В июне 2023 года в Государственную Думу был внесен законопроект, который предлагает вернуть трудовое воспитание в школы [1]. Данный законопроект направлен на возвращение традиций трудового воспитания в образовательные организации. В актуальных нормативных документах не ставится акцент на понятие «труд». Инициатива депутатов направлена на четкое определение трудового воспитания учащихся и формирование у них трудолюбия, уважения и ответственного отношения к труду.
В статье автор вместе с экспертами проанализирует, что такое трудовое воспитание и как оно повлияет на жизнь младших школьников.
Теоретический анализ научных работ по исследуемой теме показал, что труд занимает важное место в воспитании и развитии младших школьников [2, 3]. Трудовое воспитание учит детей ценить труд и трудолюбие, понимать важность выполнения обязанностей и нести ответственность за выполненную работу. Эти навыки и качества будут необходимы им в будущем во всех сферах жизни. В начальной школе трудовое воспитание может включать в себя различные виды работ и заданий, которые помогут развить навыки труда и ответственности. Это могут быть уборка класса, посадка и уход за растениями, создание поделок, участие в коллективных проектах и т.д. Важно, чтобы дети видели смысл и пользу своего труда, получали за него похвалу и поддержку. Таким образом, через трудовое воспитание младшие школьники учатся ценить себя и свой труд, развивают чувство самоуважения и уверенности в своих силах. Отметим, что трудовое воспитание в начальной школе играет важную роль в формировании личности ребенка и готовит его к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в будущем [2].
Цель исследования – теоретически обосновать продуктивность организационно-педагогических условий трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Материалы и методы исследования
В качестве основных материалов для анализа были использованы источники на русском языке, посвященные организационно-педагогическим условиям трудового воспитания во внеурочной деятельности. Методы исследования: изучение и анализ литературы; обобщение опыта работы учителей и педагогов; цитирование; анализ; синтез; сравнение; обобщение.
Результаты исследования и их обсуждение
Трудовое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности – это взаимодействие взрослого и обучающегося. Данный процесс направлен на развитие полезных навыков, трудовых традиций, подготовку к будущей профессии и воспитание уважения к своему и чужому труду. Советское правительство на законодательном уровне установило, что трудовое воспитание является одним из основных элементов воспитания и развития младших школьников [2, 3]. Трудовое воспитание в школах ранее было включено в программу образования.
Трудовое воспитание младших школьников – это целенаправленный процесс, обеспечивающий формирование у них потребности в многообразии трудовой деятельности (учебной, трудовой, общественной и т.п.), уважения к человеческому труду, бережливого отношения к материальным и духовным ценностям, осознанного и добросовестного отношения к своим обязанностям. Оно определяется приоритетностью таких качеств личности, как трудолюбие, дисциплинированность, работоспособность, постепенно утрачиваемых подрастающими поколениями, но необходимых в современных условиях создания и выполнения новых сценариев развития российской экономики [2, 3].
Главные цели трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности – это обучение детей простым трудовым навыкам, самостоятельности, формирование основ физического и умственного труда, субъект-субъектное взаимодействие. Но совместная работа обучающегося со взрослым (родителем или учителем) активнее замотивирует младшего школьника к труду и достижению результата. Младшие школьники будут стремиться применять свои знания на практике, проявлять свои способности и активно участвовать в мероприятиях.
Кроме того, трудовое воспитание направлено на развитие знаний, умений и навыков, ответственности и настойчивости у младших школьников, а совместные мероприятия помогут обучающимся начальной школы научиться работать в команде и взаимодействовать со своими одноклассниками.
Автор считает, что при соблюдении определенных организационно-педагогических условиях трудовое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности станет более эффективным.
Согласно М.М. Маловой, «организационно-педагогические условия – это связь с обучением и воспитанием, которые могут влиять на формирование личности». По ее мнению, «условия являются внешними и внутренними факторами, такими как естественные и социальные влияния, которые влияют на физическое, интеллектуальное и моральное развитие человека» [4]. Автор утверждает, что осознанная деятельность личности, направленная на изменение и совершенствование действительности, и условия находятся во взаимосвязи, поскольку условия представляют свойства личностной деятельности при постановке цели и ее реализации [4].
Автор Л.Н. Серебренников определяет, что организационно-педагогические условия – это совокупность последовательных и взаимосвязанных мероприятий в образовательном процессе, направленных на повышение эффективности обучения и повышение профессионального уровня студентов по их специальности [5].
В работах В.Н. Авдеевой организационно-педагогические условия определяются как совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач [6].
Остановимся на организационно-педагогических условиях трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности (рис.).
Организационно-педагогические условия трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
Первое организационно-педагогическое условие: создание в школьной и семейной среде системы мотивации младших школьников к трудовой деятельности.
В начальной школе начинается формирование позитивного отношения младших школьников к труду, которое является мотивационной составляющей их личности. Трудовая деятельность важна для них и является сферой, где они могут проявить свою социальную активность. Результаты различных исследований подтверждают эффективность такого подхода. Сотрудничество семьи и школы положительно сказывается на работоспособности обучающихся и создает условия для развития их рефлексивных способностей. Данный процесс протекает поэтапно: планирование – составляется план работы, исполнение – выполнение работы, анализ – подведение итогов, оценка результата. Процесс совместной работы обеспечивает распределение обязанностей младших школьников во внеурочной деятельности с учетом уровня развития социальной активности и способствует овладению эффективными методами работы в коллективе.
Активизировать младших школьников к трудовой деятельности и заинтересовать их трудовыми традициями можно через работу над различными темами, например: «Сделай красиво», «Труд красит человека», «Человека можно увидеть по работе».
