Формирование навыков самостоятельного обучения является важнейшей частью реализуемой «Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года», в основе которой лежит Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Именно выполнение самостоятельной работы позволяет сформировать у студентов способности к моделированию различных схем реализации как познавательной, так и исследовательской деятельности. При этом значительную роль играет использование электронной информационно-образовательной среды высшего учебного заведения, обеспечивающей как легкую доступность учебно-методического материала, так и возможность асинхронной коммуникации преподавателя и студента [1]. Действительно, в работе [2] отмечены в качестве факторов, обеспечивающих эффективность самостоятельной работы студента, возможность ее организации с использованием систем e-learning (в частности, системы LMS MOODLE) и формирование оптимального контента для самостоятельной работы. Ранее авторами была показана возможность использования интерактивных методов при организации самостоятельной работы студентов, однако ограничить ее только рассмотренными методами невозможно, поскольку самостоятельная работа включает в себя и другие элементы [3].
Цель исследования – оценить необходимость наличия в электронном образовательном ресурсе дидактических элементов и выявить возможные пути его совершенствования с использованием метода Н.Кано.
Материалы и методы исследования. В ходе выполнения работы исследовалось наполнение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для направлений подготовки «19.03.02.31 Технологии хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий» и «19.03.04.30 Технология продукции и организация общественного питания», реализуемых ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет». В работе использовался анализ рабочих программ дисциплин экологического цикла (для направлений подготовки «19.03.04.30 Экология и здоровьесбережение на предприятиях индустрии питания», «19.03.02.31 Экология и безотходные технологии в хлебопекарном и кондитерском производствах»), наполняемость электронных образовательных ресурсов по рассматриваемым дисциплинам, ответы обучающихся (46 человек, прошедших обучение по дисциплинам в осеннем семестре 2023-2024 учебного года) на вопросы анкеты, разработанной в соответствии с рекомендациями метода Н. Кано.
Результаты исследования и их обсуждение. В таблице 1 представлен анализ содержания рабочих программ дисциплин экологического направления, реализованных в осеннем (I семестре) 2023-2024 уч. года для студентов направлений подготовки 19.03.02.31 и 19.03.04.30 2023 года набора.
Таблица 1
Сопоставление рабочих программ дисциплин экологического цикла направлений подготовки укрупненной группы специальностей «19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии» ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»
Вид учебной работы |
Всего, зачетных единиц (академических часов) |
|
19.03.04.30 |
19.03.02.31 |
|
Общая трудоемкость дисциплины |
4 (144) |
4 (144) |
Контактная работа с преподавателем: |
1,5 (54) |
2 (72) |
занятия лекционного типа |
0,5 (18) |
1 (36) |
лабораторные работы |
1 (36) |
1 (36) |
Самостоятельная работа обучающихся: |
1,5 (54) |
1 (36) |
Вид промежуточной аттестации |
1 (36) |
1 (36) |
В соответствии с данными таблицы следует отметить снижение часов самостоятельной работы для студентов направления подготовки 19.03.02.31 с одновременным увеличением часов контактной работы (лекций). Это привело к необходимости уменьшения количества заданий, в частности исключения кейс-задач, для самостоятельной работы в ЭОР (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ схем реализации самостоятельной работы с ЭОР и дистанционныхобразовательных технологий дисциплин экологического цикла
№ п/п |
Наименование используемых средств ЭО и ДОТ |
Объем (часы) на одну работу |
Количество работ |
|
19.03.04.30 |
19.03.02.31 |
|||
1 |
Задание «Лабораторная работа» |
3,0 |
9 |
9 |
2 |
Тест |
3,0 |
4 |
3 |
3 |
Форум-задание (творческое, групповое) «Путешествие живого организма» |
8,0 |
1 |
0 |
4 |
Форум-задание (индивидуальное) «Кейс корпоративной программы сотрудников предприятия индустрии питания» |
7,0 |
1 |
0 |
Данное минимальное наполнение электронного образовательного ресурса сложилось в результате как дистанционного обучения, так и в связи с ранее рассмотренным рядом особенностей преподавания дисциплины при переходе с дистанционного к очному обучению [4]. На рисунке 1 представлено расположение элементов в электронно-образовательном ресурсе. В то же время при работе со студентами, а также в процессе прохождения повышения квалификации в рамках программ дополнительного профессионального образования возникают идеи дополнительного наполнения ЭОР, которые, возможно, не являются бесспорными с точки зрения современной молодежи.
