Формирование навыков самостоятельного обучения является важнейшей частью реализуемой «Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года», в основе которой лежит Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Именно выполнение самостоятельной работы позволяет сформировать у студентов способности к моделированию различных схем реализации как познавательной, так и исследовательской деятельности. При этом значительную роль играет использование электронной информационно-образовательной среды высшего учебного заведения, обеспечивающей как легкую доступность учебно-методического материала, так и возможность асинхронной коммуникации преподавателя и студента [1]. Действительно, в работе [2] отмечены в качестве факторов, обеспечивающих эффективность самостоятельной работы студента, возможность ее организации с использованием систем e-learning (в частности, системы LMS MOODLE) и формирование оптимального контента для самостоятельной работы. Ранее авторами была показана возможность использования интерактивных методов при организации самостоятельной работы студентов, однако ограничить ее только рассмотренными методами невозможно, поскольку самостоятельная работа включает в себя и другие элементы [3].
Цель исследования – оценить необходимость наличия в электронном образовательном ресурсе дидактических элементов и выявить возможные пути его совершенствования с использованием метода Н.Кано.
Материалы и методы исследования. В ходе выполнения работы исследовалось наполнение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для направлений подготовки «19.03.02.31 Технологии хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий» и «19.03.04.30 Технология продукции и организация общественного питания», реализуемых ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет». В работе использовался анализ рабочих программ дисциплин экологического цикла (для направлений подготовки «19.03.04.30 Экология и здоровьесбережение на предприятиях индустрии питания», «19.03.02.31 Экология и безотходные технологии в хлебопекарном и кондитерском производствах»), наполняемость электронных образовательных ресурсов по рассматриваемым дисциплинам, ответы обучающихся (46 человек, прошедших обучение по дисциплинам в осеннем семестре 2023-2024 учебного года) на вопросы анкеты, разработанной в соответствии с рекомендациями метода Н. Кано.
Результаты исследования и их обсуждение. В таблице 1 представлен анализ содержания рабочих программ дисциплин экологического направления, реализованных в осеннем (I семестре) 2023-2024 уч. года для студентов направлений подготовки 19.03.02.31 и 19.03.04.30 2023 года набора.
Таблица 1
Сопоставление рабочих программ дисциплин экологического цикла направлений подготовки укрупненной группы специальностей «19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии» ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»
| 
 Вид учебной работы  | 
 Всего, зачетных единиц (академических часов)  | 
|
| 
 19.03.04.30  | 
 19.03.02.31  | 
|
| 
 Общая трудоемкость дисциплины  | 
 4 (144)  | 
 4 (144)  | 
| 
 Контактная работа с преподавателем:  | 
 1,5 (54)  | 
 2 (72)  | 
| 
 занятия лекционного типа  | 
 0,5 (18)  | 
 1 (36)  | 
| 
 лабораторные работы  | 
 1 (36)  | 
 1 (36)  | 
| 
 Самостоятельная работа обучающихся:  | 
 1,5 (54)  | 
 1 (36)  | 
| 
 Вид промежуточной аттестации  | 
 1 (36)  | 
 1 (36)  | 
В соответствии с данными таблицы следует отметить снижение часов самостоятельной работы для студентов направления подготовки 19.03.02.31 с одновременным увеличением часов контактной работы (лекций). Это привело к необходимости уменьшения количества заданий, в частности исключения кейс-задач, для самостоятельной работы в ЭОР (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ схем реализации самостоятельной работы с ЭОР и дистанционныхобразовательных технологий дисциплин экологического цикла
| 
 № п/п  | 
 Наименование используемых средств ЭО и ДОТ  | 
 Объем (часы) на одну работу  | 
 Количество работ  | 
|
| 
 19.03.04.30  | 
 19.03.02.31  | 
|||
| 
 1  | 
 Задание «Лабораторная работа»  | 
 3,0  | 
 9  | 
 9  | 
| 
 2  | 
 Тест  | 
 3,0  | 
 4  | 
 3  | 
| 
 3  | 
 Форум-задание (творческое, групповое) «Путешествие живого организма»  | 
 8,0  | 
 1  | 
 0  | 
| 
 4  | 
 Форум-задание (индивидуальное) «Кейс корпоративной программы сотрудников предприятия индустрии питания»  | 
 7,0  | 
 1  | 
 0  | 
Данное минимальное наполнение электронного образовательного ресурса сложилось в результате как дистанционного обучения, так и в связи с ранее рассмотренным рядом особенностей преподавания дисциплины при переходе с дистанционного к очному обучению [4]. На рисунке 1 представлено расположение элементов в электронно-образовательном ресурсе. В то же время при работе со студентами, а также в процессе прохождения повышения квалификации в рамках программ дополнительного профессионального образования возникают идеи дополнительного наполнения ЭОР, которые, возможно, не являются бесспорными с точки зрения современной молодежи.

