Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF LABOR EDUCATION IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Sarmutdinova G.B. 1
1 FGBOU VO "Orenburg state pedagogical University"
In this article, the author defined the concepts of «labor education», «organizational and pedagogical conditions». He analyzed how labor education affects the extracurricular activities of younger students. He reviewed and described three organizational and pedagogical conditions for the labor education of younger schoolchildren in extracurricular activities. The first condition is the creation of a system of motivation for younger students to work in the school and family environment. The second condition is the formation of a stable need for conscientious and creative work of younger schoolchildren in extracurricular activities. The third condition is the formation of the teacher's readiness for the labor education of younger students in extracurricular activities. The author in this article described that if these organizational and pedagogical conditions are met, the labor education of younger schoolchildren in extracurricular activities will become more productive in primary education. The article notes that the labor education of younger schoolchildren in extracurricular activities can be strengthened by improving the content of the educational program of primary education. The program of extracurricular activities in primary school can be filled and diversified with creative and practical work, self–education of younger schoolchildren, involvement of parents in labor activities, teacher–student-parent interaction, study of relevant literature on labor education of younger schoolchildren.
organizational and pedagogical conditions
labor education
extracurricular activities
junior high school student

В июне 2023 года в Государственную Думу был внесен законопроект, который предлагает вернуть трудовое воспитание в школы [1]. Данный законопроект направлен на возвращение традиций трудового воспитания в образовательные организации. В актуальных нормативных документах не ставится акцент на понятие «труд». Инициатива депутатов направлена на четкое определение трудового воспитания учащихся и формирование у них трудолюбия, уважения и ответственного отношения к труду.

В статье автор вместе с экспертами проанализирует, что такое трудовое воспитание и как оно повлияет на жизнь младших школьников.

Теоретический анализ научных работ по исследуемой теме показал, что труд занимает важное место в воспитании и развитии младших школьников [2, 3]. Трудовое воспитание учит детей ценить труд и трудолюбие, понимать важность выполнения обязанностей и нести ответственность за выполненную работу. Эти навыки и качества будут необходимы им в будущем во всех сферах жизни. В начальной школе трудовое воспитание может включать в себя различные виды работ и заданий, которые помогут развить навыки труда и ответственности. Это могут быть уборка класса, посадка и уход за растениями, создание поделок, участие в коллективных проектах и т.д. Важно, чтобы дети видели смысл и пользу своего труда, получали за него похвалу и поддержку. Таким образом, через трудовое воспитание младшие школьники учатся ценить себя и свой труд, развивают чувство самоуважения и уверенности в своих силах. Отметим, что трудовое воспитание в начальной школе играет важную роль в формировании личности ребенка и готовит его к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в будущем [2].

Цель исследования – теоретически обосновать продуктивность организационно-педагогических условий трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Материалы и методы исследования

В качестве основных материалов для анализа были использованы источники на русском языке, посвященные организационно-педагогическим условиям трудового воспитания во внеурочной деятельности. Методы исследования: изучение и анализ литературы; обобщение опыта работы учителей и педагогов; цитирование; анализ; синтез; сравнение; обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение

Трудовое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности – это взаимодействие взрослого и обучающегося. Данный процесс направлен на развитие полезных навыков, трудовых традиций, подготовку к будущей профессии и воспитание уважения к своему и чужому труду. Советское правительство на законодательном уровне установило, что трудовое воспитание является одним из основных элементов воспитания и развития младших школьников [2, 3]. Трудовое воспитание в школах ранее было включено в программу образования.

Трудовое воспитание младших школьников – это целенаправленный процесс, обеспечивающий формирование у них потребности в многообразии трудовой деятельности (учебной, трудовой, общественной и т.п.), уважения к человеческому труду, бережливого отношения к материальным и духовным ценностям, осознанного и добросовестного отношения к своим обязанностям. Оно определяется приоритетностью таких качеств личности, как трудолюбие, дисциплинированность, работоспособность, постепенно утрачиваемых подрастающими поколениями, но необходимых в современных условиях создания и выполнения новых сценариев развития российской экономики [2, 3].

