Проблема сопровождения учителем такой формы организации учебной деятельности обучающихся, как работа над учебным проектом в условиях сельской школы, чрезвычайно актуальна в настоящее время. В первую очередь, это связано с тем, что «имеет место тренд снижения численности населения, занятого в сельском хозяйстве (на 4,3% при общем снижении численности сельского населения региона на 2,2%), что является следствием как естественной убыли, так и миграционного оттока из сельских поселений и малых городов. При закреплении данной тенденции очевиден риск нехватки работников в сфере сельского хозяйства, а также старения кадрового потенциала предприятий АПК» [1]. Но это связано и с тем, что в сельской местности есть большой дефицит специалистов, напрямую не связанных с профессиями, востребованными в агропромышленном комплексе (работников культурной сферы, сферы образования и медицины и т.д.). В связи с этим необходима работа по ориентации обучающихся на то, чтобы связать свою дальнейшую жизнь с родным селом. При этом нужно учитывать, что, как показывают некоторые исследования, «информированность о мире профессий у старшеклассников сельских и городских школ такова, что они хорошо понимают, какие профессии им не интересны, но не знают, какие профессии для них привлекательны» [2].
Как показывает практика, только профориентационных мероприятий в традиционном виде (беседы, встречи со специалистами и т.д.) явно недостаточно, на предметных уроках такую работу проводить практически невозможно, необходим поиск новых путей в решении этой проблемы. Например, в качестве средства профориентационной работы предлагается применять «интегративные задания сельскохозяйственной тематики (ИЗСХТ), которые позволят сельским школьникам познакомиться с основами профессий села, оценить свои навыки и интересы в этой области и принять более обоснованное решение о выборе своего профессионального пути» [3].
В последнее время в научно-методической литературе все чаще поднимается вопрос о возможностях проектной деятельности в осуществлении профессиональной ориентации сельских школьников. Особую роль проектной деятельности учащихся сельских школ придает Л.В.Байбородова, которая отмечает, что «в значительной мере решить проблему профессионального самоопределения детей в условиях села позволяет участие школьников в проектной деятельности, так как они могут попробовать свои силы в различных сферах и видах труда, проверить и развить свои профессиональные интересы и способности. Именно проектная деятельность в ряде сельских, особенно малочисленных, школ становится основным средством организации профориентационной работы и предпрофильной подготовки» [4].
В этом случае можно говорить о двух основных направлениях тематики проектов в обучении сельских школьников, которые должны реализовываться с начальной школы и до окончания обучения в общеобразовательной школе. Первое направление связано с привитием любви к родному краю, уважения его традиций, знаний историко-культурного наследия родного края. Второе направление должно опираться на то, что кардинальные изменения во всех сферах человеческой деятельности, связанные, в первую очередь, с процессами информатизации и цифровизации, внедрением в производство современных технологий, серьезно изменили и инфраструктуру сельской местности. В связи с этим возникает проблема подготовки квалифицированных кадров, способных реализовывать задачи, поставленные перед всем агропромышленным комплексом России.
Цель исследования состоит в определении подходов к организации проектной деятельности обучающихся в сельских школах, в определении особенностей разработки тематики индивидуальных проектов, способствующих осознанному выбору ими профессий, востребованных в сельской местности, и ориентации на продолжение своей жизни в условиях сельской местности.
Материал и методы исследования
Материалом исследования являются результаты педагогического эксперимента, проведенного в течение 2015-2024 гг. на базе Арзамасского филиала ННГУ и Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ). В экспериментальной работе приняли участие студенты общей численностью 1874 человека, 1986 педагогов, 2372 учащихся сельских школ и 8 экспертов. Методологическую основу исследования составляет комплекс подходов: системного, культурологического, средового, личностно ориентированного, синергетического. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, обобщение педагогического опыта, моделирование, анкетирование, интервьюирование участников педагогического процесса в сельских школах, мониторинг, педагогический эксперимент, математическая статистика.
Результаты исследования и их обсуждение
Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов связано с необходимостью проведения учащимися проектных и учебных исследований. Правильная организация таких исследований в условиях сельской школы может внести свой вклад в предпрофильную подготовку учащихся сельских школ, нацелить их на приобретение профессий, востребованных в агропромышленном комплексе.
Осуществление выделенного ранее первого направления в организации проектной деятельности учащихся сельских школ, направленного, в первую очередь, на реализацию духовно-нравственного потенциала сельской местности, можно проводить в рамках проектов социального, художественно-творческого или культурно-исторического характера. В связи с этим необходимо осуществлять «поиск, разработку и реализацию школьниками обоснованных ими перспективных социально значимых проектов на основе изучения запросов сельского социума» [5].
