Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Фролов И.В. 1 Гусев Д.А. 1
1 ФГАОУВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Арзамасский филиал
Снижение численности населения, занятого в сельском хозяйстве, приводит к нехватке работников в сфере агропромышленного комплекса, при этом в сельской местности есть дефицит специалистов, напрямую не связанных с профессиями, востребованными в агропромышленном комплексе. В связи с этим необходим поиск новых форм и средств профессиональной ориентации сельских школьников, одним из которых может быть организация проектной деятельности. Цель исследования состоит в определении подходов к организации проектной деятельности обучающихся в сельских школах, в определении особенностей разработки тематики индивидуальных проектов, способствующих осознанному выбору ими профессий, востребованных в сельской местности, и ориентации на продолжение своей жизни в условиях сельской местности. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, обобщение педагогического опыта, моделирование, анкетирование и др. В статье раскрывается сущность двух направлений исследования по разработке тематических проектов в сельских школах. Первое направление связано с привитием любви к родному краю, уважения его традиций, знаний историко-культурного наследия родного края, его духовно-нравственного потенциала. Второе направление должно быть связано с решением проблемы подготовки кадров, востребованных в агропромышленном комплексе России. Результаты исследования показали, что организация проектной и исследовательской деятельности учащихся сельских школ, в русле представленных направлений, вносит большой вклад в профориентационную работу. Участие в проектной деятельности в области духовно-нравственного потенциала сельской местности позволяет привить любовь к родному краю, развивать патриотические чувства у учащихся, что способствует выбору ими профессий, востребованных в родном селе.
сельская школа
профессиональная ориентация
проектная деятельность
1. Мочалова Я.В., Шкарупа Е.А. Современные тренды, проблемы и перспективы инноватизации агропромышленного комплекса // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 9. С. 343-352.
2. Поваренков Ю.П. Профессиональное самоопределение старшеклассников сельских и городских школ // Педагогика сельской школы. 2021. № 4 (10). С. 5-18.
3. Черанева В.И. Коршунова О.В. Профориентационный компонент дидактической системы учителя сельской школы // Педагогика сельской школы. 2023. № 4 (18). С. 54-73.
4. Байбородова Л.В. Особенности проектной деятельности сельских школьников // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2. № 1. С. 54-59.
5. Байбородова Л.В. Лушникова Т.В. Концептуальные основы и механизмы доступности дополнительного образования сельских детей // Педагогика сельской школы. 2021. № 3 (9). С. 5-24.
6. Ильин Е.П., Ильин И.П. Проблемы патриотического воспитания в сельской местности и их решение // Символ науки. 2021. № 4. С. 147-151.
7. Абдирахмонов Ж.А., Абдуллаев Б.А., Абдуфаттоев Ж.А., Антонов А.А., Ануфриева О.В., Базарова Л.В., Бакаева О.Н., Белогруд И.Н., Berdimuratova A.K., Ботыгин И.А., Гадзаова Л.П., Галимова Ф.С., Гилязева Э.Н., Данилкова М.П., Деряев А.Р., Емельянова Е.В., Ермишина О.Ф., Заплатина О.А., Ибрагимов Д.Д., Каблашова И.В., Камалова Д.И., Киселев А.А., Ковшик Ю.Л., Короткова Л.В., Кривякин К.С., Кулешов Д.К., Кучкоров Ф.Ш., Левина М.З., Логунова И.В., Мазаева Т.В., Мансуров Ю.Н., Марданова Ю.У., Муминов Х.Х., Мухамедова Ш.Ф., Мухитдинов А.А., Намозов С.Б., Огородникова Э.Ю., Pirnazarov N.R., Рахимов О.О., Рахматов Х.А., Родионова В.Н., Савельева О.В., Толстихина Е.И., Умаров А.В., Хайруллина Д.Д., Харитонова Е.Г., Хурматов Я.А., Чурюканова Е.О., Шерстнѐв В.С., Шерстнѐва А.И., Шуваев Д.Н., Шулус А.А., Юсупов У.Б., Яворская О.А. Фундаментальная и прикладная наука: состояние и тенденции развития: монография. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2023. 396 с.
8. Безрукова Н.П., Тазьмина А.В., Власенко О.А. О реализации принципа доступности при организации исследовательской деятельности учащихся сельских школ на материале естественных наук и экологии // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 9. С. 93-97.