Рис. 1. Элементы и ресурсы дисциплины «Экология и здоровьесбережение в индустрии питания», представленные в ЭОР
Поскольку метод японского ученого Н. Кано позволяет сегментировать потребность клиентов и классифицировать их по степени важности, с нашей точки зрения и согласно [6], считаем возможным провести оценку приоритетных потребностей студентов, а именно ранжирование их требований и ожиданий [5; 6] с его использованием. При выполнении работы на первом этапе был составлен макет опросной анкеты, рассматривающей вопросы как актуальности наличия курса и соответствующего направления, так и возможные направления дальнейшего развития (табл. 3).
Таблица 3
Макет опросной анкеты
| 
 № вопроса  | 
 Атрибут  | 
| 
 Наличие ЭОР и его наполнение  | 
|
| 
 1  | 
 Наличие ЭОР  | 
| 
 2  | 
 Наличие в ЭОР презентаций лекций, читающихся в аудиторном формате  | 
| 
 3  | 
 Наличие в ЭОР описаний лабораторных работ  | 
| 
 4  | 
 Наличие в ЭОР бланков для выполнения лабораторных работ  | 
| 
 5  | 
 Наличие в ЭОР места для прикрепления отчетов о выполненных лабораторных работах  | 
| 
 6  | 
 Наличие в ЭОР тестовых заданий по каждой теме  | 
| 
 7  | 
 Наличие в ЭОР форумов по каждой теме, в которых можно задавать вопросы  | 
| 
 8  | 
 Наличие в ЭОР заданий на решение ситуационных задач  | 
| 
 Направления развития ЭОР  | 
|
| 
 9  | 
 Наличие в ЭОР дополнительного материала – демонстрационных фильмов и материалов  | 
| 
 10  | 
 Наличие в ЭОР дополнительного материала – ссылок на определенные страницы учебников из ЭБС «Лань»  | 
| 
 11  | 
 Наличие в ЭОР дополнительного материала – элементов из массовых открытых онлайн-курсов (платформы «Открытое образование», «Лекториум»)  | 
| 
 12  | 
 Наличие в ЭОР ряда обязательных заданий, задействующих другие платформы (например, наличие чат-бота, квеста и т.д.)  | 
| 
 Организация работы с ЭОР (возможные направления)  | 
|
| 
 13  | 
 Перевод работ, посвященных математическому моделированию экологических процессов (выполняются в компьютерном классе), в дистанционный формат  | 
По каждому атрибуту анкета содержала, в соответствии с рекомендациями, изложенными в [5; 6], как функциональную, так и дисфункциональную форму. Кроме того, к анкете были добавлены вопросы, связанные с возможными направлениями улучшения ЭОР. В качестве вариантов ответов использовали одинаковые и типичные для модели Кано ответы. Пример одного из вопросов анкеты приведен в таблице 4.
Таблица 4
Пример вопроса опросной анкеты
| 
 Вопрос  | 
 Варианты ответа  | 
| 
 Наличие ЭОР и его наполнение  | 
|
| 
 Как Вы относитесь к наличию в ЭОР заданий на решение ситуационных задач?  | 
 Мне нравится  | 
| 
 Должны быть обязательно  | 
|
| 
 Наличие безразлично  | 
|
| 
 Не нравится  | 
|
| 
 Мне данный элемент ЭОР не подходит  | 
|
| 
 Как Вы отнесётесь к тому, что заданий на решение ситуационных задач не будет?  | 
 Мне нравится  | 
| 
 Должны быть обязательно  | 
|
| 
 Наличие безразлично  | 
|
| 
 Не нравится  | 
|
| 
 Мне данный элемент ЭОР не подходит  | 
|
Насколько важно для Вас наличие в ЭОР заданий на решение ситуационных задач?  | 
 Совершенно неважно  | 
| 
 Возможно, полезно  | 
|
| 
 Было бы хорошо  | 
|
| 
 Очень важно  | 
|
| 
 Критически необходимо  | 
|
Обработку полученных данных осуществляли с использованием таблиц Н. Кано [5; 6]. В таблице 5 представлены результаты анкетирования студентов, связанные с наличием электронного образовательного ресурса и его наполнением, при этом введены обозначения, в соответствии с предложенными в работе [6]: О – одномерные, А – привлекательные, М – безусловные, I – неважные, R – обратные и Q – сомнительные атрибуты.