Главные цели трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности – это обучение детей простым трудовым навыкам, самостоятельности, формирование основ физического и умственного труда, субъект-субъектное взаимодействие. Но совместная работа обучающегося со взрослым (родителем или учителем) активнее замотивирует младшего школьника к труду и достижению результата. Младшие школьники будут стремиться применять свои знания на практике, проявлять свои способности и активно участвовать в мероприятиях.

Кроме того, трудовое воспитание направлено на развитие знаний, умений и навыков, ответственности и настойчивости у младших школьников, а совместные мероприятия помогут обучающимся начальной школы научиться работать в команде и взаимодействовать со своими одноклассниками.

Автор считает, что при соблюдении определенных организационно-педагогических условиях трудовое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности станет более эффективным.

Согласно М.М. Маловой, «организационно-педагогические условия – это связь с обучением и воспитанием, которые могут влиять на формирование личности». По ее мнению, «условия являются внешними и внутренними факторами, такими как естественные и социальные влияния, которые влияют на физическое, интеллектуальное и моральное развитие человека» [4]. Автор утверждает, что осознанная деятельность личности, направленная на изменение и совершенствование действительности, и условия находятся во взаимосвязи, поскольку условия представляют свойства личностной деятельности при постановке цели и ее реализации [4].

Автор Л.Н. Серебренников определяет, что организационно-педагогические условия – это совокупность последовательных и взаимосвязанных мероприятий в образовательном процессе, направленных на повышение эффективности обучения и повышение профессионального уровня студентов по их специальности [5].

В работах В.Н. Авдеевой организационно-педагогические условия определяются как совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач [6].

Остановимся на организационно-педагогических условиях трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности (рис.).

Организационно-педагогические условия трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности

Первое организационно-педагогическое условие: создание в школьной и семейной среде системы мотивации младших школьников к трудовой деятельности.

В начальной школе начинается формирование позитивного отношения младших школьников к труду, которое является мотивационной составляющей их личности. Трудовая деятельность важна для них и является сферой, где они могут проявить свою социальную активность. Результаты различных исследований подтверждают эффективность такого подхода. Сотрудничество семьи и школы положительно сказывается на работоспособности обучающихся и создает условия для развития их рефлексивных способностей. Данный процесс протекает поэтапно: планирование – составляется план работы, исполнение – выполнение работы, анализ – подведение итогов, оценка результата. Процесс совместной работы обеспечивает распределение обязанностей младших школьников во внеурочной деятельности с учетом уровня развития социальной активности и способствует овладению эффективными методами работы в коллективе.

Активизировать младших школьников к трудовой деятельности и заинтересовать их трудовыми традициями можно через работу над различными темами, например: «Сделай красиво», «Труд красит человека», «Человека можно увидеть по работе».

Рассмотрим следующие направления для создания в школьной и семейной среде системы мотивации младших школьников к трудовой деятельности:

· коллективная работа, показывающая необходимость постановки целей (разбирать с младшими школьниками пословицы, планировать совместные трудовые мероприятия);

· планирование трудовой деятельности младших школьников во внеурочной деятельности (праздники, субботники, выездные добровольческие дела);

· наличие практических навыков для успешного выполнения творческой работы (вязание, шитье, рисование, изготовление буклета);

· оценка выполненной работы (результат) (получение грамоты за конкурс в школе).

Второе организационно-педагогическое условие: формирование устойчивой потребности в добросовестном и творческом труде младших школьников во внеурочной деятельности.

Это условие заключается во включении образовательного процесса в педагогическую практику таким образом, чтобы помочь младшим школьникам развить собственное творческое самовыражение и сохранить особенности креативности в детстве. Это достигается за счет использования как традиционных форм работы, так и групповых и индивидуальных тренингов, а также внеклассных мероприятий, направленных на развитие творческого самовыражения младших школьников, чтобы помочь им найти свое место в жизни. Организация этих занятий также выступает условием формирования устойчивой потребности в добросовестном и творческом труде младших школьников во внеурочной деятельности. Важными аспектами данного условия являются приобретение младшими школьниками практических навыков и умений, необходимых для дальнейшей самореализации в художественной и творческой деятельности, а также развитие познавательных способностей, вовлечение их в художественную и творческую деятельность.