Проблема сопровождения учителем такой формы организации учебной деятельности обучающихся, как работа над учебным проектом в условиях сельской школы, чрезвычайно актуальна в настоящее время. В первую очередь, это связано с тем, что «имеет место тренд снижения численности населения, занятого в сельском хозяйстве (на 4,3% при общем снижении численности сельского населения региона на 2,2%), что является следствием как естественной убыли, так и миграционного оттока из сельских поселений и малых городов. При закреплении данной тенденции очевиден риск нехватки работников в сфере сельского хозяйства, а также старения кадрового потенциала предприятий АПК» [1]. Но это связано и с тем, что в сельской местности есть большой дефицит специалистов, напрямую не связанных с профессиями, востребованными в агропромышленном комплексе (работников культурной сферы, сферы образования и медицины и т.д.). В связи с этим необходима работа по ориентации обучающихся на то, чтобы связать свою дальнейшую жизнь с родным селом. При этом нужно учитывать, что, как показывают некоторые исследования, «информированность о мире профессий у старшеклассников сельских и городских школ такова, что они хорошо понимают, какие профессии им не интересны, но не знают, какие профессии для них привлекательны» [2].

Как показывает практика, только профориентационных мероприятий в традиционном виде (беседы, встречи со специалистами и т.д.) явно недостаточно, на предметных уроках такую работу проводить практически невозможно, необходим поиск новых путей в решении этой проблемы. Например, в качестве средства профориентационной работы предлагается применять «интегративные задания сельскохозяйственной тематики (ИЗСХТ), которые позволят сельским школьникам познакомиться с основами профессий села, оценить свои навыки и интересы в этой области и принять более обоснованное решение о выборе своего профессионального пути» [3].

В последнее время в научно-методической литературе все чаще поднимается вопрос о возможностях проектной деятельности в осуществлении профессиональной ориентации сельских школьников. Особую роль проектной деятельности учащихся сельских школ придает Л.В.Байбородова, которая отмечает, что «в значительной мере решить проблему профессионального самоопределения детей в условиях села позволяет участие школьников в проектной деятельности, так как они могут попробовать свои силы в различных сферах и видах труда, проверить и развить свои профессиональные интересы и способности. Именно проектная деятельность в ряде сельских, особенно малочисленных, школ становится основным средством организации профориентационной работы и предпрофильной подготовки» [4].

В этом случае можно говорить о двух основных направлениях тематики проектов в обучении сельских школьников, которые должны реализовываться с начальной школы и до окончания обучения в общеобразовательной школе. Первое направление связано с привитием любви к родному краю, уважения его традиций, знаний историко-культурного наследия родного края. Второе направление должно опираться на то, что кардинальные изменения во всех сферах человеческой деятельности, связанные, в первую очередь, с процессами информатизации и цифровизации, внедрением в производство современных технологий, серьезно изменили и инфраструктуру сельской местности. В связи с этим возникает проблема подготовки квалифицированных кадров, способных реализовывать задачи, поставленные перед всем агропромышленным комплексом России.

Цель исследования состоит в определении подходов к организации проектной деятельности обучающихся в сельских школах, в определении особенностей разработки тематики индивидуальных проектов, способствующих осознанному выбору ими профессий, востребованных в сельской местности, и ориентации на продолжение своей жизни в условиях сельской местности.

Материал и методы исследования

Материалом исследования являются результаты педагогического эксперимента, проведенного в течение 2015-2024 гг. на базе Арзамасского филиала ННГУ и Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ). В экспериментальной работе приняли участие студенты общей численностью 1874 человека, 1986 педагогов, 2372 учащихся сельских школ и 8 экспертов. Методологическую основу исследования составляет комплекс подходов: системного, культурологического, средового, личностно ориентированного, синергетического. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, обобщение педагогического опыта, моделирование, анкетирование, интервьюирование участников педагогического процесса в сельских школах, мониторинг, педагогический эксперимент, математическая статистика.

Результаты исследования и их обсуждение

Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов связано с необходимостью проведения учащимися проектных и учебных исследований. Правильная организация таких исследований в условиях сельской школы может внести свой вклад в предпрофильную подготовку учащихся сельских школ, нацелить их на приобретение профессий, востребованных в агропромышленном комплексе.

Осуществление выделенного ранее первого направления в организации проектной деятельности учащихся сельских школ, направленного, в первую очередь, на реализацию духовно-нравственного потенциала сельской местности, можно проводить в рамках проектов социального, художественно-творческого или культурно-исторического характера. В связи с этим необходимо осуществлять «поиск, разработку и реализацию школьниками обоснованных ими перспективных социально значимых проектов на основе изучения запросов сельского социума» [5].

