Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ МОДЕЛЬЮ РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА ПО МОДЕЛИ Н.КАНО

Первышина Г.Г. 1 Коротченко И.С. 2 Кондратюк Т.А. 1 Романова О.В. 2 Новикова В.Б. 2 Балабуева Э.В. 1
1 ФГАОУ ВО Сибирский Федеральный Университет
2 ФГБОУ ВО Красноярский государственный аграрный университет
В статье показана необходимость применения электронной информационно-образовательной среды высшего учебного заведения для организации эффективной самостоятельной работы студентов. Обоснована актуальность применения и содержания различных ресурсов электронной информационно-образовательной среды интерактивного взаимодействия студентов между собой и преподавателем при изучении дисциплин экологической направленности. Анализ качества содержания электронного образовательного ресурса и выявление возможных путей его совершенствования проводили методом Н. Кано. Данный метод позволил провести оценку и ранжирование требований и ожиданий студентов от электронного образовательного ресурса по дисциплинам: «Экология и здоровьесбережение на предприятиях индустрии питания», «Экология и безотходные технологии в хлебопекарном и кондитерском производствах». Выявлено, что студенты (46 респондентов) в одинаковой мере удовлетворены всеми компонентами электронного образовательного ресурса. Наиболее привлекательным компонентом отметили – наличие описаний лабораторных работ. Присутствие форума по теме оказалось сомнительно, с точки зрения студентов, поэтому данный элемент можно исключить из курса как низко востребованный. Авторами установлено, что модернизация ресурса должна быть связана, в первую очередь, с внедрением в него элементов массовых открытых онлайн-курсов, представленных на платформах: «Открытое образование», «Лекториум», Stepik и т.д.
самостоятельная работа
студенты
экологическое образование
электронный образовательный ресурс
1. Гаджиева П.Д., Мусакаева З.З. Возможности информационно-коммуникационных технологий обучения в организации самостоятельной работы студентов // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. № 6. С. 75–81.
2. Глазунова Е.Г. Факторы эффективной организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений с использованием технологий e-learning // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. № 11. С. 36–51.
3. Коротченко И.С., Первышина Г.Г., Кондратюк Т.А, Новикова В.Б., Бояринова С.П., Долгушина Л.В. Интерактивные методы при реализации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экология» в электронной образовательной среде // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28600 (дата обращения: 20.04.2024).
4. Первышина Г.Г., Коротченко И.С., Кондратюк Т.А., Батанина Е.В. Особенности перехода от дистанционному к очному обучению при преподавании дисциплин экологического направления ФГОС 3++ // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31675. (дата обращения: 20.04.2024). DOI: 10.17513/spno.31675.
5. Гаджиев А.Г., Плотникова Д.В. Использование модели Кано с целью совершенствования оценки образовательных услуг // Вестник ДонНУ. Сер. В: Экономика и право. 2016. № 1. С.24–27.
6. Меркурьева Г.Ю. Камаева С.С., Николаева Н.Г., Умарова Н.Н. Применение метода Н. Кано для оценки удовлетворенности студентов образовательным процессом по фармацевтической технологии // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33233 (дата обращения: 20.04.2024). DOI: 10.17513/spno.33233.
7. Кужевская Е.Б., Смык Е.И. Применение дистанционных технологий обучения в современном образовательном процессе: за и против // Вестник экономической безопасности. 2019. № 3. С. 376–378.

Формирование навыков самостоятельного обучения является важнейшей частью реализуемой «Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года», в основе которой лежит Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Именно выполнение самостоятельной работы позволяет сформировать у студентов способности к моделированию различных схем реализации как познавательной, так и исследовательской деятельности. При этом значительную роль играет использование электронной информационно-образовательной среды высшего учебного заведения, обеспечивающей как легкую доступность учебно-методического материала, так и возможность асинхронной коммуникации преподавателя и студента [1]. Действительно, в работе [2] отмечены в качестве факторов, обеспечивающих эффективность самостоятельной работы студента, возможность ее организации с использованием систем e-learning (в частности, системы LMS MOODLE) и формирование оптимального контента для самостоятельной работы. Ранее авторами была показана возможность использования интерактивных методов при организации самостоятельной работы студентов, однако ограничить ее только рассмотренными методами невозможно, поскольку самостоятельная работа включает в себя и другие элементы [3].

Цель исследования – оценить необходимость наличия в электронном образовательном ресурсе дидактических элементов и выявить возможные пути его совершенствования с использованием метода Н.Кано.

Материалы и методы исследования. В ходе выполнения работы исследовалось наполнение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для направлений подготовки «19.03.02.31 Технологии хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий» и «19.03.04.30 Технология продукции и организация общественного питания», реализуемых ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет». В работе использовался анализ рабочих программ дисциплин экологического цикла (для направлений подготовки «19.03.04.30 Экология и здоровьесбережение на предприятиях индустрии питания», «19.03.02.31 Экология и безотходные технологии в хлебопекарном и кондитерском производствах»), наполняемость электронных образовательных ресурсов по рассматриваемым дисциплинам, ответы обучающихся (46 человек, прошедших обучение по дисциплинам в осеннем семестре 2023-2024 учебного года) на вопросы анкеты, разработанной в соответствии с рекомендациями метода Н. Кано.