Рис. 1. Элементы и ресурсы дисциплины «Экология и здоровьесбережение в индустрии питания», представленные в ЭОР
Поскольку метод японского ученого Н. Кано позволяет сегментировать потребность клиентов и классифицировать их по степени важности, с нашей точки зрения и согласно [6], считаем возможным провести оценку приоритетных потребностей студентов, а именно ранжирование их требований и ожиданий [5; 6] с его использованием. При выполнении работы на первом этапе был составлен макет опросной анкеты, рассматривающей вопросы как актуальности наличия курса и соответствующего направления, так и возможные направления дальнейшего развития (табл. 3).
Таблица 3
Макет опросной анкеты
№ вопроса |
Атрибут |
Наличие ЭОР и его наполнение |
|
1 |
Наличие ЭОР |
2 |
Наличие в ЭОР презентаций лекций, читающихся в аудиторном формате |
3 |
Наличие в ЭОР описаний лабораторных работ |
4 |
Наличие в ЭОР бланков для выполнения лабораторных работ |
5 |
Наличие в ЭОР места для прикрепления отчетов о выполненных лабораторных работах |
6 |
Наличие в ЭОР тестовых заданий по каждой теме |
7 |
Наличие в ЭОР форумов по каждой теме, в которых можно задавать вопросы |
8 |
Наличие в ЭОР заданий на решение ситуационных задач |
Направления развития ЭОР |
|
9 |
Наличие в ЭОР дополнительного материала – демонстрационных фильмов и материалов |
10 |
Наличие в ЭОР дополнительного материала – ссылок на определенные страницы учебников из ЭБС «Лань» |
11 |
Наличие в ЭОР дополнительного материала – элементов из массовых открытых онлайн-курсов (платформы «Открытое образование», «Лекториум») |
12 |
Наличие в ЭОР ряда обязательных заданий, задействующих другие платформы (например, наличие чат-бота, квеста и т.д.) |
Организация работы с ЭОР (возможные направления) |
|
13 |
Перевод работ, посвященных математическому моделированию экологических процессов (выполняются в компьютерном классе), в дистанционный формат |
По каждому атрибуту анкета содержала, в соответствии с рекомендациями, изложенными в [5; 6], как функциональную, так и дисфункциональную форму. Кроме того, к анкете были добавлены вопросы, связанные с возможными направлениями улучшения ЭОР. В качестве вариантов ответов использовали одинаковые и типичные для модели Кано ответы. Пример одного из вопросов анкеты приведен в таблице 4.
Таблица 4
Пример вопроса опросной анкеты
Вопрос |
Варианты ответа |
Наличие ЭОР и его наполнение |
|
Как Вы относитесь к наличию в ЭОР заданий на решение ситуационных задач? |
Мне нравится |
Должны быть обязательно |
|
Наличие безразлично |
|
Не нравится |
|
Мне данный элемент ЭОР не подходит |
|
Как Вы отнесётесь к тому, что заданий на решение ситуационных задач не будет? |
Мне нравится |
Должны быть обязательно |
|
Наличие безразлично |
|
Не нравится |
|
Мне данный элемент ЭОР не подходит |
|
Насколько важно для Вас наличие в ЭОР заданий на решение ситуационных задач? |
Совершенно неважно |
Возможно, полезно |
|
Было бы хорошо |
|
Очень важно |
|
Критически необходимо |
Обработку полученных данных осуществляли с использованием таблиц Н. Кано [5; 6]. В таблице 5 представлены результаты анкетирования студентов, связанные с наличием электронного образовательного ресурса и его наполнением, при этом введены обозначения, в соответствии с предложенными в работе [6]: О – одномерные, А – привлекательные, М – безусловные, I – неважные, R – обратные и Q – сомнительные атрибуты.
