являются групповые/парные проектные и ситуативные задания.

Для организации учебной деятельности студентов, направленной на развитие гибких навыков, преподавателю необходимо проанализировать содержание учебно-методического материала и определить формы, методы и средства обучения, использование которых позволяет внедрить задания, способствующие развитию гибких навыков. Поэтому отбор учебно-методического содержания для занятий иностранным языком был направлен на подборку профессионально ориентированного текстового материала, на основе которого был осуществлен выбор тем, наиболее интересных для реализации мини-проектов. При подготовке проектного задания преподавателем определяются этапы его выполнения. На стартовом этапе студентам разъясняется специфика работы с проектным заданием, определяются контрольные временные точки, когда обучающиеся показывают преподавателю результаты по поиску информации, ее анализу и переработке. Во время таких встреч-обсуждений преподаватель выступает фасилитатором, направляющим деятельность студентов.

В рамках изучения раздела «Real property law» по дисциплине «Иностранный язык» на Юридическом факультета Финансового университета при правительстве РФ студентам было предложено разработать проект по теме «Buy-to-let practice» с учетом специфики законодательства и особенностей рынка конкретной страны. Студенты были разделены на мини-группы. Их задачей было проанализировать законодательство выбранной страны о возможных ограничениях в отношении иностранцев при покупке недвижимости, проанализировать информацию интернет-ресурсов, определить и обосновать преимущества покупки недвижимости в данном государстве в первую очередь с точки зрения юридического регулирования данного процесса (применяемые законы, сложность/простота оформления документов и взаимодействия с агентами/юристами на территории данного государства). Обязательным условием была подготовка визуального сопровождения в формате PowerPoint. Это позволяло студентам продемонстрировать навыки использования визуальной поддержки представляемой информации, вынести юридические термины, словосочетания, употребляемые в данной сфере в конкретной стране, на слайд.

Во время подготовки проектного задания обучающиеся вовлечены в поиск материалов по теме проекта, их анализ и отбор наиболее релевантной информации. При подготовке презентации содержательного компонента проекта студентам приходится преобразовывать оригинальный текст, принимая во внимание структуру, стиль и логику представления презентации как вида публичного выступления. При работе в группе у студентов формировались: опыт толерантного отношения друг к другу, умение выслушивать мнение участников группы, навыки организации работы в группе, готовность каждого участника группы нести ответственность за результат проекта в целом.

Наблюдение и курирование учебного взаимодействия обучающихся во время подготовки и при представлении результатов проектного задания обусловили разработку рекомендаций относительно развития гибких навыков студентов. В отношении развития гибких навыков коммуникативного взаимодействия необходимо учитывать, что деятельность студентов больше должна быть ориентирована на анализ и переработку материала в соответствии с заданной ситуацией, ценным является не объем информации, а ее осмысление и преобразование; преподаватель максимально содействует самостоятельной активности студентов и вовлечению во взаимодействие в группе. При формировании гибких навыков в контексте критического мышления желательно предложить обучающимся по итогам представления проектов представить сжатое аргументированное заключение, ответив на вопросы, какой проект был наиболее познавательным и почему. В отношении развития гибких навыков в контексте креативности считается полезным предложить студентам выдвинуть свои идеи относительно усовершенствования содержания представленной информации, формы ее представления, представленного визуального сопровождения. Относительно гибких навыков, которые способствуют развитию кооперации в командной работе, важно использовать активные методы обучения, ориентированные на работу в паре/группе. Преподавателю следует поощрять формат взаимного обучения (peer learning), когда один или несколько студентов оказывают пояснительно-разъяснительную помощь членам группы. Такое взаимодействие создает атмосферу доверия в группе, что способствует лучшему усвоению учебной информации, развивает активность всех студентов группы.

Заключение

В заключение следует отметить важность развития гибких навыков у студентов вуза, поскольку они относятся к личностным характеристикам, основанным на умениях, применение которых в профессиональной среде позволит специалистам быть успешными. Важно подчеркнуть положительную динамику формирования и развития soft skills в процессе обучения иностранному языку в вузе. Проведение анкетирования, наблюдения позволяет сделать вывод о том, что включение в процесс обучения проектных и ситуативных заданий способствует развитию креативного потенциала студентов, умений вести коммуникативное взаимодействие на родном и иностранном языках, успешно работать в команде, позволяет совершенствовать навыки представления аргументированного высказывания.


Библиографическая ссылка

Танцура Т.А. АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ SOFT SKILLS В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33482 (дата обращения: 30.06.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674