Результаты исследования и их обсуждение. В таблице 1 представлен анализ содержания рабочих программ дисциплин экологического направления, реализованных в осеннем (I семестре) 2023-2024 уч. года для студентов направлений подготовки 19.03.02.31 и 19.03.04.30 2023 года набора.

Таблица 1

Сопоставление рабочих программ дисциплин экологического цикла направлений подготовки укрупненной группы специальностей «19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии» ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

Вид учебной работы

Всего, зачетных единиц (академических часов)

19.03.04.30

19.03.02.31

Общая трудоемкость дисциплины

4 (144)

4 (144)

Контактная работа с преподавателем:

1,5 (54)

2 (72)

занятия лекционного типа

0,5 (18)

1 (36)

лабораторные работы

1 (36)

1 (36)

Самостоятельная работа обучающихся:

1,5 (54)

1 (36)

Вид промежуточной аттестации
(экзамен)

1 (36)

1 (36)

В соответствии с данными таблицы следует отметить снижение часов самостоятельной работы для студентов направления подготовки 19.03.02.31 с одновременным увеличением часов контактной работы (лекций). Это привело к необходимости уменьшения количества заданий, в частности исключения кейс-задач, для самостоятельной работы в ЭОР (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ схем реализации самостоятельной работы с ЭОР и дистанционныхобразовательных технологий дисциплин экологического цикла

№ п/п

Наименование используемых средств ЭО и ДОТ

Объем (часы) на одну работу

Количество работ

19.03.04.30

19.03.02.31

1

Задание «Лабораторная работа»

3,0

9

9

2

Тест

3,0

4

3

3

Форум-задание (творческое, групповое) «Путешествие живого организма»

8,0

1

0

4

Форум-задание (индивидуальное) «Кейс корпоративной программы сотрудников предприятия индустрии питания»

7,0

1

0

Данное минимальное наполнение электронного образовательного ресурса сложилось в результате как дистанционного обучения, так и в связи с ранее рассмотренным рядом особенностей преподавания дисциплины при переходе с дистанционного к очному обучению [4]. На рисунке 1 представлено расположение элементов в электронно-образовательном ресурсе. В то же время при работе со студентами, а также в процессе прохождения повышения квалификации в рамках программ дополнительного профессионального образования возникают идеи дополнительного наполнения ЭОР, которые, возможно, не являются бесспорными с точки зрения современной молодежи.

 

 

Рис. 1. Элементы и ресурсы дисциплины «Экология и здоровьесбережение в индустрии питания», представленные в ЭОР

Поскольку метод японского ученого Н. Кано позволяет сегментировать потребность клиентов и классифицировать их по степени важности, с нашей точки зрения и согласно [6], считаем возможным провести оценку приоритетных потребностей студентов, а именно ранжирование их требований и ожиданий [5; 6] с его использованием. При выполнении работы на первом этапе был составлен макет опросной анкеты, рассматривающей вопросы как актуальности наличия курса и соответствующего направления, так и возможные направления дальнейшего развития (табл. 3).

Таблица 3

Макет опросной анкеты

№ вопроса

Атрибут

Наличие ЭОР и его наполнение

1

Наличие ЭОР

2

Наличие в ЭОР презентаций лекций, читающихся в аудиторном формате

3

Наличие в ЭОР описаний лабораторных работ

4

Наличие в ЭОР бланков для выполнения лабораторных работ

5

Наличие в ЭОР места для прикрепления отчетов о выполненных лабораторных работах

6

Наличие в ЭОР тестовых заданий по каждой теме

7

Наличие в ЭОР форумов по каждой теме, в которых можно задавать вопросы

8

Наличие в ЭОР заданий на решение ситуационных задач

Направления развития ЭОР

9

Наличие в ЭОР дополнительного материала – демонстрационных фильмов и материалов

10

Наличие в ЭОР дополнительного материала – ссылок на определенные страницы учебников из ЭБС «Лань»

11

Наличие в ЭОР дополнительного материала – элементов из массовых открытых онлайн-курсов (платформы «Открытое образование», «Лекториум»)

12

Наличие в ЭОР ряда обязательных заданий, задействующих другие платформы (например, наличие чат-бота, квеста и т.д.)

Организация работы с ЭОР (возможные направления)

13

Перевод работ, посвященных математическому моделированию экологических процессов (выполняются в компьютерном классе), в дистанционный формат

По каждому атрибуту анкета содержала, в соответствии с рекомендациями, изложенными в [5; 6], как функциональную, так и дисфункциональную форму. Кроме того, к анкете были добавлены вопросы, связанные с возможными направлениями улучшения ЭОР. В качестве вариантов ответов использовали одинаковые и типичные для модели Кано ответы. Пример одного из вопросов анкеты приведен в таблице 4.

Таблица 4

Пример вопроса опросной анкеты

Вопрос

Варианты ответа

Наличие ЭОР и его наполнение

Как Вы относитесь к наличию в ЭОР заданий на решение ситуационных задач?