В статье Е.П.Ильина и И.П.Ильина отмечается, что в сельской местности существуют также проблемы патриотического воспитания, требующие решения, описывается опыт организации патриотического воспитания сельских школьников. При этом «темы для творческих проектов были разноплановыми и разнообразными: это и проведение выставок рисунков "Спеши делать добрые дела", и оформление творческих папок на гражданско-патриотические темы, такие как "Известные люди нашего села", "Любимые места моего родного села", "Односельчане – герои войны" и т.д. Особое внимание уделялось и сейчас уделяется проекту-поиску "История моих бабушки и дедушки" и "Герой в моей семье". Работа над данными проектами предполагала собой организацию поисковой работы среди обучающихся» [6].

Относительно второго направления в организации проектной деятельности обучающихся в условиях сельских школ следует отметить следующее.

Агропромышленный комплекс России быстро развивается, разрабатывается, и применяется различная сельскохозяйственная техника, в которой используется искусственный интеллект, для осуществления многих сельскохозяйственных работ и операций применяются дроны и роботы и т.д.

Дальнейшее развитие агропромышленного комплекса России связано с реализацией таких направлений, как осуществление максимально возможной оптимизации технологических операций (ИТ и автоматизация) и повышение урожайности и качества продукции (биотехнологии).

Все это говорит о том, что происходят изменения как в номенклатуре сельскохозяйственных профессий (таких как программист по селекции, специалист по Data Science (аналитик данных), оператор беспилотного летательного аппарата, агроном-генетик, биотехнолог, специалист по робототехнике и другие), так и в компетенциях традиционных специальностей (агроном, зоотехник, ветеринар и др.). При этом решение многих проблем в развитии отечественного АПК определяет активизация человеческого фактора.

Под активизацией человеческого фактора следует, в первую очередь, понимать необходимость проведения серьезной работы по профессиональной ориентации именно учащихся сельских школ на получение профессий, востребованных в агропромышленном комплексе. Многие исследователи отмечают, что интерес выпускников сельских школ к профессиям сельскохозяйственного направления достаточно низок, и до сих пор такие профессии часто считаются не престижными, тяжелыми. При этом профессиональную ориентацию нужно начинать еще в основной школе, особенно на этапе предпрофильной подготовки.

Большую роль в предпрофильной подготовке и реализации профильного обучения могут сыграть в этом случае профессионально ориентированные проекты.

В отношении профессионально ориентированных проектов можно сказать следующее. Учащиеся основной школы или средней общеобразовательной школы могут уже иметь какие-либо профессиональные ориентиры, а это означает, что у них уже есть определенный интерес к таким видам деятельности, которые лежат в основе их будущей профессии.

В этом случае можно говорить о том, что учебно-исследовательская деятельность в свете организации и проведения проектов учащимися по физике должна быть основана на тех видах деятельности с учебным материалом, который наиболее важен с позиции их будущей профессии.

Таким образом, можно говорить о необходимости теоретического анализа места учебных предметов в формировании профессиональных компетенций в период обучения по специальностям сельскохозяйственного профиля и разработки, и внедрения в учебный процесс сельских школ во время проведения предпрофильной подготовки и профильного обучения профессионально ориентированных проектов.

В Арзамасском филиале ННГУ им. Н.И. Лобачевского с 2011 года проводится Всероссийский Ступинский фестиваль-конкурс декоративно-прикладного творчества сельских школьников «Возвращение к истокам», в рамках которого учащиеся 1-11 классов сельских школ представляют свои работы, часть из которых представляют собой проекты, связанные с разработкой и реализацией исследований по традиционным ремеслам родной местности. За это время в конкурсе приняли участие более двух тысяч учащихся сельских школ из 35 районов Нижегородской области. Представлены 60 художественных техник по девяти направлениям.

Примером проектных работ являются «Роспись подноса «Хорошо в деревне!» (направление конкурса – художественная роспись), «Деревенька моя» (направление конкурса – декоративная флористика: лозоплетение), «Светлое Христово Воскресенье» (направление конкурса – художественные работы из ткани и нити), «Основатель села» (направление конкурса – художественная обработка материалов), «Чаепитие» (направление конкурса – художественная роспись), «Мастерица дымковской игрушки» (направление конкурса – лепная пластика).

Также последние три года в филиале проводится Всероссийский конкурс математических задач с историческим и краеведческим содержанием среди учащихся общеобразовательных школ и студентов вузов, в котором активное участие принимают сельские школьники.

Студентами психолого-педагогического факультета в период прохождения педагогической практики в рамках подготовки учащихся к конкурсам различного уровня осуществлялась помощь в разработке проектов такой тематики, как «Духовная родословная моей малой родины», «Моя семья в истории села», «Моё село: России здесь начало», «Обряды, обычаи и традиции нашего края», «Культура и религия нашего края», «Наши традиционные ремёсла».

