Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ТЕХНОКОММУНИКАЦИИ

Царева Е.Е. 1 Сабирзянова Г.Ш. 1 Газизова А.И. 2
1 КНИТУ
2 Казанский (Приволжский) федеральный университет
Данная статья представляет собой исследование, в котором актуализируется проблема сформированности социокультурной компетентности студентов в инженерном вузе и подробно анализируется ее состав и структура. Запросы общества, промышленности, экономики и личные амбиции студентов ставят остро эту проблему в настоящее время. Цель статьи – выявить и обосновать структуру социокультурной компетентности студентов инженерного вуза в контексте технокоммуникации. Для достижения поставленной задачи были использованы как теоретические методы, способствующие объемному пониманию сущности данной компетентности, так и практические методы исследования для определения ее места в процессе иноязычной подготовки в высшей школе, а также в дальнейшей профессиональной деятельности будущих инженеров. Рассматриваемая компетентность представляет собой сложную конфигурацию и включает в свой состав следующие компетенции: межкультурная коммуникативная, общепрофессиональная иноязычная коммуникативная, мультиязычная коммуникативная и технокоммуникативная. Результатом исследования стало выявление у технокоммуникации расширенной зоны влияния и положительного воздействия на профессиональную деятельность инженера в виде социальной адаптации и профессиональной социализации. Помимо этого, технокоммуникация определяется как необходимое условие осуществления профессиональных коммуникативных стратегий инженеров и формируется в процессе иноязычной подготовки в вузе.
социокультурная компетентность
технокоммуникация
инженерный вуз
социальная адаптация
профессиональная социализация
1. Valeeva, R., Ziyatdinova J., Oleynikova O. Mechanisms for developing intercultural competence. international experience // IEEE Global Engineering Education Conference, EDUCON: Porto. 2020. P. 938-942. DOI: 10.1109/EDUCON45650.2020.9125130.
2. Царева Е.Е., Богоудинова Р.З. Педагогические технологии формирования межкультурной коммуникации студентов: Россия-Германия // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 1. С. 134-140.
3. Хафизова Л.Ю. Развитие иноязычной коммуникативной компетентности преподавателя как условие интеграции России в международное пространство // Управление устойчивым развитием. 2019. № 1. С. 114-118.
4. Tsareva E., Bogoudinova R., Volkova E., Metalinguistic awareness in technical communication //Advances in Intelligent Systems and Computing. 2021. V. 1328. P. 232-240. DOI: 10.1007/978-3-030-68198-2_21.
5. Кустов Ю.А. Формирование общепрофессиональных компетенций студентов вузов на основе культурологического подхода // Техническое творчество молодежи. 2017. № 5 (105). С. 16-19.
6. Груздева И. В. Социокультурная компетентность: подходы к определению структуры и функции // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2015. № 8. Ч. I. C. 55-58.
7. Сабирзянова Г.Ш. Балльно-рейтинговая система в среднем профессиональном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32759 (дата обращения: 18.04.2024). DOI: 10.17513/spno.32759.
8. Hopton S.B., Rajan P. Critical Approaches to Climate Justice, Technology, and Technical Communication Special Issue Introduction // Technical Communication Quarterly. 2023. V. 32 (3). P. 217-223. DOI: 10.1080/10572252.2023.2210176.
9. Eggleston A., Rabb R. Technical Communication for Engineers: Improving Professional and Technical Skills. 2018. V. 5. № 3. DOI: 10.18260/1-2-31068.

Актуальность формирования универсальных компетенций студентов стоит остро в настоящее время и диктуется запросами на разных уровнях: общества, промышленности, бизнеса, образования и науки, личности, экономики и политики.

Существенные изменения, происходящие сегодня в жизни общества, определяют необходимость разработки новых способов обеспечения готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности в условиях международного взаимодействия. В этой связи повышение эффективности обучения межкультурным и профессиональным коммуникациям возможно только с учетом социокультурных особенностей коммуникативного поведения для полноценной социальной адаптации и профессиональной социализации будущих специалистов через использование нескольких языков.