В статье Е.П.Ильина и И.П.Ильина отмечается, что в сельской местности существуют также проблемы патриотического воспитания, требующие решения, описывается опыт организации патриотического воспитания сельских школьников. При этом «темы для творческих проектов были разноплановыми и разнообразными: это и проведение выставок рисунков "Спеши делать добрые дела", и оформление творческих папок на гражданско-патриотические темы, такие как "Известные люди нашего села", "Любимые места моего родного села", "Односельчане – герои войны" и т.д. Особое внимание уделялось и сейчас уделяется проекту-поиску "История моих бабушки и дедушки" и "Герой в моей семье". Работа над данными проектами предполагала собой организацию поисковой работы среди обучающихся» [6].
Относительно второго направления в организации проектной деятельности обучающихся в условиях сельских школ следует отметить следующее.
Агропромышленный комплекс России быстро развивается, разрабатывается, и применяется различная сельскохозяйственная техника, в которой используется искусственный интеллект, для осуществления многих сельскохозяйственных работ и операций применяются дроны и роботы и т.д.
Дальнейшее развитие агропромышленного комплекса России связано с реализацией таких направлений, как осуществление максимально возможной оптимизации технологических операций (ИТ и автоматизация) и повышение урожайности и качества продукции (биотехнологии).
Все это говорит о том, что происходят изменения как в номенклатуре сельскохозяйственных профессий (таких как программист по селекции, специалист по Data Science (аналитик данных), оператор беспилотного летательного аппарата, агроном-генетик, биотехнолог, специалист по робототехнике и другие), так и в компетенциях традиционных специальностей (агроном, зоотехник, ветеринар и др.). При этом решение многих проблем в развитии отечественного АПК определяет активизация человеческого фактора.
Под активизацией человеческого фактора следует, в первую очередь, понимать необходимость проведения серьезной работы по профессиональной ориентации именно учащихся сельских школ на получение профессий, востребованных в агропромышленном комплексе. Многие исследователи отмечают, что интерес выпускников сельских школ к профессиям сельскохозяйственного направления достаточно низок, и до сих пор такие профессии часто считаются не престижными, тяжелыми. При этом профессиональную ориентацию нужно начинать еще в основной школе, особенно на этапе предпрофильной подготовки.
Большую роль в предпрофильной подготовке и реализации профильного обучения могут сыграть в этом случае профессионально ориентированные проекты.
В отношении профессионально ориентированных проектов можно сказать следующее. Учащиеся основной школы или средней общеобразовательной школы могут уже иметь какие-либо профессиональные ориентиры, а это означает, что у них уже есть определенный интерес к таким видам деятельности, которые лежат в основе их будущей профессии.
В этом случае можно говорить о том, что учебно-исследовательская деятельность в свете организации и проведения проектов учащимися по физике должна быть основана на тех видах деятельности с учебным материалом, который наиболее важен с позиции их будущей профессии.
Таким образом, можно говорить о необходимости теоретического анализа места учебных предметов в формировании профессиональных компетенций в период обучения по специальностям сельскохозяйственного профиля и разработки, и внедрения в учебный процесс сельских школ во время проведения предпрофильной подготовки и профильного обучения профессионально ориентированных проектов.
В Арзамасском филиале ННГУ им. Н.И. Лобачевского с 2011 года проводится Всероссийский Ступинский фестиваль-конкурс декоративно-прикладного творчества сельских школьников «Возвращение к истокам», в рамках которого учащиеся 1-11 классов сельских школ представляют свои работы, часть из которых представляют собой проекты, связанные с разработкой и реализацией исследований по традиционным ремеслам родной местности. За это время в конкурсе приняли участие более двух тысяч учащихся сельских школ из 35 районов Нижегородской области. Представлены 60 художественных техник по девяти направлениям.
Примером проектных работ являются «Роспись подноса «Хорошо в деревне!» (направление конкурса – художественная роспись), «Деревенька моя» (направление конкурса – декоративная флористика: лозоплетение), «Светлое Христово Воскресенье» (направление конкурса – художественные работы из ткани и нити), «Основатель села» (направление конкурса – художественная обработка материалов), «Чаепитие» (направление конкурса – художественная роспись), «Мастерица дымковской игрушки» (направление конкурса – лепная пластика).
Также последние три года в филиале проводится Всероссийский конкурс математических задач с историческим и краеведческим содержанием среди учащихся общеобразовательных школ и студентов вузов, в котором активное участие принимают сельские школьники.
Студентами психолого-педагогического факультета в период прохождения педагогической практики в рамках подготовки учащихся к конкурсам различного уровня осуществлялась помощь в разработке проектов такой тематики, как «Духовная родословная моей малой родины», «Моя семья в истории села», «Моё село: России здесь начало», «Обряды, обычаи и традиции нашего края», «Культура и религия нашего края», «Наши традиционные ремёсла».