Относительно применения в учебном процессе сельских школ проектов профессиональной направленности следует отметить следующее. В научно-методической литературе раскрываются вопросы, связанные с разработкой учащимися профильно ориентированных или профессионально ориентированных проектов. Следует разграничить эти понятия, выяснить, насколько они похожи и несут ли в себе одинаковые составляющие.

На взгляд авторов статьи, профильно ориентированные проекты связаны более с основной школой и ориентированы на предпрофильную подготовку. То есть на работу с учащимися, которые после окончания основной школы могут пойти в среднюю школу по какому-либо профилю. В этом случае учебный материал может не рассматривать материал других предметов, ориентирован на углубление и расширение знаний учащихся по физике. В средней школе профильно ориентированные проекты тоже могут касаться только материала профильного уровня по учебным предметам.

Эти разработки имеют разного уровня достоинства, в них рассматриваются различные темы школьного курса отдельного учебного предмета, при этом обычно это касается индивидуальных проектов, очень мало рассматривается вопросов, связанных с организацией групповых проектов. Если говорить о типах таких проектов, то они в большинстве своем носят больше учебный характер, материал проектной деятельности связан более с конкретным учебным материалом, изучаемом в школе.

В отношении профессионально ориентированных проектов можно заметить, что при проведении предпрофильной подготовки учащиеся основной школы или средней общеобразовательной школы могут уже иметь какие-либо профессиональные ориентиры, а это означает, что у них уже есть определенный интерес к таким видам деятельности, которые лежат в основе их будущей профессии.

В этом случае можно сказать, что «профессионально ориентированный проект представляет собой совместную учебно-познавательную деятельность педагога и обучающегося. Эта деятельность призвана выявить интеллектуальный и творческий потенциал ученика, направленный на расширение представлений о характере его будущей профессии, о роли учебного предмета в формировании профессиональных компетенций, относящихся к данной профессии» [7, с. 55].

В последнее время большое внимание уделяется проектной деятельности сельских школьников в области сельского хозяйства. В Белгородской области, например, при информационной поддержке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации проводится Всероссийский конкурс «АгроНТИ для учащихся сельских школ» с целью привлечения обучающихся к проектно-исследовательской деятельности в сфере технологий сельского хозяйства. Привлечение учащихся сельских школ к участию в этом конкурсе ориентировано и на осуществление профессиональной ориентации, ознакомление с современными профессиями, востребованными в сельском хозяйстве (по направлениям «АгроМетео», «АгроКосмос», «АгроКоптеры», «АгроРоботы»).

Во Всероссийском конкурсе для школьников сельских поселений и малых городов «АгроНТРИ (Агронаука, Технологии, Развитие, Инновации)» номинаций больше: «АгроКоптеры», «АгроРоботы», «АгроКосмос», «АгроМетео», «АгроБио», «ДоброПчёл», «АгроВет», «АгроРоверы», «АгроСмарт».

Следует отметить, что многие учащиеся малочисленных сельских школ могли бы участвовать в конкурсах такого плана, но осуществление проектной деятельности в сельской школе «осложняется ее отдаленностью от научно-исследовательских центров, вузов и, как следствие, отсутствием возможности получить консультацию у специалистов по обработке и интерпретации результатов исследования, ограниченным доступом к методикам выполнения экспериментальной работы, недостаточной оснащенностью лабораторным оборудованием» [8].

Студенты Арзамасского филиала ННГУ активно участвуют в разработке и сопровождении профессионально ориентированных проектов, реализуемых сельскими школьниками, в период прохождения педагогической практики и в рамках написания выпускных квалификационных работ. Можно отметить такой проект, как групповой проект «Доступный Интернет в моем селе», направленный на разработку и описание возможностей приема Интернета в сельской местности. Также учащимися представлены проекты «Агромост: современная модель», «Сельскохозяйственный дрон: индивидуальный подход к растениям», «Цифровые средства в нашем огороде» и другие.

Заключение

Результаты исследования показали, что организация проектной и исследовательской деятельности учащихся сельских школ, в русле представленных двух направлений, вносит большой вклад в профориентационную работу. Участие в проектной деятельности в области духовно-нравственного потенциала сельской местности позволяет привить любовь к родному краю, развивать патриотические чувства у учащихся, что способствует выбору ими профессий, востребованных в родном селе. Участие в разработке профессионально ориентированных проектов позволяет понять роль учебных предметов в их будущей профессии, ознакомить с новыми профессиями, востребованными в агропромышленном комплексе России.


Библиографическая ссылка

Фролов И.В., Гусев Д.А. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33428 (дата обращения: 13.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674