Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOCIOCULTURAL COMPETENCE OF ENGINEERING UNIVERSITY STUDENTS IN THE CONTEXT OF TECHNOCOMMUNICATION

Tsareva E.E. 1 Sabirzyanova G.S. 1 Gazizova A.I. 2
1 KNRTU
2 Kazan Federal university
This article is a study described the problem of students’ sociocultural competence developing an engineering university and analyzed its composition and structure in detail. The demands of society, industry, the economy and the personal ambitions of students make this problem acute at the present time. The purpose of the article is to identify and substantiate the structure of sociocultural competence of engineering university students in the context of technocommunications. To achieve this task, both theoretical methods were used to promote a comprehensive understanding of the essence of this competence, and practical research methods to determine its place in the process of foreign language training in higher education, as well as in the further professional activities of future engineers. The competence under consideration is a complex configuration and includes the following competencies: intercultural communicative, general professional foreign language communicative, multilingual communicative and technocommunicative. The result of the study is the identification of an expanded zone of influence of technocommunication and a positive impact on the professional activity of an engineer in the form of social adaptation and professional socialization. In addition, technocommunication is defined as a necessary condition for the implementation of professional communication strategies of engineers and is formed in the process of foreign language training at a university.
sociocultural competence
technocommunication
engineering university
social adaptation
professional socialization

Актуальность формирования универсальных компетенций студентов стоит остро в настоящее время и диктуется запросами на разных уровнях: общества, промышленности, бизнеса, образования и науки, личности, экономики и политики.

Существенные изменения, происходящие сегодня в жизни общества, определяют необходимость разработки новых способов обеспечения готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности в условиях международного взаимодействия. В этой связи повышение эффективности обучения межкультурным и профессиональным коммуникациям возможно только с учетом социокультурных особенностей коммуникативного поведения для полноценной социальной адаптации и профессиональной социализации будущих специалистов через использование нескольких языков.

Профессия инженера, благодаря стратегическим видениям конкретной дисциплины и запросам промышленности, представляет собой расширенный набор навыков инженера, который далеко выходит за рамки только технических знаний, специфичных для конкретной дисциплины. Поскольку потребность инженеров с практическими коммуникативными и профессиональными навыками возросла, назрела острая необходимость в преодолении разрыва между аналитическим мышлением и аналитическим общением. Многие профессиональные международные инженерные организации предъявляют запрос на инженеров со сформированными профессиональными навыками общения. Навыки профессионального общения и технические знания одинаково важны в промышленности. Здесь происходят противоречия в том, что традиционные приемы публичных выступлений, риторики и ораторского искусства и презентации основаны на базе гуманитарных наук, в то время как коммуникация инженеров требует разъяснительного, аргументированного и аналитического содержания, так как технические статьи в области инженерии, отчеты, презентации и другие продукты знаний создаются и организуются в соответствии с правилами, отличными от тех, которые используются в гуманитарных науках.

Цель исследования – выявить и обосновать структуру социокультурной компетентности студентов инженерного вуза в контексте технокоммуникации.

Задачи: выявление интегративного смысла социокультурной компетентности студентов, обоснование индикаторов технокоммуникации и ее значения в профессиональной деятельности инженера.

Материалы и методы исследования

В данном исследовании применяются как теоретические методы исследования, так и практические. К теоретическим методам исследования относятся: анализ педагогической, психологической и социологической литературы для выявления полной картины социокультурной компетентности студентов в инженерном вузе и определение в ней места и потенциала технокоммуникации. Практические методы исследования, такие как анализ результатов учебной деятельности студентов, педагогическое наблюдение, позволили обосновать целесообразность и применимость данной концепции в процессе иноязычной подготовки студентов в инженерном вузе.

Анализ литературы выявил большое количество статей по формированию социокультурной компетентности студентов и отдельных ее структурных единиц в высшей школе в процессе иноязычной подготовки, таких как межкультурная коммуникативная компетенция [1; 2], иноязычная коммуникативная компетенция [3, с. 115] студентов, техносфера и технокоммуникация [4].

Некоторые исследователи, такие как Ю.А. Кустов, фокусируют свое внимание на интегративной сути социокультурной компетентности, которая должна включать в себя 3 ключевые компетенции: культурную, социальную и профессиональную. Авторы наделяют компетентность преемственными и сквозными характеристиками, указывая на длительность срока формирования данной компетентности. Главное условие формирования социокультурной компетентности – активизация дидактических ресурсов всех учебных курсов и творческой деятельности студентов [5, с. 140].

Существует другой подход к выявлению сущности социокультурной компетентности. Так, И.В. Груздева акцентирует значимость культурологического подхода в формировании социокультурной компетентности и указывает на ее присутствие среди индивидуальных характеристик личности. Автор соотносит данную компетентность с наличием мотивации к познавательному процессу освоения новых знаний о разных культурах; готовности к адекватной межкультурной и межличностной коммуникации, а результатом становятся продукты учебной и творческой деятельности студентов [6, с. 57].

Анализ педагогической литературы и позиций разных авторов привел к выявлению общих особенностей социокультурной компетентности, а именно ее интегративному и междисциплинарному характеру. Это позволяет сделать вывод о том, что в процессе иноязычной подготовки студентов в инженерном вузе целесообразно формировать социокультурную компетентность с учетом профессиональной стратегии развития инженеров, которая предполагает развитие технокоммуникации. То есть, помимо базовых формируемых компетенций, у иноязычной подготовки в инженерном вузе имеется потенциал для развития принципиально новых компетенций: мультиязычной коммуникативной и технокоммуникативной.