Таблица 5
Результаты анкетирования студентов по вопросам удовлетворенности наличием ЭОР и его наполнением
| 
 № п/п  | 
 Атрибут  | 
 О, %  | 
 M, %  | 
 А, %  | 
 I, %  | 
 R, %  | 
 Q, %  | 
 Категория  | 
| 
 1  | 
 Наличие ЭОР  | 
 17,4  | 
 13,0  | 
 34,8  | 
 26,1  | 
 8,7  | 
 0  | 
 A  | 
| 
 2  | 
 Наличие в ЭОР презентаций лекций, читающихся в аудиторном формате  | 
 8,7  | 
 4,3  | 
 47,8  | 
 30,4  | 
 0  | 
 0  | 
 A  | 
| 
 3  | 
 Наличие в ЭОР описаний лабораторных работ  | 
 26,1  | 
 8,7  | 
 39,1  | 
 26,1  | 
 0  | 
 0  | 
 A  | 
| 
 4  | 
 Наличие в ЭОР бланков для выполнения лабораторных работ  | 
 8,7  | 
 8,7  | 
 43,7  | 
 39,1  | 
 0  | 
 0  | 
 A  | 
| 
 5  | 
 Наличие в ЭОР места для прикрепления отчетов о выполненных лабораторных работах  | 
 8,7  | 
 13,0  | 
 43,7  | 
 26,1  | 
 8,7  | 
 0  | 
 A  | 
| 
 6  | 
 Наличие в ЭОР тестовых заданий по каждой теме  | 
 13,0  | 
 4,3  | 
 43,7  | 
 34,8  | 
 4,3  | 
 0  | 
 A  | 
| 
 7  | 
 Наличие в ЭОР форумов по каждой теме, в которых можно задавать вопросы  | 
 8,7  | 
 4,3  | 
 30,4  | 
 34,8  | 
 21,7  | 
 0  | 
 I  | 
| 
 8  | 
 Наличие в ЭОР заданий на решение ситуационных задач  | 
 4,3  | 
 4,3  | 
 43,7  | 
 34,8  | 
 13,0  | 
 0  | 
 A  | 
Анализ результатов, представленных в таблице 5, показал, что большинство представленных в ЭОР элементов относится к категории привлекательного качества (А), пусть и с незначительным перевесом над категорией неважного качества (I). При этом наличие самого ЭОР обучающиеся воспринимают как ожидаемое и привлекаемое качество. К категории неважного качества следует отнести наличие в ЭОР форумов, посвященных вопросам, возникающим при изучении соответствующей темы. Возможно, это связано с тем, что в качестве респондентов выступали студенты очной формы обучения, имеющие достаточно возможностей обсудить возникающие проблемы с преподавателем в режиме офлайн.
Расчет индексов удовлетворенности и неудовлетворенности студентов проводили с использованием формул, представленных в работе [6]. Полученные результаты представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Диаграмма удовлетворенности и неудовлетворенности обучающихся
При анализе представленных результатов следует отметить, что фактически в равной степени студенты удовлетворены всеми компонентами ЭОР, причем наиболее привлекательным, с их точки зрения, является наличие описаний лабораторных работ. В то же время наличие атрибута 7 (форум по теме) сомнительно, и данный элемент можно исключить из курса как низко востребованный. Действительно, при ответе на вопрос о важности данного атрибута основные голоса респондентов распределились между показателями «совершенно неважно» и «возможно, полезно» (рис. 3).

Рис. 3. Оценка актуальности наличия в ЭОР атрибутов
Дальнейшая модернизация ресурса должна быть связана, в первую очередь, с внедрением в него элементов массовых открытых онлайн-курсов, представленных на платформах «Открытое образование», «Лекториум», Stepik и т.д. (рис. 4). Например, возможно включение в ЭОР элементов курса Green Skills (платформа Stepik.org) - https://stepik.org/course/128786.

Рис. 4. Оценка возможности развития ЭОР за счет включения в него новых атрибутов
Анализ рабочих программ дисциплин показал возможность усиления блока самостоятельной работы студентов за счет реализации лабораторных работ, посвященных математическому моделированию (около 50%) экологических процессов в ЭИОС (то есть в режиме онлайн), что имеет ряд привлекательных моментов [7]. Однако данное предложение не нашло положительного отклика у респондентов – большинство опрошенных отнесли его к категории I (56,5%), при этом индекс удовлетворенности составил 37,7; неудовлетворенности – 0, и, следовательно, реализация его не является актуальной.
Заключение. Изучение удовлетворенности студентов организацией самостоятельной работы в ЭОР позволило подтвердить актуальность сложившегося на данный момент наполнения ресурса, а также выявить перспективное направление его развития за счет возможной организации внешних связей с имеющимися на разных платформах массовыми открытыми онлайн-курсами.