Профессия инженера, благодаря стратегическим видениям конкретной дисциплины и запросам промышленности, представляет собой расширенный набор навыков инженера, который далеко выходит за рамки только технических знаний, специфичных для конкретной дисциплины. Поскольку потребность инженеров с практическими коммуникативными и профессиональными навыками возросла, назрела острая необходимость в преодолении разрыва между аналитическим мышлением и аналитическим общением. Многие профессиональные международные инженерные организации предъявляют запрос на инженеров со сформированными профессиональными навыками общения. Навыки профессионального общения и технические знания одинаково важны в промышленности. Здесь происходят противоречия в том, что традиционные приемы публичных выступлений, риторики и ораторского искусства и презентации основаны на базе гуманитарных наук, в то время как коммуникация инженеров требует разъяснительного, аргументированного и аналитического содержания, так как технические статьи в области инженерии, отчеты, презентации и другие продукты знаний создаются и организуются в соответствии с правилами, отличными от тех, которые используются в гуманитарных науках.

Цель исследования – выявить и обосновать структуру социокультурной компетентности студентов инженерного вуза в контексте технокоммуникации.

Задачи: выявление интегративного смысла социокультурной компетентности студентов, обоснование индикаторов технокоммуникации и ее значения в профессиональной деятельности инженера.

Материалы и методы исследования

В данном исследовании применяются как теоретические методы исследования, так и практические. К теоретическим методам исследования относятся: анализ педагогической, психологической и социологической литературы для выявления полной картины социокультурной компетентности студентов в инженерном вузе и определение в ней места и потенциала технокоммуникации. Практические методы исследования, такие как анализ результатов учебной деятельности студентов, педагогическое наблюдение, позволили обосновать целесообразность и применимость данной концепции в процессе иноязычной подготовки студентов в инженерном вузе.

Анализ литературы выявил большое количество статей по формированию социокультурной компетентности студентов и отдельных ее структурных единиц в высшей школе в процессе иноязычной подготовки, таких как межкультурная коммуникативная компетенция [1; 2], иноязычная коммуникативная компетенция [3, с. 115] студентов, техносфера и технокоммуникация [4].

Некоторые исследователи, такие как Ю.А. Кустов, фокусируют свое внимание на интегративной сути социокультурной компетентности, которая должна включать в себя 3 ключевые компетенции: культурную, социальную и профессиональную. Авторы наделяют компетентность преемственными и сквозными характеристиками, указывая на длительность срока формирования данной компетентности. Главное условие формирования социокультурной компетентности – активизация дидактических ресурсов всех учебных курсов и творческой деятельности студентов [5, с. 140].

Существует другой подход к выявлению сущности социокультурной компетентности. Так, И.В. Груздева акцентирует значимость культурологического подхода в формировании социокультурной компетентности и указывает на ее присутствие среди индивидуальных характеристик личности. Автор соотносит данную компетентность с наличием мотивации к познавательному процессу освоения новых знаний о разных культурах; готовности к адекватной межкультурной и межличностной коммуникации, а результатом становятся продукты учебной и творческой деятельности студентов [6, с. 57].

Анализ педагогической литературы и позиций разных авторов привел к выявлению общих особенностей социокультурной компетентности, а именно ее интегративному и междисциплинарному характеру. Это позволяет сделать вывод о том, что в процессе иноязычной подготовки студентов в инженерном вузе целесообразно формировать социокультурную компетентность с учетом профессиональной стратегии развития инженеров, которая предполагает развитие технокоммуникации. То есть, помимо базовых формируемых компетенций, у иноязычной подготовки в инженерном вузе имеется потенциал для развития принципиально новых компетенций: мультиязычной коммуникативной и технокоммуникативной.

Большинство авторов видят потенциал иноязычной подготовки для формирования межкультурной коммуникативной компетенции и иноязычной профессиональной компетенции и разрабатывают формы контроля их сформированности [7, c. 20], которые необходимы для полноценного и конкурентоспособного выхода на мировой рынок специалистов.

Результаты исследования и их обсуждение

В широком понимании социокультурная компетентность студентов в инженерном вузе представляет собой сложную интегративную конструкцию, которая вмещает в себя несколько компетенций. Поскольку социокультурная компетентность студентов в инженерном вузе в данном исследовании формируется в процессе иноязычной подготовки, то основной фокус внимания будет на тех компетенциях, знаниях, умениях и навыках, за которые отвечает дисциплина «Иностранный язык». Потенциал данной дисциплины позволяет создать многокомпонентную структуру социокультурной компетентности благодаря особому содержанию, применяемым формам, технологиям и методам. На рисунке 1 представлены состав и структура социокультурной компетентности студентов инженерного вуза, которая состоит из четырех компетенций: межкультурной коммуникативной, общепрофессиональной иноязычной коммуникативной, мультиязычной и технокоммуникативной. Все представленные компетенции имеют свои собственные индикаторы, но в составе социокультурной компетентностиони имеют интегративный, взаимосвязанный и взаимодополняемый характер, что расширяет базовую социокультурную компетентность и добавляет ей дополнительные смыслы. Краткое содержание отдельных компетенций рассматривается как результат сформированности данной компетентности у студентов в процессе иноязычной подготовки в инженерном вузе.