Рассмотрим следующие направления для создания в школьной и семейной среде системы мотивации младших школьников к трудовой деятельности:
· коллективная работа, показывающая необходимость постановки целей (разбирать с младшими школьниками пословицы, планировать совместные трудовые мероприятия);
· планирование трудовой деятельности младших школьников во внеурочной деятельности (праздники, субботники, выездные добровольческие дела);
· наличие практических навыков для успешного выполнения творческой работы (вязание, шитье, рисование, изготовление буклета);
· оценка выполненной работы (результат) (получение грамоты за конкурс в школе).
Второе организационно-педагогическое условие: формирование устойчивой потребности в добросовестном и творческом труде младших школьников во внеурочной деятельности.
Это условие заключается во включении образовательного процесса в педагогическую практику таким образом, чтобы помочь младшим школьникам развить собственное творческое самовыражение и сохранить особенности креативности в детстве. Это достигается за счет использования как традиционных форм работы, так и групповых и индивидуальных тренингов, а также внеклассных мероприятий, направленных на развитие творческого самовыражения младших школьников, чтобы помочь им найти свое место в жизни. Организация этих занятий также выступает условием формирования устойчивой потребности в добросовестном и творческом труде младших школьников во внеурочной деятельности. Важными аспектами данного условия являются приобретение младшими школьниками практических навыков и умений, необходимых для дальнейшей самореализации в художественной и творческой деятельности, а также развитие познавательных способностей, вовлечение их в художественную и творческую деятельность.
Формирование устойчивой потребности в добросовестном и творческом труде младших школьников во внеурочной деятельности включает следующие направления трудового воспитания:
· нестандартные мероприятия для младших школьников во внеурочной деятельности (онлайн-экскурсия, мастер-классы по изготовлению разделочных досок, видеоурок по изучению лепки);
· создание творческих проектов (младшие школьники помогают сказочным персонажам, изготавливают макеты);
· волонтерская работа (помощь младших школьников ветеранам труда в уборке территории).
Третье организационно-педагогическое условие: формирование готовности учителя к трудовому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности.
Готовность учителя к трудовому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности представляет собой «сложное системное образование, учитывающее общую направленность обучающегося и его внутреннюю позицию, обладающее гибкостью и динамичностью, функционирующее на разных уровнях включенности субъекта во взаимодействии с младшим школьником» [6]. Об уровне рассматриваемой готовности учителя свидетельствуют сформированные знания, умения и навыки организации трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности по трехуровневой шкале (высокий, средний, низкий уровень в соответствии с методикой определения индексов), ценностное отношение к нему.
Среди направлений подготовки учителя к трудовому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности следует выделить следующие:
· разработка плана работы внеурочной деятельности с привлечением родителей младших школьников;
· усовершенствование образовательной и методической поддержки учителей (обновление учебной и методической литературы, подборка оригинальных мероприятий трудовой деятельности, онлайн-экскурсий, кейс-заданий, проектов);
· обеспечение стимулирующей поддержки со стороны образовательной организации (материалы для творчества, инструменты для субботников, помещения для праздников, поощрения для младших школьников);
· разработка дистанционного курса по подготовке к трудовому воспитанию младших школьников, живущих в отдаленных населенных пунктах;
· создание творческой среды, которая будет способствовать развитию склонностей и способностей учителей;
· ознакомление учителей с нормативно-правовыми документами, обеспечивающими реализацию трудового воспитания младших школьников.
Комплекс дидактических условий формирования готовности учителя к трудовому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности включает в себя:
– использование инновационных форм, методов, средств, приемов воспитания в образовательном процессе;
– развитие определенных личных качеств учителя, таких как творческое мышление, энергия, гибкость и новаторство;
– использование различных дисциплин, в том числе психолого-педагогических, для развития творческой активности учителя;
– создание условий, которые позволяют учителю активно участвовать в образовательной деятельности и развиваться с помощью социальных и пространственных аспектов.
В трудовом воспитании младших школьников можно использовать следующие методы: интуитивные и логические. Выбор данных методов будет зависеть от преобладания интуитивных или логических процедур и правил работы. Интуитивные методы направлены на стимулирование творческого мышления и развитие интуиции, воображения и аналогий. Логические методы основаны на анализе объекта и включают такие методы, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, вычет и др.
Заключение. Важно, чтобы учителя и обучающиеся начальной школы освоили механизмы внеурочной деятельности и организацию различных форм взаимодействия.
Эффективность трудового воспитания младших школьников обеспечивается реализацией выявленных и проверенных на практике организационно-педагогических условий. Первое организационно-педагогическое условие – создание в школьной и семейной среде системы мотивации младших школьников к трудовой деятельности. Второе – формирование устойчивой потребности в добросовестном и творческом труде младших школьников во внеурочной деятельности. Третье организационно-педагогическое условие – формирование готовности учителя к трудовому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности. Данные организационно-педагогические условия могут быть преобразованы при совершенствовании содержания образования за счет включения в учебную программу специального курса, позволяющего познакомиться с основными принципами труда, активизировать навыки творческой работы, выполнять различные творческие задания и изучать соответствующую литературу.
Рассмотренные организационно-педагогические условия трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности расширяют представления о результативности трудовой деятельности обучающихся.
Проведенное исследование дает основание считать, что разработанные в нем теоретические и практические аспекты трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности позволяют целенаправленно и организованно решать проблему трудового воспитания в младшем школьном возрасте, открывают новые направления для научно-педагогических исследований, связанных с трудовым воспитанием школьников (например, преемственность трудового воспитания в системах «дошкольное образовательное учреждение – начальная школа», «начальная школа – средняя школа» и т.д.).
Библиографическая ссылка
Сармутдинова Г.Б. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33424 (дата обращения: 13.10.2024).