Таблица 5
Результаты анкетирования студентов по вопросам удовлетворенности наличием ЭОР и его наполнением
№ п/п |
Атрибут |
О, % |
M, % |
А, % |
I, % |
R, % |
Q, % |
Категория |
1 |
Наличие ЭОР |
17,4 |
13,0 |
34,8 |
26,1 |
8,7 |
0 |
A |
2 |
Наличие в ЭОР презентаций лекций, читающихся в аудиторном формате |
8,7 |
4,3 |
47,8 |
30,4 |
0 |
0 |
A |
3 |
Наличие в ЭОР описаний лабораторных работ |
26,1 |
8,7 |
39,1 |
26,1 |
0 |
0 |
A |
4 |
Наличие в ЭОР бланков для выполнения лабораторных работ |
8,7 |
8,7 |
43,7 |
39,1 |
0 |
0 |
A |
5 |
Наличие в ЭОР места для прикрепления отчетов о выполненных лабораторных работах |
8,7 |
13,0 |
43,7 |
26,1 |
8,7 |
0 |
A |
6 |
Наличие в ЭОР тестовых заданий по каждой теме |
13,0 |
4,3 |
43,7 |
34,8 |
4,3 |
0 |
A |
7 |
Наличие в ЭОР форумов по каждой теме, в которых можно задавать вопросы |
8,7 |
4,3 |
30,4 |
34,8 |
21,7 |
0 |
I |
8 |
Наличие в ЭОР заданий на решение ситуационных задач |
4,3 |
4,3 |
43,7 |
34,8 |
13,0 |
0 |
A |
Анализ результатов, представленных в таблице 5, показал, что большинство представленных в ЭОР элементов относится к категории привлекательного качества (А), пусть и с незначительным перевесом над категорией неважного качества (I). При этом наличие самого ЭОР обучающиеся воспринимают как ожидаемое и привлекаемое качество. К категории неважного качества следует отнести наличие в ЭОР форумов, посвященных вопросам, возникающим при изучении соответствующей темы. Возможно, это связано с тем, что в качестве респондентов выступали студенты очной формы обучения, имеющие достаточно возможностей обсудить возникающие проблемы с преподавателем в режиме офлайн.
Расчет индексов удовлетворенности и неудовлетворенности студентов проводили с использованием формул, представленных в работе [6]. Полученные результаты представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Диаграмма удовлетворенности и неудовлетворенности обучающихся
При анализе представленных результатов следует отметить, что фактически в равной степени студенты удовлетворены всеми компонентами ЭОР, причем наиболее привлекательным, с их точки зрения, является наличие описаний лабораторных работ. В то же время наличие атрибута 7 (форум по теме) сомнительно, и данный элемент можно исключить из курса как низко востребованный. Действительно, при ответе на вопрос о важности данного атрибута основные голоса респондентов распределились между показателями «совершенно неважно» и «возможно, полезно» (рис. 3).
Рис. 3. Оценка актуальности наличия в ЭОР атрибутов
Дальнейшая модернизация ресурса должна быть связана, в первую очередь, с внедрением в него элементов массовых открытых онлайн-курсов, представленных на платформах «Открытое образование», «Лекториум», Stepik и т.д. (рис. 4). Например, возможно включение в ЭОР элементов курса Green Skills (платформа Stepik.org) - https://stepik.org/course/128786.
Рис. 4. Оценка возможности развития ЭОР за счет включения в него новых атрибутов
Анализ рабочих программ дисциплин показал возможность усиления блока самостоятельной работы студентов за счет реализации лабораторных работ, посвященных математическому моделированию (около 50%) экологических процессов в ЭИОС (то есть в режиме онлайн), что имеет ряд привлекательных моментов [7]. Однако данное предложение не нашло положительного отклика у респондентов – большинство опрошенных отнесли его к категории I (56,5%), при этом индекс удовлетворенности составил 37,7; неудовлетворенности – 0, и, следовательно, реализация его не является актуальной.
Заключение. Изучение удовлетворенности студентов организацией самостоятельной работы в ЭОР позволило подтвердить актуальность сложившегося на данный момент наполнения ресурса, а также выявить перспективное направление его развития за счет возможной организации внешних связей с имеющимися на разных платформах массовыми открытыми онлайн-курсами.
Библиографическая ссылка
Первышина Г.Г., Коротченко И.С., Кондратюк Т.А., Романова О.В., Новикова В.Б., Балабуева Э.В. ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ МОДЕЛЬЮ РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА ПО МОДЕЛИ Н.КАНО // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33448 (дата обращения: 22.01.2025).