Мне нравится

Должны быть обязательно

Наличие безразлично

Не нравится

Мне данный элемент ЭОР не подходит

Как Вы отнесётесь к тому, что заданий на решение ситуационных задач не будет?

Мне нравится

Должны быть обязательно

Наличие безразлично

Не нравится

Мне данный элемент ЭОР не подходит


Насколько важно для Вас наличие в ЭОР заданий на решение ситуационных задач?

Совершенно неважно

Возможно, полезно

Было бы хорошо

Очень важно

Критически необходимо

Обработку полученных данных осуществляли с использованием таблиц Н. Кано [5; 6]. В таблице 5 представлены результаты анкетирования студентов, связанные с наличием электронного образовательного ресурса и его наполнением, при этом введены обозначения, в соответствии с предложенными в работе [6]: О – одномерные, А – привлекательные, М – безусловные, I – неважные, R – обратные и Q – сомнительные атрибуты.

Таблица 5

Результаты анкетирования студентов по вопросам удовлетворенности наличием ЭОР и его наполнением

№ п/п

Атрибут

О, %

M, %

А, %

I, %

R, %

Q, %

Категория

1

Наличие ЭОР

17,4

13,0

34,8

26,1

8,7

0

A

2

Наличие в ЭОР презентаций лекций, читающихся в аудиторном формате

8,7

4,3

47,8

30,4

0

0

A

3

Наличие в ЭОР описаний лабораторных работ

26,1

8,7

39,1

26,1

0

0

A

4

Наличие в ЭОР бланков для выполнения лабораторных работ

8,7

8,7

43,7

39,1

0

0

A

5

Наличие в ЭОР места для прикрепления отчетов о выполненных лабораторных работах

8,7

13,0

43,7

26,1

8,7

0

A

6

Наличие в ЭОР тестовых заданий по каждой теме

13,0

4,3

43,7

34,8

4,3

0

A

7

Наличие в ЭОР форумов по каждой теме, в которых можно задавать вопросы

8,7

4,3

30,4

34,8

21,7

0

I

8

Наличие в ЭОР заданий на решение ситуационных задач

4,3

4,3

43,7

34,8

13,0

0

A

Анализ результатов, представленных в таблице 5, показал, что большинство представленных в ЭОР элементов относится к категории привлекательного качества (А), пусть и с незначительным перевесом над категорией неважного качества (I). При этом наличие самого ЭОР обучающиеся воспринимают как ожидаемое и привлекаемое качество. К категории неважного качества следует отнести наличие в ЭОР форумов, посвященных вопросам, возникающим при изучении соответствующей темы. Возможно, это связано с тем, что в качестве респондентов выступали студенты очной формы обучения, имеющие достаточно возможностей обсудить возникающие проблемы с преподавателем в режиме офлайн.

Расчет индексов удовлетворенности и неудовлетворенности студентов проводили с использованием формул, представленных в работе [6]. Полученные результаты представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Диаграмма удовлетворенности и неудовлетворенности обучающихся

При анализе представленных результатов следует отметить, что фактически в равной степени студенты удовлетворены всеми компонентами ЭОР, причем наиболее привлекательным, с их точки зрения, является наличие описаний лабораторных работ. В то же время наличие атрибута 7 (форум по теме) сомнительно, и данный элемент можно исключить из курса как низко востребованный. Действительно, при ответе на вопрос о важности данного атрибута основные голоса респондентов распределились между показателями «совершенно неважно» и «возможно, полезно» (рис. 3).

Рис. 3. Оценка актуальности наличия в ЭОР атрибутов

Дальнейшая модернизация ресурса должна быть связана, в первую очередь, с внедрением в него элементов массовых открытых онлайн-курсов, представленных на платформах «Открытое образование», «Лекториум», Stepik и т.д. (рис. 4). Например, возможно включение в ЭОР элементов курса Green Skills (платформа Stepik.org) - https://stepik.org/course/128786.

Рис. 4. Оценка возможности развития ЭОР за счет включения в него новых атрибутов

Анализ рабочих программ дисциплин показал возможность усиления блока самостоятельной работы студентов за счет реализации лабораторных работ, посвященных математическому моделированию (около 50%) экологических процессов в ЭИОС (то есть в режиме онлайн), что имеет ряд привлекательных моментов [7]. Однако данное предложение не нашло положительного отклика у респондентов – большинство опрошенных отнесли его к категории I (56,5%), при этом индекс удовлетворенности составил 37,7; неудовлетворенности – 0, и, следовательно, реализация его не является актуальной.

Заключение. Изучение удовлетворенности студентов организацией самостоятельной работы в ЭОР позволило подтвердить актуальность сложившегося на данный момент наполнения ресурса, а также выявить перспективное направление его развития за счет возможной организации внешних связей с имеющимися на разных платформах массовыми открытыми онлайн-курсами.


Библиографическая ссылка

Первышина Г.Г., Коротченко И.С., Кондратюк Т.А., Романова О.В., Новикова В.Б., Балабуева Э.В. ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ МОДЕЛЬЮ РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА ПО МОДЕЛИ Н.КАНО // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33448 (дата обращения: 30.06.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674