Относительно применения в учебном процессе сельских школ проектов профессиональной направленности следует отметить следующее. В научно-методической литературе раскрываются вопросы, связанные с разработкой учащимися профильно ориентированных или профессионально ориентированных проектов. Следует разграничить эти понятия, выяснить, насколько они похожи и несут ли в себе одинаковые составляющие.
На взгляд авторов статьи, профильно ориентированные проекты связаны более с основной школой и ориентированы на предпрофильную подготовку. То есть на работу с учащимися, которые после окончания основной школы могут пойти в среднюю школу по какому-либо профилю. В этом случае учебный материал может не рассматривать материал других предметов, ориентирован на углубление и расширение знаний учащихся по физике. В средней школе профильно ориентированные проекты тоже могут касаться только материала профильного уровня по учебным предметам.
Эти разработки имеют разного уровня достоинства, в них рассматриваются различные темы школьного курса отдельного учебного предмета, при этом обычно это касается индивидуальных проектов, очень мало рассматривается вопросов, связанных с организацией групповых проектов. Если говорить о типах таких проектов, то они в большинстве своем носят больше учебный характер, материал проектной деятельности связан более с конкретным учебным материалом, изучаемом в школе.
В отношении профессионально ориентированных проектов можно заметить, что при проведении предпрофильной подготовки учащиеся основной школы или средней общеобразовательной школы могут уже иметь какие-либо профессиональные ориентиры, а это означает, что у них уже есть определенный интерес к таким видам деятельности, которые лежат в основе их будущей профессии.
В этом случае можно сказать, что «профессионально ориентированный проект представляет собой совместную учебно-познавательную деятельность педагога и обучающегося. Эта деятельность призвана выявить интеллектуальный и творческий потенциал ученика, направленный на расширение представлений о характере его будущей профессии, о роли учебного предмета в формировании профессиональных компетенций, относящихся к данной профессии» [7, с. 55].
В последнее время большое внимание уделяется проектной деятельности сельских школьников в области сельского хозяйства. В Белгородской области, например, при информационной поддержке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации проводится Всероссийский конкурс «АгроНТИ для учащихся сельских школ» с целью привлечения обучающихся к проектно-исследовательской деятельности в сфере технологий сельского хозяйства. Привлечение учащихся сельских школ к участию в этом конкурсе ориентировано и на осуществление профессиональной ориентации, ознакомление с современными профессиями, востребованными в сельском хозяйстве (по направлениям «АгроМетео», «АгроКосмос», «АгроКоптеры», «АгроРоботы»).
Во Всероссийском конкурсе для школьников сельских поселений и малых городов «АгроНТРИ (Агронаука, Технологии, Развитие, Инновации)» номинаций больше: «АгроКоптеры», «АгроРоботы», «АгроКосмос», «АгроМетео», «АгроБио», «ДоброПчёл», «АгроВет», «АгроРоверы», «АгроСмарт».
Следует отметить, что многие учащиеся малочисленных сельских школ могли бы участвовать в конкурсах такого плана, но осуществление проектной деятельности в сельской школе «осложняется ее отдаленностью от научно-исследовательских центров, вузов и, как следствие, отсутствием возможности получить консультацию у специалистов по обработке и интерпретации результатов исследования, ограниченным доступом к методикам выполнения экспериментальной работы, недостаточной оснащенностью лабораторным оборудованием» [8].
Студенты Арзамасского филиала ННГУ активно участвуют в разработке и сопровождении профессионально ориентированных проектов, реализуемых сельскими школьниками, в период прохождения педагогической практики и в рамках написания выпускных квалификационных работ. Можно отметить такой проект, как групповой проект «Доступный Интернет в моем селе», направленный на разработку и описание возможностей приема Интернета в сельской местности. Также учащимися представлены проекты «Агромост: современная модель», «Сельскохозяйственный дрон: индивидуальный подход к растениям», «Цифровые средства в нашем огороде» и другие.
Заключение
Результаты исследования показали, что организация проектной и исследовательской деятельности учащихся сельских школ, в русле представленных двух направлений, вносит большой вклад в профориентационную работу. Участие в проектной деятельности в области духовно-нравственного потенциала сельской местности позволяет привить любовь к родному краю, развивать патриотические чувства у учащихся, что способствует выбору ими профессий, востребованных в родном селе. Участие в разработке профессионально ориентированных проектов позволяет понять роль учебных предметов в их будущей профессии, ознакомить с новыми профессиями, востребованными в агропромышленном комплексе России.