Обратимся более подробно к технокоммуникативной компетенции. В контексте социокультурной компетентности студентов инженерного вуза она выражается как способность составлять, анализировать, синтезировать, а также графически визуализировать техническую документацию на нескольких языках в понятном и простом изложении для широкой аудитории. Информация должна быть адаптирована как для пользователей, так и для других категорий лиц: партнеры, поставщики, общественные деятели, бизнес- и научное сообщества.

Рис. 1. Состав и структура социокультурной компетентности студентов инженерного вуза

В задачи данного исследования входит выявление места и значимости технокоммуникации в социокультурной компетентности студентов инженерного вуза. «Технокоммуникация» – термин относительно новый, не так распространен в российском высшем образовании, однако в мировой практике он известен уже долгое время и активно применяется в профессиональном образовании. Международный интерес к образованию в области технических коммуникаций растет по мере того, как все больше людей получают онлайн-доступ по всему миру.

Стратегическая цель технокоммуникации – способствовать развитию экономики страны, обеспечивать жизнеспособные исследования и разработки, а также предвосхищать запросы потребителей и защищать их интересы с помощью точных и информативных документов [8, с. 220]. То есть технокоммуникация – это способ общения производителя с конечным потребителем, так как через технокоммуникацию происходит первое касание или знакомство пользователя с техническим продуктом. И от того, насколько качественно проработана коммуникация в виде текстов или устных сообщений, будет зависеть востребованность продукта и репутация компании.

Существует несколько форматов технокоммуникации: устные и письменные, офлайн и онлайн (общение с помощью технологий, таких как файлы справки, веб-страницы и даже социальные сети).

Примерами технокоммуникации могут стать [9]:

· исследование актуальных запросов и потребностей пользователей;

· технические и исследовательские отчеты;

· документация и спецификация продукта;

· руководства пользователя (пошаговые инструкции, процедуры, руководства);

· онлайн-помощь, техническая поддержка;

· справочная информация (информация в стиле энциклопедии).

При любом формате эффективная технокоммуникация подразумевает точную, понятную, краткую, последовательную и уместную риторику для аргументации фактов и информации. Она призвана убедить аудиторию, построить доверительные отношения и взаимопонимание, а также экологично управлять вниманием пользователей.

В контексте социокультурной компетентности технокоммуникация приобретает более объемные смыслы. Она максимально эффективно и результативно передает важную информацию от изготовителя потребителям, учитывая их национальные социокультурные особенности, а иногда и знакомит их с мировой актуальной повесткой и призывает их к осознанному поведению, например к правильной экологичной утилизации вышедшего из строя устройства. Технокоммуникация служит важным инструментом в передаче идей, взглядов, наблюдений, инструкций и предложений более логичным и техническим образом.

Технокоммуникация способствует, с одной стороны, социальной адаптации продукта в обществе, а с другой – профессиональной социализации инженера. Чтобы эта комбинация работала, необходимо наличие определенных индикаторов (рис. 2).

Представленные индикаторы в результате дают хороший охват многоязычной аудитории, в том числе и мигрантов. В отличие от межкультурного понимания аудитории, умение представлять информацию на нескольких языках простым способом направлено на решение вопроса социальной справедливости, помогая производителям лучше определять и понимать всех своих клиентов. А потребителям – повышать удовлетворенность за счет оптимизации эргономики и удобства использования информационных продуктов.

 

Профессиональная социализацияСоциальная адаптацияПрофессиональная социализация

Рис. 2. Индикаторы технокоммуникации

Заключение. Таким образом, состав и структура социокультурной компетентности студентов инженерного вуза включает в себя принципиально новые компоненты – мультиязычную коммуникативную и технокоммуникативную компетенции, что придает социокультурной компетентности новое прикладное значение, направленное в том числе на развитие профессиональных коммуникативных стратегий и металингвистическую осведомленность студентов.

Технокоммуникативная компетенция рассматривается автором как необходимое условие осуществления технической коммуникации как разновидности профессиональной коммуникации. Благодаря сформулированным индикаторам технокоммуникация имеет долгосрочный эффект в виде социальной адаптации и профессиональной социализации инженеров.


Библиографическая ссылка

Царева Е.Е., Сабирзянова Г.Ш., Газизова А.И. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ТЕХНОКОММУНИКАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33464 (дата обращения: 30.06.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674