Большинство авторов видят потенциал иноязычной подготовки для формирования межкультурной коммуникативной компетенции и иноязычной профессиональной компетенции и разрабатывают формы контроля их сформированности [7, c. 20], которые необходимы для полноценного и конкурентоспособного выхода на мировой рынок специалистов.

Результаты исследования и их обсуждение

В широком понимании социокультурная компетентность студентов в инженерном вузе представляет собой сложную интегративную конструкцию, которая вмещает в себя несколько компетенций. Поскольку социокультурная компетентность студентов в инженерном вузе в данном исследовании формируется в процессе иноязычной подготовки, то основной фокус внимания будет на тех компетенциях, знаниях, умениях и навыках, за которые отвечает дисциплина «Иностранный язык». Потенциал данной дисциплины позволяет создать многокомпонентную структуру социокультурной компетентности благодаря особому содержанию, применяемым формам, технологиям и методам. На рисунке 1 представлены состав и структура социокультурной компетентности студентов инженерного вуза, которая состоит из четырех компетенций: межкультурной коммуникативной, общепрофессиональной иноязычной коммуникативной, мультиязычной и технокоммуникативной. Все представленные компетенции имеют свои собственные индикаторы, но в составе социокультурной компетентностиони имеют интегративный, взаимосвязанный и взаимодополняемый характер, что расширяет базовую социокультурную компетентность и добавляет ей дополнительные смыслы. Краткое содержание отдельных компетенций рассматривается как результат сформированности данной компетентности у студентов в процессе иноязычной подготовки в инженерном вузе.

Обратимся более подробно к технокоммуникативной компетенции. В контексте социокультурной компетентности студентов инженерного вуза она выражается как способность составлять, анализировать, синтезировать, а также графически визуализировать техническую документацию на нескольких языках в понятном и простом изложении для широкой аудитории. Информация должна быть адаптирована как для пользователей, так и для других категорий лиц: партнеры, поставщики, общественные деятели, бизнес- и научное сообщества.

Рис. 1. Состав и структура социокультурной компетентности студентов инженерного вуза

В задачи данного исследования входит выявление места и значимости технокоммуникации в социокультурной компетентности студентов инженерного вуза. «Технокоммуникация» – термин относительно новый, не так распространен в российском высшем образовании, однако в мировой практике он известен уже долгое время и активно применяется в профессиональном образовании. Международный интерес к образованию в области технических коммуникаций растет по мере того, как все больше людей получают онлайн-доступ по всему миру.

Стратегическая цель технокоммуникации – способствовать развитию экономики страны, обеспечивать жизнеспособные исследования и разработки, а также предвосхищать запросы потребителей и защищать их интересы с помощью точных и информативных документов [8, с. 220]. То есть технокоммуникация – это способ общения производителя с конечным потребителем, так как через технокоммуникацию происходит первое касание или знакомство пользователя с техническим продуктом. И от того, насколько качественно проработана коммуникация в виде текстов или устных сообщений, будет зависеть востребованность продукта и репутация компании.

Существует несколько форматов технокоммуникации: устные и письменные, офлайн и онлайн (общение с помощью технологий, таких как файлы справки, веб-страницы и даже социальные сети).

Примерами технокоммуникации могут стать [9]:

· исследование актуальных запросов и потребностей пользователей;

· технические и исследовательские отчеты;

· документация и спецификация продукта;

· руководства пользователя (пошаговые инструкции, процедуры, руководства);

· онлайн-помощь, техническая поддержка;

· справочная информация (информация в стиле энциклопедии).

При любом формате эффективная технокоммуникация подразумевает точную, понятную, краткую, последовательную и уместную риторику для аргументации фактов и информации. Она призвана убедить аудиторию, построить доверительные отношения и взаимопонимание, а также экологично управлять вниманием пользователей.

В контексте социокультурной компетентности технокоммуникация приобретает более объемные смыслы. Она максимально эффективно и результативно передает важную информацию от изготовителя потребителям, учитывая их национальные социокультурные особенности, а иногда и знакомит их с мировой актуальной повесткой и призывает их к осознанному поведению, например к правильной экологичной утилизации вышедшего из строя устройства. Технокоммуникация служит важным инструментом в передаче идей, взглядов, наблюдений, инструкций и предложений более логичным и техническим образом.

Технокоммуникация способствует, с одной стороны, социальной адаптации продукта в обществе, а с другой – профессиональной социализации инженера. Чтобы эта комбинация работала, необходимо наличие определенных индикаторов (рис. 2).

Представленные индикаторы в результате дают хороший охват многоязычной аудитории, в том числе и мигрантов. В отличие от межкультурного понимания аудитории, умение представлять информацию на нескольких языках простым способом направлено на решение вопроса социальной справедливости, помогая производителям лучше определять и понимать всех своих клиентов. А потребителям – повышать удовлетворенность за счет оптимизации эргономики и удобства использования информационных продуктов.

 

Профессиональная социализацияСоциальная адаптацияПрофессиональная социализация

Рис. 2. Индикаторы технокоммуникации

Заключение. Таким образом, состав и структура социокультурной компетентности студентов инженерного вуза включает в себя принципиально новые компоненты – мультиязычную коммуникативную и технокоммуникативную компетенции, что придает социокультурной компетентности новое прикладное значение, направленное в том числе на развитие профессиональных коммуникативных стратегий и металингвистическую осведомленность студентов.

Технокоммуникативная компетенция рассматривается автором как необходимое условие осуществления технической коммуникации как разновидности профессиональной коммуникации. Благодаря сформулированным индикаторам технокоммуникация имеет долгосрочный эффект в виде социальной адаптации и профессиональной социализации инженеров.