Формирование устойчивой потребности в добросовестном и творческом труде младших школьников во внеурочной деятельности включает следующие направления трудового воспитания:

· нестандартные мероприятия для младших школьников во внеурочной деятельности (онлайн-экскурсия, мастер-классы по изготовлению разделочных досок, видеоурок по изучению лепки);

· создание творческих проектов (младшие школьники помогают сказочным персонажам, изготавливают макеты);

· волонтерская работа (помощь младших школьников ветеранам труда в уборке территории).

Третье организационно-педагогическое условие: формирование готовности учителя к трудовому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности.

Готовность учителя к трудовому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности представляет собой «сложное системное образование, учитывающее общую направленность обучающегося и его внутреннюю позицию, обладающее гибкостью и динамичностью, функционирующее на разных уровнях включенности субъекта во взаимодействии с младшим школьником» [6]. Об уровне рассматриваемой готовности учителя свидетельствуют сформированные знания, умения и навыки организации трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности по трехуровневой шкале (высокий, средний, низкий уровень в соответствии с методикой определения индексов), ценностное отношение к нему.

Среди направлений подготовки учителя к трудовому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности следует выделить следующие:

· разработка плана работы внеурочной деятельности с привлечением родителей младших школьников;

· усовершенствование образовательной и методической поддержки учителей (обновление учебной и методической литературы, подборка оригинальных мероприятий трудовой деятельности, онлайн-экскурсий, кейс-заданий, проектов);

· обеспечение стимулирующей поддержки со стороны образовательной организации (материалы для творчества, инструменты для субботников, помещения для праздников, поощрения для младших школьников);

· разработка дистанционного курса по подготовке к трудовому воспитанию младших школьников, живущих в отдаленных населенных пунктах;

· создание творческой среды, которая будет способствовать развитию склонностей и способностей учителей;

· ознакомление учителей с нормативно-правовыми документами, обеспечивающими реализацию трудового воспитания младших школьников.

Комплекс дидактических условий формирования готовности учителя к трудовому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности включает в себя:

– использование инновационных форм, методов, средств, приемов воспитания в образовательном процессе;

– развитие определенных личных качеств учителя, таких как творческое мышление, энергия, гибкость и новаторство;

– использование различных дисциплин, в том числе психолого-педагогических, для развития творческой активности учителя;

– создание условий, которые позволяют учителю активно участвовать в образовательной деятельности и развиваться с помощью социальных и пространственных аспектов.

В трудовом воспитании младших школьников можно использовать следующие методы: интуитивные и логические. Выбор данных методов будет зависеть от преобладания интуитивных или логических процедур и правил работы. Интуитивные методы направлены на стимулирование творческого мышления и развитие интуиции, воображения и аналогий. Логические методы основаны на анализе объекта и включают такие методы, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, вычет и др.

Заключение. Важно, чтобы учителя и обучающиеся начальной школы освоили механизмы внеурочной деятельности и организацию различных форм взаимодействия.

Эффективность трудового воспитания младших школьников обеспечивается реализацией выявленных и проверенных на практике организационно-педагогических условий. Первое организационно-педагогическое условие – создание в школьной и семейной среде системы мотивации младших школьников к трудовой деятельности. Второе – формирование устойчивой потребности в добросовестном и творческом труде младших школьников во внеурочной деятельности. Третье организационно-педагогическое условие – формирование готовности учителя к трудовому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности. Данные организационно-педагогические условия могут быть преобразованы при совершенствовании содержания образования за счет включения в учебную программу специального курса, позволяющего познакомиться с основными принципами труда, активизировать навыки творческой работы, выполнять различные творческие задания и изучать соответствующую литературу.

Рассмотренные организационно-педагогические условия трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности расширяют представления о результативности трудовой деятельности обучающихся.

Проведенное исследование дает основание считать, что разработанные в нем теоретические и практические аспекты трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности позволяют целенаправленно и организованно решать проблему трудового воспитания в младшем школьном возрасте, открывают новые направления для научно-педагогических исследований, связанных с трудовым воспитанием школьников (например, преемственность трудового воспитания в системах «дошкольное образовательное учреждение – начальная школа», «начальная школа – средняя школа» и т.д.).